Выдержка из текста работы
Уголовно-исполнительное право Российской Федерации является самостоятельной наукой, которая занимает одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний, способствующих установлению истины и соблюдению законности в уголовном судопроизводстве и при исполнении наказаний.
В отличие от других юридических дисциплин курс «Уголовно-исполнительное право» изучает конкретные правоотношения по правовому регулированию исполнения наказания, укреплению законности и правопорядка в стране, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности.
В сфере исполнения уголовных наказаний в наибольшей мере проявляется карательная сущность государства, его политика в области борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями.
Единой линии в карательной политике России не было, и не могло быть, по причине борьбы различных идеологий, противостоянии классов и различных социально-экономических, политических систем.
Следует иметь в виду, что каждый новый общественно-политический и государственный строй стремился отречься от карательной политики прежнего и, зачастую, представлял ее в значительно искаженном виде, считая свою политику в этой сфере более рациональной.
Советская уголовная и исправительно-трудовая политика исходила из приоритета интересов государства и общества. Интересы личности рассматривались на паритетных началах лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности. Это в значительной мере обусловливало и излишнюю жестокость, как самого исправительно-трудового законодательства, так и практики его применения, что вызывало постоянную критику со стороны мирового сообщества.
Провозглашение высшей ценностью интересы человека и закрепление принципа разделения властей стало основой политики новой России по формированию своего законодательства, в том числе и в сфере борьбы с преступностью, исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.
Принятый в декабре 1996 года Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации представляет новую правовую основу исполнения не только уголовного наказания, но и иных мер уголовно-правового характера.
Темой данной контрольной работы является: виды, или основания освобождения от отбывания наказания, также, освобождение от отбывания наказания — это институт уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права РФ, предусматривающий основания, порядок и условия освобождения от дальнейшего отбывания наказания.
Ныне действующее уголовное законодательство фиксирует достаточно развитую систему обстоятельств, погашающих наказуемость преступного деяния, в силу чего становится возможным освобождение от уголовного наказания, под которым следует понимать выраженный в акте суда и обоснованный им в соответствии с законом отказ от возложения на лицо, привлеченное к уголовной ответственности, обязанности (под условием либо, безусловно) понести полностью либо частично уголовное наказание за совершенное преступление.
Поскольку наказание может быть назначено только по приговору суда, то и освобождение от него производится только судом. Исключения из этого правила составляют случаи освобождения от наказания в силу актов амнистии и помилования. Особое место занимает освобождение от наказания в случаях принятия нового закона, устраняющего уголовную ответственность или смягчающего наказание.
В соответствие со ст. 10 УК РФ подобный закон имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, осужденных до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности освобождения от отбывания наказания в российском уголовно-исполнительном праве.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть виды освобождения от отбывания наказания; Описать порядок освобождения осужденных; Раскрыть особенности контроля за социальной адаптацией лиц, освобожденных от наказания.
Глава 1. ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
Процесс уголовно-исполнительного воздействия ограничен рамками срока наказания, поэтому к моменту освобождения из исправительного учреждения у осужденного должна быть сформирована установка на соблюдение правовых норм. В законе предусмотрены основания и порядок досрочного освобождения из исправительного учреждения, как возможная перспектива, стимулирующая исправление осужденного. Под освобождением понимают — прекращение отбывания наказания и отмену вытекающих из него правоограничений.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ дан перечень освобождения от наказания. Освобождения от отбывания наказания, является моментом окончания наказания, по основаниям, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством. Основания освобождения от отбывания наказания в установлены в УИК РФ.
Основаниями освобождения от отбывания наказания являются: — отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
отмена приговора суда с прекращением дела производством;
условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;
замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
помилование или амнистия;
тяжелая болезнь или инвалидность;
иные основания, предусмотренные законом.
Значительная часть наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом, является срочными. Их отбывание прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменении, которые могут быть внесены в срок наказания при пересмотре приговора, применении амнистии или помилования.
Отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда, является наиболее распространенным основанием освобождения от отбывания наказания. Наказание считается отбытым с момента истечения срока наказания. Для своевременного освобождения необходимо точно и правильно исчислять срок отбывания наказания. Исчисление данного срока является обязанностью учреждения или органа, исполняющего уголовное наказание, а в отношении лиц, отбывающих лишение свободы, такой обязанностью наделена специальная часть исправительного учреждения, в котором находится осужденный.
Начало срока отбывания наказания исчисляется на основании даты, указанной в приговоре суда.
Осужденные к наказаниям, связанным с пребыванием лица вне места жительства (арест и лишение свободы на определенный срок, а также отбывания ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части), подлежат освобождению в первой половине последнего дня срока наказания. В том случае, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, или такого дня нет в месяце — лицо освобождается накануне.
При освобождении по другим основаниям закон обязывает освободить осужденного в день поступления документов или, если документы поступили после окончания рабочего дня, утром следующего рабочего дня.
