Содержание
Содержание
Введение..3 — 4
І. Понятие правового режима5 — 7
ІІ. Правовой режим земель промышленности.8 — 9
ІІІ. Особенности правового режима земель транспорта.10 — 13
Заключение..14 — 15
Литература..16
Выдержка из текста работы
Актуальность темы квалификационной работы является развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, является одной из наиболее важных функций государства. Потребность в реформировании транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Кыргызской Республики возникла в связи с необходимостью решения масштабных задач по развитию транспорта в соответствии с поставленными Президентом и Правительством Кыргызской Республики целями социально-экономического развития, с учетом современных требований государственного управления.
Земельная реформа изменила подходы к правовому регулированию использования земель, появилась частная собственность на землю. Развитие экономики и переход страны на инновационный путь развития предполагает привлечение все большего количества частных инвестиций в государственный сектор, использование механизмов государственно-частного партнерства, поэтому важно сохранить государственную монополию на земли транспорта и обеспечить условия стабильности и заинтересованности для инвестора.
Уяснение понятия «правовой режим земель» является необходимым для выявления сути земельного права как регулятора земельных отношений, поскольку именно через данное понятие отражается особый характер регулирования общественных отношений, возникающих по поводу земли.
В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использования земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения1.
Предметом в квалификационной работы являются правоотношения в области использования и охраны земель транспорта, и особенности правового режима отдельных видов земель в составе земель транспорта, законодательство о землях транспорта, в том числе и в историческом аспекте, а также нормы иных отраслей права в области правового регулирования использования и охраны земель транспорта Кыргызской Республики.
Целью квалификационной работы является разработка теоретических положений в области правового регулирования использования и охраны земель транспорта и определение особенностей содержания правовых режимов земель отдельных видов транспорта.
Задачами квалификационной работы является определение правового режима земель транспорта; охарактеризовать основные этапы развития правового режима земель транспорта; исследовать систему органов государственной власти, осуществляющих государственное управление на землях транспорта и внести предложения о наделении их дополнительными полномочиями в целях повышения эффективности управления, осуществляемого на землях транспорта;
1. Понятие и виды земель транспорта
.1 Понятие земель транспорта
Земли транспорта включают земли, предоставленные учреждениям, организациям, предприятиям автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, воздушного и водного транспорта для строительства, эксплуатации, содержания, ремонта, совершенствования и развития сооружений, устройств и других объектов транспортных систем. К землям транспорта не относятся проезды и пешеходные дороги, расположенные на иных категориях земель.
Земли транспорта — земли, предназначенные для общего пользования, поэтому на них действует режим государственной и муниципальной собственности. Значительная часть транспортных путей, особенно имеющих межрегиональное значение, находится в государственной собственности. Земли транспорта находятся в ведении соответствующих министерств и ведомств.
Земли для строительства и эксплуатации наземного и воздушного транспорта выделяются в виде полосы отвода в пределах установленных норм. Полоса отвода автомобильного и железнодорожного транспорта — земельный участок, занятый полотном дороги и охранными зонами. Полоса отвода магистральных трубопроводов включает земельные участки, по которым или под которыми проходит трубопровод, а также земельные участки, необходимые для обслуживания и обеспечения безопасности трубопроводной системы. В пределах полос отвода запрещается сооружение зданий и сооружений, не связанных с эксплуатацией и ремонтом дороги.
Размеры участков транспорта определяется по проектам строительства соответствующих объектов.
На период строительства, реконструкции или ремонта своих сооружений предприятия вправе получать участки во временное пользование, с обязательным возвратом расходов по содержанию и улучшению таких участков.
При строительстве, реконструкции или ремонте сооружений, устройств и других объектов транспорта могут дополнительно выделяться земельные участки для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным, песчаным, селевым и лавинным заносам, согласно разработанным проектам.
Предприятия, учреждения и организации транспорта обязаны проводить работы по борьбе с вредителями и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.
В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройств и других объектов транспорта устанавливаются охранные зоны. К охранным зонам транспорта относятся земельные участки, необходимые для обеспечения сохранной прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земли с подвижными песками, прилегающие к землям транспорта.
