Содержание
1.Социальная и биологическая природа языка и мышления
2.Психологические, психофизиологические исследования мышления и языка
3.Предмет исследования нейропсихологии
4.Исследования функционирования языка в социуме
5.Изучение особенностей языка гносеологией, философией, лингвистикой
6.Аспекты билингвизма, филогенеза, онтогенеза
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования обусловлена ведущими тенденциями развития мировой образовательной системы. Это углубление усиление гуманистической направленности, духовной и общекультурной составляющих образования, формирование у обучающихся системного подхода к анализу сложных технических и социальных ситуаций, стратегического и творческого мышления, профессиональной мобильности.
Учить познанию и творческому подходу к действительности – ведущий императив современного образования. Успех его зависит от самоопределения молодого человека в профессии и творчестве. Особое значение творчество приобрело в начале XXI в. в условиях резкого изменения общественной жизни и социальных отношений, экономических и политических преобразований.
Человек творческий, человек одаренный выступает субъектом управленческих процессов социально-экономических систем. Это определяет чрезвычайную актуальность проблемы раскрытия и развития одаренности и творческого мышления обучающихся на этапе профессионального образования.
Проблема исследования заключается в поиске средств развития творческого мышления студентов учреждений профессионального образования.
Краткий обзор состояния проблемы на основе анализа литературы показал, что в науке нет строгих и точных критериев различия творческой и нетворческой деятельности человека, нет достаточно полного определения понятия «творчество», «творческое мышление». Несмотря на то, что к этому вопросу обращались многие авторы как в диссертационных исследованиях, так и в книгах, статьях, брошюрах (Н.Г. Алексеев, Б.Г. Ананьев, В.М. Арыдин, П.Н. Андрианов, С.M. Василевский, В.А. Горский, Д. Диксон, Б.К. Еремеев, Т.В. Кудрявцев, Л.Н. Ланда, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, В.Г. Разумовский, Ю.С. Столяров, П.К. Энгельмейер, П.М. Якобсон и др.). В трактовке сущности творчества авторы стремились отразить его особенности, рассматривали творчество в различных видах деятельности, выделяли общее и специфическое, возрастные особенности и воспитательные возможности, предпринимали попытки его алгоритмизации, однако оставалось незыблемым представление об индивидуальности творческого процесса.
Важную роль в развитии творческого мышления студентов играют уроки теоретического обучения. Теоретическое обучение – это часть профессиональной подготовки студентов, направленная на овладение ЗУН, общих и профессиональных компетенций по общеобразовательным и специальным дисциплинам, определенная учебным планом по специальности (профессии).
Теоретическое обучение является основной частью профессиональной подготовки и выполняет три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Развивающие функции способствуют развитию творческого мышления студентов, развитию умений мыслить в разных направлениях, выдвигать различные гипотезы, обосновывать различные точки зрения.
Цель работы – изучить особенности развития творческого мышления студентов на уроках теоретического обучения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность понятий «творчество», «творческое мышление».
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого мышления студентов учреждений профессионального образования.
3. Раскрыть особенности уроков теоретического обучения, виды уроков, их роль в развитии творческого мышления студентов.
4. Разработать урок теоретического обучения по специальности «дизайн причесок».
Глоссарий основных понятий и терминов, используемых в контрольной работе:
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.
Творчество – это процесс внешней активности человека и как деятельность, направленная на получение результата – творческого продукта
Теоретическое обучение – это часть профессиональной подготовки студентов, направленная на овладение ЗУН, общих и профессиональных компетенций по общеобразовательным и специальным дисциплинам, определенная учебным планом по специальности (профессии).
Урок теоретического обучения – это форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.
1. Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления студентов на уроках теоретического обучения
1.1. Понятие творческого мышления в психолого-педагогической литературе
Попытки дать научное толкование творчества делались еще во времена Аристотеля и Платона. Уже философы Древней Греции обращали внимание на нее повторяемость и своеобразие творческой деятельности человека. О своеобразии творчества, его условий и стимуляторов писали крупнейшие естествоиспытатели Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, A. Эйнштейн, М. Планк, В.И. Вернадский и др. К наиболее ранним публикациям, где рассматриваются некоторые стороны творческой деятельности, относятся работы B. Кузена, М. Перти, Б. Жоли, А. Дауге, М.А. Блоха и др.
А.В. Морозов пишет: «Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.). Особое место в творческом процессе занимает воображение, которое должно быть обеспечено знаниями, подкреплено способностями и целеустремленностью и сопровождаться эмоциональным тоном. Вся эта совокупность психической активности может привести к открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности» [13].
В исследовании Н.В. Увариной подчеркивается, что творчество есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психоло…….
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. — 2006. — №1. — С.85-95.
2. Богоявленская Д.Б. Проблемы диагностики креативности // Журнал практического психолога. — 2007. — №3. — С.133-148.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
4. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. — 1998. — №1. — С.93-100.
5. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб.: OMS, 1994. – 465 с.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
8. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 64 с.
9. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. — 2004. — №2. — С.3-10.
10. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. — М.: Изд-во Моск.психол.-социал.ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 720с.
11. Матюшкин А.М. Психологические предпосылки творческого мышления // Мир психологии. — 2001. — №1. — С.128-141.
12. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – М.: Аст, 2000. – 432 с.
13. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. — М.: Акад.Проект: Традиция, 2003. — 560с.
14. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.3. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Владос, 1999. – 632 с.
15. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. — 2001. — №2. — С.75-85.
16. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
17. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модек, 2001. – 368 с.
18. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — №4. — С.123-132.
19. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003. – 96 с.
20. Уварина Н.В. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе: Монография. – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – 173 с.
21. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. — 2007. — Т.28, №1. — С.28-37.