Содержание
1.Предмет региональной экономики
Региональная экономика изучает проблемы и закономерности функционирования и развития экономики страны, которая рассматривается как система взаимодействующих регионов, свободных экономических зон, крупных экономических районов, отдельных территориально-производственных комплексов, а также крупных промышленных и городских агломераций.
Выдержка из текста работы
Региональная экономика — это отрасль экономической науки, изучающая совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе. Регион — территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Регион представляет собой целостную систему со своей структурой, функциями, связями и внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. В рамках дальнейшего рассмотрения проблемы примем за основу следующее определение региона. Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов исполнения.
Предметом региональной экономики является исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики , определения путей и механизмов их решения.
Объектом исследования региональной экономики являются территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики , их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов
Методы исследования региональной экономики
В региональной экономике как науке используются различные методы исследования: программно-целевой, балансовый, нормативный, методы социологических исследований и экономико-математического моделирования.
Программно-целевой метод можно охарактеризовать как метод постановки целей и задач социально-экономического развития региона, как метод реализации взаимосвязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки.
Балансовый метод является одним из традиционных и ведущих методов, используемых в деятельности региональных органов власти. Сущность его состоит в том, что при обосновании разделов, показателей региональных экономических документов (концепций , схем, прогнозов , планов, программ) используется такая совокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей. И как бы ни были различны показатели, цель этих приемов одна — добиться равновесия, иными словами -баланса , между показателями. Этот метод является конкретной формой реализации принципа пропорциональности .
Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов , в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. . Существуют три подсистемы норм и нормативов :
• ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья , материалов , топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения ; нормы продолжительности строительства и т. д.);
• подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);
• подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата , потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет , предельно допустимые концентрации вредных веществ и т. д.).
В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов , их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов.
Методы социологических исследований находят все большее применение в управлении региональной экономикой . Они напрямую связаны с практической сферой. Задачи, решаемые прикладной социологией , зависят от регулирования конкретных социально-экономических процессов, прогнозирования, планирования и управления в четко очерченных сферах жизни. Например, в сфере развития какой-либо отрасли экономики региона могут решаться такие задачи:
• изучение, анализ, оценка современного состояния отрасли ;
• выявление наиболее острых проблем, требующих безотлагательного решения, разработка возможных вариантов их устранения;
• формирование системы показателей как критериев определения приоритетов , планирования и прогнозирования;
• анализ и оценка возможных результатов, последствий и этапов реализации реформ, прогнозов , планов, программ стабилизации и развития отрасли ;
• разработка научного обеспечения и практических рекомендаций решения конкретных проблем, возникающих в отдельных звеньях отрасли .
Решение этих задач реализуется посредством применения различных методов, имеющихся в арсенале социологии . Из них наиболее распространенными являются социологический опрос , наблюдение, методы анализа документальных источников, опрос экспертов , методы социального прогнозирования и моделирования.
Методы экономико-математического моделирования представляют собой совокупность способов (приемов) расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики. Достаточно распространенными моделями региональной экономики являются модели региона, модели размещения, межрегиональные модели национальной экономики . Их применение позволяет выявить взаимосвязи в экономике региона, обосновать изменение социально-экономических показателей, осуществлять многовариантные расчеты региональных прогнозов , программ и других разработок и выбрать из них оптимальный.
Понятие региональная политика и ее основные направления
Региональная политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
В «Основных положениях региональной политики в РФ», утвержденных Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г., приводится следующее определение: «Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации».
В «Основных положениях региональной политики в РФ» определены основные цели региональной политики в РФ:
1. обеспечение основ федерализма;
2. обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан;
3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
4. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения;
5. приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение;
6. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
7. обеспечение гарантий местного самоуправления.
Глобальной целью региональной политики является достижение более эффективного и (или) более равномерного распределения экономической активности по территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития:
? экономическую эффективность, которая требует экономически рационального распределения производства в пространстве и использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния;
? социальную справедливость, т.е. такое пространственное распределение экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния.
Обе эти цели региональной политики, как правило, противоречивы.
Система реализации региональной политики включает:
· государственное регулирование территориального развития,
· законы и нормативы, обеспечивающие выполнение региональной политики
· экономические регуляторы (льготы, гарантии и т. п.)
· программные методы регулирования развития регионов.
При разработке региональной политики необходимо учитывать следующие аспекты:
— неравенство регионов;
— использование выгод от разнообразия условий региона;
— сочетание национальных и местных интересов.
