Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………3
1. Сущность понятия инвестиционного проекта и его соотношение с поняти-ем «Бизнес-план»………………………………………………………………………………….5
2. Содержание прединвестиционной фазы инвестиционного проекта…………12
3. Характеристика основных разделов технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционного проекта…………………………………………………………. 15
4. Принципы оценки эффективности инвестиционных решений……………….25
Заключение………………………………………………………………….……29
Список использованной литературы………………………………………………………31
Выдержка из текста работы
Процентная ставка является определяющим фактором не только на денежном рынке и рынке ценных бумаг, в частности облигаций, она играет большую роль и при принятии инвестиционных решений. Посредством этого инвестор может определить доходность инвестирования, т.е. тот объем денежной массы, который он получит при реализации проекта или программы, в которую был вложен капитал. Как известно, экономический субъект, осуществляющий долгосрочные капитальные вложения, отказывает себе в настоящее время в потреблении тех ресурсов, которые идут на финансирование, ради получения еще большей суммы. В связи с этим прибыль, полученная от осуществления какой-либо деятельности, должна покрыть не только так называемый ущерб от недоиспользования, но и принести реальную прибыль и оправдать себя. Только в этом случае инвестиционная деятельность расценивается как эффективная.
Чтобы хозяйственная деятельность была успешна, а результаты высокими, предприниматель всегда должен ориентироваться на динамику рыночной ставки процента. Например, осуществляя долгосрочные капиталовложения, инвестор, прежде всего, обращает внимание на их доходность, т.е. насколько рациональным является принятое решение с точки зрения экономической эффективности. Если процентная ставка оказывается несколько выше, чем планируемая доходность, то проект считается нерентабельным. Таким образом, одной из важных ступеней принятия инвестиционного решения является анализ альтернативных вариантов вложения капитала. Всего существует три основных типа инвестирования: инвестиции в производственные фонды, запасы и жилищное строительство. Инвестиции в основные фонды организации (так называемый материальный капитал) растут при соответствующем снижении величины процентной ставки. Это связано с тем, что снижаются предельные затраты (т.е. издержки на единицу капитала), и в результате владение капиталом становится более выгодным. Инвестиции в товарно-материальные запасы также реагируют на динамику ставки процента, поскольку она представляет собой альтернативные издержки хранения запасов. Фирма, которая имеет на складах запасы готовой продукции и иных продуктов производства, отказывается от процента, который она могла бы получить при их текущем потреблении. Соответственно, чем выше оказывается процентная ставка сегодня, тем более дорогостоящим становится хранение запасов. Это побуждает фирму сокращать их, и, как следствие, поток инвестиций прекращается.
Вложения в жилищное строительство связаны с процентной ставкой также обратной зависимостью. Если банковский процент начинает снижаться, большее количество людей решают взять кредит или начать строить квартиру, иными словами, совокупный спрос на рынке жилья начинает расти. Это вызывает повышение общего уровня цен, что становится более выгодным для застройщика (имеется в виду организация, которая организует или заказывает строительство), и масштаб инвестирования расширяется.
Инвестирование — это многоэтапный процесс, в некоторых случаях он может быть осуществлен единовременно. Также и прибыль от вложения капитала, или доходность проекта, не является абсолютно четкой величиной: она разбита на несколько частей, каждую из которых владелец фактора получает по истечении определенного промежутка времени. Таким образом, важным считается понятие дисконтирования. Данный показатель производит оценку будущей стоимости капитальных благ исходя из текущей с учетом экономических ожиданий и динамики процентной ставки. Иными словами, необходимо соотносить то, что мы затрачиваем сегодня и то, что можем получить в будущем. Если выручка в будущем не сможет покрыть текущих затрат, проект считается неэффективным и не подлежит осуществлению. Таким образом, принимая решение, очень важно рассчитать именно эти два показателя. Допустим, что перед кредитной организацией стоит выбор: выдать кредит юридическому лицу под 15% годовых по ежеквартальному начислению сложных процентов или же под 18% по полугодовому начислению сложных процентов. Сразу трудно однозначно и правильно ответить, но путем математических расчетов получается, что наиболее выгодной для банка окажется в результате сделка под 18% годовых. В противном случае банк будет нести потери, связанные либо с занижением ставки процента, либо с ее завышением, что может оттолкнуть дебитора.
Формула дисконтирования имеет следующий вид:
= 2 PV (1+r)*,
где FV — это будущая ценность вложения;- сегодняшняя ценность;- ставка процента;
* — число лет.
Соответственно наиболее рациональным является то решение, при осуществлении которого будущая стоимость инвестиций оказывается наибольшей.
