Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Предмет правового регулирования хозяйственного права……………4
2. Метод правового регулирования хозяйственного права………………8
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….15
Тесты
Выдержка из текста работы
Торговля — это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.
Товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру. Он является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчинённое положение по отношению к прибыли. От объёма реализации товаров (работ, услуг) (товарооборота) зависят многие показатели эффективности работы организаций торговли (чем выше товарооборот, тем, как правило, ниже издержки обращения), выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации. Правильная организованная реализация товара имеет огромное значение как для самой торговой организации в части определения результатов её хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализации товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования.
Таким образом, можно сделать вывод: товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны, и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию. Следует отметить, что изучение правовых форм реализации товаров и анализ товарооборота, должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех торговых организаций.
Целью данной контрольной работы является изучение таких вопросов как: Законодательство о хозяйственной деятельности в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании; Особенности лицензирования, требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании; Правовой режим имущества основных и оборотных фондов предприятий в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании; Особенности правового регулирования хозяйственных (предпринимательских) договоров в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании.
1. Законодательство о хозяйственной деятельности в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании
Согласно Положению «О порядке открытия объектов, выдачи разрешений на торговлю (общественное питание) и занятие предпринимательской деятельностью в сферах производства и услуг на территории ПМР, городского и районного Совета народных депутатов», общие положения:
1.Настоящее Положение «О порядке открытия объектов, выдачи разрешений на торговлю (общественное питание) и занятие предпринимательской деятельностью в сферах производства и услуг на территории ПМР (далее – Положение) разработано в соответствии с Законами Приднестровской Молдавской Республики: «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» (в текущей редакции), «Об основах налоговой системы в ПМР» (в текущей редакции), «О защите прав потребителей» (в текущей редакции), Постановлением Правительства ПМР №187 от 20.11.1997г. «Об утверждении Комплекса правил, регулирующих торговлю на территории ПМР»; ГОСТами: Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования», Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», Р 50764-95 «Услуги общественного питания», Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения» и т.д.
2. Настоящее Положение устанавливает единый порядок размещения (открытия) объектов торговли, общественного питания и производства товаров (работ, услуг) на территории ПМР субъектами предпринимательства, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
3. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с размещением (открытием) объектов и осуществлением деятельности хозяйствующими субъектами на территории ПМР в соответствии с условиями и требованиями по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
4. Настоящее Положение разработано в целях:
а) обеспечения единых подходов и требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории ПМР;
б) защиты прав потребителей, соблюдения правил торговли и оказания услуг населению, охраны труда;
в) упорядочения размещения объектов, в которых осуществляется деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) на территории ПМР;
г) ведения учета принадлежности, месторасположения, профиля объекта — с целью анализа развития сферы малого и среднего бизнеса, прогнозирования и планирования социально-экономического развития территории.
5. Настоящее Положение распространяется:
а) на хозяйствующие субъекты — в части получения согласования Государственной администрации района на открытие (размещение) на территории ПМР объектов по производству товаров народного потребления, оказанию услуг торговли, общественного питания и обслуживания населения;
б) на хозяйствующие субъекты — в части получения разрешения на деятельность объектов на территории ПМР;
г) на хозяйствующие субъекты и физических лиц, принимающих участие в ярмарках, расширенных базарах на территории ПМР – в части получения разрешения на деятельность в местах проведения мероприятий;
6. Настоящее Положение в части открытия и получения разрешения на деятельность различных типов объектов не распространяется на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность:
а) в стационарных объектах типа «бутик», расположенных в крупных торговых объектах (торговых центрах, торговых комплексах и т.д.), открытых другими хозяйствующими субъектами (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами);
б) в объектах типа «контейнер», «прилавок», «лоток», функционирующих на территории городских рынков.
Основные термины и определения
7. В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения:
а) Хозяйствующие субъекты — индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, зарегистрированные на территории ПМР.
б) Объект — место, предназначенное для осуществления различных видов предпринимательской деятельности в сфере торговли, общественного питания и оказания услуг населению, а также производства товаров народного потребления.
Объекты подразделяются на стационарные и нестационарные:
— объект стационарный – объект, расположенный в специально оборудованных и предназначенных для осуществления конкретного вида деятельности зданиях и строениях;
— объект нестационарный – объект, функционирующий на принципах выносной и выездной деятельности (лотки, палатки, прилавки, автомашины, автоцистерны и др.).
в) Объекты производственные (далее объекты) – стационарные объекты, открываемые хозяйствующими субъектами, деятельность которых связана с процессом создания материальных благ, и предназначенных для купли-продажи. Объектами производственного характера являются: цех, участок, мастерская, и т.д.
г) Объекты по оказанию услуг торговли (далее — объекты) – стационарные и нестационарные торговые объекты, деятельность которых связана с куплей-продажей товаров.
д) Стационарные торговые объекты подразделяются на предприятия розничной и оптовой торговли следующих типов:
-Торговый центр – совокупность торговых объектов по реализации универсального
ассортимента товаров и оказанию услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
— Торговый комплекс — совокупность торговых объектов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
— Магазин (мини-магазин) – специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приёма, хранения и подготовки товаров к продаже. Магазины бывают следующих типов: универсальный магазин, специализированный магазин, фирменный магазин.
— Павильон – некапитальное строение, оснащенное торговым оборудованием и имеющее торговый зал, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест, может иметь помещение для хранения товарного запаса.
— Киоск (контейнер) – некапитальное строение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас, отпуск товара потребителям производится через окошко.
— «Бутик» (павильон, отдел) — помещение в составе торгового комплекса (торгового центра), имеющее торговый зал, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест, может иметь помещение для хранения товарного запаса.
— Склад-магазин — специально оборудованный объект, оказывающий комплекс услуг по погрузке, разгрузке, хранению и подготовке к продаже товаров, оптовой и розничной торговле различными группами товаров.
— Склад – объект, обеспечивающий и/или осуществляющий хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям.
— Лоток (прилавок, палатка) – стационарный, или складывающийся столик площадью до 2 (двух) квадратных метров, рассчитанный на одно рабочее место; может быть оборудован легко возводимой сборно-разборной конструкцией для выкладки однодневного товарного запаса.
е) Объекты по оказанию услуг общественного питания (далее – объекты) – предприятия общественного питания, деятельность которых связана с изготовлением и реализацией кулинарной продукции и кондитерских изделий, организацией потребления, обслуживания и досуга посетителей, и прочих услуг. Объекты по оказанию услуг общественного питания подразделяются на следующие типы предприятий:
— Ресторан — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
………….
Список используемой литературы:
1. Конституция ПМР. Тирасполь. 2004.
2. Гражданский кодекс ПМР. Тирасполь. 2004.
3. Закон ПМР от 22 июля 1999 года №189-З «О внутренней торговле» (СЗМР 99–3) с последующими изменениями и дополнениями.
4. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 28 декабря 2001 года №82-З-III «Об индивидуальном предпринимательском патенте» (САЗ 01–53) с последующими изменениями и дополнениями.
5. Закон ПМР 11 июня 2007 г. №222-З-IV «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ПМР» (САЗ 07–25)
6. Закон ПМР от 7 февраля 1995 г. «О защите прав потребителей» (СЗМР 95–1) с изменениями и дополнениями внесенными Законами ПМР от 22 июля 1999 г. №187-ЗИД (СЗМР 99–3), от 4 мая 2000 г. №289-ЗД (СЗМР 00–2)
7. Приказом МВД ПМР от 5.11.2002 г. «Об утверждении и введении в действие Положения «О лицензировании отдельных видов деятельности, входящих в компетенцию МВД»
8. Приказ ГНС ПМР от 27.01.2004 г. №30 «Об утверждении разъяснения «О порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 152–1 – 152–10, 152–12, 153, 153–1, 162, 162–1, 163 КоАП ПМР» (с последующими изменениями и дополнениями).
9. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия – М.: Экономика, 1996.
10. Зайцева А.Я., Андрюшина Е.А. Экономика предприятий общественного питания – М.: «Экономика», 1985
11. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. – Минск: ООО «Новое знание», 2000.
12. Сафронов Н.А. Экономика организации. – М. Экономистъ, 2003.
13. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001.