Содержание
Введение……………………………………………………………….………….3
1. Понятие и виды специальных средств…………………………….…………4
2. Правовые основы применения полицией специальных средств………….7
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………..17
Приложения………………………………………………………………………18
Выдержка из текста работы
Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Интернет, где значительное число пользователей работает с использованием сотовой и других сетей. Все это подтверждает, что процесс информатизации интенсифицируется, завершается этап неуправляемой информатизации. Управляемая составляющая, которая реализовывалась в основном в образовании, в промышленности и в административном управлении, оказалась явно недостаточной из-за малых финансовых средств, но в целом современный уровень информатизации позволяет констатировать, что начало следующего века станет точкой перехода из века энергетики в век информатики, как это прогнозировал Норберт Винер. Использование волоконно-оптических линий и сетей кабельного телевидения позволяет на одной и той же базе обеспечить передачу речи, видеосигнала, данных, служебной информации и тем самым обеспечить вхождение каждого пользователя как в российское, так и в мировое информационное пространство. Огромны объем памяти носителей информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д. RusEdu Информационные технологии в образовании
Современное общество, в свете предъявления всё более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией учебного процесса. Тому способствовало понимание особенностей образовательной среды, сложившейся в настоящее время. Среди немалого количества противоречий, отражающих состояние этой среды, мы отметим лишь самые важные:
· Во-первых, содержание образования определяет нарастающий объем культурной и научной информации. Однако время обучения априори ограничено, как ограничены и возможности обучаемых.
· Во-вторых, решение проблемы повышения качества образования напрямую зависит от повсеместного использования возможностей информационной образовательной среды. Такая среда в настоящее время создается, но научно-методическая база для проектирования электронных образовательных ресурсов разработана недостаточно.
· В-третьих, традиционные формы обучения не способны полностью обеспечить решение проблем современного образования, но не безграничны возможности и современных информационных образовательных ресурсов.
· Наконец, стремительное повышение информационной компетенции учащихся зачастую вступает в противоречие с относительно медленными темпами приобретения соответствующего уровня ИКТ компетенции педагогов.
Всё это подтверждает переломный характер современной ситуации в образовании. Время макроизменений в спорах рождает новые парадигмы учебного процесса. Насущной задачей современности является необходимость создания новых педагогических средств обучения. Новая культурно-информационная среда перераспределяет внимание субъектов и объектов обучения на фактор коренного изменения человеческой цивилизации вследствие стремительного развития информационных технологий. Новое время рождает новые критерии образованности человека, и образование как важнейший социальный институт обязано им соответствовать. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3,03.2009
Для решения непростой задачи повышения качества образования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, учитель обязан помнить о дидактических принципах обучения, знать современные технологии и средства, строить свою работу, опираясь на совокупность теоретических знаний, практического опыта, в полной мере используя материально-техническое оснащение.
Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила — его отдельные стороны.
Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой). Электронная библиотека P-lib.ru
Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрения, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.
На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:
· непосредственно-чувственное (“Золотое правило дидактики”, когда объект познается с помощью органов ощущений);
· опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы.
Опосредованное познание осуществляется:
а) с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;
б) с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;
в) через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;
г) моделирование.
При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.
Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта. Веб-сайт «История педагогики»
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит — 25 % видимой информации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, — управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.
Интенсивно, особенно в последние годы, разрабатываются оригинальные ТСО и компьютерные технологии, предназначенные для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. К сурдотехническим средствам такого рода относится, например, звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, с помощью которой ведется работа по развитию нарушенного слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, имеющих остатки слуха; используются приборы и приспособления, которые передают информацию о звуковых явлениях, преобразуя их в световые сигналы, воспринимаемые зрением, или в тактильно-вибрационные сигналы, воспринимаемые поверхностью тела, и др.
Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный.
· На эпизодическом уровне ТСО используются учителем от случая к случаю.
· Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания.
· Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.
Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся. Технические средства обучения и методика их использования, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, ИЦ «Академия», Москва, 2001 И это, пожалуй, первое и главное правило в использовании ТСО в процессе обучения, ведь правильное их использование позволяет знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни и многое другое.
Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:
1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
2) по принципу устройства и работы;
3) по роду обучения;
4) по логике работы;
5) по характеру воздействия на органы чувств;
6) по характеру предъявления информации.
По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, средства обучения и самообучения, вспомогательные средства. Кроме того существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения, — комбинированные.
Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бываютиндивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.
Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого.
Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться дальше только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.
Тренажерные технические средства-специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.
К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.
По принципу устройства и работы компьютерной техники выделяют механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные ТСО.
По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
По логике работы компьютерной техники ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства.
По характеру предъявления информации компьютерной техники ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные — способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).
Педагогические-соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические-удобство и безопасность эксплуатации, минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом, уровень шума, удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические- гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность), целостность композиции, товарный вид.
Экономические — относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
Функции компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи той или иной компьютерной технике в полном объеме.
Первая из функций компьютерной техники-коммуникативная или функция передачи информации. Вторая — управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов. Третья-кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Данные процессы осуществляются через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий. Четвертая-научно-исследовательская функция связана с преобразованием учащимися информации, получаемой с помощью компьютерной техники с исследовательской целью, с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации. Эффективность использования компьютерной техники определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения-техническим, методическим и организационным. Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие, И.Н.Фролов, А.И.Егоров, Издательство «Академия Естествознания», Москва, 2008
Классифицируя технические средства обучения, перечисляя их функции, градируя эффективность, необходимо помнить и о том, что в многообразии возможностей современной техники и, всё улучшающегося, оснащения учебных учреждений, в первую очередь любому педагогу следует придерживаться основных простейших, но принципиально важных правил.
1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях) ,происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
2. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, доступное осязанию — путем осязания.
3. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
4. Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
5. Наблюдения учащихся должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
6. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.
7. Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
8. Обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию. В совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.
9. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
10. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью. Веб-сайт «Психология», Курс Современной Гуманитарной Академии
В заключение работы приведу примеры из личного опыта работы.
Я, Юрьева Фируза Хайруллаевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2009 г. Москвы.
В своей работе активно использую различные ТСО, и если 10 лет назад эти средства практически ограничивались просмотром диафильмов, прослушиванием аудиозаписей на магнитофоне, то сегодня школа владеет возможностью использования значительно более широкого спектра названных средств.
Так, в прошлом году ко мне пришли новоиспечённые школьники, первоклашки. Как водится, на первых порах, учитель выстраивает отношения с классом, узнаёт интересы детей, создаёт условия для благоприятного течения школьной жизни детей в период адаптации. В моём классе оказалось несколько ребят, активно изучающих окружающий мир, а именно-темы космоса, происхождения и разнообразия жизни на Земле, глобальные процессы, происходящие с нашей голубой планетой. Опираясь на имеющийся интерес детей, удалось заинтересовать и остальных ребят. Уроки окружающего мира превратились у нас в настоящие путешествия. Это оказалось благодаря возможности использования просмотра видеофильмов. Хочется отметить, что фильмы эти из коллекции BBC, которые приносили сами дети. Использование ТСО, таким образом, на уроках окружающего мира, стало у нас систематическим. К каждой из новых тем подбирался материал, и уроки строились по двум схемам: либо вначале мы обсуждали тему, а затем просматривали фрагмент фильма, либо наоборот. И в первом, и втором случае уроки получались живыми и насыщенными. Ведь ни один учитель не сможет, предположим, описать строение солнечной системы или как выглядит млечный путь так, чтобы у ребёнка сложилась реальная картина. Каким бы красноречием он ни обладал, и никакой теллурий в этом помочь не силён. Здесь и выходят на первый план ТСО.
Также в первом классе ТСО приходили на помощь на уроках математики.
Известно, что детям очень непросто даётся первый год жизни в школе, поскольку весь их мир радикально изменяется, изменяется устройство и организация жизнедеятельности, появляется много новых требований, правил и запретов. Особенно тяжело ребята переносят 45-минутное сидение за партой. И хотя каждый учитель включает в урок физминутки, они не вполне помогают ученикам совмещать сразу два непростых дела-учиться и высиживать на месте целый урок, придерживаясь определённых правил. Здесь тоже выручает наглядность. Я использовала на уроках проектор, посредством которого мы отрабатывали состав чисел в пределах 10, решали задачи-для этого к урокам готовились соответствующие презентации.
На уроках русского языка те же презентации способствуют лучшему усвоению ребятами слов с непроверяемыми безударными гласными, проще говоря, словарных. Не секрет, что русский язык один из самых непростых предметов в школе, полон исключений, слов, которые пишутся совсем не так, как произносятся. А кроме того есть ещё состав слова, фонетический его разбор. Ко второму классу появляются части речи, члены предложения… Усвоить такой объём информации очень непросто, особенно в наш информационный век, когда человек перенасыщен ею. Яркие, красочные, разноцветные, движущиеся объекты способны воздействовать на эмоциональную сферу восприятия, а значит, делают процесс обучения интереснее и продуктивнее.
Помимо уроков, ТСО используются также в различных сферах школьной жизни. Создав сайт класса, собственно говоря, главным образом для родителей учащихся, на родительском собрании можно познакомить родительский коллектив с функциями и возможностями данного ресурса. Посредством электронной почты общение с родителями, информирование их, стало гораздо удобнее и проще.
Ту же функцию несёт сайт школы. Являясь одним из администраторов школьного сайта, я размещаю на нём фотоотчёты проводящихся мероприятий, объявления, информацию о педагогическом составе школы. Всё это делает школу и школьную жизнь более открытой и понятной для окружающих, более интересной и насыщенной для ребят и их родителей.
С использованием ТСО проводятся общешкольные собрания, педсоветы, школьные праздники. Пожалуй, перечислить всё просто невозможно, поскольку сфера использования аудиовизуальных технологий всё расширяется.
В настоящее время начали свою реализацию проекты с электронными журналами, дистанционным обучением. Все это и многое другое делает учебно-воспитательный процесс живее, мобильнее, устраняя отжившее (например, заполнение классного журнала и работа с бесчисленной документацией на бумажных носителях) и превнося возможности для развития более существенного, важного в сущности этого процесса.
1. Веб-сайт «История педагогики»
2. Веб-сайт «Психология», Курс Современной Гуманитарной Академии
3. Веб-сайт RusEdu, Информационные технологии в образовании
4. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3,03.2009
5. Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие, И.Н.Фролов, А.И.Егоров, Издательство «Академия Естествознания», Москва, 2008
6. Технические средства обучения и методика их использования, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, ИЦ «Академия», Москва, 2001
7. Электронная библиотека P-lib.ru
Размещено на