Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Особенности становления российского абсолютизма…………………………4
2. Реформирование высших органов государственного управления………….7
3. Становление коллежской системы центрального управления…………….11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………17
Выдержка из текста работы
Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
Первые годы правления Петра; внешнеполитическое положение России
Петр родился 30 мая 1672 г. от второй жены царя Алексея Михайловича — Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его старший сын Федор Алексеевич от первой жены Алексея Михайловича — Марии Милославской. Власть оказалась в руках Милославских. Мать Петра и все его близкие подверглись опале.
Смерть болезненного царя Федора в 1682 г. привела к ожесточенной борьбе за власть между дворцовыми группировками Милославских и Нарышкиных.
Победа Милославских завершилась кровавыми событиями в мае 1682 г. Партия Нарышкиных была разгромлена.
Наталья Кирилловна вместе с десятилетним Петром была вынуждена удалиться в подмосковный дворец в Преображенском, где жила в постоянном страхе и ожидании новых козней Милославских. Здесь в селе Преображенском прошли отроческие годы Петра.
В обстановке опалы и гонений со стороны Милославских Петр не получил обычного в то время в царской семье полубогословского образования.1 Все его обучение свелось к грамоте, письму и тем немногим сведениям по математике, истории и географии, какие мог дать ему его учитель — подьячий Челобитного приказа Зотов.
С малых лет Петр проявлял интерес к военным играм. Близкие к Петру люди, предвидя предстоящую борьбу за власть, не только не подавляли страсть Петра к военным играм, но и поощряли ее.Вскоре, в 1683 г., в Преображенском создается небольшой отряд «потешных», предназначенный специально для военных игр подрастающего Петра. Количество «потешных» возрастало, их игры стали постепенно переходить в настоящее военное обучение. В детских играх изучался солдатский строй, артиллерийская стрельба, искусство сооружения укреплений, их оборона и атака.
В 1687 г. число «потешных» настолько увеличилось, что они были развернуты в 2 полка — Преображенский и Семеновский._
Это были первые постоянные, регулярные полки русской армии. Солдаты и сержанты размешались казарменно и несли свою службу беспрерывно. Полки были хорошо вооружены. Вскоре по своей организованности и выучке они стали лучше старых стрелецких и солдатских полков.
Было создано ядро будущей регулярной армии. Одновременно Петр приобрел в этих полках надежную опору для борьбы за власть против царевны Софьи и Милославских.
В процессе своих военных забав, а затем и настоящей военной учебы Петр понял, что его образование недостаточно. Он засел за математику, геометрию, фортификацию, навигацию. С самого детства у Петра обнаружилась и еще одна склонность, совершенно несвойственная среде, в которой он жил и воспитывался, — страсть к всевозможным ремеслам.Уже в молодые годы Петр хорошо владел плотничным топором и столярным инструментом, лопаткой каменщика и молотом кузнеца.
Найденный Петром случайно в сарае ботик необычного устройства возбудил у него интерес к плаванию. Вскоре Петр уже не удовлетворялся плаваньем по Измайловским прудам и приступил к постройке парусных судов на Переяславском озере. Как обычно, Петр с увлечением отдался новому делу, входил во все детали постройки и сам работал с топором в руках.
В 1689 г. военные и морские «потехи» молодого Петра были прерваны давно назревавшей борьбой за власть с царевной Софьей.
После свержения правительства Софьи Петр не сразу взял в свои руки правление государством и продолжал по-прежнему свои военные занятия, но уже в более широких масштабах.
К военным упражнениям были привлечены, кроме «потешных», оба московских выборных солдатских полка, стрельцы стремянного полка, а затем и другие московские стрелецкие полки и артиллерия.
Обучение войск проводилось уже но определенной системе. Вначале— одиночное строевое обучение и владение оружием; затем обучение роты и, наконец, полка в целом.
Подготовка заканчивалась к концу года большими маневрами с участием не только войск московского гарнизона, но и призванных для этого рейтар и поместной дворянской конницы.
Маневры проводились двусторонние. Обычно на одной из сторон были потешные и солдатские полки, на другой — стрелецкие. Победа, как правило, доставалась солдатским полкам, в составе которых действовал и сам Петр I. Этим преследовалась цель показать преимущество полков «нового строя» перед стрелецким войском и поместным дворянским ополчением.
