Содержание
Введение:
Одним из коренных вопросов развития всякого общества и государства является обеспечение свобод человеческой личности, воплощение ее в реальной действительности, в том числе с помощью права.
Исторический опыт убедительно показывает, что развитие общества по пути прогресса и свободы неотделимо от борьбы за расширение и обогащение прав человека. Каждая новая ступень общественного развития, расширения свободы сопряжена с обогащением и увеличением объема прав человека. Сегодня основная задача государства обеспечить каждому человеку достойный уровень жизни, возможность развития каждой личности, обеспечив при этом достижение общественного интереса.
Поскольку, правовое закрепление прав человека в странах Европы и США имеют более длительный период регулирования, полагаю, следует воспользоваться опытом зарубежных стран в той части, в какой он является положительным с позиций защиты прав человека.
Выдержка из текста работы
Современная концепция прав и свобод — плод длительного исторического развития. Как известно, конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством.
Именно конституционные нормы закрепляют основные права и свободы личности. Основное право — это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы.
Например, правом является возможность участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность. Свобода — это установленная возможность, позволяющая субъекту совершать все виды юридически значимого поведения, за исключением тех ограничений, которые закреплены законом.
Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с той или иной религией (религиозной организацией) либо является атеистом. В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.
В доктрине конституционного права можно встретиться с самыми различными попытками содержательно объяснить появление прав с момента рождения человека: концепциями религиозного плана, антропологическими теориями, согласно которым естественные права исходят из природы вещей. Наконец, из свойств человека как «социальной личности».
Однако все эти трактовки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государственная власть связана этими правами в том смысле, что обязана признавать, соблюдать и гарантировать их. Гарантии конституционных прав и свобод принято разделять на социальные, политические и юридические.
В современных демократических государствах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяется юридическим гарантиям. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства.
Глава 1. Историческая эволюция прав и свобод
1.1 Первый этап
Первый из них был обусловлен победой антифеодальных революций 17 — 18 веков и становлением демократического конституционного государства, которое отвергло абсолютизм и провозгласило свободу личности. На этом этапе конституции и другие правовые акты закрепили неприкосновенность личности, свободу слова, право избирать и быть избранным. Концепция прав и свобод была разработана в трудах великих философов Д. Локка (Великобритания), Т. Джефферсона и Т. Пэйна (США), Ф. М. Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо (Франция).
Главным в учениях этих философов было обоснование высшего приоритета свободы и необходимости ее закрепления в конституционно-правовом порядке.
Так, в Декларации независимости США 1776 года говорилось: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».
В Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция) сказано: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
В этих документах были сформулированы смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где утвердилось свободное гражданское общество, были достигнуты большие успехи в развитии демократии и прав человека, а также экономики, культуры, науки и техники.
Большое историческое значение приобрел закон, принятый английским парламентом в 1679 году Его точное название «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями» («Habeas Corpus Act»). Законом вводился приказ «Хабеас корпус», который означал указание суда шерифу и другим тюремщикам в случае, если нет основания для пребывания под стражей, освободить арестованного или отпустить его под залог до рассмотрения его дела судом; при этом устанавливалось, что любой арестованный человек вправе потребовать при своем аресте предстать перед судом, а суд обязан решить вопрос о его отправлении в тюрьму или об освобождении в течение двух дней.
Указанные гарантии, получившие обобщенное наименование «Хабеас корпус», оказали огромное влияние на мировую практику. Запрет произвольного ареста и судебный контроль за неприкосновенностью личности получили широкое распространение, стали непременным атрибутом правового государства. Все демократические конституции и поныне закрепляют эту гарантию в том или ином виде. Однако первоначальная концепция прав и свобод страдала известной ограниченностью.
Исходя из индивидуалистического понимания свободы, политическая философия того времени подчеркивала, что общество свободных людей не нуждается в организующей роли государства, не требует создания каких либо социальных институтов, ибо в состоянии обеспечить прогресс и жизнеобеспечение для всех на основе индивидуально-свободной деятельности членов общества.
Подобная либеральная концепция была разработана в 19 веке в трудах А. Смита, И. Бентама и Дж. С. Милля. Такое антисоциальное понимание свободы придало ей формальный характер, безразличный к судьбам простых людей. В течение 19 века в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социально-экономических прав и утверждения социальных функций государства.
В результате этого, но уже в 20 веке развитие капитализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциальное понимание свободы, ибо сопровождалось усилением государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь и ограничением предпринимательского произвола по отношению к наемным работникам.
1.2 Второй этап
Второй этап был связан с появлением в 20 веке тоталитарного государства, которое, отвергнув индивидуальную свободу, политические и экономические права, провозгласило социалистические ценности, а с ними широкий спектр социальных прав и свобод (право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья). Возникшая в мире обстановка борьбы двух систем, особенно после второй мировой войны, заставила страны Запада также конституционно закрепить эти права и свободы.
В то же время с 60-х годов в Советском Союзе и ряде других стран Восточной Европы стало складываться демократическое общественное мнение, формироваться диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма. Этому способствовала и развернувшаяся в мире борьба за права человека, приведшая к принятию Генеральной Ассамблеей ООН международных пактов о гражданских, политических, культурных, социально-экономических правах человека.
Движение за свободу и права человека подточило тоталитарные устои социализма в его марксистско-ленинской интерпретации и в итоге привело к его краху в большинстве стран. На этом же этапе в число независимых государств включились многие колониальные страны Азии и Африки, народы которых (отдельные из них не избежали установления авторитаризма с его нарушением гражданских прав) в конечном счете, восприняли демократическую концепцию прав и свобод человека во всех областях.
1.3 Третий этап
Третий этап характеризуется крахом тоталитарной системы в Советском Союзе и странах Восточной Европы и возрождением в этих странах демократической государственности. Права и свободы в их полном объеме признаются высшей ценностью, а их защита объявляется обязанностью государства. В целях защиты прав и свобод в новых демократических государствах создаются конституционные суды и внедряются судебные гарантии.
Почти все государства мира признают международно-правовую защиту прав человека, что ведет к унификации национальных правовых институтов. Под давлением мирового общественного мнения из практики многих стран постепенно исчезают апартеид, расовая дискриминация, избирательные цензы, ограничения свободы печати.
Каталог прав и свобод расширяется за счет включения в него прав национальных меньшинств, права на информацию, права на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем получают распространение новые формы угрозы правам и свободам — терроризм, организованная преступность, что требует расширения правоохранительной деятельности государств и ее международной координации.
Глава 2. Конституционно-правовое понятие свободы
2.1 Значение естественного права
Под свободой в широком смысле понимается естественное состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. В таком значении этот термин выполняет роль основополагающего философского принципа, реализующегося через весь комплекс конституционно-правовых норм.
В более узком смысле свобода означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека. Учение о свободе как естественном состоянии человека разрабатывалось еще философами древности, но конституционно-правовые теории свободы стали развиваться с 17 — 18 веков.
Современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:
— все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства. Равенство возможностей для всех — основа свободы;
— свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому и общему благу. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена правами и свободами других людей, принципами морали и нравственности, интересами всеобщего благосостояния. Демократическое общество основано на разумном балансе между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным интересом;
— границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
— часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы. Ограничение прав, возможно, только на основании закона, способствующего общему благосостоянию в демократическом обществе.
2.2 Институт прав и свобод граждан
В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.
В доктрине конституционного права можно встретиться с самыми различными попытками содержательно объяснить появление прав с момента рождения человека: концепциями религиозного плана, антропологическими теориями, согласно которым естественные права исходят из природы вещей, из свойств человека как «социальной личности».
Однако все эти трактовки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государственная власть связана этими правами в том смысле, что обязана признавать, соблюдать и гарантировать их.
Естественное право в его конституционно-правовом аспекте — более узкая идея, чем естественное право в философско-правовой доктрине, где оно на протяжении многих веков выступало как выразитель справедливости, моральных ценностей, религиозных начал и в качестве такой модели сопоставлялось с реально действовавшими правовыми системами, либо для их обоснования и оправдания, либо для их критической оценки.
Однако именно идея «естественных, неотчуждаемых и священных прав человека» сыграла особую роль в политической истории. Она поставила человека в центр общественного строя, на ее основе в результате антифеодальных революций появились нормы публичного права, которые выражали естественные права человека и в определенной степени гарантировали их.
Понадобилось немало насыщенных событиями лет, чтобы «естественные, неотчуждаемые, священные права человека» стали постулатом конституционного и международного права, показателем правового государства. При этом каталог признанных этим государством прав и свобод существенно расширился, и различение «прав человека» и «прав гражданина» потеряло четкие очертания. Естественное право по-прежнему стоит в центре концепции прав и свобод личности.