2. Роль государства в смешанной экономике
экономика рынок денежный инвестиционный
Основным регулятором смешанной экономики является рынок. «Невидимая рука» рынка регулирует важнейшие параметры экономического развития. Прежде рыночный механизм объединяет производителей и потребителей в единую экономическую систему, подчиняет производство общественным потребностям в форме платежеспособного спроса. Рынок способствует эффективному распределению ресурсов. Это означает, что он направляет ресурсы на производство тех товаров, которые наиболее нужны обществу, принуждает предпринимателей применять наиболее эффективные комбинации использования ограниченных ресурсов, способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий. И наконец, рынок играет большую селективную функцию среди товаропроизводителей, благодаря чему из товарного производства выбывают те хозяйствующие субъекты, результаты деятельности которых не отвечают условиям рыночной конкуренции.
Однако рынок не является идеальной формой организации общественного производства. Как субъект государственного регулирования он имеет определенные ограничения, которые можно объединить в четыре направления.
Первый — рынок не обладает совершенным механизмом, способным противостоять такому явлению, как экономическая нестабильность, которая проявляется через затяжной спад производства, чрезмерное безработицы, высокий уровень инфляции и т.д.
Второй — рынок способен реагировать только на индивидуальные потребности людей, которые финансируются отдельными субъектами согласно их индивидуальным планам. Поэтому рынок не имеет механизмов, которые способны обеспечивать людей общественными благами, т.е. товарами и услугами коллективного потребления, потребность в которых не зависит от индивидуальной платежеспособности. К ним относятся услуги государственного управления, национальной армии, милиции, здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.
Третий — современный рынок не совершенен, поскольку на рыночные отношения большое влияние могут оказывать монопольные образования. Воздействуя на объемы производства и цены, они ограничивают эффективность рыночной конкуренции и создают условия для такого распределения ресурсов, которое учитывает не общественные, а собственные интересы. Рыночный механизм не имеет надежного иммунитета, который способен противостоять монополизму.
Четвертый — взаимодействие людей через рыночный механизм порождает негативные побочные последствия, так называемые внешние эффекты, которые не учитываются в процессе рыночных отношений. К ним относятся избыточное неравенство в доходах, неравномерное развитие отдельных регионов, нарушения экологических условий жизни населения, отклонения от стандартов качества потребительских товаров и т.п.
К главным ее функций можно отнести следующие:
. Разработка политики социально-экономического развития страны, с помощью которой определяются главные цели, приоритеты и средства развития экономики. Это означает, что государство разрабатывает стратегию социально-экономического развития: определяет ресурсы и предусматривает определенные меры, необходимые для ее реализации; прогнозирует экономические, социальные и международные последствия ее внедрения в жизнь. Дер венная экономическая политика реализуется через экономические прогнозы, планы и программы, которые в условиях рыночных отношений должны ориентирующий и рекомендательный характер.
. Формирование правовых основ функционирования экономики. С этой целью государство определяет правовой статус отдельных форм собственности, узаконивает существование различных видов хозяйственной деятельности, регулирует отношения между отдельными мы субъектами рынка, т.е. устанавливает «правила игры» на рынке. Опираясь на экономическое законодательство, оно выполняет роль арбитра в сфере хозяйственных отношений, выявляет случаи незаконной деятельности и принимает соответствующие меры к нарушителям.
. Защита конкуренции как главного «мотора» рыночного механизма. С этой целью государство осуществляет антимонопольную политику.
. Перераспределение доходов и ресурсов. Необходимость в перераспределении доходов обуславливается природой рынка согласно которому первичные доходы отдельных домохозяйств жестко связаны с результатами их индивидуальной трудовой деятельности. Это неизбежно порождает чрезмерные изменения в личных доходах, а также отсутствие доходов у нетрудоспособных членов общества.
Необходимость в перераспределении ресурсов определяется двумя аспектами. Первый касается необходимости выделения ресурсов на производство общественных благ. Эту проблему решает правительство. Он, с одной стороны, через налоги сокращает доходы и спрос частного сектора на ресурсы, с другой — используя налоговые поступления, он перераспределяет ресурсы в производство общественных благ через государственные закупки.
Второй аспект вытекает из необходимости учета внешних эффектов рынка. Например, цена как регулятор распределения ресурсов не учитывает расходы общества, связанные с загрязнением окружающей среды. Следовательно, она является заниженной и вызывает чрезмерный спрос на экологичные товары, направляет на их производство чрезмерное количество ресурсов.
В этих условиях государство может скорректировать распределение ресурсов двумя путями:
) применение специального экологического законодательства, которое запрещает или ограничивает уровень загрязнения окружающей среды и заставляет предприятия производить дополнительные расходы, поднимает цену до оптимального уровня;
) введение специальных налогов с предприятий, которые загрязняют окружающую среду, с целью возмещения потерь общества, связанных с этим загрязнением.
