Выдержка из текста работы
Слово «культура» появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» — возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы».
Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) «Тускуланские беседы» (45 до н.э.)[3, c.59]. В этой книге Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, он противопоставил понятия «культура» и «натура» (природа). С тех пор мир культуры воспринимается как результат деятельности людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.
В основе античного понимания культуры лежит идеал человека, т.е. человека-гражданина, подчинявшегося законам своего полиса и выполнявшего все гражданские обязанности, человека-воина, защищавшего его от неприятеля, человека, способного наслаждаться прекрасным (последнее верно лишь для греческой античности). Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм. В силу таких представлений первое значение термина «культура» стало отождествляться с воспитанием и образованием, которые способны развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, позволявшие ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение этого природного порядка.
Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, свойственное античности. Грекам было близко понятие вечности, в истории они видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества. Это приводило к циклической схеме развития истории и культуры, в соответствии с которой развитие общества представляет цикл, проходящий от золотого века к серебряному, медному и, наконец, железному. В такой модели золотой век находился в прошлом, поэтому для античного мировоззрения характерна обращенность в прошлое, считающееся идеалом. Современное состояние культуры — лишь определенная степень отклонения от него. Максимальное отклонение железного века должно привести к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы вернет общество в золотой век, после чего начнется новый цикл развития.
1.2. Что нового по сравнению с античностью появилось в эпоху Возрождения и почему?
Возрождение – это культурный процесс, точнее культурный переворот, стоящий в тесной связи с переворотом экономическим. Он выражается в росте индивидуализма, в упадке церковных идей и усилении интереса к древности[7, c.34].
Возрождение связано с новым открытием Античности, ее идеалов и ценностей и прежде всего отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Именно Возрождение стало эпохой рождения современного гуманизма – веры в силы и способности человека, в то, что человек такой же творец, как и Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. В этом заключается знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях.
Так в мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры.
Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. Гуманисты считали, что человек может достигнуть совершенства собственным разумом и волей, а не путем искупления и благодати. Они были убеждены во всемогуществе человеческого разума.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин….
2. Тестовые задания.
2.1. Семиотическая функция культуры связана
а) с языком,
б) с инстинктами,
в) с нормами поведения,
2.2. Понятие культуры как возделывания относится к сфере
а) сельского хозяйства,
б) политики,
в) правовых норм,
2.3. Эволюционисты были
а) историками,
б) учеными-лингвистами,
в) учеными-филологами,
г) учеными-этнографами.
2.4. Ископаемый человек – соперник кроманьонца.
а) питекантроп,
б) рамапитек,
в) неандерталец,
г) австралопитек.
2.5. С кем отождествлялся умерший фараон?
а) с небесной коровой,
б) с перевозчиком в царстве мертвых,
в) с богом Озирисом,
г) с прорастающим зерном.
2.6. Одним из «Семи чудес света» были
а) дворец Саргона Древнего,
б) сады Семирамиды,
в) укрепления Вавилона,
2.7. Греки ввели в обиход следующие термины
а) «демократия»,
б) «модерн»
в) «магистратура»
г) «аристократия»,
д) «тирания».
2.8. Во время Пунических войн Рим воевал с
а) Египтом,
б) Карфагеном,
в) Галлией,
г) Грецией,
д) Сирией.
2.9. Перун – бог
а) скота,
б) мертвых,
в) грома и молнии,
г) богатства.
2.10. Кто был первым русским князем?
а) Владимир,
б) Ярослав,
в) Рюрик,
г) Олег.
Список использованных источников
1. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977 г.
2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие / П.С. Гуревич. — М.: Знание,1996.
3. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. — М.: АО «Аспект-Пресс», 2009
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология: в 2 ч.: Пособие для студентов вузов / Б.С. Ерасов. — М.: АО «Аспект Пресс», 2011. — Ч.2.
5. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры / А.С. Кармин. — СПб.: Лань,2007.
6. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г.В. Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс,1995.
7. Культурология: основные понятия, термины, определения / Сост. Р.И. Ефремова, Г.М. Мелехина. — Новокузнецк, СибГИУ, 2002.
8. Культурология: Учебник для студ. тех.вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — М.: Высшая школа, 2008.
9. Культурология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Изд-во «Прибор»,2008.
10. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001
11. enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/VOLTER_FRANSUA-MARI_ARUE_DE.html?page=0,0
12. book/267-teoriya-kultury/20-53-ig-gerder-i-ego-teoriya-kultury.html
13. enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/GEGEL_GEORG_VILGELM_FRIDRIH.html
14. sotsiologiya-kulturyi-knigi/ten-filosofiya-iskusstva-37042.html
15. node/40033