Так, в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах правовые акты фиксируют не собственно права и свободы личности, то есть то, что может делать человек, а преимущественно то, что ему делать нельзя. Таким образом, все, что не запрещено, оказывается дозволенным. Западные юристы видят преимущества такой конструкции в том, что она сохраняет за человеком широкую возможность свободных действий, которые в полном объеме никогда не может предусмотреть и закрепить ни одна правовая система.
В то же время на конституционное право ложится обязанность определить объем запрещенного, и не переступать пределы вмешательства государства в индивидуальную свободу. В праве этих стран, следовательно, нет полного закрепления прав и свобод граждан, хотя они и не отрицаются. Большинство развитых государств предпочитают своеобразную смешанную систему, которая предусматривает как письменное закрепление прав и свобод граждан в конституциях и законах, так и признание неписаных, естественных прав и свобод.
Так, в Конституции США «Билль о правах» закрепляет личные и политические права граждан, но завершается нормой, в которой записано: «Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом». Такое косвенное признание естественных прав личности, не перечисленных в законе, свойственно и многим другим странам.
2.3 Понятия «прав человека» и «прав гражданина»
Подчеркивая две составные части в формуле «права человека и права гражданина», конституционно-правовая теория исходит из того, что первые проистекают из естественного права, а вторые — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.
Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству. Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся как к общепризнанным правам человека, так и ко всем правам гражданина, признаваемым в данном государстве, а не гражданин — лишь первой частью этого комплекса.
Эта «дискриминация» допускается международным сообществом и объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить весь комплекс прав только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности.
Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям исторического и экономического порядка (во многих государствах право частной собственности относится к категории прав человека, в то время как право частной собственности на землю является только правом граждан).
При возрастающей миграции населения разных стран, и, прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто избирает ее местом своего жительства много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право…», «никто не может быть лишен…». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право».
Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина. Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся: конституционно-судебный механизм; судебная защита; административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм. В ряде стран этот механизм носит более разветвленный характер — будучи дополнен административной юстицией, а также трудовой юстицией.
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Проблема гарантий прав и свобод
право свобода конституционное зарубежное
Юридические гарантии, существующие в странах с демократическим режимом, опираются, прежде всего, на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. В этом плане для всех граждан очень важно, чтобы как можно больше прав и свобод было в тексте именно конституций.
Однако конституции далеко не всегда закрепляют права и свободы в полном объеме. В США, нет ни одной конституционной нормы о социальных правах и свободах. Верховный суд этой страны не считает ряд таких прав и свобод «фундаментальными», то есть конституционно охраняемыми.
Перечень прав и свобод в конституциях Швеции, Австралии, Новой Зеландии и других стран вообще отсутствует. Далеко не всегда закрепление того или иного права в конституции ведет впоследствии к принятию закона или вынесению судебных решений, которые содержали бы необходимую детализацию и уточнения для его реализации.
Конституционные гарантии в таком случае оказываются ограниченными. Практически более важными являются судебные гарантии. Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в суд с требованием признать неконституционным тот или иной закон, который ограничивает какое-то конституционное право данного гражданина, или издать приказ в адрес административного органа вплоть до правительства об осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-то действия, нарушающего субъективное право граждан.
Право судов принимать такие иски вытекает из их обязанности служить гарантами законности, что является важным элементом принятых в большинстве государств официальных концепций правового государства и господства права. Широкий круг вопросов, связанных с исками граждан против административных органов, а также деятельность квазисудебных органов по рассмотрению таких исков составляют в ряде стран предмет административного права.
Судебная практика содержит большое число норм, регламентирующих личные и политические права граждан. Конституционное право предусматривает возможность отмены конституционных и судебных гарантий ряда прав и свобод законом и на законных основаниях. Ограничения прав и свобод всегда наступают при объявлении чрезвычайного положения в случаях войны или массовых беспорядков. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко проводить обыски и аресты; запрещаются митинги и демонстрации; вводится цензура на газетные публикации. Одновременно предоставляются большие права военной юстиции, в том числе и по делам граждан.
Институт чрезвычайного положения закреплен в конституциях Австрии, ФРГ, Франции, Италии, Индии и ряда других стран. Еще более значительны ограничения прав и свобод при введении военного положения, что предусмотрено в конституциях многих стран. Важную роль в защите прав и свобод граждан играют омбудсмены — должностные лица, избираемые (назначаемые) парламентом (за исключением Франции) и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Омбудсмен ответствен перед парламентом, однако в повседневной деятельности вполне самостоятелен, частично он может действовать по собственной инициативе, но чаще всего — по жалобам и заявлениям граждан. Попадающие в сферу его рассмотрения действия администрации омбудсмен оценивает с точки зрения не только их соответствия закону, но также их целесообразности и справедливости.
В большинстве государств граждане имеют прямой и достаточно легкий доступ к омбудсмену. Однако некоторые страны используют так называемый «парламентский фильтр»: омбудсмен получает жалобы и обращения граждан от парламентариев. Акты и решения, принимаемые омбудсменом, не обладают обязательной юридической силой и в принципе соответствующий управленческий орган может оставить их без серьезных последствий. Но на практике так бывает редко, особенно в странах с «сильным» омбудсменом (Швеция, Дания, Польша).
Управленческий орган или должностное лицо, попавшее в публикуемую омбудсменом документацию (особенно в его периодические отчеты парламенту) как нарушитель прав человека, рискует серьезно подорвать свою репутацию. О значимости этого института говорит и то, что он учрежден на надгосударственном уровне — Европейским Союзом.
Орган ЕС — Европейский парламент назначает омбудсмена, он наделяется полномочиями принимать жалобы от любого человека, находящегося под юрисдикцией государства — члена Европейского Союза или зарегистрированного в нем юридического лица, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов Европейского Союза.
Европейский Союз рекомендовал всем государствам-членам ввести у себя эту должность. Близкий по функциям Верховный комиссар по правам человека существует в Организации Объединенных Наций. Он назначается Генеральной Ассамблеей ООН.
Мировая практика подтвердила достаточную эффективность института омбудсмена как одной из важных форм защиты конституционных прав и свобод граждан. Юридические гарантии прав и свобод закрепляются и в современных конституциях социалистических государств. Каталоги прав и свобод в этих конституциях часто весьма обширные. Однако на практике они оказываются по существу не гарантированными, формальными.
Господство в политической жизни одной партии, контролирующей печать, исключает свободу слова и информации, всесильные органы безопасности следят за передвижением людей и выбором места жительства. Самое же главное, пожалуй, состоит в отсутствии независимого суда, что ставит человека в беззащитное положение по отношению к государству.
Современные социалистические государства, опасаясь мирового общественного мнения, редко прибегают к массовым репрессиям, но такая опасность постоянно сопровождает жизнь людей.
Наряду с юридическими большое значение имеют морально-политические гарантии прав и свобод. Они заключаются в воздействии общественного мнения, которое в наше время стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.
Эти круги в каждой стране испытывают и давление мирового общественного мнения. Международные кампании солидарности и протеста не раз предотвращали судебные расправы над демократическими деятелями, приводили к освобождению политических заключенных.
Материальные гарантии заключаются в реальных возможностях для людей пользоваться своими правами и свободами. Общество с рыночной экономикой провозглашает равные возможности, но в связи с социальным расслоением людей не обеспечивает в полном объеме их интересов.
Государство через свои правоохранительные органы в состоянии гарантировать личные и политические права граждан, но не обладает необходимыми рычагами для обеспечения социально-экономических прав. Этому препятствует безработица, рост стоимости здравоохранения, общий рост цен и другие экономические факторы.
Нельзя считать достаточной гарантией права на труд такие нормы, как, например, положения Конституции Италии («Республика поощряет условия, которые делают это право реальным») или Конституции Дании («следует стремиться, чтобы каждый мог работать»).
Крайне затруднена реализация многими лицами наемного труда прав на участие в управлении предприятиями, охрану здоровья, получение жилища. В реализации этих прав они могут полагаться только на государственные системы социального обеспечения, бесплатного среднего образования, охраны труда.
Однако социальная политика даже высокоразвитых в экономическом отношении государств часто носит неустойчивый и половинчатый характер, не обеспечивая ликвидации нужды и нищеты многих людей. Трудное экономическое положение препятствует осуществлению многих прав людей в постсоциалистических странах, которые переходят от планового к рыночному хозяйству.
Материальные гарантии прав и свобод особенно слабо развиты в освободившихся странах. Здесь демократические организации еще недостаточно окрепли, объединяют крайне малоимущие слои. Нарождающаяся буржуазия через государственный аппарат часто препятствует созданию условий для партий, профсоюзов и других объединений в реализации политических и социально-экономических прав. Вследствие неграмотности, безработицы и нищеты большинства населения многие люди вообще не знают своих законных прав и свобод.
3.2 Международно-правовая защита прав человека
После второй мировой войны по мере осознания мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека интенсивное развитие получила международно-правовая защита прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конституционное право постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов.
Теперь уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой не только конституции и всей правовой системы его страны, но и всего мирового сообщества. Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций.
Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 году).
Эти пакты составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Во второй половине 20 века было также принято значительное число международных конвенций по отдельным группам прав человека и гражданина, как, например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 год), Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1984 год).
Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 году, один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы.
Любое государство — участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ». По этой проблеме были проведены крупные конференции в Мадриде, Париже, Копенгагене, Вене, Москве.
3.3 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Принятая в Париже Хартия для новой Европы уделяет большое внимание правам и свободам человека и гражданина. Один из основополагающих международных документов в области защиты прав и свобод человека и гражданина — Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод подписана в Риме 5 ноября 1950 года государствами — членами Совета Европы (ратифицирована и вступила в силу в 1954 году).
Ее действие (по состоянию на май 1998 года) распространяется на территорию 40 государств Европы, являющихся членами Совета Европы. Каталог прав и свобод человека, содержащийся в Конвенции, включает:
право на жизнь; запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания; запрет рабства и принудительного труда; свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; неприменение обратной силы закона в уголовном праве; право на уважение личной и семейной жизни; право на свободное вступление в брак, создание семьи и равенство супругов; свободу мысли, совести и религии; свободу мнений; свободу информации; свободу собраний; свободу ассоциаций и право создавать профсоюзы; право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; право на образование; право на свободные выборы; свободу передвижения и выбора местожительства; право гражданина покидать страну и возвращаться в нее; запрет высылки индивидуальной или коллективной, включая запрет коллективной высылки иностранцев; права иностранцев, проживающих на территории государств-участников.
В соответствии с Конвенцией пользование изложенными в ней правами и свободами обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам.
Характерная черта Конвенции состоит в том, что ее статьи более подробны, чем аналогичные в других международно-правовых пактах, а в некоторых статьях общепринятые дефиниции прав сопровождаются конкретизирующими нормативными указаниями.
Например, право на неприкосновенность личности (ст. 5) сопровождено исчерпывающим перечнем ситуаций, когда лицо может быть на законном основании лишено свободы.
Существенную эволюцию претерпело право на жизнь; ранее Конвенция (ст. 2) допускала лишение жизни во исполнение смертного судебного приговора. Однако в 1983 году был принят Протокол № 6 к Конвенции, ст. 1 которого гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Смертная казнь может быть установлена законом только за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны.
Субъектами обращения по поводу предусмотренных Конвенцией прав и свобод могут быть: государство-участник (если оно предполагает нарушение норм Конвенции в другом государстве-участнике), неправительственные организации, любое лицо, группа лиц. Однако Конвенция защищает только права отдельных лиц и соответственно в последнем случае участник групповой петиции должен доказать, какой ущерб нанесен ему лично.
Механизм применения Конвенции в течение длительного времени включал две основные стадии. На первой из них действовала Комиссия по правам человека (туда поступали и там изучались обращения, осуществлялась попытка мирного урегулирования спора), а на второй вступали Европейский Суд по правам человека или Комитет Министров Совета Европы.
После ратификации Протокола № 11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией» Комиссия подлежит упразднению, а Суд — преобразованию в постоянно действующий.
Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в государствах — Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод участниках Совета Европы.
Вступая в Совет Европы, государство дает согласие на признание обязательной юрисдикции Суда. За время своего существования Суд вынес более пятисот решений, связанных с нарушением прав и свобод в разных европейских странах (Великобритании, Италии, Бельгии, Греции и многих других). Судебная практика затронула практически все права и свободы, предусмотренные нормами Конвенции, что повлекло за собой ряд изменений в национальных законодательствах.
Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, способствуя превращению в недалеком будущем гражданина любого государства в гражданина планеты.
Уже сейчас в силу признания тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права частью своего внутреннего права такое государство не вправе отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Это свидетельствует о неуклонном сближении международно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод.