Особенно интересными были так называемые Кожуховские маневры 1694 г., которые продолжались почти месяц. Были отработаны вопросы форсирования реки, осады и штурма специально построенной земляной крепости. Петр готовил войска к походу под Азов.
Петр I продолжал и. свои занятия навигацией. Не ограничиваясь плаваньем на Переяславском озере, он предпринял поездку в Архангельск, где впервые увидел море и плавал по нему. Петр приказал архангельскому воеводе, будущему генерал-адмиралу петровского флота Ф. М. Апраксину, начать сооружение в Архангельске корабельной верфи и строительство на ней 44-пушечного корабля. В Голландии была заказана галера, гребное мореходное судно, с полной оснасткой и вооружением.
Постепенно Петр начал вникать и в вопросы управления государством.С 1686 г. по договору, заключенному с Польшей еще правительством царевны Софьи, Россия находилась в состоянии войны с Турцией. Правительство Софьи, вступая в союз с Польшей, Австрией и Венецией против Турции, преследовало цель укрепить свое положение в стране. Оно организовало два похода против Крымского ханства. Войсками командовал фаворит Софьи — князь Василий Голицын.
Военная бездарность и нерешительность Василия Голицына привели к полной неудаче обоих походов, хотя силы татар и были отвлечены от придуяайского театра военных действий.
Таким образом, затеянная правительством война не только не укрепила положение Софьи, но и ускорила ее падение,
После крымских походов военные действия почти прекратились. Правительство Петра I первоначально было склонно заключить мир с Турцией и выдвинуло следующие требования: отказ от ежегодной дани Крыму, прекращение постоянных набегов татар на южные границы России, предоставление казакам права ловли рыбы в устье р. Днепр и возвращение «святых мест» в Палестине греческому духовенству.
Однако эти весьма скромные требования были отвергнуты турецким правительством. После неудачи походов Голицына турки невысоко оценивали военные возможности России)
В результате неудачи переговоров правительство Петра склонилось к мысли о возобновлении активных военных действий против турок.
Коалиционная война Австрии, Польши и Венеции с Турцией подходила к концу. Для того чтобы добиться выгод для России при заключении мира с Турцией, необходимо было восстановить поколебленный неудачами Голицына военный авторитет Русского государства.
Но главное, что побуждало Петра I к развертыванию и активизации войны с Турцией, была историческая необходимость защитить южные границы государства от хищных набегов крымских татар, открыть выход к Черному морю и укрепить свое положение на Украине. Это была политика, продиктованная России «ее историческим прогилым, ее географическими условиями и необходимостью иметь открытые гавани в Архипелаге и Балтийском море» ‘.
В результате частых татарских набегов южная часть русской равнины, наиболее плодородная, оставалась незаселенной, и России ежегодно приходилось держать крупные силы для ее охраны. Полтава, Белгород, Харьков, Козлов (ныне Мичуринск), Тамбов, Воронеж, Валуйки являлись передовыми пунктами военной охраны южных границ. Южнее их были расположены лишь немногочисленные поселения запорожских, слободских и донских казаков. Это была никем не заселенная степь, «дикое поле», по которому рыска-ля татарские наездники.
В устьях крупных русских рек, впадающих в Черное и Азовское моря, турки построили свои укрепления. У выхода из днепровского лимана находилась старая турецкая крепость Очаков. С присоединением к России Левобережной Украины у устья р. Ингулец турками были выстроены крепости: на правом берегу р. Днепр — Кази-керман, на левом берегу — Орслан-Ордек, а на острове между ними — Таган. В этом же районе были построены небольшие турецкие укрепления Шагин-керман, Нустрет-керман, Мубарет-керман и Шах-керман. Во всей этой группе крепостей главной и наиболее сильно укрепленной был Кази-керман. Эти укрепления вместе с Очаковом преграждали выход казацким челнам в Черное море.
Так же прочно было заперто турками и устье р. Дон. На южном протоке его дельты, в 15 километрах от устья, находилась сильная турецкая крепость Азов. В трех километрах выше Азова, где от основного русла р. Дон отделяется южный рукав, на обоих берегах реки были построены каменные башни, соединенные между собой цепями, что препятствовало проходу казачьих стругов. На левом берегу северного рукава Мертвый Донец находилось небольшое каменное укрепление Лютик, преграждавшее и этот последний выход через дельту р. Дон в Азовское море.