. Стабилизация экономики. Как уже отмечалось, рынок не всегда может самостоятельно противостоять экономической нестабильности. Поэтому возникает необходимость государственного воздействия на экономический цикл. В основе стабилизационной функции государства лежит то обстоятельство, что расходы приватного сектора экономики могут быть недостаточными для достижения полной занятости или чрезмерными. В первом случае государство может применить стимулирующую политику, в другом — сдерживающую. Основными методами выполнения государством стабилизационной функции является фискальная и денежно-кредитная политика, с помощью которых она влияет на совокупный спрос.
Государственное вмешательство в экономику может быть при условии, что оно является взвешенным, то есть учитывает «разделение труда» между государством и рынком. Поэтому в теории и на практике всегда существует проблема соотношения между государственным регулированием экономики и рыночным саморегулирующаяся регулирования. Во многом решение этой проблемы зависит от того, как понимается сущность государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики — это целенаправленная деятельность государства по созданию правовых, экономических них и социальных предпосылок, необходимых для наиболее эффективного функционирования рыночного механизма и минимизации его негативных последствий. Рациональное государственное регулирование экономики не противостоит механизма ее рыночного регулирования и не подменяет его, а сознательно использует его регулирующий потенциал, дает рыночным регуляторам способность более целенаправленно и эффективно влиять на экономическое развитие. В конечном итоге это должно способствовать достижению поставленных государством целей и приоритетов с меньшими экономическими и социальными потерями.
Опираясь на рыночный механизм, государство не ограничиться только его инструментами. Наряду с ними она использует и нерыночные инструменты, которые дополняют хозяйственный механизм, придают ему целенаправленный характер. Так, государственные закупки, налоги, трансферты, денежная эмиссия не являются инструментами рыночного механизма. Но без их использования не могут решаться важные вопросы социально-экономического развития страны.
Государственное регулирование экономики — это субъективный фактор экономики. Поэтому его эффективность обусловлена тем, насколько государство в процессе выполнения своих регулирующего функции учитывает объективные экономические законы, и прежде всего законы рынка. В этом смысле рыночные законы создают объективную границу для вмешательства государства в экономику. Иными словами, рыночный механизм — это сфера государственного невмешательства. Более того, государство должно способствовать развитию рыночного механизма, устранять искусственные препятствия на его пути, которые могут создавать для него предпринимательские монополии и властные структуры.
Государство может вмешиваться в рыночный механизм только в одном случае — когда этот механизм еще не достиг необходимого потенциала и поэтому не способен выполнять свою положительную роль в экономике. Показательным примером этого является переходная экономика, которая находится в состоянии изменения экономических отношений, когда административно-командные механизмы уже не действуют, а рыночные — еще находятся в стадии становления. Найти рациональное соотношение между государственным вмешательством в экономику и ее рыночным саморегулированием-актуальная проблема органов государственного управления.
В условиях развитого рынка государственное регулирование экономики — это вмешательство государства не в рыночный механизм, а в предпосылки и побочные последствия его функционирования. В первом случае государство с целью получения необходимых сдвигов в экономике должна не подменять законы рынка искусственными законами, а влиять на тех условия, которые обеспечивают реализацию этих законов. Воздействуя на условия функционирования рынка, она может направить развитие рыночных отношений в соответствии с целями государственной экономической политики. Так, применяя политику «дорогих» или «дешевых» денег, государство не вмешивается в законы денежного рынка, а влияет только на соотношение между спросом и предложением на деньги и через изменения в этом соотношении целенаправленно регулирует экономические процессы.
В противном случае государство, учитывая ограничения рыночного механизма, его неспособность предотвратить возникновение негативных побочных последствий от функционирования экономики, может нейтрализовать их с помощью нерыночных инструментов. Так, государственные программы помощи малоимущим, нетрудоспособным и временно безработным членам общества могут обеспечить их социальную защиту без вмешательства в рыночный механизм.
Важной предпосылкой, определяющей эффективность государственного регулирования экономики, является учет действий государства индивидуальных условий конкретной страны. Эти условия характеризуются такими показателями, как доля государственного сектора в смешанной экономике, структура экономики, достигнутый технический уровень производства, место национальной экономики в мировом разделении труда, природные, демографические, национальные и политические условия. Учет этих условий требует от каждого государства творческого подхода к определению границы и методов своего вмешательства в экономику.
Список литературы
. Комиссарук М.П. «Макроэкономика: курс лекций «. Коломыя — 1999.
. Макконел, Брю. «Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. II-го изд. — М.: Республика, 1992.
. Павловский М. «Макроэкономика переходного периода «. К.: «Техника». 1999.
. Савченко А. и др. «Макроэкономика». К.: «Лыбидь». 1999 с. 148-153.