Глава 4. Основные виды прав и свобод человека и гражданина
4.1 Этапы провозглашения основных прав и свобод
Основные права и свободы — сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться по следующим критериям и, исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод, они делятся на три поколения:
— первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (17 — 18 веков) гражданские и политические права, которые получили название негативных, то есть выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства и обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати);
— второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине 20 столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса. Во многом это происходило под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, то есть его позитивного вмешательства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, право на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества;
— третье поколение это права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, устойчивое социальное и экономическое развитие). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и частичного их решения, они находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.
По содержанию права и свободы делятся, на:
— гражданские или личные (право на жизнь, тайна переписки, телефонных переговоров);
— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, право на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации);
— экономические (право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых);
— социальные (право на охрану семьи, материнства и детства, здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду);
— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).
В зависимости от характера субъектов, их реализующих, права и свободы делятся на: индивидуальные (право на жизнь, труд) и коллективные (право на забастовку, митинги).
В зависимости от роли государства в осуществлении прав и свобод делятся на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав).
4.2 Основные социально-экономические права и свободы
Отношение к социально-экономическим правам в зарубежных государствах различно. В ряде стран социально-экономические права нашли свое конституционное закрепление.
Особенности данных прав:
— имеют единое материальное (экономическое и социально-культурное) содержание;
— нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
-имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
— требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском) законодательстве.
К социально-экономическим правам обычно относят:
1) право частной собственности и ее наследования, которое обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства со стороны, как частных лиц, так и органов самого государства (вместе с тем в законодательстве Австрии, Италии, ФРГ и некоторых иных закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества, в конституционных нормах Франции и Мексики допускается национализация отдельных отраслей хозяйства);
2) право на предпринимательскую деятельность (оно предусматривает возможность заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законодательными нормами);
3) право на труд и свобода труда (в ряде зарубежных стран допускается принудительный труд, который возможен на военной службе, по приговору суда или в условиях военного времени);
4) право на отдых (оно включает еженедельные выходные дни, оплачиваемые работодателем, ежегодные оплачиваемые отпуска, общенациональные праздничные нерабочие дни);
5) право на забастовку, являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресованных работодателю;
6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которые зависят от системы здравоохранения в конкретной стране;
7) право на образование и свобода образования;
8) право на социальное обеспечение;
9) свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, право на охрану интеллектуальной собственности;
10) право на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры и искусства.
4.3 Основные политические права и свободы
Важное место в общей системе основных юридических возможностей личности принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
Особенности данных прав:
— они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения. В то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных гражданских прав и свобод);
— в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
— политические права самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением государственной власти, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают специфическим содержанием;
— они являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).
К данной группе прав и свобод обычно относят следующие права и свободы:
1) свобода слова, мысли, печати (по существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам; речь во многом идет о праве на информацию, на свободу получения и распространения информации);
2) право на объединение в политические партии и движения, профессиональные организации, социально-экономические, культурные и иные общества;
3) право на проведение публичных мероприятий (свобода собраний, митингов, демонстраций, пикетирования);
4) право на участие в общественно-политической жизни, в управлении делами государства (избирательные права, право на равный доступ к государственной службе);
5) свобода петиций (индивидуальное либо коллективное обращение граждан к органам государства или должностным лицам).
4.4 Основные личные права и свободы
Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод, ибо призваны определять положение личности в обществе. На международно-правовом уровне и в ряде зарубежных стран соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских. Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы:
— гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;
— индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;
— обеспечить свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком. Она выполняет роль своеобразной гарантии защиты частной жизни от неправомерных посягательств государства.
К личным правам и свободам обычно относят следующие:
1) право на жизнь (первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность; юридически это право трактуется так: жизнь священна (в светском варианте), и человека могут лишить жизни в исключительных случаях по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей);
2) право на достоинство личности (предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство; в частности, запрещает применение пыток, жестокое обращение, а также медицинские эксперименты без согласия лица);
3) право на свободу (означает, что лишить человека свободы можно только на законных основаниях, по приговору суда) и личную неприкосновенность (означает, что арест или же задержание могут происходить с соблюдением целого ряда формальностей и процедур, установленных законом и только на определенный срок, который во многих странах не превышает 48 — 72 часов);
4) право на неприкосновенность частной жизни (под частной жизнью понимаются переписка, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другая информация, касающаяся исключительно данного человека и способная в случае разглашения нанести ему моральный и иной ущерб);
5) право на неприкосновенность жилища (означает, что войти в жилище гражданина без его согласия невозможно, кроме случаев, не терпящих отлагательства, к числу которых относят производство обыска по постановлению суда);
6) право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (лицо имеет право свободно передвигаться, эмигрировать в другую страну и вправе возвратиться обратно);
7) свобода совести (свобода вероисповедания либо атеизм).
