Выдержка из текста работы
2. Требования к организации и качеству пищевого рациона, рекомендации по употреблению различных групп пищевых продуктов. Содержание витаминов в рационе ребенка.
3. Влияние наркотиков на организм подростков
Вариант 19.
1. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения.
2. Хронические расстройства питания у детей, рахит, гипервитаминоз D.
3. Основы рационального питания детей и подростков.
Вариант 20.
1. Нормативно-правовое обеспечение в области педиатрии и гигиены.
2. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию.
3. Влияние алкоголя на организм подростков
Темы рефератов
1.История создания педиатрии в России.
2.Адаптация детей к условиям внеутробной жизни.
3.Особенности роста и развития детей дошкольного возраста.
4.Особенности роста и развития детей школьного возраста.
5.Особенности роста и развития подросткового периода.
6.Анатомо – физиологическое развитие органов и систем детей и подростков.
7.Анатомо – физиологические особенности органов пищеварения.
8.Заболевание органов дыхания и их гигиена.
9.Патология сердечно – сосудистой системы и их профилактика.
10.Заболевания опорно – двигательной системы.
11.Заболевания эндокринной системы у детей и подростков.
12.Причины и способы возникновения инфекционных заболеваний.
13.Профилактика инфекционных заболеваний.
14.Воздушно – капельные инфекции.
15.Кишечные инфекции.
16.Туберкулез у детей и подростков.
17. Адаптационные возможности организма ребенка.
18.Адаптация детей к условиям дошкольных и школьных учреждений.
19. Развитие неврозов у детей.
20.Профилактика неврозов.
21.Дошкольная и школьная гигиена.
22.Организация режима дня детей и подростков.
23. Гигиенические требования к питанию детей в дошкольных и 61 школьных учреждениях.
24.Структура и гигиенические требования к дошкольному и школьному учреждению.
25.Профилактики инфекционных заболеваний.
26. Аллергические заболевания.
27. Гигиеническая организация бодрствования детей раннего и дошкольного возраста в ДОО.
28. Гигиенические требования к детской одежде.
29. Гигиенические требования к игрушкам, дидактическому материалу.
30. Гигиенические требования к освещению, составу воздуха в ДОО.
31. Гигиенические требования к отоплению, водоснабжению и содержанию ДОО.
32. Детский травматизм, оказание доврачебной помощи и предупреждение его.
33. Заболевание крови и сердца, ревматизм у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.
34. Закаливание.
35. Нарушения питания в детском возрасте, их профилактика.
36. Организация питания в дошкольных учреждениях и воспитание культурно-гигиенических навыков питания у детей раннего и дошкольного возраста.
37. Организация режима дня в дошкольных учреждениях, гигиеническая организация сна в ДОО.
Особенности и гигиена мочевыделительной системы у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика заболеваний.
39. Особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Нарушение осанки и плоскостопие.
40. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.
41. Особенности и гигиена органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика заболеваний.
42. Особенности обмена веществ у детей раннего и дошкольного возраста, потребности в основных питательных веществах в зависимости от возраста.
43. Паразитические заболевания у детей раннего и дошкольного возраста, гельминтозы.
44. Пищевые отравления.
45. Туберкулез у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.
Глоссарий
Абсцесс, аденовирус, аденопатия, адреналин, акромегалия, активно приобретенный иммунитет, аллерген, аллергия, амбулаторный, амебиоз, анаболизм, анафилактический шок, анаэробный, анемия, антиген, антисептик, антитело, аритмия, атеросклероз, билирубин, брадикардия, бронхи, бронхит, вегетативная нервная система, вич, воспаление, ганглий, гастрит, гематоэнцефалический барьер, гепатит, гиперплазия, гипертензия, гипертермия, гипотония, гонорея, гормон, гуморальная иммунная реакция, деменция, дерматит, дерматология, десенсибилизация, диарея, диафрагма, дизентерия, диспепсия, дисплазия, дистрофия, дисфагия, желтуха, ЗППП, иммунитет, иммунная система, иммуноглобулин, иммуностимуляция, иммуносупрессия, иммуноферментный анализ – ифа, инкубационный период, инсулин, интерферон, инфаркт, инфекция, ионизация, кандидоз, канцероген, капилляры, кахексия, клеточный, контагиозный, контрацепция, контрацептив, конъюнктивит, кортикостероиды, латентный, лейкоциты, лейшманиоз, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, лимфоциты, липиды, лямблиоз, макрофаги, малигнизация, менингит, метаболический, микозы, микоплазма, микробы, миокард, моноциты, мутация, надпочечники, невралгия, нейроны, некроз, неспецифический иммунитет, онкогенез, опиаты, остеопороз, офтальмология, пандемия, панкреатит, паразит, пассивно приобретенный иммунитет, педиатрия педикулез, перитонит, плацента, поджелудочная железа, превентивный, пролиферация, протозои, профилактика, психотропный, псориаз, пубертатный период, радиология, резистентность, респираторный, ретровирусы, ринит, сальмонеллез, седативный, селезенка, сенситивность, сенситивность, сепсис, сетчатка, сифилис, специфический иммунитет, стафилококк, субфебрильный, токсикология, толерантность, транквилизаторы, тромбоциты, туберкулез, фагоциты, фагоцитоз, фармакокинетика, химиотерапия, хламидиоз, холецистит, центральная нервная система, церебральный (cerebral), цереброспинальная жидкость, цианоз, цирроз печени, цитоплазма, цитотоксичный, шигеллез, шок, экзотоксин, электрокардиография, электроэнцефалография, эндокардит, эндокринные железы, эндорфин, эндотоксин, энзимэнтерит, энцефалит, эпидемиология, эпидемия, эпителий, эритема, эритроциты, эстроген, этиология, ядро.
