Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример контрольной работы по экономике: Предмет региональной экономики

Раздел: Контрольная работа

Содержание

1.Предмет региональной экономики

Региональная экономика изучает проблемы и закономерности функционирования и развития экономики страны, которая рассматривается как система взаимодействующих регионов, свободных экономических зон, крупных экономических районов, отдельных территориально-производственных комплексов, а также крупных промышленных и городских агломераций.

Выдержка из текста работы

Региональная экономика — это отрасль экономической науки, изучающая совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе. Регион — территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Регион представляет собой целостную систему со своей структурой, функциями, связями и внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. В рамках дальнейшего рассмотрения проблемы примем за основу следующее определение региона. Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов исполнения.

Предметом региональной экономики является исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики , определения путей и механизмов их решения.

Объектом исследования региональной экономики являются территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики , их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов

Методы исследования региональной экономики

В региональной экономике как науке используются различные методы исследования: программно-целевой, балансовый, нормативный, методы социологических исследований и экономико-математического моделирования.

Программно-целевой метод можно охарактеризовать как метод постановки целей и задач социально-экономического развития региона, как метод реализации взаимосвязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки.

Балансовый метод является одним из традиционных и ведущих методов, используемых в деятельности региональных органов власти. Сущность его состоит в том, что при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (концепций , схем, прогнозов , планов, программ) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей. И как бы ни были различны показатели, цель этих приемов одна — добиться равновесия, иными словами -баланса , между показателями. Этот метод является конкретной формой реализации принципа пропорциональности .

Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов , в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. . Существуют три подсистемы норм и нормативов :

• ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья , материалов , топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения ; нормы продолжительности строительства и т. д.);

• подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);

• подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата , потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет , предельно допустимые концентрации вредных веществ и т. д.).

В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов , их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов.

Методы социологических исследований находят все большее применение в управлении региональной экономикой . Они напрямую связаны с практической сферой. Задачи, решаемые прикладной социологией , зависят от регулирования конкретных социально-экономических процессов, прогнозирования, планирования и управления в четко очерченных сферах жизни. Например, в сфере развития какой-либо отрасли экономики региона могут решаться такие задачи:

• изучение, анализ, оценка современного состояния отрасли ;

• выявление наиболее острых проблем, требующих безотлагательного решения, разработка возможных вариантов их устранения;

• формирование системы показателей как критериев определения приоритетов , планирования и прогнозирования;

• анализ и оценка возможных результатов, последствий и этапов реализации реформ, прогнозов , планов, программ стабилизации и развития отрасли ;

• разработка научного обеспечения и практических рекомендаций решения конкретных проблем, возникающих в отдельных звеньях отрасли .

Решение этих задач реализуется посредством применения различных методов, имеющихся в арсенале социологии . Из них наиболее распространенными являются социологический опрос , наблюдение, методы анализа документальных источников, опрос экспертов , методы социального прогнозирования и моделирования.

Методы экономико-математического моделирования представляют собой совокупность способов (приемов) расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики. Достаточно распространенными моделями региональной экономики являются модели региона, модели размещения, межрегиональные модели национальной экономики . Их применение позволяет выявить взаимосвязи в экономике региона, обосновать изменение социально-экономических показателей, осуществлять многовариантные расчеты региональных прогнозов , программ и других разработок и выбрать из них оптимальный.

Понятие региональная политика и ее основные направления

Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы госу­дарства в отношении регионов и внутренние интересы самих ре­гионов методами и способами, учитывающими природу современ­ных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г., приводится следующее определение: «Под региональной политикой в РФ понима­ется система целей и задач органов государственной вла­сти по управлению политическим, экономическим и соци­альным развитием регионов страны, а также механизм их реализации».

В «Ос­новных положениях региональной политики в РФ» определены основные цели региональной по­литики в РФ:

1. обеспечение основ федерализма;

2. обеспечение единых минимальных стандартов и рав­ной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан;

3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения;

5. приоритетное развитие регионов, имеющих стратеги­ческое значение;

6. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

7. обеспечение гарантий местного самоуправления.

Глобальной целью региональной политики является достижение более эффективного и (или) более равномерного распределения экономической активности по территории страны. Эта формулиров­ка характеризует две стороны регионального социально-экономи­ческого развития:

? экономическую эффективность, которая требует экономичес­ки рационального распределения производства в пространстве и ис­пользования производственного потенциала каждого региона в це­лях общенационального благосостояния;

? социальную справедливость, т.е. такое пространственное рас­пределение экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния.

Обе эти цели региональной политики, как правило, противо­речивы.

Система реализации региональной политики включает:

· государственное регулирование территориального развития,

· законы и нормативы, обеспечивающие выполнение региональной политики

· эко­номические регуляторы (льготы, гарантии и т. п.)

· программные методы регулирования развития регионов.

При разработке региональной политики необходимо учитывать следующие аспекты:

— неравенство регионов;

— использование выгод от разнообразия условий региона;

— сочетание национальных и местных интересов.

Важно также иметь в виду, что, определяя региональную поли­тику, необходимо учитывать:

во-первых, огромные размеры территории России (известно, что по площади, равной свыше 17 млн км2, страна занимает первое место в мире;

во-вторых, сложные природные условия (11 млн км2 территории находится в зоне вечной мерзлоты, пашня занимает только 8% зе­мельной площади);

в-третьих, неравномерность расселения (3/4 населения сосре­доточено в Европейской части, на долю которой приходится лишь 1/4 территории; при средней плотности по России, равной 8 че­ловек на 1 км2, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель равен менее 1 человека на 1 км2;

в-четвертых, неравномерность экономического развития реги­онов России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными. К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных раз­мерах регионов, в численности населения.

Принципы формирования региональной политики:

? переориентация деятельности всех структур на развитие че­ловека, повышение уровня и качества жизни;

? постановку целей и задач, которые должны быть решены, чтобы обеспечить достижение главной цели;

? выбор критериев и показателей развития человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уровня и качества;

? выделение ресурсов для решения поставленных задач и дос­тижения цели;

? выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

? проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от размеров затрат;

? разработку стратегических планов, программ развития;

? применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегическое планирование, мониторинг, управление по резуль­татам);

? закрепление законодательными актами и нормативами заре­комендовавших себя методов управления.

Условия, необходимые для проведения эффективной региональной политики:

а) государственно-правовые, состоящие в создании согласо­ванного, идентично организованного и правового простран­ства;

б) социально-психологические, которые включают в себя осо­знание новых ориентиров, уход от иллюзий, т. е. опора на реалии жизни;

в) деятельно-практические, которые выражаются в том, что на самом деле решения, действия, процедуры, поступки совер­шаются в целях и русле государственной политики, способ­ствуют этой политике, раскрывают ее ценность для общества.

Виды региональной политики:

— по целям: выравнивание уровней развития регионов, расши­рение спектра социальных ролей в регионах, рационализа­ция использования местных ресурсов, рационализация меж­районного сотрудничества и др.;

— по механизму: автоматическая (распределение по формуле), проблемная (по специальным программам), целевая (по кон­кретным регионам);

— по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы и т. п.), административная (разделения и запреты), инфраструктур­ная (строительство дорог и т. д.);

— по объекту: борьба с чрезмерной специализацией хозяйства; суживание конкуренции регионов, снижение остроты проти­воречия «регион-страна», сглаживание контрастов «бедные» и «богатые» регионы;

— по адресату: региональные власти, предприятия, организа­ции, граждане.

Административно-территориальные образования России. Региональные ассоциации, федеральные округа и экономические районы. Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы. Современная схема экономических районов. Проблемы экономического районирования.

Районирование — деление территории на регионы. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Очевидно, что для одной терри­тории может быть построено множество видов районирования

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЙОНИРОВАНИЯ

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслужи­вающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

Национальный принцип, учитывающий национальный со­став населения района, его исторически сложившиеся особенно­сти труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство эко­номического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает ус­ловия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

ВИДЫ РАЙОНИРОВАНИЯ РОССИИ (административно-территориальное, общее экономическое, проблемное экономическое районирование)

Вся история Российского государства связана с изменениями ее тер­ритории и административно-территориального устройства.

В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 88 регионов (на 1 января 1999 г.) — субъектов федерации,

Эти регионы резко различаются по территории, числен­ности населения, экономическому потенциалу. Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

Каждый регион — субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, адми­нистративно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.

В мае 2000 г. на территории России образовано семь федеральных округов:

Северо-Западный

Центральный

Приволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента Российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-террито­риальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.

Общее экономическое районирование.

В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты феде­рации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.

Роль экономических районов несколько усилилась благодаря образованию по инициативе субъектов федерации межрегиональных ассоциаций экономи­ческого взаимодействия (МАЭВ). Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром.

В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций. Терри­тории (регионы) ассоциаций в основном совпадают с крупными экономи­ческими районами. Основными исключениями являются ассоциация «Северо-Запад» (объединяет Северный и Северо-Западный экономические районы), ассоциация «Большая Волга» (объединяет Волго-Вятский и Поволжский экономический районы), ассоциация «Сибирское соглашение» (объединяет Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы). Кроме того, некоторые субъекты федерации одновременно входят в две ассоциации.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прог­нозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны:

Запад (европейская часть и Урал);

Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Кроме того, в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например выделение европейского «ядра» и периферийных северных, южных и восточных регионов.

Таким образом, общее экономическое районирование — это отнюдь не механическое деление территории (например, на заданное число регионов); оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, эффективности на­ционального рынка. Поэтому экономическое районирование является одной из важных частей теории региональной экономики.

Проблемное экономическое районирование.

Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС и т.п. Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера. Это необходимо в первую очередь для компенсации живущему здесь населению неблагоприятных климатических условий в виде повышенной заработной платы и пенсий, других льгот. Специальный закон Российской Федерации относит к зоне Севера полностью или частично 27 субъектов федерации (6 республик, 3 края, 10 областей, 8 автономных округов).

ИЕРАРХИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

В соответствии с изложенными представлениями о районировании любой регион (за исключением мира в целом) является элементом некоторой иерархической системы регионов. Первичным элементом системы является место — предельно малый регион (теоретически это географическая точка).

1.Мир — Евразия и ее экономические союзы 2. РФ — макроэкономическая зона 3. экономический район — субъект РФ 4.административный район — первичный регион.

Региональные финансы

региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Региональные финансы — это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления. Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Демографическая политика

Демографическая политика — система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической политики — воздействие государства на процессы рождаемости — признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. Россия стоит перед лицом демографической катастрофы. Идет процесс семейной деградации, изменение структуры и функций семьи. Акцент современной цивилизации на направлен на отдельную личность, свободную от всех связей, в том числе и семейных. Поэтому необходима действенная демографическая политика, направленная на преодоление депопуляции и ее последствий, а также на обеспечение устойчивого воспроизводства населения нашей страны в будущем.

Расселение, городские и сельские поселения

Характер расселения населения — его распределение на городское и сельское — определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни, занятий и является одним из показателей качества населения, измеряя степень продвижения от традиционного аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному. Главное отличие сельских поселений от городских — занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством нзанимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непрпоизводствееной сфере и других «городских» отрослях экономики. В начале 21в. в России насчитывается примерно 150 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживает около 39 млн. чел. (27% всего населения страны).

В России используется сочетание преобладающих экономических функций и размера. В городских поселениях сельским хозяйством должно быть занято не более 15% работников. При этом разновидностями являются: 1) города, в которых должно проживать не менее 12 тыс. чел.; 2) поселки городского типа, в которых должно проживать не менее 3 тыс. чел. Таким образом, сельские поселении в России — это те, в которых или проживает менее 3 тыс. чел., или более 15% занятых работает в сельском хозяйстве, поэтому они подразделяются также на две разновидности: 1) сельскохозяйственные 2) несельскохозяйственные.

Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы — «часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом».

Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов.

Национальный состав населения

Российская Федерация — многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские — 82% общей численности населения государства. На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,7%), далее идут украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%

Закономерности и факторы размещения производительных сил

Важнейшие закономерности размещения производительных сил:

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.

2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов всех субъектов РФ.

3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории.

4. Выравнивание уровней экономического и социального региона.

Принципы размещения производительных сил:

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции.

2. Равномерное размещение производства по территории страны.

3. Специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда.

4. Комплексное развитие хозяйства регионов.

5. Укрепление обороноспособности страны.

Принцип — это набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при спланированном размещении предприятия, развития регионов.

Факторы размещения производственных сил — это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучение решений соответствующей проблемы.

Факторы: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющаяся на территории инфраструктура; локализованные природные ресурсы; транспортный; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; качество управления; социальный климат и др.

Межотраслевой комплекс.

Межотраслевой комплекс объединяет экономически взаимосвязаны отрасли производственной и (или) непроизводственной сфер. Формируется в результате кооперации и интеграции предприятий, организаций, учреждений и отраслей. Межотраслевые комплексы различаются по характеру связей между отраслями: 1) предприятия связаны последовательной и параллельной переработкой типа сырья (агропромышленный, лесопромышленный) 2) связи между предприятиями возникают на основе производства взаимозаменяемой продукции (топливно-энергетический комплекс, транспортный комплекс), 3) совокупность отраслей, деятельность предприятий которых направлена на решение определенной проблемы (продовольственный комплекс). Ядро межотраслевого комплекса представлено отраслями, предприятия которых осуществляют его главные экономические и социальные функции. Межотраслевые комплексы формируются на базе энергопроизводственных циклов. Это типичная, существующая совокупность производственных процессов, возникающих взаимообусловлено вокруг основного процесса для данного вида энергии и сырья.

Зависимости от территориальных масштабов межотраслевые комплексы делятся на межгосударственные, хозяйственные и территориальные. Межгосударственные межотраслевые комплексы развиваются на основе интеграции нескольких межотраслевых комплексов нескольких государств (топливно-энергетический комплекс). Хозяйственные комплексы складываются и функционируют в структуре хозяйства страны. К важнейшим из них относятся: 1) топливно-энергетический, 2) металлургический, 3) машиностроительный; 4) химический; 5) лесопромышленный, 6) строительный, 7) социальный; 8) агроп……..

Похожие работы

  • контрольная  Предмет региональной экономики, задачи и методы ее исследования
  • реферат  Региональная экономика и управление
  • учебник  Региональная экономика и управление - мет. ук.
  • шпаргалка  Тест. Ответы на вопросы по Региональной экономике
  • курсовая  Региональная экономика - лекции - часть 1
  • курсовая  Региональная экономика и управление свердловской областью

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка