Выдержка из текста работы
Туризм и туристская деятельность — сложные социальные процессы и многогранные виды жизнедеятельности человека. Туристскую деятельность можно рассматривать как деятельность организаторов туризма — туроператоров, турагентств, а так же других участников — по формированию продукта потребления — туристского продукта, с одной стороны, и деятельность туристов, потребляющих этот продукт, с другой. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны.
К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие.
Туристский продукт является основой туристского предложения и тура. В отличие от туристических услуг туристический продукт принимает форму товара. Туристический продукт в широком смысле слова — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Успешная работа предприятия зависит не только от производимого продукта. Недостаточно произвести качественный товар, он должен найти своего потребителя. Встреча продукта с потенциальным потребителем является важнейшим условием его реализации. Поэтому многие производители предлагают рынку свои товары через посредников, формируя собственные каналы сбыта.
Туристский продукт и сбыт его — это важнейшие звенья в деятельности туристского предприятия. Каждая туристическая фирма стремится к увеличению прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных клиентов. Клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы, а также услуга должна соответствовать качеству предлагаемых услуг туристического предприятия.
На современном этапе перехода к рыночным отношениям, сбыт продукции играет важную роль в успешной деятельности любого туристического предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции.
Целью данной работы является рассмотреть каналы сбыта туристского продукта.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
— рассмотреть понятие и особенности туристского продукта;
— охарактеризовать процесс формирования туристского продукта и описать его жизненный цикл;
— рассмотреть внешние и внутренние каналы сбыта туристского продукта.
Объектом данной курсовой работы является деятельность туристских организаций по сбыту туристского продукта.
Предметом исследования курсовой работы являются каналы сбыта туристского продукта.
Глава 1. Понятие и особенности туристского продукта
1.1 Свойства, содержание и особенности туристского продукта
Туристский продукт — упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров, состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ и товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточная для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Туризм — совокупность отношений и явлений, вытекающих из перемещения и пребывания лиц, путешествующих за пределами своей обычной среды в течение менее одного года в целях иных, чем осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте.
Туристский продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше 24 часов и/или включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристический продукт (турпакет) предлагается по общей цене, включающей все оказанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его соответствуют условиям договора[2].
Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). Но туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов[4]:
— оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;
— возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения.
Туристский рынок имеет свои специфические особенности [3]. Предметом купли — продажи на туристском рынке является туристический продукт — конечный продукт производственного процесса превращения ресурсов, осуществляемого предприятиями, организациями, индивидуальными предприятиями. Туристический продукт — комплекс материальных ценностей и услуг, предназначенных для туристского потребления. Товарной формой туристского продукта является потребительский комплекс, состоящий из трех частей: тура, туристских услуг, туристических товаров. Туристский продукт, представленный на рынок, выступает в качестве туристского предложения. Это предложение должно соответствовать потребностям туристов, как в комплексе, так и по отдельным составляющим. Услуги должны соответствовать целям туров, товары должны дополнять предоставляемые услуги.
Туристский продукт должен удовлетворять рекреационные потребности туристов, быть полезным для максимально большого числа людей [4].
Туристский продукт, наделенный потребительскими свойствами и выступающий на рынке в качестве предложения, должен:
— удовлетворять определенные рекреационные потребности людей, быть полезным, обладать определенной ценностью для максимально большего числа людей (массового потребителя);
— соответствовать потребностям туристов, как в комплексе, так и по отдельным составляющим (услуги и товары должны отражать специфику
маршрута и соответствовать цели путешествия);
— быть надежным, т.е. иметь достоверную информацию и соответствовать рекламе;
— обеспечивать наибольший эффект для туристов при наименьших расходах с их стороны, вызывать у туристов чувство удовлетворения от проведенного путешествия, предоставляя уровень туристского обслуживания выше приемлемого или ожидаемого;
— быть целостным, завершенным, полностью соответствующим программе обслуживания;
— быть гибким, готовым к потреблению разными категориями туристов и не зависеть от смены обслуживающего персонала;
— быть ясным, прозрачным, понятным для клиентов, простым в эксплуатации, не иметь сбоев в технологии обслуживания [15].
Можно привести следующие особенности туристского продукта[6]:
— в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны;
— турпродукт создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели;
— покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления турпродукта;
— турпродукт зависит от таких переменных, как время и пространство.
Большое значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия туристского предприятия будут отличаться в пик сезона и межсезонье). В межсезонье необходимы дополнительные услуги и пр.;
— значительное влияние на качество турпродукта оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий покупателя — погода, природные условия, политика, международные события и др.
Специалистами выделено несколько основных потребительных свойств турпродукта [9]:
— обоснованность — предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;
— надежность — соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;
— эффективность — достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;
— целостность — завершение турпродукта;
— ясность, простота в эксплуатации — потребление турпродукта, его направленность должны быть понятны и туристу, и производителю;
— гибкость — турпродукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей;
— полезность — способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.
Как известно туристский продукт это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными.
1.2 Формирование турпродукта, его жизненный цикл
Формирование турпродукта представляет собой достаточно сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий[8]:
— проведение маркетингового исследования рынка для определения потенциального потребительского спроса на различные виды турпродукта……..
Список использованной литературы:
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм [Текст]: монография / А.Ю. Александрова. — М.: «Аспект — пресс», 2007. — 470 с.
2. Балабанов, И.Т. Экономика туризма [Текст]: Учебник / И.Т. Балабанов — М.: Финансы и статистика, 2010. — 176 с.
3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст]: Учебное пособие / М. Б. Биржаков. — СПб.: «Невский Фонд-Герда», 2008. — 348 с.
4. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Гуляев.- М., 2009.- 320 с.
5. Голова, О.Б. Менеджмент туризма [Текст]: Практический курс /О.Б. Голова. — М., 2011. 224 с.
6. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме [Текст]: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн: Новое знание, 2011. — 496с.
7. Ефремова, М. В. Основы технологии туристского бизнеса [Текст]: Учебное пособие / М.В. Ефремова — М., 2009.- 307с.
8. Карпова, Г.А. Современный туризм [Текст]: Учебник / Г.А. Карпова. — М.:, Финансы и статистика, 2012.- 298 с.
9. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма [Текст]: Учебное пособие / А.Д. Каурова. — СПб: Герда, 2004.- 320 с.
10. Квартальнов, В.А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности [Текст]: Учебник / В.А. Квартальнов.- М., 2012. -158 с.
11. Копанев, А.С. Маркетинг в туризме [Текст]: Учебник / А.С. Копанев. — Мн.: Экономпресс, 2007. — 310 с.
12. Саратовцев, Ю.И. Технология туризма [Текст]: монография / Ю.И. Саратовцева.- СПб., 2011.- 310 с.
13. Титов, А.Б. Организация маркетинга туризма [Текст]: Учебное пособие / А.Б. Титов.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.- 312 с.
14. Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг [Текст]: Учебное пособие /Д.С. Ушаков — Ростов н/Д.:Издательство МарТ, 2010.- 444с.
15. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма [Текст]: Учебник / Г.А. Яковлева. — М.: Изд-во РДЛ, 2011. — 368 с.