Содержание
Введение………………………………………………………………………
1.Правовое положение иностранцев при международном передвижении……………………………………………………………………..
2. Правовой статус туриста и международного путешественника………
3.Правовые формы туризма и путешествий в международном общении………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………….………..………………
Выдержка из текста работы
Отличительной чертой Прикаспийского региона является то, что он приобретает статус не только сырьевого, но и транзитного региона, который позволяет соединить пути между Востоком и Западом.
Проблема определения правового статуса и режима международного экономического сотрудничества в отношении водных пространств и недр Каспийского моря остается, таким образом, стратегически важным вопросом для Российской Федерации, которая заинтересована в развитии Каспийского региона за счет сохранения и умножения его природных богатств и за счет использования географического положения Каспийского моря для развития судоходства. Этими факторами в значительной мере продиктована актуальность данной темы.
Проблемы правового статуса Каспийского моря исследовались в трудах российских ученых Ю.Г. Барсегова, К.А. Бекяшева, А.Н. Вылегжанина, С.А. Гуреева, С.Б. Дьяченко, Ф.Н. Ковалева, А.Л. Колодкина, Ю. Мерзлякова, И.Н. Тарасовой, А.Ю.Урнова, Ю.Е. Федорова и др.
Несмотря на то, что тема правового статуса Каспийского моря достаточно широко освещается в средствах массовой информации и на международных конференциях, однако в науке в большей мере рассматриваются геополитические аспекты проблемы, чем международно-правовые. Поэтому основной целью этой контрольной работы является рассмотреть международно-правовые проблемы Каспия, ознакомится с нормативно-правовыми актами, регулирующими межгосударственные отношения в этом регионе.
Часть 1. Историко-правовой статус региона
Исторически Каспийское море около 250 лет принадлежало двум государствам — России (Советскому Союзу) и Персии (Ирану). Появившиеся на его берегах после распада СССР новые «владельцы» — Азербайджан, Туркменистан и Казахстан объявили права на его богатства, в связи с чем и возникла проблема раздела моря.
Каспийское море имело свой общий правовой статус, который был установлен Договором между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 г. и Договором о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном от 25 марта 1940 г. Отметим, что еще до заключения Договора 1921 г. статус Каспия был определен нормами международного права. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств.
До тех пор, пока не принят новый статус, формально продолжает действовать статус, определенный вышеуказанными международными документами, поскольку все бывшие союзные республики, а ныне суверенные государства признали договоры, заключенные СССР.
Государства каспийского региона соглашаются в том, что отныне исключительные права на Каспийское море принадлежат уже не двум, а пяти странам, что права эти распространяются на природные ресурсы Каспия, включая углеводороды, что существует необходимость принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и что такая Конвенция может быть принята только на основе общего согласия.
Российские дипломаты исходят из признания ресурсов Каспийского моря объектом совместного использования (кондоминиум), потому все вопросы деятельности, включая освоение его ресурсов, должны решаться с участием всех прикаспийских государств.
Каспий рассматривается как замкнутый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с мировым океаном. Несмотря на все терминологические расхождения, под «замкнутым или полузамкнутым морем следует понимать залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств».
С международно-правовой точки зрения Каспий не может рассматриваться ни как море, ни как озеро. В частности, на него не может быть распространена Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. с ее исключительными экономическими зонами, континентальными шельфами и т.д. Здесь должно действовать прецедентное право.
Часть 2. Попытки установить новый международно-правовой статус Каспия
С 1992 года в течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами. В октябре 1996 г. состоялись пятисторонние переговоры прикаспийских государств на уровне заместителей министров иностранных дел. В результате был создан переговорный механизм — Специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел Прикаспийских государств для выработки Конвенции по правовому статусу Каспийского моря.