Заключение
Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями. Принцип сочетания прав и обязанностей знали еще государства античности. Так, принадлежность к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом прав и одновременно обременение публичными обязанностями.
К таким публичным обязанностям, прежде всего, относились право-обязанность исполнять функции должностного лица при соответствующем имущественном цензе, обязанность подлежать цензу, то есть исчислению имущества и доходов, уплата налога, владение и полезное использование земель покоренных народов. Необходимым компонентом взаимоотношений государства и человека по поводу его прав выступают юридические обязанности, без которых невозможно ни правовое государство, ни реализация самих прав и свобод человека.
Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государством прав человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Принцип единства прав и обязанностей получил отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозглашающей, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности, что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе.
В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года также зафиксировано, что отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит.
Исходя из этих общих положений, государства закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к своим условиям и национальным интересам. Обязанности — это мера должного поведения, объективная необходимость, требования, предъявляемые государством к человеку с тем, чтобы не нарушались права другого человека и соблюдались интересы государства и общества.
Конституции зарубежных государств до Второй мировой войны обязанности практически не упоминали. Однако в современных конституциях Японии, Италии, Португалии, Испании, Кубы, Китая в названиях соответствующих разделов указано, что они закрепляют, не только права и свободы, но и обязанности. Хотя в названиях разделов конституций ряда государств (ФРГ, Греция) не содержится упоминания об обязанностях, в тексте, тем не менее, присутствуют статьи об обязанностях граждан.
В современных конституциях закрепляются в основном обязанности платить налоги, соблюдать законы, не нарушать права других лиц, охранять природу, памятники культуры.
В ряде конституций закреплена воинская обязанность. Альтернативная служба является формой выполнения воинской обязанности признанными отказниками от военной службы по убеждениям. Она представляет собой обязательную службу на благо обществу и проходит преимущественно в социальной сфере, заключается в обслуживании и уходе за нуждающимися.
Право на отказ от военной службы впервые было признано в общенациональном масштабе в Великобритании (1916 год) и Дании (1917 год). В Дании альтернативная служба — это просто работа по гражданской специальности. Все доходы от такой работы направляются в военный бюджет. В Италии те, кто не призывается в армию по религиозным и идейным соображениям, платят значительный налог на военные нужды. Во всех странах, где армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности, каждый гражданин так или иначе обязан вносить свой вклад в дело обороны.
Картина с призывом в европейских странах выглядит таким образом: в ФРГ призывается — 50, во Франции — 58, в Италии — 85, в Испании — 75, в Турции — 84% от числа лиц призывного возраста. Более чем в 20 странах за отказ от воинской повинности наступает уголовная ответственность.
В США армия профессиональная и комплектуется на основе контракта. Но и там гражданин все равно должен зарегистрироваться как военнообязанный. В противном случае его ждет тюремное заключение.
В конституциях отдельных государств говорится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай).
В преамбуле Конституции Франции 1946 года закреплено положение о равенстве всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями.
Библиографический список
1. Конституционное право зарубежных стран: Конспект лекций / А.В.Якушев.- М.: Приор, 2008.- 398с.
2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И.Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М.Энтина.- М.: Норма, 2004. — 832с.
3. Конституционное право зарубежных стран / О.В.Афанасьева, Е.В.Колесников, Г.Н.Комкова, А.В.Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.В.Малько.- М.: Норма, 2004. — 320с.
4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е.Чиркин.- М.: Юрист, 2003.- 512с.
5. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В.Ганин, В.В.Захаров. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 192с.
6. Права человека: Учебное пособие / Отв. ред. Е.А.Лукашева.- М.: Норма, 1999.- С. 151-159.
7. Право на неприкосновенность частной жизни: Учебное пособие / Г.Б.Романовский.- М.: Юриспруденция, 2001.- 154с.
Размещено на