Вопросы к экзамену
1. Объект, предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками. Роль дисциплины в подготовке бакалавра направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»
2. Современные подходы к определению здоровья и болезни. Здоровый образ жизни и проблемы его формирования.
3. Показатели индивидуального здоровья. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Факторы риска. Система профилактических мероприятий.
4. Возрастная периодизация. Формирование групп ДУ с учетом возраста детей. Группы здоровья.
5. Физиологические состояния новорожденных. Определение должных массы и роста детей 1-го года жизни.
6. Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни. Безусловные рефлексы детей 1-го года жизни.
7. Основы вскармливания детей. Составление суточного рациона грудному ребенку.
8. Осанка. Виды нарушений. Профилактика.
9. Формы стоп. Плантография. Профилактика плоскостопия.
10. Гигиенические требования к планировке помещений ДУ.
11. Гигиенические требования к оборудованию игральных и групповых комнат, спален, раздевальни, туалетных комнат.
12. Требования к детской мебели.
13. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
14. Гигиенические требования к тепловому режиму помещений ДУ и к организации водоснабжения.
15. Санитарное содержание ДУ.
16. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ДУ.
17. Гигиена учебной деятельности детей.
18. Санитарно-гигиенические требования к условиям организации работы детей с компьютером.
19. Гигиенические требования к трудовой деятельности детей.
20. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.
21. Гигиенические требования к игрушкам.
22. Требования к детским книгам.
23. Гигиенические требования к организации сна детей.
24. Компоненты пищи и их назначение (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода).
25. Организация питания в детских общеобразовательных учреждениях.
26. Гигиенические требования к транспортировке и хранению продуктов питания.
27. Санитарные требования к кулинарной обработке продуктов. Санитарный режим пищеблока.
28. Особенности рационального питания детей.
29. Гипоаллергенная диета.
30. Сущность закаливания. Принципы закаливания.
31. Характеристика процесса закаливания. Эффекты закаливания. Виды закаливания.
32. Закаливающие процедуры для детей 2-3-летнего возраста.
33. Закаливание воздухом.
34. Закаливание солнцем.
35. Закаливание водой. Купание в открытых водоемах.
36. Босохождение.
37. Гигиена одежды и обуви.
38. Заболевания нервной системы, их предупреждение.
39. Феномены патологического сна у детей. Эпилепсия.
40. Заболевания полости носа. Острое и хроническое воспаление миндалин.
41. Пневмония. Профилактика заболеваний органов дыхания.
42. Профилактика нарушений зрения.
43. Гигиенические требования к освещенности.
44. Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и к цветовому оформлению помещений ДУ.
45. Гигиена кожи.
46. Кожные болезни и их профилактика.
47. Аллергические состояния.
48. Особенности инфекционных болезней. Звенья эпидемического процесса.
49. Механизмы передачи инфекции. Иммунитет. Иммунопрофилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.
50. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: скарлатина, корь.
51. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: краснуха, дифтерия.
52. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: коклюш, эпидемический паротит.
53. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: ветряная оспа.
54. Острые респираторные заболевания. Грипп.
55. Вирусные гепатиты.
56. Полиомиелит.
57. Туберкулез и его профилактика.
58. Пищевые отравления и их предупреждение.
59. Дизентерия.
60. Гельминтозы у детей и их профилактика.
61. Рахит.
62. Предупреждение укусов клещей и клещевого энцефалита.
63. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение связок и сухожилий, переломы. Принципы оказания первой медицинской помощи.
64. Открытые повреждения: раны и кровотечения. Принципы оказания первой медицинской помощи.
65. Ожоги. Принципы оказания первой медицинской помощи.
66. Отморожения. Принципы оказания первой медицинской помощи.
67. Тепловой и солнечный удар. Обморок. Принципы оказания первой медицинской помощи.
68. Первая помощь при попадании в организм инородного тела.
69. Понятие о реанимации. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
70. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении.
Рекомендуемая литература:
1. Рубанович, В.Б. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.
2. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2011.
3. Голубев В.В., Лещенко М.В., Голубев С.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2011.
4. Большая родительская энциклопедия ребенок и уход за ним. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003.
6. Все о здоровье вашего ребенка. Полная энциклопедия для родителей. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
7. Герасимова А.С., Кузнецова В.Г. Школа раннего развития. От рождения до трех лет. – СПб: Издательский дом «Нева». М.: Олма-Пресс, 2001.
8. Марьясик Е.Д. Азбука здоровья семьи. – М.: Медицина, 1992.
9. Мать и дитя. Детские болезни. Уход за ребенком. – М.: Академия, 2002.
10. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999.
11. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
12. Педагогика раннего возраста / Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др. / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Академия, 1998.
13. Тонкова – Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний. – М.: Просвещение, 1984.
14. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987.
15. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: Учеб. пособие для ср. мед. работников. 4-е изд., – Ростов Н∕Д, Медицина, 2009. – 347 с.
ВОЗРАСТНЫЕ И АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. История развития анатомии и физиологии.
2. Заполните таблицу:
Железы внутренней секреции
Название | Место расположения | Гормоны | Физиологический эффект | Факторы риска | Последствия гипо-и гиперфункции |
3. Общие закономерности роста и развития организма.
Вариант 2.
1. Физическое развитие человека. Возрастные изменения строения тела.
2. Дайте определение следующим понятиям: организм, половая зрелость, железы внутренней секреции, гиподинамия, сенсорная система, нейрон, лейкоцитоз, лимфа, гемофилия, гомеостаз, синапс, систола, жизненная ёмкость легких, пульсовое давление, пищеварение.
3. Влияние наследственности и внешней среды на развитие организма.
Вариант 3.
1. Высшая нервная деятельность человека (рефлекс, его виды, сигнальные системы и типы ВНД).
2. Заполните таблицу:
Форменные элементы крови
Наименование элемента | Рисунок элемента | Содержание элемента в 1 мм3 крови | Выполняемая функция | Место образования элемента | Возможные заболевания при отклонения от нормы |
3. Речь и её организация.
Вариант 4.
1. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.
2. Изобразите орган вкуса с обозначением мест восприятия того или иного вкуса и виды сосочков, в которых находятся вкусовые почки.
3. Этапы процесса пищеварения.
Вариант 5.
1. Дыхательная система человека. Параметры дыхания.
2. Заполните таблицу:
Значение витаминов
Наименование витамина | Суточная норма | Продукты, содержащие витамин | Роль в организме | Последствия авитаминоза |
3. Гигиена питания.
Вариант 6.
1. Характеристика аппарата опоры и движения человека. Возрастные; особенности и виды нарушений опорно-двигательного аппарата.
2. Болезни эндокринной системы.
3. Глазные болезни. Гигиена органа зрения.
Вариант 7.
1. Мышечная система человека. Возрастные особенности.
2. Заполните таблицу;
Пищеварение
Место пищеварения | Время нахождения пищи | Вещества, способствующие пищеварению | Состав веществ | Роль веществ в пищеварении |
3. Органы слуха и равновесия.
Вариант 8.
1. Вредные привычки человека и их влияние на здоровье подрастающего поколения.
2. Иммунная система.
3. Нарушения слуха. Гигиена органа слуха.
Вариант 9.
1. Пищеварительная система человека. Её возрастные особенности.
2. Изобразите глазное яблоко и отметьте его составные части. Дайте характеристику вспомогательным органам глаза.
3. Строение и функции почек.
Вариант 10.
1. Мочевыделительная система человека. Её возрастные особенности.
2. Изобразите строение кожи человека с обозначением всех составляющих. Опишите их выполняемую функцию. Перечислите специальные рецепторы кожи.
3.Лимфатическая система.
Вопросы к экзамену
1. Закономерности роста и развития организма.
