Содержание
1. Перечислите и охарактеризуйте социальные гарантии и компенсации военнослужащим в сфере образования. Может ли быть право на образование ограничено нормативными правовыми актами ФСО России?
2. Каков порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности и наложения дисциплинарных взысканий.
3. При движении по населенному пункту старший машины майор Угаров приказал водителю рядовому Сочневу совершить на перекрестке поворот направо, чтобы более коротким путем доехать до расположения федерального органа государственной охраны. Сочнев ответил, что поворот направо запрещен и указал на дорожный знак. Несмотря на это, майор Угаров подтвердил свой приказ. Сочнев выполнил приказ, однако при повороте допустил столкновение с другим транспортным средством. Стоимость ремонта поврежденных автомобилей составила 10500руб.
Поясните с кого из военнослужащих (с майора Угарова или рядового Сочнева) и в каком размере будут взысканы денежные средства за вред, причиненный дорожно — транспортным происшествием.
Выдержка из текста работы
Тема: «Организационно-правовыеосновы деятельности правоохранительных органов в области природопользования иохраны окружающей среды. Экологическая ответственность»
Выполнила:
студентка 5 курса
заочной формы
обучения
юридического
факультета
специальность
«Юриспруденция»
шифр 021100
Порощай Людмила
Александровна
Проверил:
Сергиев Посад
2008 год
<span Arial",«sans-serif»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
<span Arial",«sans-serif»;mso-bidi-font-family:«Times New Roman»">
Содержание
TOC o «1-3» Введение.… PAGEREF _Toc436105472 h 3
1. Место и роль правоохранительныхорганов в решении экологических проблем.… PAGEREF _Toc436105473 h 4
1.1. Природоохранная деятельностьорганов внутренних дел.… PAGEREF _Toc436105474 h 4
1.2. Природоохранная деятельностьпрокуратуры.… 6
2. Экологическая ответственность.… 9
2.1. Понятие и виды экологическойответственности.… 9
2.2. Экологические преступления.… 12
Заключение.… 14
список мспользуемой литературы… 15
Охрана окружающейприродной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности.Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природнуюсреду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасыприродных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественнаясвязь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшаетсяфизическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая иполитическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается РоссийскойФедерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией.Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Экологическаяпроблема — проблема номер один в РФ. Последовательно ухудшается здоровье людей.Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятнуюокружающую среду<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language: AR-SA">[1], каждый обязан сохранятьприроду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которыеявляются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов,проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии сэкологическим законодательством и приказом МВД РФ от 13 августа 2002 года №771, органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие стерриториальными органами Минприроды, Минздрава России. В области охраныокружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют:предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно сМинистерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правилсодержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а такжезагородных мест отдыха трудящихся и пляжей.
Так, например, Главноеуправление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ в объеме своейкомпетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийныхорганов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлениимер по охране и защите от загрязнения природных богатств, в борьбе сбраконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью.
ГУООП в рассматриваемойдеятельности тесно взаимодействует с Государственной инспекцией по безопасностидорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологическойпреступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службамиорганов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Роскомрыболовства,Федеральной службой лесного хозяйства и другими органами государственногоуправления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональнымиспользованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, сМинистерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
В соответствии с приказомМВД РФ от 13 августа 2002 года № 771 вМВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаютсяпостоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителейзаинтересованных служб для организованного контроля и координацииприродоохранной деятельности в регионах.
Таким образом, органывнутренних дел относятся к числу специальных отраслевых государственныхорганов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в областиохраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которыхнаправлена на укрепление экологического правопорядка и обеспеченияэкологической безопасности на территории РФ.
Важным направлениемдеятельности органов внутренних дел в области охраны природы являетсяпрофилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, чтодостижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутреннихдел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то ихважнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующихсовершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.
В соответствии с действующимзаконодательством органы внутренних дел правомочны постоянно вести работыимеющимися силами и средствами по выявлению и устранению перечисленных и иныхусловий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практикавыработали различные формы и методы профилактики правонарушений в областиохраны природных ресурсов.
В предупреждении органамивнутренних дел нарушений природоохранительного законодательства особая рольотводится ведомственной милиции по охране различных природных объектов (источниковводоснабжения, рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора сорганизациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами.
Важнейшим звеном всложном государственном механизме надзора за исполнением экологическогозаконодательства являются органы прокуратуры.
Они призваны, вместе соспециально уполномоченными на то государственными органами в области охраныокружающей природной среды, обеспечивать экологический правопорядок.
Надзор за исполнениемзаконодательства об охране окружающей природной среды является одним из главныхнаправлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии сФедеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятомГосударственной Думой 18 октября <st1:metricconverter ProductID=«1995 г» w:st=«on»>1995 г</st1:metricconverter>. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В немизлагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачипрокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательстванашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах,распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генеральногопрокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны,определяемыми Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды ».
В соответствии с Закономо прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор заединообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательстваорганами представительной и исполнительной власти, государственного управления иэкологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями,должностными лицами; проверку законности и полноты, принимаемых ими мер поустранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, атакже защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природнуюсреду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.
Каждый год прокурораминаправляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском использованииприродных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологическихпреступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трехтысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительнойвласти субъектов федерации, местного самоуправления, должностных лицуправленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.
Спектр допускаемыхэкологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологическиопасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешениестроительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорийи лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов имногое другое.
В связи с этимпервоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективностиее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законнымприменением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, иактивного требования от этих органов проведения
Прокуроры обязаны активнои квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовыхсредств для своевременного и полного выявления и устранения нарушенийприродоохранительного законодательства, от кого бы они ни исходили, принимать предусмотренныезаконом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическимиправонарушениями, по привлечению к ответственности правонарушителей, в томчисле и уголовной, преследуя основную цель — предупреждение нарушенийуказанного законодательства. Для этого они должны широко использовать своиполномочия и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом опрокуратуре.
Ко всему прочемупрокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенныхими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в нихтребования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости имследует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушенийприродоохранительного законодательства.
Законом о прокуратуре РФпредусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В настоящее время этапроблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся вакте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных кдисциплинарной или административной ответственности.
Особой задачейпрокуратуры является систематическая проверка исполнения законодательства обэкологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевогорасходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решениянеотложных природоохранных задач.
Проверки исполнениязаконов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации офактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Под информациейпринято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях ипроцессах независимо от формы их представления.
Наиболее характернымиэкологическими нарушениями являются:
— выдача разрешений наразмещение экологически опасных объектов в запретных зонах;
— изъятие особоохраняемых природных территорий и лесов первой группы под застройку;
— необоснованноеосвобождение от платы за загрязнение природной среды;
— выдача незаконныхразрешений на эксплуатацию природных ресурсов;
— использование денежныхсредств экологических фондов на цели, не связанные с охраной природы;
— присвоение функций икомпетенции федеральных органов органами субъектов Федерации.
За экологическиеправонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную,административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, апредприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую всоответствии с названным законом и иными законодательными актами РоссийскойФедерации и ее субъектов (ст. 81 Законаот 19 декабря <st1:metricconverter ProductID=«1991 г» w:st=«on»>1991 г</st1:metricconverter>.«Об охране окружающей природной среды»).
Статьей 6 Кодекса обадминистративных правонарушениях (КАП) субъекты Федерации, в частности,наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение:правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользованияживотным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями иэпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.
Административное,трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательствоо недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном веденииРФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельстваследует принимать во внимание при решении вопросов юридической ответственностиза экологические правонарушения.
Задачами юридическойответственности за экологические правонарушения являются: защита общественныхотношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждениесовершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений состороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духеуважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Ответственность заэкологические правонарушения основана на принципах законности, равенстваграждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности повозмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядкереализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма,дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
Дисциплинарнуюответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимоот формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природыи рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативовкачества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистныхустановок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительногозаконодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82Закона «Об охране окружающей природной среды»).
Порядок привлечения кдисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством,законодательством о государственной службе, иными нормативными актамиРоссийской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами),уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. При этом условиядоговоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с действующимзаконодательством, включая условия ответственности, являются недействительными.Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, чтоневыполнение требований экологического законодательства одновременно являетсяневыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемойдолжностью или договором (контрактом).
Дисциплинарнаяответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарногонаказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения отдолжности.
Законодательством,уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорийрабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Например, в качестведисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичное лишениепремии либо иных средств поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу илисмещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполномслужебном соответствии.
Администрация имеет правовместо дисциплинарного взыскания передать вопрос на рассмотрение общегособрания трудового коллектива или общественной организации.
Общие положения о возможностиприменения к нарушителю экологического законодательства материальнойответственности содержатся в Законе «Об охране окружающей природнойсреды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством.Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вредаобязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение,организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновныйнаходится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательствомпричинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительногоущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновныйполностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния;умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей;когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда всоответствии с законодательством или договором на работника возложена полнаяматериальная ответственность.
При определении размера ущербаучитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы неучитываются.
За совершениеэкологических административных правонарушений могут применяться:предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишениеспециального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами);возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
Прежнее уголовноеэкологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобыпресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду каксвоеобразную «кладовку» природных богатств, отражало безнадежноустаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими иинтересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях.Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологическогоблагополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иныхпроблем.
В новом УК содержаниеглавы «Экологические преступления», как и других, приводится всоответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовомдемократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятымимеждународными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видамиэкологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природнойсреды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этихпозиций экологические преступления есть по сути преступления против человека ивсего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняютсяи представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сихпор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств наборьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы спреступностью они не значились.
В связи с выше изложенным,усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременнойдифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера иопасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих иотягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило,учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлениемздоровью или жизни человека.
С каждым годом числоэкологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все большевлияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступаютфактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вредне только экономике страны, но и подрывают сами биологические основысуществования человека.
Всё это диктуетнеобходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе иправоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитаниячеловека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силамиприродоохранных и контролирующих органов остановить разрушительныйэкологический беспредел невозможно.
В сложившихсяэкстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расцениватьлюбые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии.Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод онеобходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплениивысококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми иэкономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Сегодня, как никогдараньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; созданиестабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальнымипрокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами всфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектнойработе в области экологии.
1. КонституцияРФ
2. ГражданскийКодекс РФ
3. Закон «Об охране окружающей среды»от 10 января <st1:metricconverter ProductID=«2002 г» w:st=«on»>2002 г</st1:metricconverter>.№ 7-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
4. ЕрофеевБ.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 1996.
5. ЖелваковЭ.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: «Интел-Синтез»1997.
6. Экологическоеправо России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: «Триада,ЛТД». 1997.
<span Times New Roman",«serif»;mso-fareast-font-family: «Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language: AR-SA">[1]