Содержание
План
Введение
Порядок и формы уплаты Таможенных пошлин Таможенного союза
1. Единый таможенный тариф
2. Тарифные квоты
3. Тарифные преференции
4. Тарифные льготы
5. Льготные таможенные процедуры
6. Свободный склад
7. Процедура «таможенный склад»
8. Завершение процедуры таможенного склада
9. Свободные таможенная и экономическая зоны
10. Таможенная процедура «Свободная таможенная зона»
11. Завершение процедуры свободной таможенной зоны
12. Исчисление и уплата таможенных платежей
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Стабильное исполнение доходной части федерального бюджета во многом зависит от обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, основное место среди которых занимает таможенная пошлина.
Полифункциональность таможенной пошлины объясняется различными научными подходами к ее сущности. Она рассматривается и как неналоговый доход бюджетной системы, и как вид таможенных платежей, и как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. При этом дискуссионным остается вопрос о ее отличительных особенностях и юридической природе.
Несмотря на то, что правовые основы исчисления, уплаты и взимания таможенной пошлины достаточно полно регламентированы таможенным законодательством, при обложении ею перемещаемых через таможенную границу РФ товаров возникают проблемы, связанные с несовершенством отдельных положений нормативных актов и правоприменительной деятельности. В их числе: недостатки таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности; спорные вопросы определения таможенной стоимости перемещаемых товаров; конфликты, возникающие в процессе принудительного взыскания таможенных платежей. Кроме того, дискуссионными и недостаточно исследованными в науке следует признать такие вопросы, как определение понятия таможенной пошлины; установление ее правовой природы; формулировка и раскрытие специфических особенностей таможенной пошлины; оценка ее роли в системе доходов бюджетной системы.
В настоящее время ярко выраженным остается фискальное значение таможенных платежей, а в кризисных условиях фискальная функция таможенных органов усиливается, что негативно отражается на задаче содействия развитию внешней торговли. В данной связи возрастает роль таможенного администрирования доходов бюджетной системы, основанного на обеспечении соблюдения таможенного законодательства и контроле за полной и своевременной уплатой таможенных платежей. Реализация полномочий таможенных органов в этом направлении не должна ущемлять прав и законных интересов лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ и ответственных за уплату таможенных платежей. Обращаясь в судебные органы за разрешением таможенных споров, хозяйствующие субъекты выигрывают почти половину дел, большая часть из которых касается таможенного обложения, в том числе уплаты таможенной пошлины.
Актуальность темы диссертации объясняется необходимостью разработки понятийного аппарата, раскрывающего юридическую сущность таможенной пошлины; важностью анализа правовых основ таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и порядка уплаты и взимания таможенных пошлин; целесообразностью активизации работы по установлению и применению сезонных пошлин; значимостью исследования правоприменительной практики таможенного обложения с выявлением ее проблем и причин их возникновения. Данные вопросы требуют их изучения с учетом системного подхода, отражающего взаимосвязь нормотворческого регулирования (в том числе и международного уровня) и правоприменения.
Обозначенный комплекс вопросов подтверждает актуальность, практическую значимость темы, необходимость ее научной разработки.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе нормативного регулирования исчисления, уплаты и взимания таможенной пошлины, а также правоприменительная практика по данной проблематике.
Предметом исследования выступают законодательные положения таможенного, финансового, международного и иных отраслей права, которые определяют порядок обложения таможенными пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также административная и судебная практика в данной области.
Целью настоящего исследования является комплексная теоретическая разработка правовых основ исчисления, уплаты и взимания таможенной пошлины, установление перспектив их развития и путей совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменения.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
— формулировка и раскрытие основных признаков таможенных платежей, изучение особенностей их нормативного регулирования;
— разработка понятийного аппарата, позволяющего в полной мере исследовать сущность таможенной пошлины (в частности, сформулированы понятия таможенных платежей, таможенной пошлины, таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, таможенной стоимости);
— уяснение места таможенной пошлины в системе доходов федерального бюджета, исследование ее правовой природы и функций;
классификация таможенных пошлин, систематизация основных элементов таможенной пошлины;
— выявление и анализ основных проблем определения таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных пошлин;
предложение основных направлений совершенствования правоприменительной практики по уплате и взиманию таможенной пошлины.
Теоретическая основа исследования. В ходе написания настоящей работы был изучен целый ряд диссертационных исследований и авторефератов, монографий, научных статей, учебных пособий по общей теории права, таможенному, финансовому и административному праву. Важное значение в ходе написания диссертации придавалось также анализу нормативных актов, материалам правоприменительной практики (таможенных органов, судов).
Методологическую базу исследования составляют следующие научные методы: исторического анализа, диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический, статистический и другие. Так, метод исторического анализа позволил проследить генезис правового регулирования таможенных платежей в дореволюционный и советский периоды; сравнительно-правовой метод способствовал сопоставлению российского законодательства и норм международного права в части обложения товаров таможенными пошлинами; статистический — применялся при определении доли таможенной пошлины в системе таможенных платежей и в доходной части федерального бюджета.
Используемые в диссертации методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов с целью придания соответствующей аргументации необходимой доказательственной силы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и библиографический список использованных источников.
Глава 1 Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: особенности правового регулирования
.1 Таможенная пошлина в системе таможенных платежей: особенности нормотворчества
Существование в таможенном праве института таможенных платежей как совокупности норм, определяющих их виды, порядок исчисления, условия уплаты и взимания, не является бесспорным, поскольку обязательные платежи в целом составляют предмет регулирования налогового права. Вопросы соотношения налогового и таможенного законодательства всегда вызывали острые разногласия.
В широком смысле слова таможенные платежи есть денежные средства, которые уплачиваются лицами, перемещающими через таможенную границу товары и транспортные средства, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью их уплаты таможенными органами. Они не уплачиваются в добровольном порядке, по желанию лица, обязательность — их основной признак. Это означает, что действия лица, так или иначе связанные с перемещением товаров через таможенную границу, сопровождаются, в частности, уплатой таможенных платежей.
Таможенные платежи — фискальные платежи. Они зачисляются в доход государства и не могут быть израсходованы на нужды таможенных органов. Фискальность как признак предполагает «удовлетворение публичных интересов за счет принудительного изъятия государством (местным самоуправлением) денежных средств, находящихся на праве частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у государственных юридических лиц» — отмечает Э.Д. Соколова.
Ярко выраженной фискальной направленностью характеризуются таможенная пошлина и налоги, взимаемые при ввозе товаров. Эта функция вытекает из самой природы налогов, она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. Немало доходов приносят государственной казне и таможенные сборы.
Итак, фискальность следует признать специфическим признаком таможенных платежей. Содержание данного признака можно проиллюстрировать следующей диаграммой.
Правовые основы таможенных платежей в основном складываются из двух основных законов: Таможенного и Налогового кодексов РФ. В ст. 3 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) устанавливается, что при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах. В настоящее время налоговым законодательством не урегулированы отношения по установлению, введению и взиманию таможенной пошлины, а также таможенных сборов, поэтому они определяются Таможенным кодексом РФ. В свою очередь Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) действует при регулировании отношений по обложению ввозимых товаров НДС и акцизами. Эти налоги являются предметом регулирования части второй кодекса.
Между тем с введением в действие в 2004 году нового ТК РФ следует признать приоритет норм таможенного законодательства над положениями НК РФ в части таможенного обложения. Правовая конструкция раздела III ТК РФ «Таможенные платежи» позволяет признать распространение данных норм на большинство отношений, складывающихся при уплате всех видов таможенных платежей. И лишь отдельные положения остаются урегулированными непосредственно НК РФ. К ним относятся, например, случаи освобождения от уплаты НДС и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, налоговые ставки, номенклатура товаров.
Кроме того, важный принцип содержится в ч.2 ст.318 ТК РФ. Он гласит: «Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации». Таким образом, представляется нужным выделить следующий признак таможенных платежей: установление таможенным и налоговым законодательством РФ.
До принятия Налогового кодекса РФ в законодательстве практически не существовало различий между налогами, сборами, пошлинами и иными обязательными платежами. Все они условно именовались налогами и объединялись в налоговую систему. В ст.2 ныне утратившего силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливалось общее для указанных категорий понятие: обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Такое обобщение критиковалось в правовой науке, поскольку в этом случае к числу налогов можно отнести любые финансовые инструменты, с помощью которых с организаций и физических лиц взимаются средства в целях финансирования публичных расходов. Отсутствовало и общее понятие пошлины, несмотря на наличие в законодательстве таможенной, государственной и патентной пошлин.
Для того, чтобы разобраться в сущности института таможенных платежей, нужно сначала установить их виды. Согласно ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся:
- таможенные пошлины (ввозная и вывозная);
- налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (налог на добавленную стоимость и акциз);
- таможенные сборы.
Данная норма позволяет выявить еще один признак таможенных платежей — системность. Их виды установлены законодательством, а сама система едина для применения на всей территории Российской Федерации.
Как видим, таможенное законодательство оперирует тремя понятиями: пошлина, налог, сбор. В отличие от него, налоговое законодательство содержит понятия налога и сбора и соответственно обобщающий термин «система налогов и сборов». В то же время в ст. 13 НК РФ государственная пошлина включена в группу федеральных налогов и сборов. Таким образом, понятие пошлины также применяется в налоговых правоотношениях. Однако сейчас мы не будем уделять внимание ее правовой природе, поскольку данному вопросу посвящен отдельный параграф диссертации.
Для характеристики системы таможенных платежей важно уяснить, что в нее, исходя из положений законодательства, входят как налоговые, так и неналоговые доходы. В соответствии со ст.50, 51 Бюджетного кодекса РФ" они являются доходами исключительно федерального бюджета, т.е. зачисляются в него по нормативу 100 процентов. Следовательно, можно обозначить еще один признак таможенных платежей: они являются доходами федерального бюджета.
Система таможенных платежей представлена платежами различной правовой природы. Отличие налогов и сборов установлено законодателем в ст. 8 НК РФ при раскрытии их понятий. Налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, определение пошлины осталось без внимания законодателя, но не без интереса к нему ученых.
Правовые отношения по уплате таможенных платежей предполагают участие в них конкретных субъектов, обязательными из которых являются таможенные органы. Они уполномочены государством осуществлять контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, а также принимать меры по их принудительному взысканию. Данное обстоятельство характеризует признак таможенных платежей, который можно сформулировать следующим образом: контроль за уплатой таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы.
Естественно, одной из основных характеристик таможенных платежей являются обстоятельства, при которых они уплачиваются. Чаще всего это происходит при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств. Так, таможенная пошлина может уплачиваться как при импорте, так и при экспорте товаров. НДС и акцизы уплачиваются только при ввозе товаров на таможенную территорию страны. При этом уплата таможенных сборов не всегда связана с непосредственным процессом перемещения. Например, таможенные сборы за хранение товаров уплачиваются не при собственно ввозе товара, а при помещении его на склад временного хранения с целью производства таможенного оформления. Однако во всех случаях речь идет о какой-либо прямой или косвенной связи с процессом ввоза-вывоза. В данном контексте важным признаком таможенных платежей является их уплата в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Наконец, последний признак таможенных платежей очевиден — их уплата обеспечивается государственным принуждением. В случае неполной или несвоевременной уплаты таможенных платежей, а также при уклонении от их уплаты виновное лицо привлекается к административной или уголовной ответственности. Кроме того, таможенные органы применяют и принудительное взыскание таможенных платежей с начислением пени.
Прежде чем перейти к определению таможенных платежей, обратимся к действующему законодательству. К сожалению, оно не содержит такого понятия, ограничиваясь лишь перечислением видов, указанных выше. В науке учеными предлагаются различные определения.
Внимание со стороны государства к таможенным платежам вызвано, прежде всего, теми основными функциями, которые они выполняют: фискальной и регулирующей.
Фискальная функция таможенных платежей уже была наглядно продемонстрирована их объемами в доходной части бюджетной системы России. В 2009 году прогнозируется увеличение доли платежей, собираемой таможенными органами как администраторами доходов федерального бюджета до 57%.
Регулирующая функция таможенных платежей содержит широкий спектр экономических мер от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом3. Эффективная реализация данной функции позволяет государству обеспечить баланс на национальном рынке отечественных и импортных товаров.
Общеизвестно, что наиболее выгодным для развития любой страны является экспорт, так как он приносит стране прибыль, валюту, обеспечивает занятость и т.д. К сожалению, Россия пока недостаточно четко определила основные направления в области внешнеторговой политики. Об этом свидетельствует «заметно возросший уровень дискриминации со стороны иностранных, причем не только развитых, но и развивающихся, государств (Турция, Индия, Южная Корея и др.) в отношении достаточно широкого перечня экспортируемой из России продукции на фоне неблагоприятной конъюнктуры важнейших сырьевых товарных рынков», что не позволяет стране реализовывать конкурентные преимущества.
Фискальная и регулирующая функция с одной стороны имеют существенные различия, а с другой — тесно взаимосвязаны. В рамках фискальной функции важным представляется формирование доходной части бюджетной системы, в рамках регулирующей — защита внутреннего рынка. При этом уклонение как в одну, так и в другую сторону может привести к негативным последствиям в экономике страны. Поэтому каждое мероприятие, касающееся обложения товаров таможенными платежами, должно сопровождаться экономическими расчетами и прогнозированием его целесообразности как для государства в целом, так и для деятельности субъектов внешнеторговых отношений.
Термин «таможенные платежи» является общим для всех видов платежей. К их перечню не отнесены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли товарами. Указанные пошлины (меры нетарифного регулирования) взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины (гл. 29 ТК РФ).
Таким образом, таможенные платежи представляют собой систему обязательных фискальных платежей — налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, устанавливаемых таможенным и налоговым законодательством РФ, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу при обязательном контроле за их уплатой со стороны таможенных органов.
Рассмотрим виды таможенных платежей.
Учитывая, что настоящее диссертационное исследование посвящено таможенной пошлине (сущность которой и будет раскрыта в следующих параграфах), остановимся лишь на том факте, что таможенная пошлина является неналоговым доходом федерального бюджета, что установлено ст.51 Бюджетного кодекса РФ.
Таможенная пошлина не носит компенсационного характера, не предназначена для покрытия расходов таможенных органов, а также не предназначена для финансирования деятельности таможенных органов. Н.И. Землянская считает, что ее основная функция — регулирующая, но не исключает и фискального предназначения данного платежа.
Среди всей группы таможенных платежей таможенную пошлину можно признать основным, поскольку она уплачивается в большинстве случаев перемещения товаров через таможенную границу, то есть как при ввозе, так и при вывозе. Как правило, она является условием такого перемещения. Исключения составляют случаи предоставления льгот, именуемых тарифными преференциями. Они могут выражаться в возврате таможенной пошлины, в полном или частичном освобождении от уплаты, а также з установлении тарифных ограничений на перемещение товара.
В науке выделяют фактические основания предоставления льгот в части таможенного обложения:
перемещение определенного вида товара, который не подлежит таможенному обложению;
установление страны происхождения товара для получения соответствующих льгот;
—выбор таможенного режима, предусматривающего льготное обложение таможенными платежами;