Черное и Азовское моря стали внутренними бассейнами Турецкой империи. Основная задача турок состояла в том, чтобы не допустить Россию к берегам Черного и Азовского морей.
Владения Турции на северных берегах этих морей играли ничтожную роль в ее экономике, но военно-политическое их значение было велико.
Первые преобразования
Петр не думал складывать оружие. Наоборот, он горячо взялся за преобразования, которые должны были обеспечить России победу в предстоящей длительной борьбе с сильным врагом.
Петр принадлежал к числу тех людей, которые, потерпев неудачу, не теряются. Нарвское поражение не могло поставить Россию на колени.
Хотя Карл и выбил в память своей победы под Нарвой медаль, изображавшую Петра бегущим из-под стен Нарвы, но рано еще было торжествовать. «Нарва была первой большой неудачей подымающейся нации, умевшей даже поражения превращать в орудия победы»
Начиная свои преобразования, целью которых было усиление военного могущества России, Петр прежде всего должен был позаботиться о средствах для осуществления этих преобразований. А средства эти можно было получить только путем усиления эксплоатации и угнетения народа.
Для продолжения войны прежде всего нужны были деньги. И чтобы иметь эти деньги, Петр увеличил налоги, которые должен был платить каждый «тяглый» двор — двор крестьянина или горожанина, ввел всевозможного рода чрезвычайные сборы: корабельные, уздечные, драгунские, седельные и т. п. Платить нужно было за все: за бороды, за дубовые гробы, бани, топоры, погреба и т. п. Увеличивались косвенные налоги. Целый ряд товаров был объявлен государственной монополией, и торговля ими стала приносить казне огромный доход. Деньги, необходимые для ведения войны, были добыты ценой невероятного перенапряжения платежеспособных сил народа. Но крестьяне не только платили непосильные налоги, — они должны были еще выполнять и целый ряд повинностей: их сгоняли на всякого рода работы по строительству крепостей, заводов, верфей, по прокладке дорог, каналов и т. п.
Огромную роль в осуществлении военных преобразований сыграло быстрое* развитие русской промышленности. Вырастали суконные, полотняные, парусные, канатные и прочие мануфактуры, обслуживавшие нужды армии и флота. На верфи у Лодейного Поля закладывались и спускались на воду военные корабли. Но главные усилия Петра были направлены на развитие «железной» и «оружейной» промышленности.’
Заработали тульские, каширские и олонецкие заводы. Новые пушки, много лучше прежних, отливали русские мастера — Маторин, Леонтьев, Жихарев и другие. Все новые и новые заводы — Брянский, Липецкий, Петровский — вооружали русскую армию.
По почину бывшего тульского кузнеца Никиты Демидова местом сосредоточения русской «железной» промышленности стал Урал. Вскоре начали поставлять чугун, железо, оружие огромные уральские заводы: Невьянский, Тагильский и другие, к которым были прикреплены тысячи крестьян. На заводах отливали и ковали пушки, ядра, гранаты:’, штып, якоря, сабли. Теперь уже не нужно было ввозить из-за границы «литнхские мушкеты», как это делал Петр до войны, — они производились в самой России. Первая пушка из уральского железа была отлита осенью 1702 года. «Чаю, не плоше , если не лучше медной будет», — писал Петру начальник Пушкарского приказа Виниус.
Петр действовал решительно и упорно. Всего за год было отлито триста пушек — в два раза больше, чем было потеряно под Нарвой.
Русские войска получили прекрасное оружие, в некоторых отношениях даже превосходившее оружие их противников. Так, например, семилинейная кремневая «фузея» с удобным прикладом и штыком, по старой памяти еще называвшимся «багинетом» , которой вооружили пехоту, позволяла пехотинцу вести и огонь и штыковой рукопашный бой и давала ему преимущество перед пехотинцами многих других держав.
Штык был в те времена еще новшеством в войсках Западной Европы.
В армии появились первые «винтовальные пищали» — нарезные кремневые штуцеры.
