Выдержка из текста работы
Развитие современных государств, формирование единого европейского правового пространства, налаживание и развитие взаимовыгодного сотрудничества между различными государствами приводят к сближению национальных правовых систем и преодолению различий между ними. Государства определяют общие цели в развитии законодательства, формируют правовые стандарты, формулируют общие и единообразные принципы правового регулирования, разрабатывают общеобязательные к применению нормы и правила, создают межгосударственные правовые структуры.
Унификация (от лат. unus (uni) — один и facere — делать) права — целенаправленный процесс приведения национальных правовых систем к единой системе.
По своей сути унификация права способствует наиболее удобному и эффективному сотрудничеству между государствами. Благодаря этому процессу разрабатываются и вводятся в действие единообразные в применении и общеобязательные для всех участников юридические правила и нормы. Целью унификации права является устранение или сглаживание различий в национальных правовых системах с учетом общепризнанных принципов права.
В настоящее время существует множество классификаций правовых систем, в основу которых положены разнообразные критерии: общность источников права, единство терминологии, правовые традиции, правовая идеология, правовая культура, правовые принципы, общность возникновения и дальнейшего развития и др.
Профессор Ю.А. Тихомиров выделяет континентальную (романо-германскую) правовую систему, систему общего права, социалистическое право, правовые системы религиозно-нравственной ориентации, систему североевропейского права, латиноамериканское право и «кочующее» право.
Профессор Х. Бехруз на основе общецивилизационных критериев, отражающих идеологические, политические, религиозные, культурные особенности формирования и развития общества и оказывающих влияние на процесс формирования, развития и функционирования правовых систем и правовых критериев, включающих правовые традиции, правопонимание, систему источников права, особенности происхождения и эволюцию различных правовых систем, структуру права, юридическую технику выделил следующие правовые семьи:
1) семья традиционного права (обычного права);
2) семья традиционно-этического права (дальневосточное право);
3) семья религиозного права (иудейское, индусское и исламское право);
4) семья законодательного права (романо-германская правовая семья);
5) семья прецедентного права (общего права);
6) семья смешанного права (латиноамериканская правовая семья и скандинавская правовая семья).
2. Характеристика основных правовых систем
право система сотрудничество юридический
Романо-германская правовая семья. Романо-германская правовая система охватывает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с ХII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
К романо-германской правовой системе относятся правовые системы таких государств, как Франция, Германия, Италия и другие. Эта разновидность правовых систем характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной структурно замкнутой нормативной системы. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-законодательных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где право выступает преимущественно в виде «закона».
Своеобразие экономических условий оказало влияние на формирование данной системы. Так, в континентальной Европе преодоление феодальной раздробленности, создание централизованных государств осуществлялось через центральные органы государственной власти, которые взяли на вооружение такие эффективные средства социального регулирования, как законы, кодексы, содержащиеся в них абстрактные нормы.
В романо-германской семье, начиная с ХIХ века, господствующая роль отведена закону.
Международные договоры вносят весомый вклад в данную правовую семью. В некоторых странах законодательно закреплено превосходство международных договоров по юридической силе над внутренним законодательством.
Толкование законов играет важную роль в процессе практического применения законодательства, поскольку законы — лишь основы и рамки юридических конструкций и в силу этого требуют многочисленных дополнений путем толкования.
Важная роль среди источников романо-германского права принадлежит также многочисленным подзаконным актам, причем их роль и вес возрастают.
Обычай в разных странах данной правовой семьи занимает неодинаковое положение, при этом роль самостоятельного источника права им практически утрачена.
В качестве источников права достаточно широко используются общие принципы права, как вытекающие из самого закона или прямо в нем зафиксированные, так и существующие вне него. Эти принципы отражают подчинение права требованиям справедливости и морали, которые могут меняться в зависимости от эпохи и момента времени. Общие принципы права играют существенную роль при отправлении правосудия. При определенных условиях они могут быть основанием для решения дел (аналогия права).
Классическим примером романо-германской правовой системы является Германия.
Таким образом, романо-германская правовая система характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной, структурно замкнутой нормативной системы.
Англосаксонская правовая семья. Англосаксонская правовая система является наиболее распространенной в современном мире. Ее также называют семьей общего права. В состав семьи входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Около трети населения земного шара проживает в англосаксонских странах. Такое широкое распространение в определенной степени объясняется колониальным прошлым Великобритании.
Принципиальное отличие англосаксонской правовой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, а правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, а также придает праву большую казуистичность и меньшую определенность. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.
В подготовке и квалификации юристов в данной правовой семье также имеются особенности. Если в романо-германской правовой семье правосудие всегда осуществлялось судьями с университетским юридическим образованием, то в англосаксонской семье судьи приобретали свою квалификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Университетский диплом, а также профессиональные экзамены лишь недавно стали важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей.
Еще одним отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.
В качестве особенностей англо-саксонской правовой системы можно следующие особенности:
1) нормы права имеют казуистический характер, обусловленный единством норм права и судебных решений;
2) структура права не дифференцируется на частное и публичное. а отрасли и институты права недостаточно ясно выражены. Структура англосаксонского права состоит из таких звеньев, как прецедентное право, право справедливости и статутное (парламентское) право;
3) прецедентное право создают не любые суды, а суды и органы высшей инстанции. Например, в Великобритании такими полномочиями наделены Верховный суд. который состоит из Высшего суда. Суда Короны и Апелляционного суда, и Палата лордов, которая осуществляет и судебные функции;
4) особое значение имеют формы судопроизводства, процессуальные нормы, источники доказательства;
5) гарантирована самостоятельность судебной власти, чему придается особое значение;
6) отсутствует кодификация законодательства:
7) сохраняются следы двойственности как результат соперничества между зарождавшимся прецедентным правом и устоявшимся правом справедливости.
Неотдифференцированная (религиозно-общинная) семья. Особенностью религиозно-общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они связаны религиозными и обычно-общинными нормами. В соответствии с этим правовые системы данной общности имеют облик догматизированных, традиционных. В массовом правосознании они воспринимаются в качестве систем, основная регулирующая сила которых — догма веры, религиозное учение, традиция.
Религиозно-общинная правовая система, как правило, характерна для застойных федеральных общественных структур.
По своей сути она представляет собой перенесение в сегодняшний день предыстории права.
Данные правовые системы имеют место в мусульманских государствах Азии и Африки.
Свое начало это право берет в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться им, а не создавать свое новое право под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, в мусульманском праве не существует.
Мусульманское право — это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает в себя как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.
Мусульманское право отличается глубокой оригинальностью по сравнению с другими правовыми системами. Ввиду того, что оно сформировалось в глубокой древности, ему присущи архаизм ряда институтов, казуистичность, отсутствие четко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно не зависимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.
Существуют четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран — священная книга ислама; Сунна — собрание традиций, связанных с посланцем Бога; иджма — единое соглашение мусульманского общества; кияс — суждение по аналогии. Система этих источников неоднозначно понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов.
Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются.
Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является ее статичность. Попытки нововведений встречаются с подозрением, любые оригинальные толкования запрещены.
Несмотря на все сложности, мусульманское право представляет собой одну из крупнейших систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 миллионов человек в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей верности принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран.
Иные виды правовых семей. Заидеологизированная правовая семья наиболее близка к религиозно-общинной, но их отличие в том, что данная правовая система соответствует современному уровню развития цивилизации. Этот тип правовой системы характерен для государств с авторитарным, диктаторским политическим режимом. Причем юридические институты, законодательство и правосудие призваны быть ширмой, прикрытием для насилия системы, а юридические компоненты представляют собой идеологизированные фальсификации.
Для данной правовой системы характерно отсутствие независимого правосудия, в то время как господствующая идеология является всепоглощающей.
Правовые системы скандинавских государств отличаются своеобразием, в силу чего они не могут быть отнесены к указанным ранее видам правовых семей. Яркие представительницы данной системы: Норвегия и Нидерланды.
Таблица 1. Общая характеристика основных правовых систем современности
Название правовой семьи |
Основные признаки правовой семьи |
|
Романо-германская (континентальная). Франция. Германия. Италия. Португалия. Австрия. Испания. Норвегия. Дания и др. |
1. Строгая иерархия источников (форм) права, среди (которых безусловно главным является закон. 2. Деление права на частное и публичное. 3. Имеется деление права на отрасли. 4.Систематизация законодательства происходит в основном в виде его кодификации. |
|
Англосаксонская. Англия. Сев. Ирландия. Канада (кроме Квебека). США. Австралия. Новая Зеландия. территория Карибского бассейна и др. |
1. Ведущий источник права — судебный прецедент. 2. Нормативные акты содержат нормы казуистического характера. 3. Главная роль отводится процессуальному (т.е. доказательственному) праву. 4. Отсутствует деление права на частное и публичное (его заменяет деление на общее право (common law) и право справехливостн). Разделение права на отрасли является нечетким, отраслевые кодексы отсутствуют, хотя в настоящее время идет процесс создания кодексов, большое значение придается правовым институтам. |
|
Мусульманская. Иран. Ирак. Судан. Пакистан. Саудовская Аравия и др. |
1 .Ведущий источник права — религиозные книги (догмы) — Коран. Сунна. Иджма. 2. Важная роль принадлежит доктрине как источнику права. 3.Архаичность и казуистич- ность большинства правовых норм. 4. Отсутствует деление права на частное и публичное. 5. В некоторых государствах — дуализм правовой системы (сосуществование кодексов западного образца и правил шариата). |
|
Африканская. |
1.Ведущий источник права — правовой обычай. 2. «Правовая многослойность» (сосуществование традиционной правовой системы с правовой системой страны-колонизатора. |
|
Социалистическая. Имела место в недавнем прошлом — до распада мировой социалистической |
1. Господство публичного права над частным. 2. Подчиненое положение закона по отношению к партийно-административным решениям. 3.Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм. |
3. Особенность российской правовой системы
право сотрудничество юридический
Современная правовая система Российской Федерации представляет собой итоговый, совокупный результат более чем тысячелетнего развития российскою права.
Преемственность в развитии российского права дает возможность выделить несколько исторически сложившихся периодов, среди которых:
1) Правовая система Древнерусского государства (IX-XIII вв.).
Уже в начальный период оформления российской государственности «право Древней Руси, сопоставимое по некоторым показателям с правовыми системами, применявшимися тогда в Западной Европе, не было лишено самобытности» (Р. Леже).
Прежде всего, оно определялось обычным правом, которое действовало длительное время в неписаной форме. В договорах дохристианской Руси с «греками» 911, 944 и 971 гг. упоминается «закон русский» наряду с Эклогой и другими законами Византийской империи. Видимо, под таким названием их составители понимали лишь свод устных норм обычного права Древнерусского государства. По суждению историка В.И. Сергеевича, «законы русские» являли собой образцы юридических обычаев, «применяемых к отдельным случаям в силу согласного убеждения действующих лиц в необходимости подчиняться им».
Со временем обычаи систематизируются и трансформируются в фиксированные источники. Важнейшим из них в первой половине XI в. становится Русская правда, в которой были сведены воедино характерные и типичные для того времени сборники обычаев, а также значимые положения из княжеских решений и церковных канонов. Значение древнерусского свода было и в масштабах его юридической силы: действие Русской правды распространялось на всю территорию Киевской Руси. Но и с распадом государства на удельные княжества в их пределах продолжали действовать различные редакции этого основополагающего для страны юридического документа.
2) Правовая система Московского государства (XIV-XVII вв.).
