Содержание
Введение3
1. Правосубъектность как элемент субъективного права5
2.Правосубъектность согласно современному российскому законодательству. Соотношение правосубъектности и дееспособности7
3. Содержание правосубъектности граждан в сфере предпринимательства10
Заключение14
Список литературы и источников15
Выдержка из текста работы
Конституционно закрепленные принципы судебной системы присущи всем видам судов РФ, независимо от способа осуществления правосудия. Этими принципами являются: отправление правосудия только судом и на началах равенства всех перед законом и судом; закрепление единства, независимости и подчинения судов лишь Конституции РФ и федеральному закону; осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; гласность, состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве; судопроизводство с участием присяжных заседателей; наконец, федеральное финансирование судов. Хотя Конституция РФ специально не закрепляет принцип национального языка судопроизводства, этот принцип вытекает из общего контекста Конституции о государственных языках в РФ. Основами деятельности судебной системы также являются принципы, относящиеся к субъективному составу системы — это требования к судьям, их независимость, несменяемость, неприкосновенность и единый порядок назначения. Вместе с гарантиями по назначению судей и осуществлению функций судебной власти на постоянной основе независимость суда (вместо выборности) обеспечивается запрещением вмешательства кого-либо в отправление правосудия, недопущением действий, умаляющих авторитет судебной власти, а также запретом совмещения судейских и депутатских функций, принадлежности к политическим партиям и движениям, занятия предпринимательской деятельностью. Законом специально предусмотрено положение о том, что судьи дают только правовую оценку рассматриваемых дел, независимо от своих политических убеждений, региональных интересов и т. д. Конституционные принципы вместе со всеми нормами судопроизводства являются гарантиями прав граждан и организаций в процессе отправления правосудия.
1.Судебная защита прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательства
Судебная система Российской Федерации состоит из Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, каждый из которых имеет свое назначение, структуру и судопроизводство, но вместе они образуют единую федеральную систему судов, призванных осуществлять функции правосудия. Помимо федеральных судов, предусматривается действие в России конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Федерации. Поскольку судебная система России устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом, то никакие другие суды не могут быть учреждены без внесения изменений в Конституцию, при этом порядок образования и деятельности иных федеральных судов в конституционно установленной структуре должен быть определен не иначе как в Федеральном конституционном законе.
Арбитражному суду подведомственны экономические споры в связи с заключением договоров, если имеется соответствующее соглашение сторон или это предусмотрено законоположениями — изменением или расторжением договоров, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, признанием права собственности, истребованием имущества из чужого незаконного владения либо иным нарушением права собственности.
Законодательством закреплены разнообразные способы судебной защиты: путем признания прав; восстановления положения, существующего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков и неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; признания недействительности ненормативных актов органов государственного управления (власти), а также использование иных определенных законом способов защиты. Тем самым для защиты прав и интересов лица вместе с исковой формой предусматривается возможность признания недействительными актов власти (управления) в судебном порядке.
Законодательство запрещает вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий и организаций, кроме как по установленным законом основаниям и в пределах полномочий этих органов, а следовательно, организации (юридические лица) и граждане-предприниматели вправе обращаться в суд с заявлением о признании неправомерными и недействительными актов любых государственных органов, органов местного самоуправления и действий должностных лиц, затрагивающих интересы предпринимательства. Законоположения о разграничении подсудности, т, е. компетенции судов внутри арбитражной системы, устанавливают общий принцип: все экономические споры, за исключением споров между субъектами Федерации и с ее участием, разрешаются в арбитражных судах субъектов Федерации. Наряду с этим закрепляется территориальная подсудность, в силу которой споры по заключению (изменению, расторжению) договоров (контрактов) рассматриваются по месту нахождения организаций (жительства гражданина-предпринимателя), являются поставщиками (подрядчиками и т.д.), а споры по исполнению договоров — по месту нахождения ответчика, хотя с учетом исключительной подсудности предусматриваются два исключения из этих общих правил: по спорам о признании права собственности (истребования имущества и т. д.) и по спорам, связанным с перевозкой грузов, где, соответственно, споры рассматриваются арбитражем по месту нахождения имущества, а во втором случае — месту нахождения органа транспорта, станции (порта) назначения.