Если до вынесения приговора суда к подсудимому было применено заключение под стражу в качестве меры пресечения, то срок содержания под стражей засчитывается в срок отбывания наказания (из расчета один день заключения под стражей за один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы).
При освобождении осужденный сдает все имеющееся у него имущество учреждения (например, книги, инструменты, постельные принадлежности), получает хранящиеся в личном деле документы, в том числе паспорт, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, документы об образовании и о профессиональной квалификации, вещи, а также деньги, имеющиеся на его лицевом счете, ценности и ценные бумаги.
В трудовой книжке производится запись о трудовом стаже в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ. При этом если время систематического уклонения осужденного от работы не включается в общий трудовой стаж осужденного, ему разъясняется его право обжаловать решение администрации исправительного учреждения в суд.
При отсутствии в личном деле паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения они должны быть получены администрацией исправительного учреждения заблаговременно. Если ко дню освобождения трудовая книжка не получена, администрация выписывает новую трудовую книжку.
Если осужденный приговорен к дополнительному наказанию в виде лишения права зажимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, об этом производится запись в трудовой книжке в точном соответствии с приговором на основании УИК РФ .
Осужденный получает справку об освобождении. Ему выдается также справка о заработке. Она является основанием для определения, в случае необходимости, размера пособия по безработице
При освобождении осужденного от наказания в виде исправительных работ уголовно-исполнительная инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение об отбытии им наказания и предлагает прекратить удержания из его заработной платы. Одновременно отпадают и все остальные правоограничения.
Глава 2. АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ
Освобождение в силу акта амнистии следует рассматривать как проявление гуманного отношения к осужденным. Как правило, эти акты издаются в связи со знаменательными датами или значительными для государства событиями. По Конституции Российской Федерации 1993 года объявление амнистии отнесено к ведению Государственной Думы.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. помилование осуществляет Президент Российской Федерации. Ходатайства о помиловании осужденные передают через начальников отрядов.
Получив от осужденного ходатайство, начальник отряда должен в трехдневный срок подготовить на него характеристику и передать ее с ходатайством в отдел специального учета.
Представление к помилованию направляется в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы для решения вопроса о внесении ходатайства о помиловании в Администрацию Президента Российской Федерации.
Порядок применения амнистии определяется в каждом Постановлении Государственной Думы об амнистии. Обычно при исправительных учреждениях создаются межведомственные комиссии, которые персонально рассматривают дела осужденных, при необходимости заслушивают их самих и решают вопрос о применении или неприменении амнистии к тому или иному лицу. При издании некоторых актов об амнистии их применение к конкретным осужденным возлагалось на начальника учреждения, постановление которого утверждалось прокурором.
Глава 3. ОТМЕНА ПРИГОВОРА СУДА ПРЕКРАЩЕНИЕМ ДЕЛА ПРОИЗВОДСТВОМ
Правовое основание и порядок освобождения при отмене приговора суда с прекращением дела предусмотрено в ряде нормативных актов, к таким нормативным актам относятся Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и соответственно ряд подзаконных нормативных актов: положение Министерства здравоохранения, постановление Верховного Суда.
На практике, хотя и редко, встречаются случаи необоснованного осуждения граждан за совершение преступлений, когда невиновность лица устанавливается в период отбывания им уголовного наказания, назначенного приговором суда.
Поэтому законом предусмотрена в качестве одного из оснований освобождения от наказания — отмена приговора суда с прекращением производства по делу. Освобождение от наказания по этому основанию означает реабилитацию лица как осужденного необоснованно. Оно производится органом, исполняющим наказание, после получения копии определения суда, вынесшего такое решение.
Данное определение (постановление) приобщается к личному делу осужденного. Лицо, которое привлекалось к уголовной ответственности, подлежит немедленному освобождению с восстановлением во всех правах.
Моральный и материальный ущерб, причиненный лицу, необоснованно осужденному и отбывшему часть срока назначенного наказания, вряд ли может быть компенсирован полностью. Тем не менее, государство предпринимает для этого все возможное.
При освобождении должен быть возмещен ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в частности:
необоснованно осужденный должен быть восстановлен в прежних правах, например в прежней должности, в специальном, воинском или почетном звании, в классном чине, в правах на утраченную жилплощадь, на возвращение государственных наград;
ему должна быть выплачена материальная компенсация причиненного необоснованным осуждением вреда, например возмещение утраченного заработка, пенсии и пособия, взысканных во исполнение приговора суда денежных сумм, конфискованного имущества. При освобождении от наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела в целях восстановления репутации лица не только письменно указывается основание его освобождения, но и приносится официальное извинение от имени государства.
От освобождения по данному реабилитирующему основанию следует отличать освобождение от отбывания наказания в случаях пересмотра дела и сокращения вышестоящим судом (областным, краевым, Верховным судом республики в составе РФ, Верховным Судом РФ) срока наказания, первоначально определенного приговором нижестоящего суда.
В этом случае освобождение производится в общем порядке по истечении срока наказания, установленного судом, последним вынесшим решение по делу. Если при этом фактически отбытый срок наказания превышает назначенный после изменения приговора, освобожденный имеет право на частичную компенсацию ущерба.
Например, ему возвращаются суммы необоснованных удержаний из заработной платы при отбывании исправительных работ.
Таким образом, освобождение от уголовной ответственности достаточно часто применяется на практике.
Глава 4. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ИЛИ ЗАМЕНА ЕГО БОЛЕЕ МЯГКИМ
.1. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
Исполнение назначенного наказания целесообразно лишь постольку, поскольку им достигаются указанные в законе цели; восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Если социальная справедливость восстановлена и исправление осужденного как основная цель наказания достигнута до истечения срока назначенного наказания, то дальнейшее его исполнение становится бесцельным, а потому нецелесообразным. В полном соответствии с принципом гуманизма закон предоставляет право суду условно-досрочно освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, доказавших, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания .
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания — наиболее распространенный вид освобождения от наказания, так как оно применяется к большинству основных видов наказания, при совершении любых преступлений и ко всем категориям осужденных.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может применяться судом к лицам, отбывающим наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы.
Таким образом, данный институт применяется при отбывании всех основных видов наказания срочного характера, за исключением обязательных работ и ареста.
Основанием применения данного вида освобождения от дальнейшего отбывания наказания, назначенного судом, являются утрата осужденным общественной опасности и возможность его окончательного исправления без полного отбытия наказания. В отличие от предыдущего действующий УК РФ не указывает на критерии, с помощью которых определяется возможность окончательного исправления осужденного без полного отбывания назначенного судом наказания; Однако очевидно, что такими критериями могут служить только поведение осужденного и его отношение к исполнению обязанностей во время отбывания наказания. Поведение осужденного должно получить положительную характеристику органа, исполняющего наказание, а отношение к исполнению обязанностей должно быть добросовестным, что означает отсутствие дисциплинарных взысканий и, наоборот, наличие поощрений. Примерное поведение осужденного и его добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей могут свидетельствовать о высокой степени исправления, если они продолжались достаточно длительное время. Поэтому "вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период нахождения в исправительно-трудовом учреждении, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления" об условно-досрочном освобождении.
Поскольку условно-досрочное освобождение применяется при отбывании только срочных видов наказания, а сам процесс исправления осужденного является постепенным и требует определенного времени, обязательным условием применения условно-досрочного освобождения закон считает фактическое отбытие определенной части назначенного судом наказания. Величина этой части в действующем УК РФ жестко связана с категорией преступления, за которое осужденный отбывает наказание, тогда как в прежнем УК она зависела от характера совершенного преступления, размера назначенного наказания и опасности личности осужденного.
Согласно УК РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным УК РФ;
г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные УК РФ;
В УК РФ закреплено положение, что в любом случае фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. Прежде всего следует заметить, что это условие практически относится только к лицам, отбывающим наказание за преступления небольшой тяжести, поскольку за более серьезные преступления наказание в виде лишения свободы обычно превышает один год. Кроме того, данная оговорка касается лишь одного вида наказания — лишения свободы. Следовательно, вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания прочих видов наказания может быть поставлен и до истечения шестимесячного срока.
Как видно из УК РФ, законодатель связывает величину фактически отбытой части наказания с опасностью личности осужденного только в одном случае. Речь идет о лицах, к которым ранее условно-досрочное освобождение применялось, но было отменено в связи с уклонением от исполнения возложенных на них судом обязанностей или в связи с совершением нового преступления в течение оставшегося неотбытым срока наказания. Повторно условно-досрочное освобождение таких лиц допускается не ранее чем после фактического отбытия трех четвертей срока наказания, назначенного за новое преступление.
В прежнем УК были предусмотрены шесть категорий осужденных, к которым институт условно-досрочного освобождения не применялся из-за повышенной опасности совершенных преступлений либо личности виновных. Действующий УК РФ таких исключений не предусматривает, следовательно, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может применяться к любым лицам, в том числе и при особо опасном рецидиве, независимо от характера и тяжести преступлений, за которые они осуждены. Может оно применяться и к лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы. В соответствии с УК РФ "лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы".
Условно-досрочное освобождение применяется судом по месту отбывания осужденным назначенного наказания по представлению уполномоченного специализированного государственного органа, на который возложено исполнение наказания. Признав, что лицо, отбывающее наказание, отбыло требуемую по закону часть срока назначенного по приговору суда наказания и, судя по его поведению и отношению к исполнению своих обязанностей, не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания, суд выносит определение об условно-досрочном освобождении от отбывания точно обозначенного календарного срока наказания. При этом осужденному не назначается какой-либо специальный испытательный срок, поскольку его функцию выполняет неотбытая часть наказания. Этим же определением суд вправе полностью или частично освободить осужденного от отбывания дополнительного вида наказания.