Появились особые гренадерские части, предназначенные для метания гранат. Каждый гренадер носил по нескольку штук их в своей объемистой сумке Граната была снабжена фитилем, который поджигался перед броском. Брошенная сильной рукой гренадера, она -была грозным оружием.
В течение нескольких лет Петру удалось снабдить русскую армию первоклассным стрелковым оружием, которым были вооружены далеко не все армза Европы. Появилась особо подвижная, так называемая «ездящая пехота», посаженная на возки.
Большие перемены произошли и в вооружении конного войска. До сих пор главным его оружием были сабля и пика. Петр вооружил русских кавалеристов укороченной «фузеей» без штыка, пистолетами и палашами.
Крупные изменения были произведены в артиллерийском деле. Петр уничтожил пестроту типов орудий и установил те три основных типа их, которые сохранились до наших дней: пушки, гаубицы и мортиры. Были введены «скорострельные» зарядные ящики для пороха и ядер, что было новшеством, извесгным далеко не во всех армиях Европы. Боевой сподвижник Петра, бывший «потешный», ученый-математик и остроном Яков Брюс ввел «артиллерийскую шкалу» и «артиллерийский вес». Разосланные по всем заводам наказы и чертежи устанавливали единообразие в типах отливаемых орудий.
Петр, неоднократно с горечью отмечавший малую подвижность артиллерии, часто опаздывавшей к решительному моменту боя, создал конную артиллерию. Так появились легкие двадцатишести тридцитишестипудовые длинные гаубицы. Посадив «бомбардиров» на коней, Петр сделал артиллерию почти такой же подвижной, как. и кавалерия. Конная артиллерия, создание которой приписывается обычно прусскому королю Фридриху II, впервые, таким образом, появилась в русской армии при Петре, за пятьдесят лет до ее появления в прусском войске.
В России внимательно следили за новинками европейской артиллерии. Когда русский посол в Париже Куракин сообщил Петру о том, что во Франции изобретена заряжающаяся с казны пушка с клиновым затвором, Петр ему ответил:
«Пушки, у которых клин снизу входит и выходит, сия инвенция нам давно знакома, но не употребляли для того, что когда раза два или три выстрелить, то от селитры нагорит, что клина нельзя отделить». В России появились многоствольные пушки, зажигательные и осветительные снаряды, картечь, орудия с двумя мортирками на лафете и другие новинки.
Петр был создателем и новой тактики русской артиллерии. Он требовал от нее «скорой стрельбы и скорого вождения пушек». Артиллерист, пехотинец и кавалерист должны «секундовать друг другу» (то есть друг другу помогать, друг с другом взаимодействовать), -вот чего требовал Петр от артиллерии.
Для русских артиллеристов, «потом трудов своих» созданных, Петр написал «Руководство для употребления артиллерии». Изложенные им в руководстве принципы артиллерийской тактики были новшеством, о котором в Западной Европе в то время и не помышляли.
Петр создал и новую общевойсковую тактику -тактику наступления и активной обороны.
Главную задачу действующих войск Петр видел в том, что они должны «упреждать и всячески искать неприятеля опровергнуть».
Большого совершенства достигло при Петре и русское военно-инженерное искусство. Правда, теперь меткий огонь русских артиллеристов часто избавлял саперов от необходимости вести большие и сложные работы при осаде крепостей. Немного было построено при Петре и больших крепостей. Но зато в полевой войне русские инженеры не знали себе равных. Мы увидим в дальнейшем, как сам Петр создаст на поле Полтавского боя систему отдельных укреплений, находящихся во взаимной огневой связи, — предков современных дзотов с перекрестным огнем. В то время в Западной Европе такие полевые укрепления были неизвестны.
Русские войска при Петре стали пользоваться понтонами и речным флотом.
Порядок набора войск и несения военной службы был преобразован. В основу нового порядка был положен указ от 8 ноября 1699 года о наборе в солдаты «датошных», которых с 1705 года стали называть кругами. Установилась рекрутская повинность — «рекрутчина». Прежде «датошные» люди служили лишь во время войны, теперь рекруты составляли регулярную армию и в военное, и в мирное время. Определенное число крестьянских и посадских дворов должно было выставить одного рекрута. Это число в зависимости от потребности армии в новобранцах колебалось от двадцати до восьмидесяти и даже до ста. Молодой крестьянин шел в рекруты по решению мира 1, мирского схода. Он переставал быть крепостным и становился «государевым человеком». Служба в армии была тяжелой, но почетной.