С учетом сферы материальных отношений как отношений в сфере предпринимательства, субъектного состава и целей защиты экономических интересов арбитражно-проиессуальное право является самостоятельной отраслью системы права, тем более что мировая практика убедительно свидетельствует об эффективности специализированных судов.
Участниками арбитражного процесса являются прежде всего стороны (юридические лица, органы государственной власти, граждане-предприниматели), выступающие в качестве истцов или ответчиков при защите нарушенных (оспариваемых) прав; третьи лица и заявители как заинтересованные в процессе лица; прокурор, государственные органы и иные организации обращающиеся с иском в арбитраж о защите государственных (общественных) интересов.
Законодательство определяет порядок предъявления иска в арбитражный суд, порядок арбитражного разбирательства, виды доказательств и т. д. С развитием научно-технического прогресса в арбитражной, как и судебной, практике в качестве письменных доказательств рассматриваются и документы, полученные с помощью электронно-вычислительной, множительной и т. д. техники. Законоположения предусматривают рассмотрение дел в первой инстанции судьей единолично, хотя возможно рассмотрение любого дела коллегиально. Коллегиальность обязательна при рассмотрении дел о недействительности актов власти и о банкротстве. Исключительно важным является введение протокола судебного заседания, как и в судах общей юрисдикции.
Защита арбитражными судами прав и интересов организаций, а с 1991 г. — и граждан-предпринимателей осуществляется на всех стадиях разрешения экономических споров, включая проверку правильности решений арбитражных судов. С 1995 г. закреплено четыре порядка проверки и пересмотра решений суда — апелляционный, кассационный, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционное производство представляет собой стадию арбитражного процесса, в которой суд второй инстанции по жалобе лиц, участвующих в деле, пересматривает дело по существу путем самостоятельного исследования и новой оценки доказательств, имеющихся в деле. Рассмотрение жалобы осуществляет апелляционная инстанция арбитражного суда, принявшего решение в первой инстанции.
Федеральные арбитражные суды округов, куда подается кассационная жалоба на вступившее в законную силу решение (постановление апелляционной инстанции) арбитражного суда, проверяют в кассационном порядке законность решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, с вынесением постановления в пределах полномочий, определенных статьями 174—176 АПК РФ.
Законоположения предусматривают возможность пересмотра решений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора, а поскольку здесь речь идет о пересмотре вступивших в законную силу решений суда, этот порядок, в силу его исключительности, ограничивается кругом официальных должностных лиц, правомочных приносить протест, а равно как пересмотром решений лишь Президиумом ВАС РФ в порядке, определенном статьями 186—190 АПК РФ.
Наконец, арбитражный суд, как это принято в судопроизводстве, может пересмотреть вступившие в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, когда таковце обнаруживаются (вынесение судебных решений на основе заведомо ложных показаний свидетелей, подложных документов или заведомо неправильного их перевода и т. д.). Заявление о пересмотре судебных споров подается не позднее чем через месяц со дня открытия новых обстоятельств. Пересмотр осуществляется арбитражным судом, принявшим данное решение, при этом в случае отмены решения дело рассматривается заново в порядке и по правилам АПК РФ.
Наряду с защитой гражданских прав профессионально органами правосудия предусматривается возможность рассмотрения споров путем третейского разбирательств;. Ныне действует Временное положение о третейском суде от 24 июня 1992 г., согласно которому любой экономический спор передается на разрешение третейского суда по соглашению сторон. Хотя до последнего времени третейский порядок разрешения споров не получил значительного применения, все более широкие деловые круги обращаются к такому разбирательству, что обусловливается развитием сотрудничества контрагентов в процессе их хозяйственных взаимоотношений, а в известной мере — и становлением начал самоуправления.
Третейский суд создается в одной из двух форм — для разрешения конкретного спора или на постоянной основе. Суд для рассмотрения конкретного дела создается спорящими сторонами. Для передачи спора третейскому суду необходимо соглашение сторон, которое должно быть заключено в виде оговорки в договоре или отдельного соглашения. Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, ярмарками и иными организациями, которые информируют арбитражный суд. в районе которого действует данный третейский суд, о его создании и составе.
Законоположения о третейском суде подробно регламентируют порядок третейского разбирательства: закрепляют принцип равенства сторон в изложении своих позиций и защиты прав, язык производства третейского суда, который определяется при отсутствии соглашения сторон третейским судом, порядок подачи искового заявления и его обязательные реквизиты, а также исследование доказательств в процессе третейского разбирательства. Решение суда исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные решением, а в случаях неисполнения ответчиком решения арбитражным судом выдается приказ о его принудительном исполнении.
Федеральным законом 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» определен порядок принудительного исполнения решений судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также актов иных уполномоченных органов государства. Исполнение судебных актов и актов других органов возлагается на службу судебных приставов, входящую в систему Минюста РФ (соответствующие службы субъектов РФ входят в состав органов юстиции субъектов Федерации)- Закреплена обязательность требований судебных приставов по исполнению судебных актов для всех органов, организаций и их должностных лиц, а также граждан на всей территории РФ.
2. Обеспечение прибыли и ее устойчивость — главная цель предпринимательской деятельности
Предпринимательство (анг. biasness), как социально-экономическое явление имеет многовековую историю. Оно возникло на ранних стадиях развития общества, в момент зарождения разделения труда и обменных операций, а своего апогея достигло с расцветом рыночной экономики. Предприниматель превратился в наиболее значимого субъекта экономического процесса, в ходе которого обеспечивается, с одной стороны, производство и предложение товаров, необходимых для удовлетворения потребностей людей, с другой — доход членов общества, позволяющий им посредством рыночного обмена покупать товары. Поскольку жизнь значительно многограннее экономических процессов, предпринимательство стало неотъемлемой частью не только экономического, но и всего социального порядка, то есть утвердившейся в обществе системы норм, правил и процедур взаимоотношений между людьми и социальными группами, обеспечивающей существование и развитие общества.
О сущности предпринимательства ученые размышляли с давних времен. В XVII в. представитель школы меркантилизма А. Монкретьен (1576—1621) в своем главном труде "Трактат политической экономии" использовал понятие "предприниматель" для обозначения лица, заключающего контракт с монархом с целью реализации различных работ. Первую целостную концепцию предпринимательства предложил французский экономист и банкир ирландского происхождения Р. Кантильон (1680—1734). Предпринимательством он считал такую экономическую деятельность, которая в условиях постоянного риска приводит в соответствие товарное предложение и спрос.1
С развитием рыночной системы хозяйствования, а также в процессе эволюции экономической теории представители разных научных школ и направлений по-разному определяли сущность предпринимательства и его значение в экономическом процессе. В основе их расхождений было два основных подхода: первый — какой модели человека (унифицированное представление об индивиде, действующем в определенной системе социально-экономических правил) придерживается та или иная научная школа; второй — какому механизму регулирования экономического процесса отдается предпочтение. Так, основатель классической экономики А. Смит (1723—1790), отстаивая модель рационального "экономического человека", характеризовал предпринимателя как собственника капитала, который в целях реализации своей коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, а прибыль является компенсацией за этот риск. Однако А. Смит представлял экономику как саморегулирующийся механизм, управляемый "невидимой рукой", поэтому он не придавал особого значения творчеству в предпринимательстве и фигуре самого предпринимателя. Примерно такое же значение предпринимателю отводит Дж. М. Кейнс (1883—1946), по теории которого необходимо государственное регулирование экономики с помощью кредитно-денежной и бюджетной политики.
Одну из известных формул предпринимательства, широко используемую позднее, предложил в начале XIX в. ученик А. Смита французский экономист Ж.Б. Сэй (1762—1832). Он определил предпринимательство как творческое соединение и координацию основных факторов производства (капитала, земли и труда) в условиях постоянного отслеживания состояния рынка, издержек производства, преодоления препятствий, риска и инициативы. При этом предприниматель должен обладать таким набором нравственных качеств, которые нечасто соединяются в одном лице: “тут требуются здравый ум, постоянство, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умение верно оценить важность продукта, потребность, которую он должен удовлетворять, средства производства”.2
Позже идея координации факторов производства была развита представителями неоклассических направлений экономической науки, начиная с известного английского ученого А. Маршалла (1842—1924). Три основных фактора производства были дополнены четвертым — это предпринимательские способности. С этого времени границы понятия "предпринимательство" постепенно расширяются, ему приписывают новые функции. В частности, в теории предельной производительности американского экономиста Дж. Кларка (1847—1938) выделяются следующие четыре фактора производства: капитал, капитальные блага (средства производства и земля), деятельность предпринимателя и труд рабочего. Каждому из них отводится специфическая доля производственного результата. У предпринимателя она создается функцией координирования.
Существенно новую характеристику предпринимательству дал известный американский экономист И. Шумпетер (1883—1950). Предпринимателя он рассматривает прежде всего как новатора, который в условиях повышенного риска и стремления к творчеству и самостоятельности создает новые комбинации действий и реализует нововведения (новые товары, технологии, рынки сбыта, структуры отраслей и т. д.). Его основная функция — "созидательное разрушение".
Специфически рассматривает сущность предпринимательства английский экономист-рыночник, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (1899—1992). Он определяет предпринимательство как поиск новых экономических возможностей для достижения максимальной прибыли и как особую характеристику поведения.3
На психологическо-поведенческих и этических аспектах предприни
мательства акцентируют внимание представители современных экономических школ, которые придерживаются новой модели "экономического человека", мотивирующего свою деятельность не только материальными, но и духовными интересами и потребностями. Современные исследователи особое внимание уделяют природе хозяйственных рисков и происхождению предпринимательской прибыли, утверждая, что ее источником является неопределенность ситуации на рынке, обусловленная ограниченностью необходимой информации.
Предпринимательство в Гражданском кодексе Российской Федерации определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ (оказания услуг) лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.4
Предприниматели — это как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации в рамках законодательных актов РФ. При этом предпринимателями лица признаются тогда, когда их деятельность отвечает следующим критериям:
- этот вид деятельности законодательно разрешен;
- осуществляется лицом от своего имени, систематически
(в качестве основного занятия) и направлена на извлечение прибыли (дохода); - лицо в установленном порядке зарегистрировано в качестве предпринимателя и занесено в соответствующий государственный реестр (юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей).
Наличие этих признаков отличает легальное предпринимательство от подпольного бизнеса, занятого запрещенными и скрываемыми видами деятельности. Эти же признаки отличают предпринимателей от других участников экономического процесса: потребителей, собственников и менеджеров.
Потребителями физические или юридические лица выступают в том случае, если они производят или покупают товары (услуги) только для собственного пользования или потребления. Например, это личные хозяйства населения, многие крестьянские хозяйства, производство в которых не носит товарного характера. Нельзя назвать предпринимательской деятельностью и продажу гражданами или предприятиями части своей собственности (земли, скота, построек). Только в том случае, если лица производят или покупают больше, чем им необходимо для собственного потребления, а излишки продают или обменивают с целью получения прибыли, они занимаются предпринимательской деятельностью.
В современном обществе предпринимательству отводится все большая роль в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, повышении занятости, развитии инновационного процесса и научно-техническом прогрессе.
3. Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей и противодействие недобросовестной конкуренции
Антимонопольное регулирование деятельности предпринимателей осуществляется во многих странах с рыночной экономикой. В США с 1890 г. действует антимонопольный закон Шермана. Согласно ему незаконным объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами.
Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия. Спектр вероятных наказании достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения. На действие провинившейся фирмы может быть вынесено предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий; пострадавшие лица могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба.
В 1914 г. был принят закон Клейтона, основные положения которого:
♦ запрещали практически все формы дискриминации в ценовой политике;
накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
♦ запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
♦ запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.
Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал закон «О Федеральной торговой комиссии», который дополнял закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства.
Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.
Закон Шермана считает практику фиксации цен на товар незаконной. Конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую ценовую политику, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны немедленно пресекаться. Признаются незаконными соглашения по ограничению выпуска продукции, разделению рынков сбыта, обмен информацией о ценах между конкурирующими предприятиями.
Контроль за слиянием фирм осуществляется согласно закону Клейтона и поправкам к нему (закон Селлера 1950 г.). В законодательном порядке опротестовываются не только горизонтальные, вертикальные слияния, но и конгломеративные слияния (например, нефтяная компания и сеть розничных магазинов). Хотя закон Селлера не отменен и по сей день, нынешняя политика федерального правительства несколько смягчилась по сравнению с 50—60-ми гг. Нынешние ведущие экономисты не полностью разделяют господствовавшее ранее мнение о росте концентрации рынка как об имеющем пагубные последствия для его функционирования. Слияние компаний способно сильно сократить производственные затраты и повысить эффективность производства. Слияние компаний рассматривается сегодня как важный механизм, посредством которого держатели акции могут оказывать влияние на управление. Иногда слияние национальных компаний может усилить их конкурентоспособность на мировом рынке.
Для определения законности практики горизонтальных слияний в качестве оценочного параметра обычно используется индекс Герфиндаля. Он определяется путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов. Для отрасли, где имеется п конкурирующих фирм, формула имеет вид:
Н = Рг + Р2- + …+ Pn3,
где Plt 2 n — доля рынка 1, 2, …, п фирмы, выраженная в процентах.
Федеральные органы власти, как правило, не возражают против слияний, если индекс Герфиндаля по реализации этих намерений не превышает 1000 пунктов. Такое мероприятие будет признано вполне законным для рынка, на котором оперируют 10 равноценных фирм. При росте индекса на 100 и более пунктов слияния могут оспариваться в законном порядке. Инструкция 1984 г. разрешает слияние крупных фирм и корпораций, если «имеются ясные и убедительные доказательства повышения в этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат либо в случае близкого краха одной из фирм»
Антитрестовское законодательство присуще не только «американскому образу жизни». Другие индустриальные страны также накладывают ограничения на фиксирование цен, практику слияния компаний, а также иные виды консолидирующих мероприятий. Однако уровень активности антимонопольных мер в США значительно превосходит все остальные страны, поэтому ожидается, что 1 по мере интеграции мировой экономики интересы американских производителей несколько смягчат действующее антимонопольное законодательство.
В Российской Федерации антимонопольное законодательство , нашло свое выражение в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции создано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. К таким действиям относят изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованная передача финансовых средств, материалов, изделий, жилых домов, квартир и т. д.), включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок {выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Запрещаются любые соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, или органов власти и управления, или их и хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции, в том числе на установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах, раздел рынка по территориальному принципу,1 по объему продаж или покупок, по ассортименту товаров, кругу продавцов или покупателей, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или создают благоприятные или неблагоприятные условия, в том числе не допускается устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности в какой-либо сфере, устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона в другой, давать указания о первоочередной поставке товаров или о приоритетном заключении договоров, необоснованно препятствовать созданию новых хозяйственных субъектов в какой-либо сфере деятельности, необоснованно предоставлять налоговые или иные льготы.
Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представители голосовать посредством принадлежащих им акций, долей участия при принятии общим собранием решений, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
Закон дает определение форм недобросовестной конкуренции, которая может проявляться в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб репутации хозяйствующего субъекта, во введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара, некорректном сравнении производимых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, самовольном использовании товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, получении, использовании, разглашении научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельцев.
В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов осуществляется предварительный государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, предприятий. Для получения согласия на создание союза, ассоциации, концерна учредительные документы иредставляются в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое осуществляет также контроль за приобретением контрольного пакета акций, паев, долей участия.
В случае, когда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность. Министерство вправе принять решение о принудительном разделении этих хозяйствующих субъектов.
В случае нарушения требований закона хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, возместить убытки, уплатить штраф.
В целях пресечения недобросовестной конкуренции вводится государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в Реестр. Реестр предприятий-монополистов печатается в экономической прессе и в неспециализированных изданиях. В Реестр вносятся предприятия, являющиеся монополистами по производству конкретных групп и видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления определенного качества и ассортимента, по предложению предприятий-потребителей и органов власти и управления. Предприятия-монополисты, включенные в Реестр, обязаны осуществить декларирование повышения свободных цен на продукцию, по которой они являются монополистами. В случае принятия решения о повышении свободных цен предприятие обязано объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новый размер цены, дату ее введения в действие в органах ценообразования.
При декларировании цен предприятия представляют соответствующим органам ценообразования (федеральному или местному) следующие данные:
— предлагаемое изменение цен;
— калькуляцию себестоимости продукции с расшифровкой удорожания затрат;
♦ объем производства в предыдущем и текущем году:
♦ достигнутый и планируемый размеры прибыли от реализации, фактическую рентабельность;
♦ обоснование причин изменения цен.
Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии.