Содержание
Вопрос 1. Каковы особенности стиля мышления мужчины и женщины?
Вопрос 2. Какие советы Вы дали бы молодому руководителю по выстраиванию взаимоотношений с подчиненными. Что можно и чего нельзя делать и почему?
Вопрос 3.Как проявляются специфические психологические черты, присущие полу, в служебной обстановке?
Вопрос 4.Какова специфика отношений сотрудников фирмы со случайными посетителями?
Вопрос 5.С какими этическими нарушениями в процессе критики Вам приходилось сталкиваться в деловой жизни?
Вопрос 6. Какие, на Ваш взгляд, неприятные психологические последствия имеют нарушения этических норм тем лицом, которое критикует, и тем лицом, которое критикуют?
Вопрос 7.Лицо-зеркало души. Понаблюдайте за выражением лиц окружающих и нарисуйте лица, выражающие самые разные эмоциональные состояния по образу. Какое выражение лица, чаще всего, видели Вы в процессе наблюдения? О чем это говорит?
Вопрос 8. Опишите словами 1)жесты, 2) мимику, 3)позы, выражающие довольствие, печаль, растерянность, неуверенность, радость.
Вопрос 9. Опишите четыре любых жеста, сопровождающих вашу речь. Прокомментируйте их возможные значения. Запишите высказывания, сопровождающиеся этими жестами.
Вопрос 10.Как можно передать невербальными средствами смысл следующих предложений?
— «не знаю»
— «надо подумать»
— «рад встрече»
— «что Вам от меня нужно?»
— «помогите»
— «ты еще здесь?»
Выдержка из текста работы
Тема данного вопроса имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности.
Для того, чтобы охарактеризовать понятие «профессиональная этика», её задачи и принципы, раскроем природу этого понятия и его историю.
1.2. Природа профессиональной этики
Профессиональная этика — это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
В мире общественных отношений люди, которые делают нечто, чего не умеют другие, сразу же оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем, кто пользуется их услугами. Это — распространенный аргумент в объяснении необходимости профессиональной этики. При намеренном уклонении от дискуссии о (не)целесообразности различения собственно профессиональной и трудовой, деловой и прочих непрофессиональных видов прикладных этик в таком способе аргументации содержится вполне определенная логика: именно так возникают нравственная ответственность специалистов, их моральный долг.При осознанном включении в дискуссию аргументация становления собственно профессиональных этик дополняется апелляцией к социальной ответственности профессии, профессиональному призванию и служению, саморегулированию профессии, к необходимости оправдания и ограничения власти профессионалов над людьми и т. п. Соответственно, для чисто этического дискурса алгоритм рассуждения о природе профессиональной этике предполагает ряд последовательных шагов. Первый из них -характеристика миссии (а не только функции) профессиональной этики. Особое внимание при этом уделяется роли этики ответственности(в отличие от этики убеждения) и идеи международной договоренности в профессиональной этике как одного из видов прикладной этики. Далее — система взглядов профессиональной этики: через подход к выбору профессии как к процессу морального выбора и через обсуждение дилеммы «служение в профессии или жизнь за счет профессии?». Следующий шаг алгоритма связан с обращением к феномену саморегулирования профессии и предполагает исследование природы и духа профессионально-этических кодексов и роли этических комитетов профессиональных сообществ. К целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования.
Едва ли не первый образ, возникающий в нашем сознании в связи с выражением профессиональная этика (мораль)» — клятва Гиппократа. И можно ли считать случайным, что написанная одним из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм клятва на верность профессии врача появилась в среде людей, призванных самоотверженно служить человеку.
Один из существенных мотивов побуждения к активности миссии профессиональной этики определяется тем, что профессиональные этики нацелены на выявление границ, пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации специализированной деятельности.
Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть профессионала в сфере его деятельности — без этого он не сможет выполнять свои задачи. С другой, — ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый — над человечеством, политик — над гражданами, врач — над больным, журналист — над получателем информации, менеджер — над подчиненным, предприниматель над наемным работником, клиентом, потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния церковных моделей в отношениях между людьми.
В наши дни все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становиться безразличие к последствиям собственной деятельности, тем более, если они носят кумулятивный характер, наблюдается рост известного отчуждения «мира профессионализма» от гуманистических задач профессии.
В свою очередь, миссия профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, ее постоянное соотнесение с ценностями общества. Поэтому и общество, в свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным критическим вниманием.
Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, ученые считают, что вместе с тем, необходимо сегодня смело говорить о феномене профессиональной этики — одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.
Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Таким образом, целью профессиональной этики является нахождение пределов власти над людьми, которая возникает в ходе осуществления специализированной деятельности. Профессиональная этика вносит значительные изменения в форму властных отношений современного общества и специализирована для снижения подчиненности одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов. Так же, роль профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, ее непрерывное сопоставление с ценностями общества.
1.3. История профессиональной этики
Мир профессий начал складываться — технико-организационно и психологически — на исходе Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших широкую профессионализацию социума.
В ту эпоху в Европе произошли впечатляющие по интенсивности и широте протекания процессы роста общественного разделения труда как основы уже профессионального разделения (это было проанализировано и выразительно описано в трудах классиков политэкономии и социологии). Вместе с тем происходило отслоение частной жизни от публичной, ставшей центром профессионализации разного свойства. Почти одновременно от сельского образа жизни отпочковался образ жизни урбанистический. Последний опять-таки сосредоточивал профессиональную деятельность различных профилей. Примерно тогда же форсировались процессы истории зарождения политики и, несколько позднее, нациогенеза. Оба они востребовали для своего функционирования расширения числа образованных и специально подготовленных кадров. Человека эпохи расцвета наук и искусств, универсального человека стал теснить человек эпохи Просвещения, уже порядком профессионализированный. Это вызвало к жизни массовую школу, ремесленные учебные заведения, необходимые для обеспечения роста производительных сил, транспортной инфраструктуры, управления и военного дела.
Из элементов социальной системы одна за другой выстраиваются сравнительно самостоятельные функциональные подсистемы и много охватывающие функциональные сферы деятельности. Они обладают собственными факторами развития. Из хозяйственной, домашней деятельности образуется экономика и финансовая сфера. Из деятельности управленческой складывается сфера политических отношений и организаций. Выделяется сфера правовых отношений и институтов, образовательно-воспитательных учреждений, медицины и науки и т.п. вплоть до спорта, информационно-развлекательной сферы — последние ближе к нашему времени.
При этом близкие и отдаленные последствия ускоренной профессионализации социума оказались амбивалентными: без нее вряд ли были бы возможны грандиозные перевороты в сфере производства, культуры, технического и научного прогресса и даже всего образа жизни человека.
Но эти же последствия обусловили рост отчуждающих феноменов, образование «частичного человека» и «профессионального кретинизма» — в терминологии XIX века, вдохновленного утопическими идеалами всесторонне развитой личности, которые в значительной мере утратили привлекательность в XX веке. Профессионализация внесла весомую лепту в сложнейшие процессы прежде заботливого общества, без понимания которой невозможно приступить к дискурсу о происхождении и природе профессиональной этики (морали) — в данном тексте понятия «этика» и «мораль» используются как равнозначные, а если они и различаются, то это особо оговаривается.
В практиках взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями продуктов их труда, в опыте регулирования их деятельности и появились зачатки профессиональной этики — они дополняли обычные административно-правовые регулятивы (нормы, санкции). Об этом свидетельствуют университетские библиотечные каталоги начала-середины XVI столетия. В них указывались, прежде всего, труды по медицинской этики, опирающиеся на письменные и устные свидетельства времен античности, которые по-разному оценивали этический фактор во врачевании. Складываются этика банковского дела и торговли, адвокатская этика и этика отношений в области науки о образования и т. д.
Вначале речь идет преимущественно о повышенных требованиях к поведению профессионалов в отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых моральных требованиях. В основном в тех сферах, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей людей с помощью высококвалифицированного труда. В такого рода видах деятельности административно-организационных и даже правовых регулятивных инструментов оказывается недостаточно, так как деятельность профессионалов не умещается в систему технологически строго упорядоченных действий.
Труду в этих сферах не свойственны жесткая запланированность и предоставление содержательной стороны явления в виде формальной системы, позволяющие сравнительно просто применять названные регулятивные механизмы.
В то же время профессиональный труд опосредован разносторонними комплексами гуманистических мотивов, поскольку от эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и основных жизненных ценностей. Максимально индивидуализированный, подобный труд исчисляется, как правило, через воздействие на последующую жизнедеятельность людей.
Тогда-то и возникает необходимость в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это вызывает новую — более высокую и многогранную — моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы». Они были призваны, с одной стороны, обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находили выражение интересы «пользователей» профессиональной деятельности. С другой — поддерживать моральный престиж и репутацию профессиональных сообществ в «большом» обществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравст……..
Список литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. — М., 1988.
2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М., 1991.
3. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания.-., 1989.
4. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. — К., 1989.
5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. — М., 1989.
6. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. — Ярославль, 1992.
7. Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов, 1986.
8. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу: Пер. с англ. — М., 1988.
9. Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997.
10. Апресян Р.Г. Мораль и этика — М., 2005.
11. Архангельский Л. М. Марксистская этика. — М., 1985.
12. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / Под ред. В. И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999
13. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб.пособие для студ-ов, обуч. по экон. спец. — М., 2005.
14. Громова Л.А. Профессиональная этика в PR//Материалы конференции Профессиональная этика в PR и рекламе. — СПБ., 2001.
15. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Этика деловых отношений: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Управление персоналом». — М., 2005.