июля 1998 г. Россия и Казахстан подписали межгосударственное «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование». В ст. 1 Соглашения говорится, что «дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности разграничиваются сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон». Также было отмечено (ст. 2), что «стороны осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Северного Каспия в пределах своих частей дна до разделительной линии».
Срединной линией, применяемой для делимитации водных пространств между государствами с противолежащими и сопредельными побережьями, является линия, каждая точка которой является равноотстоящей от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств. Кроме того, отмечался очень важный нюанс: «На дне разграничивается не территория, а перспективные структуры и месторождения». В отличие от территориальной, такая юрисдикция называется ресурсной.
Предложения Москвы вызвали во второй половине 2000 г. активизацию переговорного процесса. Близость позиций России и Казахстана нашла отражение в подписанной 9 сентября 2000 г. в Астане двусторонней Декларации. В 2001 г. было подписано Совместное заявление Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море. В соответствии с данным документом предлагалось «на первом этапе разграничить дно Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами на секторы/зоны на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленных точек и модифицированной по договоренности сторон».
В совместном заявлении Российской Федерации и Исламской Республики в марте 2001 г. отмечалось, что «относительно расширения двустороннего сотрудничества во всех сферах на Каспийском море Стороны признают договоры между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией и приложения к нему в качестве правовой основы, регулирующие в настоящее время деятельность на Каспии».
мая 2002 года в Москве президенты Казахстана и России подписали Протокол к двустороннему соглашению о разграничении дна северной части Каспийского мор в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. Согласно ему, под ресурсную юрисдикцию России были отнесены месторождение «Хвалынское» и структура «Центральная», Казахстана — структура «Курмангазы». Осваивать их углеводородные ресурсы было решено совместно.
мая 2003 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан о точке стыка линии разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, по которым были зафиксированы ее географические координаты. В мае 2003 г. в Алма-Ате было завершено первое постоянное прочтение консолидированного проекта Конвенции. Несмотря на определенный прогресс в согласовании ряда статей и преамбулы, осталось наличие концептуальных расхождений в позициях участников по ряду ключевых проблем международно-правового статуса Каспия.
каспийский международный сотрудничество правовой
Часть 3. Основные международно-правовые проблемы региона Каспийского моря
В последнее время некоторыми прикаспийскими государствами ставится вопрос о перспективе развития грузовых морских перевозок между портами Ирана, России и других прикаспийских государств как части российского направления международного транспортного грузопотока «Север-Юг» и возможности использования внутренних водных путей России для международного судоходства.
В частности, азербайджанской стороной для включения в проект Соглашения о торговом судоходстве в Каспийском море была предложена статья о свободе транзита по внутренним водным путям Российской Федерации судов прикаспийских государств как не имеющих выхода к морю и Мировому Океану. По нашему мнению, этот вопрос должен решаться в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, в котором закреплено положение о том, что проход судов под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ, в том числе в целях транзита, может быть осуществлен только на основании решений Правительства РФ.
Одним из важных аспектов является присутствие военного флота прикаспийских государств на Каспии. Каспий — зона национальных интересов прикаспийских государств и его охрана является их задачей. Но вот вопрос о присутствии военных кораблей неприкаспийских государств должен решаться категорично отрицательно.
Рассматривая вопрос добычи нефти в Каспийском регионе, появляется проблема ее транспортировки. Она производится по действующим и строящимся трубопроводам. Одним из основных является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Он был создан Россией, Казахстаном и Оманом в 1992 году для транспортировки нефти северного Каспия. В настоящий момент России принадлежит контрольный пакет акции КТК. Наиболее остро в последнее время встал вопрос о прокладке трубопроводов по дну Каспия.
Основным источником по охране окружающей среды Каспия является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года. Данный документ в соответствии с природными и международно-правовыми особенностями Каспийского моря внедряет современные формы регионального сотрудничества по предотвращению, снижению и контролю загрязнения; защите, сохранению и восстановлению морской среды; применению оценки воздействия на морскую среду Каспийского моря; осуществлению мониторинга состояния морской среды; проведению научных исследований и разработок, обмену информацией и др.
В 1998 году была сформирована Каспийская Экологическая Программа (КЭП) — международный проект сотрудничества прикаспийских государств, который поставил своей целью устойчивое развитие и управление морской средой Каспия. Не являясь международной организацией, КЭП способствует защите морской и прибрежной среды Каспия, инициируя и содействуя проведению мероприятий по научным исследованиям и мониторингу.
Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.
Все прикаспийские государства должны создать нормативно-правовое обеспечение разработки природного потенциала с учетом сохранения и восстановления биоресурсов Каспия. Это единый экологический комплекс и нести международно-правовую ответственность за сохранение, воспроизводство и оптимальное использование уникальных природных ресурсов всем странам региона необходимо в равных долях.
Заключение
На геополитическом пространстве Каспийского региона протекают те же процессы и явления, которые характерны для мировой политики и других регионов мира — региональная интеграция, демократизация внутренней и внешней политики, транснациональная кооперация.
После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов. Переговоры о правовом статусе Каспия в настоящее время продолжаются.
Российской Федерацией заключены соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года), которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.
Неопределенность правового статуса Каспийского моря является катализатором всех его проблем. При этом камнем преткновения при решении его статуса прикаспийскими странами стали углеводородные ресурсы. Месторождения нефти и газа Каспийского региона, которые находились на территории новых государств и на дне моря, вызывают повышенный интерес у западных государств и стремительно приобретают ключевое значение для новых прикаспийских стран.
Можно сделать вывод о том, что пять прикаспийских государств, начиная с 1992 года, определили свои позиции по статусу Каспийского моря на различных совместных совещаниях, которые ежегодно проводились в прикаспийских государствах. Мнения стран региона по настоящее время являются противоречивыми и по многим вопросам не совпадают, поэтому международно-правового статуса Каспия, четко закрепленного в общих международных нормативно-правовых актах, до сих пор не существует.
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Собрание законодательства РФ. 1 декабря 1997 г. N 48. — Ст. 5493.
. Протокол к соглашению между российской федерацией и республикой казахстан о разграничении дна северной части каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г.// Официальное интернет-представительство Президента России. PRESIDENT.KREMLIN.RU.
2. Бойцов Ф.С., Иванов Г.Г., Маковский Л.М. Морское право — М.: Спарк, 2000 — с. 734.
. Иванащенко Л.А. Международно-правовой режим закрытых морей / Военно-морской международно-правовой справочник. М., 1966. — с. 130.
. Позиция Российской Федерации в переговорах по определению правового статуса Каспийского моря / 10 лет Конституции Российской Федерации: проблемы общественного развития: Материалы межвузовской научной конференции (28 апреля 2004 г.) — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря / Социально-экономические преобразования в прикаспийском регионе: поиск оптимальной модели устойчивого развития: Материалы международной научно-практической конференции, Элиста: АПП «Джангар», 2002.
. Условия определения правового статуса Каспийского моря на современном этапе международных отношений прикаспийских государств // Человек в социальном мире. Проблемы. Исследования. Перспективы, Тула, 2004, — № 1 (12).
. Международный механизм охраны окружающей среды Каспийского моря // Южнороссийский вестник геологии, географии и глобальной энергии. Научно-технический журнал, 2006, — №6 (19).
. Жило П.В. О названиях Каспийского моря // Известия АН Азерб. ССР. Сер. Геол.-геогр. наук, 1960 — №4.
. Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США // США: экономика, политика, культура.1999. — №11.
. Ганкин Л. Ельцин с Назарбаевым поделили Каспий // Коммерсант, 10 апреля 1998.
. Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического процесса // КосмоПОЛИС: Альманах. 2001. — №7
. Мерзляков Ю. По пути раздела Каспия. К Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспия // Нефть и газ Каспия. Аналитический журнал. 2005. — №5.