С 1705 года рекрутская повинность стала почти единственным видом комплектования армии. Наборы рекрутов производились ежегодно. Так было создано «прямое регулярное войско» — детище Петра. В создании его Петру помогали бывший «потешный» Вейде и Авто мои Головин. Ими были написаны первые уставы. В 1716 году был издан «Устав воинский» — тщательно разработанное руководство для молодой регулярной армии. Вводилась новая система поощрения: ордена, медали, повышение в чине.
Обогащались знаниями и опытом и развивали свои дарования русские полководцы — Головин, Репнин, Шереметев, Апраксин, Меншиков и другие. Зарождался «генеральный штаб» русской армии.
Острая нужда в образованных русских военачальниках заставила Петра приступить к регулярной подготовке офицеров. Выпуск артиллерийских офицеров был возложен на основанную в 1701 году в Москве Няви-гацкую школу, позднее — на московскую Инженерную школу. Впоследствии, в 1714 году уже в Петербурге, была создана первая в России Артиллерийская школа, а для подготовки военных инженеров были учреждены московская (в 1712 году) и петербургская (в 1719-году) военно-инженерные школы. Постепенно создавались кадры образованных и искусных, храбрых и преданных родине русских офицеров. Преображенский и Семеновский гвардейские полки становились своеобразными военными школами, готовившими офицеров для пехотных и драгунских полков.
Но решающей силой в русской армии все же был солдат. Солдаты обучались ежедневно, причем основное внимание уделялось не муштре (ружейные приемы и строй были очень просты), а действиям в боевой обстановке. Петр не муштровал, а воспитывал своих солдат. Большое внимание Петр уделял и другому своему детищу — русскому флоту. Парусные и гребные суда обслуживались матросами, набранными главным образом из «поморов» да из жителей сел, расположенных по берегам многоводных русских рек, и офицерами, прошедшими курс в Навигацкой школе.
Преобразовывались и государственные учреждения. Появлялись новые приказы и канцелярии, ведавшие такими делала! и в таких масштабах, и которых в Московской Руси XVII века и не помышляли. Заработали Артиллерийский, Морской, Провиантский приказы, приказ Рудокопных дел и другие.
Так петровские реформы превратили Московскую Русь в Российскую империю. Но эти реформы не явились измышлением одного человека,, не были делом одной только выдающейся личности — Петра I, как бы он ни был талантлив этот, по выражению Маркса, «действительно великий человек». Они были подготовлены общественным развитием России в предшествовавший период. И когда на арену истории своей могучей поступью вышел великий преобразователь русского государства, почва для его деятельности была уже подготовлена.
Государственный ум Петра проявился именно в том, что он правильно учел сложившиеся ко времени его деятельности условия, в которых развивалась Россия, понял, что необходимо для того," чтобы сделать русское государство сильным, богатым и культурным, и сумел всю свою деятельность направить на служение этой цели. Весь свой недюжинный талант, всю свою энергию, всего себя Петр отдал служению безгранично любимой им Родины. Петр понимал, что будущность страны была в его руках, и «почал служить России».
Конечно, государство, усилению, обогащению и культурному развитию которого была посвящена деятельность Петра, было национальным государством помещиков и торговцев. Политика Петра носила классово-ограниченный характер.
«Петр Великий, — указывает товарищ Сталин, — сделал много для возвышения класса помещиков и развития нарождавшегося купеческого класса. Петр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надо сказать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства..
Культурные реформы Петра 1
петр реформа военный налог
Петр I видел, что низкий культурный уровень господствующего дворянского класса мешает делу успешного осуществления реформ по укреплению централизованного дворянского государства.
Ломая старые традиции, Петр приступил к созданию грамотного корпуса офицеров и чиновников из дворян.
Дворянин должен был с детства учиться, чтобы быть подготовленным выполнить «государеву службу». С десяти до пятнадцати лет он обязан был учиться на дому, в военных или гражданских «цифирных» школах. «Государеву службу» дворяне начинали с пятнадцати лет и служили до полной утраты работоспособности. Когда дворянский «недоросль» являлся на службу, ему устраивался экзамен, если он не кончал школу, после чего, в зависимости от обнаруженных знаний, дворянин определялся на ту или иную должность. Часто проверку знаний «недорослей» производил сам Петр. Известный минимум грамотности стал обязательным для дворянина, без него он не мог рассчитывать на продвижение по службе. Более того, дворянину, желающему жениться, необходимо было предъявлять справку о полученном образовании,
Для обучения дворян Петр создал целую сеть учебных заведений, в первую очередь военных. Разночинцы допускались к обучению в школах, но они могли и не учиться. Обязательной учеба была только для дворян.
В 1701 г. в Москве была основана «навигацкая» школа, где обучали морскому делу. Впоследствии «навигацкая» школа была переведена в С.-Петербург и преобразована в Морскую академию.
В том же 1701 году была открыта артиллерийская школа. В ней до открытия специальной школы готовили также и офицеров инженерной службы. В 1712 г. в Москве начала работать специальная инженерная школа. В 1707 г. при госпитале в Москве была основана первая медицинская школа.
В 1714 г. во всех губерниях организуются «цифирные» школы.
Для детей духовенства Петр I приказал открыть в каждой епархий епархиальные школы В 1725 г. было уже 46 епархиальных школ.
Петр провел всю подготовительную работу для основания в России Академии наук с гимназией и университетом при ней. Академия наук была открыта в С.-Петербурге после смерти Петра I в 1726 г.
Одновременно с организацией школ составлялись необходимые учебники, развивалось книгоиздательство. Вышли букварь и грамматика Поликарпова, учебник арифметики Копиевского и Магницкого, греческого, латинского, славянского языков, «таблицы логарифмов и синусов» Магницкого и Фарварсона. При непосредственном участии самого Петра I секретарь Макаров составил «1 историю Свейской войны». Иван Посошков написал свой замечательный труд «О скудности и богатство.-. Появилось в печати много оригинальных и переводных трудов. 2 января 1703 г. в Москве вышел первый номер газеты «Ведомости» — первенец русской периодической печати.
Рост различных учебных заведений и резко возросшая потребность в печатных изданиях потребовали реформы печатного и письменного шрифта. Громоздкий и сложный славянский шрифт был неудобен и трудночитаем. В 1708 г. он был заменен новым «гражданским» русским шрифтом, который составил сам Петр I.
Нет ни одной отрасли культуры, где не оставила бы след бурная деятельность царя-преобразователя.
С 1700 г. вводится новое, европейское летосчисление; новый год устанавливается с 1 января, а не с 1 сентября, как было ранее в России.
Петр 1 создавал музеи, библиотеки, театры.
Он придавал большое значение вопросу изучения своей страны, ее географии и природных богатств. При нем было произведено картографическое описание Каспийского моря и составлена его первая карта. Петр посылал экспедиции по обследованию Великого Северного пути и по отысканию дороги в Индию через Среднюю Азию, организовал экспедицию Беринга.
Петр I не ограничивался подготовкой дворян в основанных им школах, он посылал их учиться и за границу.
Следует отметить, что дворяне, побывавшие за границей, часто слепо подражали западноевропейским обычаям, нравам, коверкали русский язык, пренебрегали всем русским, восхищаясь иностранным.
Круто и решительно насаждал Петр кульгуру, новый быт и обычаи. Он боролся с консерватизмом и косностью, «не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».
В годы правления Петра I культурный уровень страны значительно вырос. Развилась светская наука, господствовавшее ранее в науке богословие отошло на второй план. Условия для дальнейшего развития науки и культуры/ освобожденных от мертвящего влияния церкви, значительно улучшились.
«Реформа Петра, взволновавши давнишний застой Руси, разорвавши узы, которыми связывали всех остатки местничества и другие боярские предрассудки и обычаи, давши больше простора всем классам, значительно ускорили ход самой образованности».
Заключение
Значение преобразований Петра Великого в истории России и в мировой истории очень велико. Результатом его деятельности явилось создание сильнейшей в Европе могучей русской регулярной национальной армии и первоклассного флота. Россия была «возведена в ранг» сильнейших государств мира и из сухопутной страны превратилась в могущественную морскую державу. Петровские реформы государственного аппарата явились оформлением абсолютизма и увенчались созданием чиновничье-бюрократической империи.
В царствование Петра были заложены основы промышленности, интенсивно развивались внутренняя и внешняя торговля. Правительственная экономическая политика, покровительствующая торговле и промышленности, способствовала росту народного хозяйства страны.
В области науки и просвещения, образованности и культуры Россия достигла больших успехов. Русские люди петровской поры овладели современной им наукой и техникой и во многом превосходили своими знаниями и опытом специалистов западно-европейских стран.
Усилились связи России со странами Европы и Азии, установились регулярные сношения и общение, неизмеримо возрос ее авторитет в решении судеб всего тогдашнего цивилизованного мира, окрепло международное положение.
В ходе Северной войны Россия отвоевала Прибалтийские земли, восстановив давние и естественные экономические и культурные связи Прибалтики с Русью, и пробила «окно в Европу», что было абсолютно необходимо для естественного развития и России и народов Прибалтики.
Преобразования Петра носили глубоко прогрессивный характер. Они являлись смелой попыткой выскочить из рамок отсталости — военной, государственной, промышленной. Все, что мешало делу преобразования, Петр жестоко и неумолимо сметал со своего пути. «В звериной лапе его была будущность России», — писал А. И. Герцен.
«Марксизм, — учит нас товарищ Сталин, — вовсе не отрицает роли выдающихся личностей или того, что люди делают историю… Но, конечно, люди делают историю не так, как им подсказывает какая-нибудь фантазия, не так, как им придет в голову. Каждое новое поколение встречается с определенными условиями, уже имевшимися в готовом виде в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего-нибудь только постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как их изменить» ‘.
Петр был именно таким человеком, который сумел правильно понять условия, существовавшие к началу его кипучей деятельности, и понять, как надо изменить эти условия.
«Европеизируя» Россию, Петр не только использовал знания и опыт иноземцев, но своим отношением к «заморскому» способствовал тому, что господствующие сословия на Руси стали жить «с манера немецкого» и отвернулись от своего, русского, предпочитая ему все западно-европейское.
В широко распахнутое Петром «окно в Европу» ворвался не только ветер европейского просвещения, но и тлетворный смрад « чужебесия ».
Петр был патриотом, любил Россию и честно «служил» ей на троне. Он видел ее слабые стороны, ее отсталость, понимал, насколько опасны они и какими серьезными последствиями угрожают стране. Он знал, что если Россию не «поднять» и не укрепить ее обороноспособность, стране и народу угрожает потеря независимости. Но за счет кого могла быть ликвидирована отсталость России? За счет народных масс. Петр ни на йоту не отошел от основных классовых интересов дворянства, сохранил и усилил крепостное хозяйство, крепостническую эксплоатацию, усилил гнет, падавший на плечи трудящегося люда. Он сохранил незыблемым старый феодальный, крепостнический способ производства.
Поэтому, несмотря на свои обширные замыслы, решительность и настойчивость, Петр, вследствие узости классовых интересов дворянства, которое он возглавлял, вследствие ограниченных возможностей государственного и общественного строя и хозяйственного уклада самодержавно-крепостнической России, не мог разрешить задачи преодоления отсталости нашей страны.
Говоря о попытке Петра «выскочить из рамок отсталости», товарищ Сталин замечает: «Вполне понятно, однако, что ни один из старых классов, ни феодальная аристократия, ни буржуазия, не мог разрешить задачу ликвидации отсталости нашей страны. Более того, эти классы не только не могли разрешить эту задачу, но они были неспособны даже поставить ее, эту задачу, в сколько-нибудь удовлетворительной форме. Вековую отсталость нашей страны можно ликвидировать лишь на базе успешного социалистического строительства»
Список используемой литературы
1. История и культурология – М., 2000 «Логос»
2. История русской культуры – 1998 «Юрайт»
3. Культурология. Под ред. Марковой А.Н. – М., 2000 «Юнити»
4. Культурология. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2001 «Феникс»
5. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры – М., 2005 «Владос»
6. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч.1 – М., 2002 «Владос»
7. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры – М., 1990 «Высшая школа»
8. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России – М., 2003 «Омега – Л»
9. Павленко Н.И. Петр Великий – М., 1990 «Мысль»
10.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебное пособие для 7 класса – М., 2002 «Просвещение»