Выдержка из текста работы
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. [5]
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. [15]
Для нормальной производственной деятельности хозяйства должны приобретать необходимые материальные ценности: нефтепродукты, запасные части, минеральные удобрения, прочие материалы. На этой стадии у предприятий возникают широкие расчетные взаимоотношения с организациями материально — технического снабжения, с государством по налогам, социальному страхованию и т. п. Таким образом предприятия производят расчеты с финансовыми органами, органами социального обеспечения, страховыми организациями. Сельскохозяйственные предприятия, как и все другие, производят определенные платежи в бюджет различных уровней: единый сельхозналог, плата за землю, транспортный налог, перечисляют суммы налогов, удержанных из заработной платы рабочих и служащих, местные налогов, и др.
Основными задачами учета расчетных операций являются:
1. Контроль за соблюдением установленных правил расчетных отношений и правильное документальное оформление операций;
2. Своевременность расчетов со всеми контрагентами и предотвращение просроченных сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
3. Своевременность и точность отражения в учетных регистрах расчетов со всеми организациями и лицами, а также периодическая сверка данных учета.
Целью настоящей курсовой работы является изучение бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам в ОАО ОПХ «Алтайская МИС», выявление имеющихся недостатков и обоснование предложений по совершенствованию учета расчетов по налогам и сборам. Для достижения данной цели следует выполнить ряд задач:
1. Изучение теоретических основ бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам.
2. Изучение экономической характеристики организации.
3. Изучение организации бухгалтерского учета в ОАО ОПХ «Алтайская МИС».
4. Обоснование предложений по совершенствованию бухгалтерского учета.
Для достижения поставленных задач в настоящей курсовой работе использовались несколько методов исследования: монографический, табличный, сравнительный, экономико-математический, логический.
Объектом исследования является ОАО ОПХ «Алтайская МИС» Поспелихинского района Алтайского края. Период исследования составляет три года — 2003-2005год.
1 Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам
1.1 Экономическое содержание налогов и сборов
Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по защите от внешнего врага и поддержания порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.
Налоги как общественная категория отражают историко-экономические условия жизни людей и государства.
Налоги как экономическая категория представляют собой совокупность отношений перераспределения реально созданного в обществе дохода. В качестве материальной базы налогов выступает национальный доход — вновь созданная в производстве и приращенная в обращении стоимость. Налоговые отношения, формирующиеся при перераспределении национального дохода — это отношения между двумя субъектами: налогоплательщиком и государством. Налоговые платежи — это движение стоимости в денежной форме от налогоплательщика к государству на безвозмездной основе в соответствии с принципами налогообложения.
Налоги — финансовая категория. Финансы выполняют две основополагающие функции: распределительную и контрольную. Налоги опосредуют часть этих отношений — отношения перераспределения. Следовательно, система налогообложения несет в себе часть функционального предназначения финансов.
В налогах отражаются отношения собственности, та сфера производственных отношений, где сталкиваются и так или иначе разрешаются различные экономические интересы: государственные, коллективные и индивидуальные.[10]
Существуют различные определения понятия налогов, закрепленные в налоговом праве разных стран.
Так, согласно положению о взимании налогов, сборов и пошлин Германии, «налоги — это денежные выплаты, не являющиеся ответной услугой за какую-либо услугу, к которым правовое общество обязывает всех лиц, располагающих таким фактическим обстоятельством, с которым закон связывает финансовые обязательства. Получение доходов может быть побочной целью».
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» с 1 января 1992г. И до введения в действие с 1января 1999г. ч. 1 Налогового кодекса (НК РФ) действовало следующее определение: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». В этом определении не было четкого разграничения между налогами, сборами и взносами, действующими в соответствии с налоговым и другим законодательством. Например, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения) не были включены в перечень налогов и сборов, тогда как в настоящее время они объединены и уплачиваются в виде единого платежа — единого социального налога. [1]
С ведением с 1 января 1999г. в действие ч. 1 НК РФ понятия налога и сбора получили иные определения:
— под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
— под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[1]
При этом согласно п.5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством налоги и сборы признаются таковыми, если они установлены в соответствии с НК РФ, а платежи, уплачиваемые в соответствии с нормами, не относящимся к налоговому законодательству, не являются налогами и сборами.
Данные определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.
Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти — органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.
Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.
С 1 января 2005г. ФЗ «Об основах налоговой системы в РФ» утрачивает силу и вводится в действие новый перечень федеральных, региональных и местных налогов и специальных налоговых режимов. Таким образом будет осуществлено более четкое разграничение между налогами и сборами, в том числе в части признания их налоговыми и неналоговыми доходами бюджета. [18]
1.2 Классификация налогов и сборов
Совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из доходного критерия, используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций; земельный налог; налог на доходы физических лиц; налог на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги включены в цену товара и являются налогами на потребление: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары; таможенная пошлина; налог с продаж и др. [19]
Бюджетная система государства включает совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространена статусная классификация налогов. В РФ совокупность налогов и сборов по статусному критерию подразделяются на……..
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть1, часть2)
2. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. Ростов н/д: «МарТ», 2002.- 832с.
3. Береснева Н.В. Изменения в системах налогообложения//Бухгалтерский учет.-2006.-№3.-С.40
4. Бухгалтерский учет налогов: комментарий к НК РФ. — Екатеринбург: Налоги и финансовое право. 2005. — 288с.
5. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/под редакцией проф. Бабаева Ю.А..-М.: Вузовский учебник, 2003.-525с.
6. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ под редакцией проф. Пипко В.А..-М.: Финансы и статистика, 2004.-352с.
7. Гладкий А.А. 1С: Предприятие 8.0.-СПб.: Тритон, 2005.-256с.
8. Ерофеева Е.А. Бухгалтерская финансовая отчетность. — М.: Юрайт — Издат, 2005. — 368с.
9. Кожинов В.П. Налоговый учет: Пособие для бухгалтера. — М.: КНОРУС, 2004. — 656с.
10. Косолапов А.М. Налоги и налогообложение — М.: Дашков и К, 2005.-872с.
11. Котова М.Л. Доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учете: метод. Пособие — М.:2005. — 48с.
12. Куликова Л.И. Налоговый учет. — М.: Бухгалтерский учет. 2003. — 336с.
13. Лузянин А.В. ЕСХН, Новосибирск. 2005. — 365с.
14. Михайлов А.В. 1С: Предприятие 7.7/8.0: системное программирование.-СПб.:БХВ-Петербург, 2005.-336с.
15. Налоги и налогообложение под ред. Б.Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, — 2006. — 416с.
16. Наумова Н.Н., Бурейко С.К. Как исчислить и уплатить транспортный налог // Бухгалтерский учет. — 2006. — №3. — С.36
17. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т1.Ч1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник.- 4-е изд., перераб и доп.-М.:Финансы и статистика, 2001.- 480с.
18. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2006г., Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2006. — 264с.
19. Черник Д. Г. Налоги. Учебное пособие. — М.: Финансы и кредит, 2001.-425с.
20. Энгель Е.А. Плюсы и минусы применения ЕСХН // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №1 2005. — С.45.