2. Возрастная периодизация этапов жизни человека.
3. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков.
4. Высшая нервная деятельность (в раннем и школьном периодах развития, школьного возраста, подросткового возраста).
5. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков.
6. Физическое и психическое развитие детей и подростков.
7. Скелет и его функции (возрастные особенности строения костей). Гигиена опорно-двигательного аппарата.
8. Строение и возрастные особенности позвоночника (отдела, изгибы), грудной клетки и черепа.
9. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
10.Мышечная система (типы мышц, классификация скелетных мышц, основные функции).
11 .Болезни эндокринной системы.
12. Анатомия и физиология органов дыхания.
13.Строение и работа сердца. Система кровообращения.
14.Строение и функции почек, их возрастные особенности.
15.Анатомия и физиология органов пищеварения.
16.Витамины и их значение для организма детей и взрослых.
17.Функции крови. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Органы кроветворения.
18.Возрастные особенности органов дыхания. Жизненная емкость легких.
19.Лимфатическая система. Ее роль в иммунитете и кроветворении.
20. Анализатор слуха и равновесия.
21.Зрительный анализатор. Вспомогательные аппараты глаза. Профилактика болезней глаз.
22.Печень. Структура, функции, особенности кровоснабжения.
23.Поджелудочная железа. Топография, структура, функции, кровоснабжение, иннервация.
24.Железы внутренней секреции. Взаимосвязь и функции эндокринных желез.
25.Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.
26. Дыхательная система человека. Параметры дыхания.
27.Пищеварительная система человека. Возрастные особенности.
28. Мочевыделительная система человека. Ее возрастные особенности.
29.Строение кожи человека. Функции кожи, рецепторы.
30.Инфекционные болезни. Профилактика инфекционных болезней.
Основная литература:
1. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология / Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
3. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р.Сапин, З.Г.Брыксин. – М.: Академия, 2005.
4. Голубева В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста / В.В.Голубева, С.В.Голубев. – М.: Академия, 2000.
Дополнительная литература:
1. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма / М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов. – М.: Академия, 2004. – 448 с.
2. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И.Обреимова, А.С.Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 376 с.
3. Хрипкова А.Г. М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
Периодические издания
«Здоровье», «Наука и жизнь», «Здоровье дошкольника», «Воспитание школьника»
Интернет-ресурсы
1. humbio.ru/humbio/physiology/0005e445.htm Электронный учебник по биологии человека, раздел Физиология
2 download-book.ru/ Бесплатная электронная медицинская библиотека. booksmed.com/ Бесплатная электронная медицинская библиотека.
3 biobsu.org/phha/index.htm Толковый сайт по физиологии
4 www.myneuro.ru/ Справочник по неврологии: кратко и авторитетно даёт характеристику отделам мозга и патологическим состояниям
5 nature.web.ru/db/msg.html?mid=1159126&uri=index.html АТРсинтаза — самый маленький молекулярный нано-моторчик
6 website-seo.ru/read/page/7/ Внимание, память, ощущения, мотивация для психологов
7 website-seo.ru/read/page/15/ Основные электронные ресурсы по психофизиологии
8 website-seo.ru/read/page/16/ Основные электронные ресурсы по психофизиологии
9 www.neurosciencerus.org/NeuroBrainRu.html Нейронауки. Мозг
10 distedu.ru/edu4/index.php Лекции по физиологии ЦНС
11 bibliotekar.ru/447/index.htm Физиология человека: Учебник для медвузов под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько
12 yanko.lib.ru/books/psycho/fiz_vus_nervnoy_deyat=ann.htm#_Toc126605713 Учебник: Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. Физиология ВНД
13 fizi-olog.ru Краткие материалы по физиологии человека
14 www.rsu.edu.ru/files/e-learning/Belova_Anatomy/ Оригинальное комплексное методическое пособие по возрастной физиологии. Основу его составляет учебная программа по этой дисциплине, но сюда также включены и учебные тексты, такие как определения ряда понятий, рисунки, схемы и т.п. detskaya-medicyna.ru/ Материалы по возрастной физиологии window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=32767 Лекции по возрастной анатомии и физиологии
15 vetfac.nsau.edu.ru/new/uchebnic/histology/roframes.htm Электронный учебник по гистологии. Разделы по нервной системе кратко напомнят основные положения анатомии и физиологии нервной системы. Достоинство — простота и краткость libserv.nsau.edu.ru/ugebnik/zitologie/ Электронный учебник по цитологии, гистологии, эмбриологии.