В охранных зонах транспорта запрещается:
производить без письменного согласия предприятий, учреждений и организаций транспорта всякого рода строительные, монтажные и горные работы постоянного и временного характера;
вести вырубки леса и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов, возникновению подвижности песков, снежных заносов, лавин.
В случае пересечения объектов транспорта с линейными сооружениями (инженерными коммуникациями, линиями электропередачи и связи), а также при подходе таких сооружений к объектам транспорта, условия строительства и эксплуатации указанных сооружений в обязательном порядке согласовываются с соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, эксплуатирующими данные объекты.
В районах миграции диких животных, или в местах расположения сельскохозяйственных животноводческих объектов при строительстве транспортных объектов одновременно строятся специальные проходы и переходы для животных.
Предприятия, учреждения и организации транспорта имеют право использовать для своих нужд имеющиеся на предоставленном им земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты в объемах, оговоренных условиями при отводе земель.
Земли железнодорожного транспорта.
К землям объектов железнодорожного транспорта относятся земли, занятые:
железнодорожными путями сообщения и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями (железнодорожное полотно, мосты, тоннели, виадуки, сигнальное оборудование, разгрузочно-погрузочные площадки, служебно-технические здания и другие);
железнодорожными подъездными путями, принадлежащими предприятиям железнодорожного транспорта, а также железнодорожными подъездными путями, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям других министерств и ведомств, расположенным вне территории (земель) этих предприятий, учреждений и организаций;
станциями со всеми зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, путевого и грузового хозяйства, водоснабжения и канализации, защитными объектами, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта.
Проектно-технический документация устанавливают размеры земельных участков для: обеспечения полос необходимой ширины в случаях, требуемых индивидуального проектирования земельного полотна, искусственных противопожарных и противолавинных сооружений, переездов, противоэрозийных и снегозадерживающих лесонасаждений; размещения станций, локомотивных и вагонных депо, жилых поселков, защитных зон и т.д.
Вдоль полосы отвода земель под объекты железнодорожного транспорта, на которой размещаются железнодорожное полотно и связанные с ним сооружения, линейнопутевые здания, устройства связи, станции, защитные лесонасаждения, устанавливаются специальные зоны с особыми условиями землепользования. К таким зонам относятся:
участки земли, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;
прилегающие к железным дорогам полосы лесонасаждений, в пределах которых не допускаются рубки, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок;
площади леса, кустарников, где вырубка их может отразиться на устойчивости склонов гор и косогоров и привести к образованию оползней или вызвать появление селевых потоков;
прилегающие к железным дорогам полосы подвижных песков, на которых запрещается выпас скота и уничтожение растительности;
участки земель, необходимые для развития узлов, станций и отдельных устройств в размерах, предусмотренных проектами.
В пределах установленной специальной зоны запрещается осуществлять строительство зданий и сооружений, производить посадку многолетних древесных насаждений без письменного на то согласия предприятия железнодорожного транспорта.
При сооружении железнодорожного земляного полотна в оползневых зонах устанавливается специальная защитная зона, в пределах которой запрещается: вырубка леса и кустарников, удаление дернового покрова, вспашка грунта, застройка, в том числе устройство дорог, разведение огородов, выпас скота, земляные работы, включая подрезание склонов, выпуск воды из водоотвода в места с неустойчивыми грунтами, иные действия, которые могут ухудшить условия устойчивости железнодорожного полотна.
Земли водного транспорта.
К землям водного транспорта относятся земли, занятые:
портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми техническими сооружениями и устройствами, обеспечивающими нужды водного транспорта;
пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями, служебно-техническими зданиями;
берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
специализированными узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
зданиями, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, складами, базами материально-технического снабжения, инженерными сетями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию водного транспорта.
Земли автомобильного транспорта.
К землям, занятым под объектами автомобильного транспорта, относятся: автомобильные дороги и непосредственно примыкающие к ним строения, сооружения, защитные лесонасаждения, производственные, служебные, жилые, культурно-бытовые здания и другие объекты, связанные с автомобильным транспортом и дорожным хозяйством, а также земли, занятые автостанциями, автовокзалами, автозаправочными станциями и другими объектами по обслуживанию дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.
На полосах автомобильных дорог и в зонах отчуждения земель под их строительство и содержание без согласования с дорожными органами запрещается производство строительных, геолого-разведочных, изыскательских работ, распашка, выемка грунта, спуск канализационных, мелиоративных и сточных вод в водоотводные сооружения и резервуары.
Все автомобильные дороги республики являются дорогами общего пользования.
Дороги общего пользования подразделяются на дороги общегосударственного, республиканского, областного и местного значения.
Земли воздушного транспорта.
К землям воздушного транспорта относятся земли, занятые:
аэропортами и аэродромами со всеми служебно-техническими сооружениями и зданиями, обеспечивающими нужды воздушного транспорта;
вертолетными станциями, заводами по ремонту авиационной техники, другими площадками для эксплуатации техники;
жилыми, служебными, культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, связанными со специальным обслуживанием воздушного транспорта.
В целях обеспечения безопасности взлета и посадки воздушного транспорта на приаэродромных территориях в полосах воздушных подходов устанавливаются охранные зоны.
Правовой режим земель воздушного транспорта регулируется воздушным и земельным законодательствами Кыргызской Республики, которыми устанавливаются и определяются ограничения в деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в охранных зонах, а также на прилегающих к аэродромам землях.
Для всех землевладельцев, землепользователей устанавливаются ограничения в строительстве различных зданий и сооружений вокруг объектов воздушного транспорта.
При разработке проектов генеральных планов, проектов детальной планировки отдельных жилых районов, крупных городов, а также других населенных пунктов, на территории или в районе которых находятся аэродромы и аэропорты, размещение жилой застройки должно осуществляться по согласованию с заинтересованными ведомствами с учетом соблюдения требований по безопасности полетов воздушных судов и санитарных норм.
Строительство в районе аэродрома, аэропорта зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, должно быть согласовано с органами гражданской авиации республики.
Согласованию подлежит проектно-сметная документация на строительство:
зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, проектируемых на расстоянии до 10 км от границ аэропорта;
зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, абсолютная отметка верхней точки которых превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м и более, проектируемых на расстоянии от 10 до 30 км от границ аэродрома;
сооружений высотой 200 м и более, проектируемых на расстоянии до 75 км от границ аэродрома.
Земли трубопроводного транспорта.
К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки, занимаемые наземными и подземными магистральными трубопроводами и их сооружениями, а также наземными сооружениями подземных магистральных трубопроводов, насосными, компрессорными, распределительными станциями, сооружениями линейной службы эксплуатации, постоянными дорогами, наземными установками энергоснабжения, связи, автоматики и другими сооружениями.
Строительство магистральных трубопроводов не должно приводить к трансформации земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям трубопроводного транспорта, в менее ценный вид угодий, а также создавать препятствия для использования этих земель по назначению.
После завершения строительства трубопроводов предоставленные во временное пользование для этой цели земли рекультивируются.
До революции так называемые земли путей сообщения принадлежали, как правило, на праве собственности государству, то есть являлись казенными землями .
При строительстве железных и шоссейных дорог, оборудовании морских портов, прокладывании каналов и во всех других случаях, когда сооружение путей сообщения было связано с большими капитальными затратами, царская казна путем соглашения с владельцами земель приобретала в собственность нужные ей для транспортного строительства земельные участки31.
При сооружении таких путей сообщения, как грунтовые дороги и так называемые «бечевники» (береговые полосы), когда большие капитальные затраты не требовались, земли под путями сообщения оставались в собственности частных лиц. Правда, до тех пор, пока существовали эти пути сообщения, земли под ними находились в общем пользовании и в управлении дорожных органов. Но с упразднением или сужением, например, грунтовой дороги земельный участок, занятый ею, поступал безвозмездно обратно в полное распоряжение землевладельцев32.
Постепенно развитие капитализма в царской России привело к тому, что для нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, стали использоваться все более значительные земельные участки. В дальнейшем, по мере совершенствования правовой регламентации земельных отношений, вызванного развитием экономики, хозяйства, законодательство выделяет из земель несельскохозяйственного назначения более узкие категории: городские земли, земли занятые лесами, водами, земли специального назначения33. Впервые отдельные виды земель были конкретизированы в декрете «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г.34, который различал земли, используемые для занятия сельским хозяйством, и прочие земли, к которым относились земли, используемые в целях культурно-просветительных, с целью застройки, в том числе промышленной, и для устройства путей сообщения. В дальнейшем происходило выделение из земель несельскохозяйственного назначения отдельных видов и категорий земель, так например, впервые был введен термин «земли специального назначения», в «Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14 февраля 1919г.35 Первое же упоминание о землях, отводимых для нужд транспорта, появилось в Земельном кодексе РСФСР, который был принят ВЦИК 30 октября 1922 года.
В частности ст. 155 первого Земельного кодекса РСФСР 1922 года упоминала «земли, находящиеся под лесами37, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр.». Следует добавить, что помимо земель данной категории в составе земель РСФСР выделялись еще земли сельскохозяйственного назначения (естественно, им отводилась приоритетная роль), а также городские земли — «все земли внутри действующей городской черты» (ст. 144). При этом необходимо отметить, что Земельный кодекс 1922 года носил преимущественно «крестьянский» уклон, сосредоточив большую часть правового регулирования на землях сельскохозяйственного назначения и затронув иные земли в основном в части отграничения от земель сельскохозяйственного назначения. В кодифицированных нормативных правовых актах земельного законодательства понятие «земли специального назначения» появилось в ст. 54 Общих начал землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. , где землями специального назначения признавались земли, предоставленные в непосредственное пользование государственных предприятий, учреждений и общественных организаций для их специальных целей несельскохозяйственного характера. Важнейшим признаком земель специального назначения являлась та специальная цель, для которой они предназначались. Эта специальная цель определялась «Общими началами», по принципу отрицания: земли несельскохозяйственного характера и земли не предназначенные для городского строительства. Общий признак этих земель — специальная цель — не исключал того, что в категорию земель специального назначения входили земли с различным хозяйственным предназначением, правовой режим которых регулировался особыми законодательными актами. Хотя «земли специального назначения» стали рассматриваться как отдельная категория земель в кодифицированном законодательстве 1928 года, правовой режим земель, предоставленных транспорту, стал выделяться несколько раньше. Прежде чем продолжать исторический обзор развития правового режима земель транспорта, особо хотелось бы отметить, что исторически применялось понятие «земли транспорта», в том числе для характеристики земельных участков, отведенных для использования тем или иным видом транспорта. Применение понятия «земли» вместо понятия «земельный участок» объяснялось особенностью таких земельных участков — их протяженность составляет десятки, а то и сотни, и тысячи километров.
Итак, еще в 1925 году в "Положении о землях, предоставленных транспорту", утвержденном Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 28 августа 1925г , землями, предоставленными транспорту, признавались земли, находящиеся в исключительном ведении Народного комиссариата путей сообщения для целей железнодорожных, водных (морских и речных) путей сообщения, а также шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения. Указанные земли обслуживали: а) техническо-эксплуатационные, б) коммерческо-эксплуатационные, в) жилищно-строительные и г) хозяйственные нужды транспорта, связанные с содержанием, развитием и усовершенствованием путей сообщения.
Из предоставленных транспорту земель к землям железнодорожного транспорта относились земли, занятые железнодорожными путями, с резервами и кавальерами, территориально связанными с путями станционными и путевыми сооружениями, складочными помещениями и площадями под склад грузов, мастерскими, депо, паровозными и вагонными сараями, служебными и жилыми помещениями с участками, их обслуживающими, а равно другими сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта (ст.4)40.
К землям морского транспорта относились земли, занятые морскими торговыми портами, со всеми находящимися на них техническими, гражданскими и гидротехническими сооружениями, площадями, набережными, пристанями и другими сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию морского транспорта. Земли под искусственными сооружениями водного (речного и озерного) транспорта, как то: гаванями, затонами, каналами, шлюзами, дамбами, плотинами и другими гидротехническими сооружениями, с необходимыми для них земельными резервами, земли под постоянными мастерскими, верфями, доками, а также пристанские территории, обслуживающие нужды судоходства, относились к землям речного транспорта.
К землям шоссейного и грунтового транспорта относились земли под шоссейными и грунтовыми дорогами, подъездными дорогами и отдельными сооружениями со всеми относящимися к ним резервами (обочины, обрезы). Ширина полосы шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения не могла превышать 65 метров.
2.Понятие и основные элементы правового режима земель транспорта»
Рассматривается специфика понятия «правовой режим» в историческом ракурсе, приводятся определения «правового режима» данные многими учеными юристами советского и российского права, предлагается авторское определение понятия «правовой режим земель транспорта», рассматриваются структура элементов правового режима земель транспорта, а также особенности земельного участка как объекта оборота и земельный отношений.
Правовой режим каждой категории земель в Российской Федерации обладает своей спецификой, которая обусловлена целевым назначением земель, как главным средством установления правового режима конкретной категории земель.
Продолжительный период времени правовой режим земель оставался неизменным как по понятию, так и по содержанию. В качестве его элементов рассматривались: особенности земель как объекта земельных отношений; субъекты права землепользования, их права и обязанности; государственное управление землями; правовая охрана земель и меры ответственности землепользователей.
Земельная реформа устранила монополию государства на земельную собственность, установив различные формы собственности и виды прав на землю. В современной России понимание сущности правового режима земельного фонда и отдельных категорий земель основывается на плюрализме форм собственности на землю.
В настоящее время правовой режим земель транспорта определяется как установленный нормами права порядок использования и охраны земель транспорта. В свою очередь, порядок использования и охраны земель транспорта складывается из совокупности элементов, составляющих правовой режим земель. С точки зрения автора, правовой режим земель транспорта определяется как установленный нормами права общий порядок использования и охраны земель транспорта, складывающийся из совокупности его основных элементов, и как специальный порядок использования и охраны земель транспорта, установленный с учетом особенностей правовых режимов земель железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, воздушного транспорта, морского, внутреннего (речного) транспорта и трубопроводного транспорта.
В своем диссертационном исследовании автором рассматривается проблема, встречающаяся на практике довольно часто, когда земельные участки различных видов земель транспорта пересекаются. Так, например, при строительстве такого крупного инфраструктурного транспортного объекта гак морской порт или аэропорт, для эффективного перемещения грузов и пассажиров рядом создается сеть автомобильных дорог и железнодорожных путей. Таким образом, создается неясность в вопросе о приоритетах в использовании правового режима того или иного вида земель транспорта. Для разрешения и предотвращения коллизии норм права следует в законодательстве о соответствующих видах транспорта и документах территориального планирования установить принцип по аналогии с приоритетом использования земель сельскохозяйственного назначения среди земель иных категорий, приоритет использования одного вида земель транспорта над другим при нахождении на одном земельном участке. Гак, в целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в законодательстве о соответствующих видах транспорта и документах территориального планирования следует установить принцип приоритета правового режима земель одного вида транспорта над другим в случае расположения различных видов транспорта на одном земельном участке. Для этого, в случае: — если железнодорожное полотно и автомобильная дорога находятся в одной плоскости на одном земельном участке, приоритетным следует считать правовой режим земель железнодорожного транспорта;
если на землях воздушного транспорта и землях морского транспорта находятся объекты автомобильного и железнодорожного транспорта, то использование этих земель объектами автомобильного и железнодорожного транспорта следует относить к вспомогательным нуждам, а приоритетным признавать использование земельного участка для нужд, соответственно, воздушного транспорта или морского транспорта.
Автор также отмечает, что если правовое регулирование есть процесс, то правовой режим является установленными правилами поведения субъектов права по отношению к определенной категории или виду земель, и соглашается с профессором Г. А. Волковым, который полетает, что в настоящее время сложился разрешительный тип правового регулирования земельных отношений.
2.1 Понятие управления в сфере использования и охраны земель транспорта и структура государственных органов, осуществляющих управление в данной сфере
Объективно существующие интересы общества в обеспечении рационального использования земель и их охране определяют необходимость организации процесса использования земель с тем, чтобы способствовать решению этой задачи. JTO реализуется через управление в сфере использования и охраны земель транспорта.
Понятие «управление» имеет множество определений, каждый автор стремится через определение подчеркнуть ту или иную сторону понятия. По мнению Краснова Н.И.: «государственное управление землей — это форма осуществления всех правомочий государства как собственника земли, которые могут быть выражены в виде актов государственного управления» . Наиболее удачное определение управление в советский период, по мнению Аксененка Г.А., было дано Новиковым И.Б., который писал, что «…в самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде» . Аксененок Г.А., в свою очередь, указывал на то, что «…термин «управление земельным фондом» издавна употреблялся в литературе по земельному праву для обозначения деятельности государства по организации использования и охраны земли как важнейшего природного объекта, объекта права государственной собственности и права землепользования…». В рассматриваемый советский период, «государственное управление земельным фондом» делилось на следующие виды: — общее управление, которое распространялось на всех землепользователей; — специальное управление, осуществляемое специально уполномоченными на то государственными органами; — ведомственное управление, носящее отраслевой характер.
Содержание «управления земельным фондом» проявлялось в ряде функций, которые рассматривались как виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земли. К числу функций управления в области использования и охраны земли ведущими учеными советского земельного права выделялись: — правовая классификация земель по их целевому назначению и другим основаниям, определение правового режима земель; — ведение государственного земельного кадастра; — планирование использования земли; — предоставление и изъятие земельного участка; — землеустройство и планировка земель; — контроль за использованием земли; — организация мелиорации земель; — организация рекультивации земель и др. На современном историческом этапе, понятие «управление в сфере использования и охраны земель» раскрывается следующим образом. Так, по мнению профессора О.И. Крассова, управление в данной сфере представляет собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану. Важно дополнить, что и в настоящее время, рассматриваемая деятельность направлена, прежде всего, на организацию рационального использования и охрану земли как компонента окружающей среды, средства производства, пространственно-операционного базиса, объекта имущественных отношений. Другие авторы рассматривают понятие «управление в сфере использования и охраны земель» через рассмотрение вопроса об объекте и субъекте управления в области использования и охраны земли. В случае рассмотрения вопросов управления в сфере использования и охраны земель транспорта, объектом управления выступают земельные общественные отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель транспорта. Субъектами управления выступают соответствующие государственные и муниципальные органы, общественные организации или иные ассоциации граждан, субъекты предпринимательской деятельности или их структурные подразделения в сфере использования и охраны земель транспорта. В продолжение рассматриваемого вопроса об объекте и субъектах управления в области использования и охраны земли С.А. Боголюбов пишет, что основным субъектом «управления в сфере использования и охраны земли» во всех странах служит государство, поскольку земля является, прежде всего, публичным достоянием, обеспечивающим благополучие всего населения. Российское государство издавна использует свои возможности по управлению земельными отношениями — на протяжении веков в лице царского самодержавия и крестьянской общины, а в XX в. — в качестве исключительного (единственного) собственника земли101. В течение XX в. функции управления земельными ресурсами как государственной собственностью возлагались на государственные органы общей и специальной компетенции, исполнительные и законодательные органы.
И хотя государство уже не является исключительным (единственным) собственником земли, тем не менее, оно продолжает не только активно участвовать в установлении правил формирования и реализации земельных правоотношений путем их регулирования с помощью нормативных правовых актов, но и само служит основным полномочным инструментом и орудием общества в обеспечении выполнения земельно-правовых требований и наведении земельного правопорядка.
На современном этапе, государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляют органы исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"103 (далее — Указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти), в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Продолжающаяся административная реформа 2004 года затронула классификацию, структуру и функции органов управления использованием и охраной земель, всех звеньев организационно-правового механизма обеспечения действия земельного права.
Резервирование земельных участков и изъятие земель для государственных и муниципальных нужд как функции управления в сфере использования и охраны земель транспорта
Государственное вмешательство в частную земельную собственность (владение) в публичных целях, как мера, исходящая от государства, известно с давних времен. Разница с нынешним временем состоит, пожалуй, в том, что прежде такое вмешательство производилось, главным образом, в военных целях, тогда как позднее основанием для него стали разнообразные публичные нужды. Примером «военного» вмешательства в планировку центра Москвы могут служить меры, принятые в 1707 г. на случай прихода шведских войск. При этом все большее значение получал вопрос о компенсациях. Например, во второй половине XVIII в., при Екатерине II, в рамках масштабных мероприятий по благоустройству Москвы сносились усадьбы по берегам р. Москвы для устройства набережных с пристанями для торговых судов. Затронутые такими мерами владельцы получали в виде компенсации другие участки земли .
Резервирование земельного участка, то есть объявление о его будущем изъятии или существенном ограничении в использовании, существует во всех экономически развитых странах. Резервирование должно представлять собой весьма деликатный инструмент. Однако, в некоторых странах государственные потребности выходят за рамки публичных нужд, и иногда к ним приравниваются нужды частного сектора, если считается, что он обслуживает публичные нужды. Так, в США ряд штатов на законодательном уровне покровительствует частным трубопроводным компаниям, которым необходимы определенные участки земли для прокладки коммуникаций. Данный механизм покровительства выражается в следующем: требование о выкупе у частных собственников соответствующих участков земли является для них обязательным; цена выкупа устанавливается такая же, как если бы устанавливалась для штата, т.е. собственник земельного участка может потребовать уплаты ему лишь текущей стоимости земли — без учета того дохода, который она должна приносить при новом способе использования.
Резервирование земель в качестве функции управления можно рассматривать как установление временных ограничений по использованию земель, осуществлению хозяйственной и иной деятельности в связи с тем, что в будущем предполагается изменение правового режима данных земель, как правило, путем их изъятия для государственных и муниципальных нужд (например, для развития транспортной и социальной инфраструктуры, реализации государственных целевых программ).
Резервирование земель осуществляется в общественных интересах. По мнению проф. Крассова О.И., задача резервирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно, создать наиболее благоприятные условия для изменения правового режима этих земель в ближайшем будущем и свести к минимуму затраты общества для достижения этой цели140.
В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ, в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей должен устанавливаться федеральными законами.
мая 2007 г. Федеральный закон № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» (далее Закон о резервировании) был подписан Президентом РФ14!.
Закон о резервировании был принят в развитие положений статей 35, 36, 72 Конституции РФ, а также в развитие отдельных положений Земельного кодекса Российской Федерации, в частности ст. 90 Земельного кодекса РФ. Законом о резервировании предлагается урегулировать пробел в законодательстве Российской Федерации в части, касающейся правового регулирования института резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, посредством внесения изменений и дополнений в Земельный кодекс РФ и статью 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Основной целью данного закона является установление порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд с целью повышения эффективности управления земельными ресурсами в Российской Федерации и снижения государственных расходов при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Закон о резервировании в соответствии с целями законодателя, должен привести к сокращению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, так как содержит в себе перечень ограничений прав, необходимых для достижения целей резервирования, и приводящих в конечном итоге к экономии средств указанных бюджетов при возмещении убытков, в том числе упущенной выгоды (включая путем выкупа), причиненных изъятием земельных участков. К таким ограничениям относятся: запрет на выдачу разрешений на строительство и его осуществление; запрет на осуществление иных улучшений на земельном участке, если эти названные действия противоречат целям резервирования земель; запрет на изменение целевого назначения или разрешенного использования земельного участка, если подобные изменения противоречат целям резервирования земель.
Данные ограничения будут препятствовать вложению собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами средств, приводящих к увеличению стоимости указанных земельных участков к моменту их изъятия (в том числе путем выкупа) для государственных или муниципальных нужд.
Финансирование расходов, связанных с резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в части компенсации собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков убытков, в том числе упущенной выгоды, причиненных наложением на них ограничений прав, осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов или за счет лиц, в пользу которых резервируются земельные участки. Вместе с тем возможны случаи, когда зарезервированный участок в силу изменившихся обстоятельств не будет изъят для государственных или муниципальных нужд и, как следствие, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления будет вынужден нести расходы по возмещению причиненных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Точный размер расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов просчитать заранее не представляется возможным по следующим причинам. Резервирование осуществляется на основании документов территориального планирования, которые для большей части территории субъектов Российской Федерации отсутствуют, или на основании решений о предварительном выборе места размещения объектов, которые принимаются органами местного самоуправления. Статистическое или иное наблюдение за количеством и условиями выносимых решений не ведется. Ранее законодательством порядок резервирования не устанавливался, и поэтому общее количество земельных участков, которые резервировались на основании законов Кыргызской Республики, крайне незначительно.
3. Правовая охрана земель транспорта
земельный среда транспорт
Рассматривается сущность и содержание правовой охраны земель транспорта, а также специальный режим использования различных видов земель транспорта в составе таких зон как санитарно-защитные и охранные зоны.
Транспорт является сильнейшим источником загрязнения окружающей среды и, следовательно, оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды, при этом, темпы роста потребления природных ресурсов превышают темпы роста их восстановления. Поэтому охрана земель транспорта является крайне важным элементом в системе правового режима земель транспорта, нормы которого должны неуклонно соблюдаться, соблюдение которых должно эффективно контролироваться, и за нарушение которых должна устанавливаться административная и уголовная ответственность.
Правовая охрана земель транспорта это природоохранная деятельность организации транспорта, уполномоченных на то органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающаяся в осуществление системы правовых, технических, организационных, экономических и других мероприятий и действий, в целях предотвращения и устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельными ресурсами на землях транспорта.
Важной особенностью правового режима земель транспорта является переплетение правовых норм регулирующих правовую охрану земель данной категории с правовыми нормами, обеспечивающими безопасное функционирование транспорта на земельных участках с помощью создания в составе земель транспорта зон с особыми условиями их использования. Так, в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов транспорта на землях всех видов транспорта устанавливаются особые зоны. Так, на железнодорожном транспорте и морском транспорте — это охранные зоны железнодорожного и морского транспорта, на землях автомобильного транспорта — придорожные полосы автомобильного транспорта, приаэродромная территория с особым режимом пользования земельными участками устанавливается на землях воздушного транспорта.
4. Особенности правового режима земель отдельных видов транспорта
.1 Правовой режим земель железнодорожного транспорта
Земли железнодорожного транспорта являются одними из основных видов земель транспорта, правовой режим которых достаточно полно урегулирован законодательством. Основной нормативной базой такого регулирования являются Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами землями железнодорожного транспорта считаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
К полосе отвода железных дорог относятся земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
К охранным зонам железнодорожного транспорта относятся территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
В целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны.
Устанавливается, что размеры земельных участков, устанавливаемых как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения, и постоянные условия хозяйствования в их пределах определяются в соответствии с соответствующими санитарными нормами и правилами.
Размеры охранных зон земель железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами отвода, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Общий порядок установления и использования придорожных полос автомобильного транспорта предусмотрен специальными нормативными актами, в частности: Указом Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» 91; Правилами установления и использования придорожных полос федеральных дорог общего пользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 , которым определяются порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель. Названные правила содержат определение придорожных полос, под которыми понимаются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги, и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги, за исключением дорог расположенных в населенных пунктах, где придорожные полосы не устанавливаются193.
Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель. Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.
На автомобильном транспорте в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и объектов дорожного сервиса, однако данное положение не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 1 июля 1998 года.