«Собирание» русских земель под властью московского государя ознаменовалось появлением общегосударственных актов, отражавшим тенденцию к формированию единой государственности и единой правовой организации. Великокняжеские и царские (с 1547 г.) уставы, Домострой Ивана III с четкими правилами «доброго» поведения подданных, Стоглав 1551 г. и Кормчая книга 1653 г. с систематизированным церковным правом, судебники (1497, 1550 и 1589 гг.) с упорядоченными судебными предписаниями ставят целью распространение юрисдикции «государя всея Руси» на все земли и соответственно ликвидацию их отдельных правовых суверенитетов.
3) Правовая система Российской империи (XVIII — начало XX в.).
Модернизация государственно-правовых начал России, проводимая в этот период на основе европейских правовых традиций, в определенной степени учитывала и российские правокультурные основы. Неслучайно Полное собрание законов Российской империи 1830 г., в котором было несколько десятков тысяч законодательных актов, охватывало законодательную деятельность страны с середины XVII столетия и открывалось Соборным Уложением.
Правотворческая деятельность М.М. Сперанского и его коллег в первой половине XIX в. послужила существенным прорывом в развитии российского законодательства и цивилизованном оформлении самой правовой системы государства. До этого законодательство огромной империи представляло собой эклектическое и хаотическое нагромождение правовых актов различной силы и действия. Новые интеллектуальные подходы и методы, а также юридический язык и законодательная техника, использованные при подготовке Собрания и Свода законов, легли в основу российской юридической теории и практики.
Именно в это время стал упоминаться и закон как особый акт государственной власти. При учреждении Государственного совета в 1810 г. закон впервые выделяется из всех иных юридических документов в качестве «головного» правового акта, отличного от указов и повелений высшего порядка. А Свод законов Российской империи 1832 г. сам приобрел статус закона как высшего источника права в государстве.
Последовавшие в XIX столетии юридические реформы закрепили европеизацию российского права, приблизили его основы к правовым реалиям западной цивилизации, придали отечественному праву привычные для европейцев понятийные и терминологические формы.
Первой российской конституцией октроированного типа — Основными государственными законами Российской империи 1906 г. — закреплялось правление страной на принципе верховенства закона: «Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке». Подобным порядком предлагалось принятие закона избираемой населением Государственной Думой, его одобрение — Государственным советом, а утверждение — императором. Таким образом, закон, возглавив правовую систему, стал выражать волю не одного, а трех главенствующих субъектов государственной власти.
4) Правовая система Советского государства (1917-1991 гг.).
Советское право формировалось и действовало в соответствии с официальной коммунистической доктриной, провозглашавшей приоритет государственного начала над правовым.
По сути, право периода социалистического эксперимента являлось прикрытием повсеместного и жесткого вмешательства государства во все сферы жизни общества и приводило к преобладанию в нем публично-правовых институтов, преследованию вначале оппозиционных, а затем и просто неофициальных взглядов и действий, упрощению процедурных форм и ограничению прав обвиняемых и подсудимых на защиту, усилению репрессий, в том числе и внесудебных, как средства навязывания населению идеологической воли.
5) Реформы, проведенные в Российской Федерации за последние 10 лет, еще больше сблизили ее правовую систему с семьей романо-германского права как по линии юридико-технических приемов, так и содержания права. Все признаки, сообразно которым определяется правомерность признания национальной правовой системы в качестве члена семьи романо-германского права, присущи и современной правовой системе Российской Федерации.
Российская доктрина и российская правовая система, как и остальные члены романо-германского нрава, отождествляют право с законом, а норма права понимается как абстрактные правила поведения, отражающие наиболее общие, устойчивые черты регулируемого отношения. Задача по конкретизации нормы права применительно к рассматриваемому случаю, юридическому делу возлагается на судебные и иные правоприменительные органы. При подготовке и принятии новых норм права, а также совершенствовании действующих законодатель исходит из принципов права, конституционных норм и принципов и стремится установить нормативно-правовое регулирование на длительный период, не исчерпывающийся однократным исполнением.
В правовой системе Российской Федерации основным источником права признается нормативно-правовой акт, а правом его принятия наделяются законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. В определенных пределах право принятия нормативно-правовых актов делегируется и органам управления организаций, учреждений и предприятий.