Перечень обязанностей, возлагаемых на лицо, условно-досрочно освобождаемое от отбывания назначенного наказания, совпадает с перечнем обязанностей, которые могут быть возложены на лицо, осуждаемое условно. Таковыми могут быть обязанности: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно-досрочно освобожденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно-досрочно освобожденного исполнение и других обязанностей, если это может способствовать дальнейшему исправлению лица или закреплению его результатов.
Условный характер этого вида освобождения от отбывания наказания заключается в установлении контроля за поведением лица, освобожденного условно-досрочно от отбывания назначенного ему наказания, и за исполнением возложенных на него судом обязанностей, а также в возможности отмены условно-досрочного освобождения в случае нарушения этих условий. Контроль за поведением условно-досрочно освобожденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.
Нарушениями требований условно-досрочного освобождения от отбывания наказания признаются: 1) уклонение от исполнения возложенных на лицо обязанностей; 2) совершение умышленного преступления в течение неотбытой части наказания; 3) совершение по неосторожности нового преступления в течение того же времени.
Из перечисленных нарушений только одно является безусловным основанием отмены условно-досрочного освобождения: в случае совершения осужденным нового умышленного преступления в течение неотбытой части наказания, назначенного за предыдущее преступление, суд в соответствии с УК РФ назначает осужденному наказание по совокупности приговоров, т.е. к наказанию, назначенному по новому приговору, полностью или частично присоединяет неотбытую часть наказания по предыдущему приговору. При этом к основному наказанию, назначенному по совокупности приговоров, суд вправе присоединить дополнительную меру наказания, назначенную по предыдущему приговору, если лицо было от него условно-досрочно освобождено.
Уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом на лицо при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, является факультативным основанием отмены условно-досрочного освобождения. Поскольку суд может отменить его только по представлению органов, осуществляющих контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, решение вопроса об отмене или сохранении условно-досрочного освобождения во многом зависит от этих органов. Естественно, что их обращение в суд с представлением об отмене условно-досрочного освобождения должно основываться не на случайном, разовом, а на систематическом или злостном уклонении подконтрольного лица от исполнения возложенных на него судом обязанностей. Только при обоснованности представления этих органов суд выносит определение об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.
4.2 Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
В прежнем УК возможность замены неотбытой части наказания более мягким предусматривалась в той же норме, что и условно-досрочное освобождение от наказания. Из закона не вытекало каких бы то ни было различий в основаниях, условиях и порядке применения этих двух в общем-то самостоятельных институтов, хотя наука уголовного права и судебная практика такие различия отмечали. Действующий УК РФ предусматривает в самостоятельной норме замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Согласно УК РФ названный институт может применяться к лицам, отбывающим только один вид наказания — лишение свободы, тогда как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется при отбывании всех основных видов наказания срочного характера, кроме обязательных работ и ареста.
По новому законодательству имеются различия и в основаниях применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. При условно-досрочном освобождении процесс исправления осужденного практически завершился во время отбывания им части назначенного наказания и не требует его дальнейшего отбывания. Для замены же неотбытой части наказания более мягким видом наказания достаточно установить, что поведение осужденного и его отношение к исполнению обязанностей свидетельствуют об успешном протекании процесса исправления, который может эффективно продолжаться и в условиях отбывания не лишения свободы, а других, более мягких видов наказания. Если при условно-досрочном освобождении главная цель наказания — исправление осужденного — практически уже достигнута, то при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания цель последнего еще не достигнута, необходимость в применении мер государственного принуждения еще не отпала, хотя дальнейшее исправление осужденного может быть обеспечено применением карательно-воспитательного воздействия меньшей интенсивности.
Таким образом, материальным основанием замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания является твердое становление осужденного на путь исправления, о чем свидетельствует его хорошее поведение, включающее добросовестное отношение к исполнению обязанностей в период отбывания назначенного судом лишения свободы.
Законом установлены два условия, необходимые для замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Первое касается тяжести совершенного преступления, за которое осужденный отбывает наказание. Оно может быть только небольшой или средней тяжести, тогда как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания возможно при совершении преступлений любой категории. Второе условие касается величины части назначенного наказания, после фактического отбытия которой лишение свободы может быть заменено более мягким видом наказания. По закону такая замена допускается только после отбытия осужденным не менее одной трети назначенного судом срока лишения свободы , т.е. эта часть меньше, чем при условно-досрочном освобождении, поскольку последнее более кардинально меняет статус осужденного и для своего применения требует отбытия половины срока наказания, назначенного за преступления небольшой или средней тяжести.
Порядок замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания в УК РФ не регламентирован, но он аналогичен порядку условно-досрочного освобождения. Вопрос о применении ст. 80 УК РФ рассматривается судом по месту нахождения исправительного учреждения по представлению администрации этого учреждения. Установив наличие необходимых оснований и условий, суд может заменить оставшуюся неотбытой часть назначенного срока лишения свободы любым более мягким видом наказания в соответствии с видами наказаний, перечисленными в УК РФ : арестом, ограничением свободы, исправительными работами или обязательными работами, а в отношении военнослужащих — также содержанием в дисциплинарной воинской части или ограничением по военной службе. Вид наказания, которым заменяется неотбытая часть лишения свободы, избирается судом с учетом степени исправления осужденного. При этом более мягкий вид наказания может быть назначен только в пределах, установленных законом для этого вида наказания. Так, исправительные работы, содержание в дисциплинарной воинской части и ограничение по военной службе не могут превышать двух лет, а арест — шести месяцев, если даже неотбытая часть назначенного лишения свободы превышает эти сроки.
При замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания осужденный по усмотрению суда может быть полностью или частично освобожден от отбывания дополнительного вида наказания, назначенного по приговору суда. Лица, которым назначенное приговором лишение свободы заменено более мягким видом наказания, на основании и в порядке, установленном УК РФ , могут быть условно-досрочно освобождены от дальнейшего отбывания этого нового наказания.
Замена неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания является факультативным видом освобождения от дальнейшего отбывания наказания, она составляет не обязанность, а право суда. Освобождение является безусловным и окончательным, оно не может быть отменено из-за ненадлежащего поведения освобожденного. В случае совершения нового преступления во время отбывания более мягкого вида наказания к назначенному за него наказанию полностью или частично присоединяется только неотбытая часть нового наказания, а не та часть лишения свободы, которая осталась неотбытой.
Срок погашения судимости лицам, которым неотбытая часть лишения свободы была заменена более мягким видом наказания, исчисляется исходя из фактически отбытого срока лишения свободы с момента отбытия основного, назначенного УК РФ и дополнительного наказания УК РФ.
4.3 Освобождение от наказания в связи с болезнью
В соответствии с 19 УК РФ уголовной ответственности подлежат только вменяемые. Никакое лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие болезненного расстройства психики, не подлежит уголовной ответственности. К таким лицам могут быть применены только принудительные меры медицинского характера.
В статье прежнего УК, посвященной невменяемости, содержалось положение о том, что наказание не может применяться к лицам, которые после совершения преступления вследствие психического заболевания утратили способность отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Но в главе, посвященной освобождению от наказания, отсутствовала норма об освобождении от наказания лиц, которые вследствие психического расстройства после совершения преступления утратили способность осознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния либо способность руководить своими действиями. Этот пробел восполнялся Уголовно-процессуальным и Исправительно-трудовым кодексами. Действующий УК РФ предусматривает освобождение от наказания в связи с болезнью как самостоятельный вид освобождения от наказания, посвятив ему самостоятельную норму.
УК РФ предусматривает три основания освобождения от наказания: а) психическое расстройство, б) заболевание иной тяжелой болезнью, в) заболевание военнослужащих, делающее их негодными к военной службе.
Согласно УК РФ "лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания".
Основанием освобождения от наказания лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, является невозможность исправления таких лиц, поскольку они утрачивают способность осознавать фактический характер или общественную опасность своих действий либо способность руководить ими, поэтому не в состоянии воспринимать принудительный характер и исправительно-воспитательный смысл мер государственного принуждения, состоящих в лишении или ограничении прав и свобод. Следовательно, лица, у которых после совершения преступления вследствие психического заболевания наступили указанные в законе последствия, должны во всех случаях освобождаться от наказания независимо от тяжести совершенного преступления, от величины неотбытой части наказания и других обстоятельств.
Анализируемая уголовно-правовая норма предусматривает два возможных варианта, связанных с наступлением психического расстройства у лица после совершения преступления. Во-первых, оно наступает до вынесения приговора или до его обращения к исполнению. Во-вторых, психическое расстройство наступает во время отбывания осужденным наказания. В первом случае невозможным становится либо назначение наказания, если психическое расстройство произошло до вынесения приговора, либо исполнение наказания, если психическое заболевание наступило после вынесения приговора, но до его обращения к исполнению. Следовательно, при этом варианте возможно освобождение лица, совершившего преступление, либо от назначения либо от отбывания назначенного судом наказания. А при наступлении психического заболевания во время отбывания назначенного наказания лицо подлежит освобождению от его дальнейшего отбывания. Во всех случаях лицу, освобожденному от назначения, от отбывания или от дальнейшего отбывания наказания, на основании УК РФ могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные УК РФ.
Освобождение от наказания в связи с наступлением психического расстройства является обязательным, оно не зависит от усмотрения суда и составляет его обязанность, а не право. Суд рассматривает вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с психическим расстройством лица, совершившего преступление, по представлению специализированного государственного органа, ведающего исполнением наказания. Одновременно с представлением в суд направляется заключение врачебной комиссии и личное дело осуждённого .
Освобождение по болезни может применяться к осужденным, заболевшим психической или иной тяжкой болезнью. Перечень заболеваний, являющихся основанием для представления к освобождению, утвержден Постановлением Правительства РФ . Постановление содержит также «Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и «Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания». Освобождение по болезни является правом осужденного только при наступлении у него психического расстройства, лишающего его вменяемости. При соматическом заболевании (независимо от его тяжести) данный вопрос оставлен на усмотрение суда по месту отбывания наказания. Исключение составляют осужденные, отбывающие наказание в колонии-поселении и признанные инвалидами 1-й или 2-й группы. Они должны быть представлены к досрочному освобождению. Также осужденные к обязательным или исправительным работам, признанные инвалидами 1-й группы, вправе обратиться в суд с ходатайством о досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.
УК РФ предусматривает возможность освобождения от наказания лиц, заболевших не психической, а иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания. В этом случае невозможность отбывания наказания определяется, во-первых, видом назначенного наказания и, во-вторых, характером болезни. Основанием освобождения от отбывания наказания служит невозможность исправления осужденного в условиях отбывания наказания и применения средств исправительного воздействия. Статья 81 УК РФ применяется к лицам, заболевшим одной из болезней, входящих в установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации перечень, если стационарное лечение не дало положительных результатов. Порядок освобождения от наказания такой же, как и в отношении лиц, у которых наступило психическое расстройство. Но если при расстройстве психики освобождение от наказания является обязательным и суд не входит в обсуждение вопросов о тяжести совершенного преступления, степени исправления осужденного, сроке отбытого наказания, то освобождение от отбывания наказания лиц, заболевших иной тяжелой болезнью, носит факультативный характер. Суд выносит определение об освобождении или об отказе в освобождении от отбывания наказания с учетом всех перечисленных обстоятельств и того, в какой мере болезнь препятствует отбыванию назначенного наказания.
Признать осужденного инвалидом и установить группу инвалидности может только медико-социальная экспертиза. Осужденный может быть направлен на эту экспертизу по его просьбе, по инициативе органа, исполняющего наказание, либо лечащего врача. На основании заключения медико-социальной экспертизы орган, исполняющий наказание, вносит в суд по месту его отбывания представление о досрочном освобождении осужденного. В суд направляется и личное дело осужденного, которое возвращается органу, исполняющему наказание, после рассмотрения вопроса об освобождении осужденного.
Невозможность отбывания наказания в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы может быть вызвана беременностью женщины. В этом случае начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания в соответствии с УК РФ и УИК РФ. Вместе с представлением в суд направляется медицинская справка о беременности и личное дело осужденной. Суд освобождает осужденную от дальнейшего отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
Освобождение от наказания в связи с психическим расстройством или заболеванием иной тяжелой болезнью является условным. В соответствии с УК РФ эти лица в случае их выздоровления могут подлежать наказанию, если, разумеется, не истекли сроки давности, предусмотренные УК РФ.
В соответствии с УК РФ военнослужащие подлежат освобождению от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Это положение касается только тех военнослужащих, которые отбывают наказание в виде ограничения по военной службе , ареста или содержания в дисциплинарной воинской части. Основанием их освобождения от дальнейшего отбывания наказания является невозможность исполнения наказания, связанного со строгой изоляцией от общества (арест) или с выполнением воинских обязанностей. Невозможность их выполнения обусловлена характером заболевания, которое является настолько серьезным, что больной признается полностью негодным к военной службе. Однако с учетом состояния здоровья, тяжести совершенного преступления, личности осужденного и его поведения во время отбывания наказания его неотбытая часть может быть заменена более мягким видом наказания, если суд сочтет нецелесообразным полностью освободить военнослужащего от дальнейшего отбывания наказания.
Данный вид освобождения военнослужащих от дальнейшего отбывания наказания является обязательным, поскольку составляет обязанность суда и не зависит от его усмотрения, и окончательным, безусловным, поскольку не может быть отменен по каким-либо основаниям.
Глава 5. ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ НАКАЗАНИЯ
Лица, освобождаемые от наказания, нередко оказываются в сложном положении из-за трудностей в социальной адаптации. В особенной мере это касается тех, кто длительное время отбывал наказание. Поэтому закон обязывает администрацию органов, исполняющих наказание, заранее готовить их освобождение. Эта работа начинается за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы. Она заключается в подготовке трудового и бытового устройства, а также в психологической подготовке осужденного к тем трудностям, которые могут встретиться после освобождения.
Выяснив избранное осужденным местожительства, установив, нуждается ли он в помощи по подысканию работы, жилья, администрация информирует местные органы самоуправления и федеральной службы занятости о предстоящем освобождении данного лица, его потребностях в жилье, работе, о его трудоспособности и наличии у него специальности.
Психологическая подготовка заключается в проведении с ним воспитательной работы, разъяснении его прав и обязанностей, а также трудностей, с которыми он может столкнуться, последствиями нарушения законов.
В условиях, когда не все осужденные в колонии обеспечены работой, многие из них имеют низкие заработки или не имеют заработка вообще. К моменту освобождения они нуждаются в материальной помощи.
Поскольку место отбывания наказания не зависит от осужденного, при освобождении он обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства его семьи, родственников или к месту работы. Как правило, это место его проживания до ареста, однако он может выбрать и другое место жительства.
Лицам, направляемым в дома инвалидов, престарелых, в интернаты или к попечителям, выдаются проездные документы до места, где находятся эти учреждения или проживают попечители.
Как правило, осужденным оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах III класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам, женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты II класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.
Осужденные обеспечиваются продуктами питания или (по их желанию) деньгами на время пути. При этом больные, а также беременные женщины и женщины с детьми получают питание исходя из тех норм, по которым они обеспечивались в колонии. На ребенка выдается питание и комплект белья, одежда и обувь по сезону.
Если освобождаемый не имеет необходимой одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя. Нуждающимся осужденным выдается пособие из специального фонда в размере минимальной месячной оплаты труда, установленной в стране на момент освобождения.
Многие осужденные, особенно в настоящее время, когда повсеместно растет безработица, нуждаются в помощи по трудоустройству. Трудоустройством осужденных в настоящее время занимаются центры занятости населения — органы Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации.
По прибытии к месту жительства освобожденный, желающий воспользоваться услугами службы занятости, должен обратиться в центр занятости.
В том случае, если человек до ареста проживал в каком-либо городе, он имеет право на возвращение в этот город независимо от характера совершенного преступления, отбытого срока наказания, числа судимостей, основания освобождения и т.п.
Отмена ограничений в регистрации (прописке) по мотивам судимости не означает права освобожденного на проживание в любом населенном пункте России. Например, в городе Москве установлены ограничения на регистрацию (прописку) вновь прибывающих граждан, которые ранее там не проживали. Они не связаны с наличием судимости, касаются всех граждан и вызываются лишь перенаселенностью этих крупных городов. Эти ограничения не касаются супруга (независимо от размера жилой площади). Поэтому лица, женившиеся во время отбывания наказания или после освобождения, могут быть зарегистрированы (прописаны) к супругу, независимо от того, где они проживали до ареста, разумеется, при согласии всех проживающих на данной жилой площади.
Разрешается также регистрация пожилых людей к их детям, естественно, при согласии последних. Такой порядок может быть установлен и для других категорий граждан. В большинстве же населенных пунктов подобные ограничения не действуют, и вопрос сводится к тому, чтобы найти жилую площадь.
Если сохранилась жилая площадь, на которой лицо проживало до ареста, осужденный может быть зарегистрирован там после освобождения. Для этого требуется согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих на той же жилой площади. Возражения даже одного из них достаточно, чтобы проживание стало невозможным. Естественно, что никаких препятствий не может быть, если у освобожденного есть приватизированная или иным образом приобретенная им собственная жилая площадь. Освобожденный от наказания, как и любой другой гражданин, может получить жилье по наследству в силу договора купли-продажи, дарения и т.п. В этом отношении правое положение освобожденного и других граждан ничем не отличается.
При отсутствии жилья освобожденный может обратиться п жилищные органы с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. Однако очередь на жилье идет крайне медленно. Поэтому это задача — на отдаленную перспективу.
Наиболее вероятный вариант получения жилья — общежитие или иная жилая площадь от той работы, куда поступит данное лицо. Сведения о предприятиях, нуждающихся в рабочей силе и располагающих жилой площадью, имеются в центрах занятости.
Возможен вариант жилищного устройства с наймом (поднаймом) жилья у частных лиц. В некоторых населенных пунктах имеются квартирные бюро, которые ведут карточки граждан, желающих сдать внаем квартиру, комнату. Однако наем жилой площади у частных лиц большинству освобожденных недоступен в силу дороговизны.
Как видим, законодательство предусматривает оказание освобождаемым из мест лишения свободы различной помощи с целью облегчения их социальной адаптации. Однако в целом ряде случаев эти меры не приводят к решению проблем, стоящих перед освобожденными. Общеизвестно и психологически объяснимо нежелание принимать на работу лиц с запятнанной репутацией, многие из которых не умеют и не хотят работать, значительная часть злоупотребляет алкоголем. В условиях рыночной экономики предприятия, определенная часть которых составляет частный сектор, не хотят принимать в свои ряды тех, кто еще вчера находился за решеткой.
Юридических основании для принудительного направления осужденных, как это было ранее, сейчас нет. Между тем социальная неустроенность и бесперспективность толкают многих из освобожденных на новые преступления. Поэтому рассматривается вопрос о предоставлении организациям, которые выразят желание принимать на работу лиц, освобожденных от наказания, налоговых и иных льгот.
Глава 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ
В настоящее время процесс осуществления социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания детально не регламентирован. Поэтому на практике можно лишь рассчитывать на инициативу как со стороны сотрудников центров социальной помощи населению, так и со стороны иных государственных органов, общественных организаций и граждан. Было бы рациональным, например, правовое регламентирование квотирования рабочих мест для лиц, освободившихся после отбывания наказания.
Социальная адаптация есть приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих нормально жить бывшему лишенному свободы в обществе свободных людей.
Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию этих граждан. Прежде всего, это предшествующее пребывание их в условиях лишения свободы, которые по своему характеру противоречивы, т.к.:
с одной стороны, они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно-воспитательный процесс способствует созданию контрмотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий.
с другой — лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствии как для осужденного, так и для общества в целом.
Одно из таких последствии — разрыв многих социально полезных связей — с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т д. Для того, чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера — нет ограничений в переписке осужденных, они получают посылки, передачи, свидания. Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут.
Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, т.е. преступников Естественно, что такая среда не может не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно, если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально нравственной запущенности.
Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Однако такая классификация не улучшает индивидуальных особенностей разных осужденных. Известно, что иногда одну судимость может иметь опасный преступник, имеющий за плечами десятки преступлении, а вторую — человек, совершивший преступления под влиянием ситуации и т.п. Первый может оказывать куда более отрицательное влияние на других отбывающих наказание, чем второй.
Следующая трудность, осложняющая адаптацию, связана с тем, что:
осужденные во многих случаях отучаются принимать самостоятельные решения;
весь порядок жизни определяет администрация учреждения;
они не планируют свои бюджет, т.к. не имеют наличных денег;
они не пользуются городским транспортом;
не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания.
Они становятся пассивными, отучаются решать возникающие вопросы.
Немаловажное значение с точки зрения осложнения адаптации имеет и тот отрицательный прием, с которым сталкиваются многие освобожденные с первых шагов на свободе. Особенно сильное влияние этот фактор оказывает на тех, кто не был подготовлен к нему в колонии.
Для облегчения социальной адаптации предусмотрена специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении наиболее важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой — установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких-либо антиобщественных проявлений, в том числе, совершения новых преступлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт освобождения от уголовного наказания является не только правовым механизмом реализации принципа гуманизма в уголовно-правовой борьбе с преступностью, но и правовым методом реализации идеи разумного компромисса с отдельными категориями осужденных, на основе которого законодатель гарантирует им условно-досрочное освобождение от отбытия наказания, либо замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в обмен на их правопослушное поведение в период отбывания наказания и в течении испытательного срока после освобождения.
Институт помилования является одним из правовых рычагов в распоряжении главы государства не только для реализации принципов гуманизма и милосердия в своей деятельности, но и конституционно-правовым средством внесудебного освобождения осужденного от наказания по конкретному уголовному делу.
Институт помилования, как специфический вид освобождения от уголовного наказания, должен быть детально регламентирован отдельным федеральным законом, в котором необходимо четко отразить основания, условия и пределы полномочий главы государства по реализации института помилования.
Акт амнистии может быть применен только к лицам, вина которых в совершенном преступлении установлена в порядке, закрепленном в Конституции и УПК Российской Федерации, и только с согласия этого лица. Сказанное в полной мере относится и к процедуре помилования осужденных, без письменного согласия которых вопрос об их помиловании не может быть рассмотрен. Данное положение не должно распространяться на несовершеннолетних осужденных, помилование которых необходимо допускать и на основании ходатайства родителей или их законных представителей, а также администрации пенитенциарных учреждений.
С целью обеспечения конституционной законности, реализации прав и законных интересов осужденных целесообразно на территории дислокации пенитенциарных учреждений выделить в районных судах специальных (пенитенциарных) судей для рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб осужденных, а также представлений администраций пенитенциарных учреждений об освобождении указанных лиц от дальнейшего отбывания наказания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.02.2014.
.Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: о.ч.: [от 13.06.1996 г., в ред. от 04.03.2013 г.] // Соб. Законодательства Рос. Федерации.- 2013. №2. Ст. 3956;
.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: ч.1: [от 30.11.1994 г., в ред. от 01.03.2013 г.] // Соб. Законодательства Рос. Федерации.- 2013. №2. Ст. 3547;
.Российская Федерация. Законы. Уголовно — исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]: о.ч.: [от 18.12.1996 г., в ред. от 25.09.2013 г.] // Соб. Законодательства Рос. Федерации.- 2013. №2. Ст. 3956;
.Российская Федерация. Законы. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: о.ч.: [от 01.07.2002 г., в ред. от 01.02.2013 г.] // Соб. Законодательства Рос. Федерации.- 2013. №5. Ст. 5873;
.А.Э. Жалинский., А.Н. Игнатов и др. Уголовное право России /. Норма., 1997. Т.1. [Электронный ресурс] / URL:http://bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-4/232.htm (дата обращения 08.03.2014).
.Михлин А.В. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения. [Текст] / А.В. Михлин — М.: Российская Юстиция, 1997. — 437 с.
.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО». Конспект лекций. НФИ КЕМГУ: [Электронный ресурс]: Библиотека НФИ КЕГУ «Мой компьютер» led/litera/ ЮФ/ заочное отделение.
.Чистяков О.И. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 3. [Текст] / под.общ.ред. М. 1988. 102 с.
.Невский В.В. Борьба с преступностью. Анализ законодательства [Текст] / В.В. Невский — М.: Гражданин и право, N 2. — 3. — 2000.