Важно также иметь в виду, что, определяя региональную политику, необходимо учитывать:
во-первых, огромные размеры территории России (известно, что по площади, равной свыше 17 млн км2, страна занимает первое место в мире;
во-вторых, сложные природные условия (11 млн км2 территории находится в зоне вечной мерзлоты, пашня занимает только 8% земельной площади);
в-третьих, неравномерность расселения (3/4 населения сосредоточено в Европейской части, на долю которой приходится лишь 1/4 территории; при средней плотности по России, равной 8 человек на 1 км2, во многих регионах Сибири и Дальнего Востока этот показатель равен менее 1 человека на 1 км2;
в-четвертых, неравномерность экономического развития регионов России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными. К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных размерах регионов, в численности населения.
Принципы формирования региональной политики:
? переориентация деятельности всех структур на развитие человека, повышение уровня и качества жизни;
? постановку целей и задач, которые должны быть решены, чтобы обеспечить достижение главной цели;
? выбор критериев и показателей развития человека, создания условий достойной жизни, повышения ее уровня и качества;
? выделение ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели;
? выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;
? проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от размеров затрат;
? разработку стратегических планов, программ развития;
? применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегическое планирование, мониторинг, управление по результатам);
? закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.
Условия, необходимые для проведения эффективной региональной политики:
а) государственно-правовые, состоящие в создании согласованного, идентично организованного и правового пространства;
б) социально-психологические, которые включают в себя осознание новых ориентиров, уход от иллюзий, т. е. опора на реалии жизни;
в) деятельно-практические, которые выражаются в том, что на самом деле решения, действия, процедуры, поступки совершаются в целях и русле государственной политики, способствуют этой политике, раскрывают ее ценность для общества.
Виды региональной политики:
— по целям: выравнивание уровней развития регионов, расширение спектра социальных ролей в регионах, рационализация использования местных ресурсов, рационализация межрайонного сотрудничества и др.;
— по механизму: автоматическая (распределение по формуле), проблемная (по специальным программам), целевая (по конкретным регионам);
— по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы и т. п.), административная (разделения и запреты), инфраструктурная (строительство дорог и т. д.);
— по объекту: борьба с чрезмерной специализацией хозяйства; суживание конкуренции регионов, снижение остроты противоречия «регион-страна», сглаживание контрастов «бедные» и «богатые» регионы;
— по адресату: региональные власти, предприятия, организации, граждане.
Административно-территориальные образования России. Региональные ассоциации, федеральные округа и экономические районы. Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы. Современная схема экономических районов. Проблемы экономического районирования.
Районирование — деление территории на регионы. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Очевидно, что для одной территории может быть построено множество видов районирования
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЙОНИРОВАНИЯ
Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
ВИДЫ РАЙОНИРОВАНИЯ РОССИИ (административно-территориальное, общее экономическое, проблемное экономическое районирование)
Вся история Российского государства связана с изменениями ее территории и административно-территориального устройства.
В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 88 регионов (на 1 января 1999 г.) — субъектов федерации,
Эти регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу. Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.
Каждый регион — субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.
В мае 2000 г. на территории России образовано семь федеральных округов:
Северо-Западный
Центральный
Приволжский
Северо-Кавказский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента Российской Федерации. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.
Общее экономическое районирование.
В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.
Роль экономических районов несколько усилилась благодаря образованию по инициативе субъектов федерации межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ). Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром.
В настоящее время функционируют восемь таких ассоциаций. Территории (регионы) ассоциаций в основном совпадают с крупными экономическими районами. Основными исключениями являются ассоциация «Северо-Запад» (объединяет Северный и Северо-Западный экономические районы), ассоциация «Большая Волга» (объединяет Волго-Вятский и Поволжский экономический районы), ассоциация «Сибирское соглашение» (объединяет Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы). Кроме того, некоторые субъекты федерации одновременно входят в две ассоциации.
Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны:
Запад (европейская часть и Урал);
Восток (Сибирь и Дальний Восток).
Кроме того, в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например выделение европейского «ядра» и периферийных северных, южных и восточных регионов.
Таким образом, общее экономическое районирование — это отнюдь не механическое деление территории (например, на заданное число регионов); оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, эффективности национального рынка. Поэтому экономическое районирование является одной из важных частей теории региональной экономики.
Проблемное экономическое районирование.
Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п. Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера. Это необходимо в первую очередь для компенсации живущему здесь населению неблагоприятных климатических условий в виде повышенной заработной платы и пенсий, других льгот. Специальный закон Российской Федерации относит к зоне Севера полностью или частично 27 субъектов федерации (6 республик, 3 края, 10 областей, 8 автономных округов).
ИЕРАРХИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
В соответствии с изложенными представлениями о районировании любой регион (за исключением мира в целом) является элементом некоторой иерархической системы регионов. Первичным элементом системы является место — предельно малый регион (теоретически это географическая точка).
1.Мир — Евразия и ее экономические союзы 2. РФ — макроэкономическая зона 3. экономический район — субъект РФ 4.административный район — первичный регион.
Региональные финансы
региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Региональные финансы — это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления. Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Демографическая политика
Демографическая политика — система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.
Необходимость проведения демографической политики — воздействие государства на процессы рождаемости — признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. Россия стоит перед лицом демографической катастрофы. Идет процесс семейной деградации, изменение структуры и функций семьи. Акцент современной цивилизации на направлен на отдельную личность, свободную от всех связей, в том числе и семейных. Поэтому необходима действенная демографическая политика, направленная на преодоление депопуляции и ее последствий, а также на обеспечение устойчивого воспроизводства населения нашей страны в будущем.
Расселение, городские и сельские поселения
Характер расселения населения — его распределение на городское и сельское — определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни, занятий и является одним из показателей качества населения, измеряя степень продвижения от традиционного аграрного общества к индустриальному и постиндустриальному. Главное отличие сельских поселений от городских — занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности в современной России сельским хозяйством нзанимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непрпоизводствееной сфере и других «городских» отрослях экономики. В начале 21в. в России насчитывается примерно 150 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживает около 39 млн. чел. (27% всего населения страны).
В России используется сочетание преобладающих экономических функций и размера. В городских поселениях сельским хозяйством должно быть занято не более 15% работников. При этом разновидностями являются: 1) города, в которых должно проживать не менее 12 тыс. чел.; 2) поселки городского типа, в которых должно проживать не менее 3 тыс. чел. Таким образом, сельские поселении в России — это те, в которых или проживает менее 3 тыс. чел., или более 15% занятых работает в сельском хозяйстве, поэтому они подразделяются также на две разновидности: 1) сельскохозяйственные 2) несельскохозяйственные.
Трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы — «часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом».
Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.
Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов.
Национальный состав населения
Российская Федерация — многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские — 82% общей численности населения государства. На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,7%), далее идут украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%
Закономерности и факторы размещения производительных сил
Важнейшие закономерности размещения производительных сил:
1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.
2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов всех субъектов РФ.
3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории.
4. Выравнивание уровней экономического и социального региона.
Принципы размещения производительных сил:
1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции.
2. Равномерное размещение производства по территории страны.
3. Специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда.
4. Комплексное развитие хозяйства регионов.
5. Укрепление обороноспособности страны.
Принцип — это набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при спланированном размещении предприятия, развития регионов.
Факторы размещения производственных сил — это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучение решений соответствующей проблемы.
Факторы: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющаяся на территории инфраструктура; локализованные природные ресурсы; транспортный; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; качество управления; социальный климат и др.
Межотраслевой комплекс.
Межотраслевой комплекс объединяет экономически взаимосвязаны отрасли производственной и (или) непроизводственной сфер. Формируется в результате кооперации и интеграции предприятий, организаций, учреждений и отраслей. Межотраслевые комплексы различаются по характеру связей между отраслями: 1) предприятия связаны последовательной и параллельной переработкой типа сырья (агропромышленный, лесопромышленный) 2) связи между предприятиями возникают на основе производства взаимозаменяемой продукции (топливно-энергетический комплекс, транспортный комплекс), 3) совокупность отраслей, деятельность предприятий которых направлена на решение определенной проблемы (продовольственный комплекс). Ядро межотраслевого комплекса представлено отраслями, предприятия которых осуществляют его главные экономические и социальные функции. Межотраслевые комплексы формируются на базе энергопроизводственных циклов. Это типичная, существующая совокупность производственных процессов, возникающих взаимообусловлено вокруг основного процесса для данного вида энергии и сырья.
Зависимости от территориальных масштабов межотраслевые комплексы делятся на межгосударственные, хозяйственные и территориальные. Межгосударственные межотраслевые комплексы развиваются на основе интеграции нескольких межотраслевых комплексов нескольких государств (топливно-энергетический комплекс). Хозяйственные комплексы складываются и функционируют в структуре хозяйства страны. К важнейшим из них относятся: 1) топливно-энергетический, 2) металлургический, 3) машиностроительный; 4) химический; 5) лесопромышленный, 6) строительный, 7) социальный; 8) агроп……..