Содержание
Римское право охватывало в деталях самые различные сферы деятельности государства, граждан, юридических лиц, чужестранцев, имело отрасли и институты.
Деление права на частное и публичное, как известно, берет свое начало в Древнем Риме. Многие более поздние по времени юристы рассматривали это деление права в Древнем Риме.
Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц. Деление права на публичное и частное, которое в произведениях римских юристов объяснялось чисто логически и в отрыве от социального содержания права, имело под собой объективные различия в методах правового регулирования. Римские юристы утверждали, что публичное право как выражение «общественного интереса» стоит выше частного («частные соглашения не должны изменять публичного права»). Но публичное право классического периода было менее разработанным, чем частное право.
Римское частное право именно в классическую эпоху достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Именно частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в эпоху средневековья и в новое время. Достижения римской юриспруденции используются также в праве и юридической науке даже тех стран мира, где не существует деления права на публичное и частное.
Таким образом, цель данной работы проанализировать римское частное право и публичное.
Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
— рассмотреть содержание частного римского права и публичного
— охарактеризовать значение римского уголовного права
— проанализировать институт права частной собственности и обязательственное право, а также правовой статус лиц
Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ 3
- ГЛАВА I. ПРАВО: целое и части 5
- 1.1.Зарождение развитие идей «частного» и «публичного» в право 5
- 1.2. Падения и взлеты частного и публичного права в России в ХХ веке
- Глава II. Частное право: предмет и структура частного права, отросли частного право в РФ 18
- 2.1. Частное право. Предмет и структура частного права 18
- 2.2 Соотношение гражданского и трудового права в частном. 21
- ГЛАВА III. Публичное право. Предмет и структура публичного право. Появления «публичного право» в отраслях право. 25
- 3.1. Публичное право. 25
- 3.2. Структура публичного права 26
- 3.3. Проявление «публичного права» в отраслях права. 28
- 3.3.1. Конституционное право. 29
- 3.3.2. Административное право. 31
- 3.3.4. Бюджетное законодательство 33
- 3.3.5. .Налоговое законодательство 34
- 3.3.6. Уголовное право. 35
- 3.3.7. Судоустройство. 35
- 3.3.8. Процессуальное право. 36
- 3.3.9. Международное публичное право. 36
- ГЛАВА IV. Частное право в практике. 44
- 4.1. Частное право в практике. 44
- 4.2. Влияние публично — правового регулирования на гражданско — правовые отношения 52
- Заключение 63
- Список использованных сокращений 65
- Библиография 66
- Материалы судебно арбитражной практике 69
Сосуществование и борьба двух правовых семейств, характерная черта истории права. В советский период в нашей стране такое деление не принималось, хотя весь «правовой мир» по-прежнему следовал ему, И лишь с развитаем рыночных отношений, переход к совершенной иной политической структуре общества, с развитием иных экономических законов, данное деление права на два семейства получил признание в России, причем теперь с уже явным приоритетом частного права. Элементы еще недавно доминировавшего публичного права стало восприниматься критически.
В диалоге «О законах» Цицерон Косарев А.Л. Римское частное право. С.12, закон как заложенный в природе высший разум, велящий творить то, что следует совершить, и запрещающий противоположное, И тем не менее в Римской империи с права как своего рода системы» Там существовало цивильное право как сугубо национальное и наиболее древнее право9 регулирующее имущественные отношения только между римскими гражданами,, Для него были характерны строгий формализм, консерватизм и национальная ограниченность. Законы ХII таблиц служили главным источником римского права. Постепенно, по мере расширения торговых и иных отношений преторов и других магистратов, дополнявших своими актами и решениями первые две системы. Все три системы в совокупности и составляли римское гражданское право, и в результате сложилось в дальнейшем единое понятие римского частного права Подопригара А.А. Основы римского гражданского права. Киев, 1990 г. С 3-7
Исаев И.А. История государства и права России. М. 1993. с 9 -12, 32 — 71, 94 -109
В русском праве ввиду его специфики и заметного удельного веса обычаев и «общинного права» деление на публичное и частное права исторически не было выражено столь отчетливо, как в других государствах2. Лишь в XIX в, внимание к этому вопросу получает дополнительные импульсы ввиду нарастающего интереса прогрессивной общественности к идеям конституционализма и введения системы юрист Н.М. Коркунов дал обстоятельную характеристику развития идей публичного и частного права применительно к российской истории о Коркунов пишет, «что римляне сводили различие частного и публичного права к различию охраняемых интересов, различая именно интересы частные и общие. Но большинством юристов уже давно это деление было признано несостоятельным о Выставленное римлянами различие представляется неопределенным и не достигаю цели: разграничить и определить различные области права. Так, прежде всего нельзя противопоставить интересы общие и частные» С одной стороны, интересы только и существуют у отдельных людей, так как только люди суть действительно реальные элементы общежития. Общий интерес есть не что иное, как та или другая совокупность частных интересов» В этом смысле можно сказать, что все право установлено ради охраны интересов отдельных лиц т.е.частных интересов. С другой стороны, правовая охрана дается только тем интересам отдельных лиц, которые имеют более или менее общее значение или потому, что они общи целой группе лиц, например охрана интересов врачей или потому, что данный интерес есть интерес хотя бы одного отдельного лица но занимающее в обществе такое общественное положение, что его интерес получает общее значение, например интерес монарха В таком смысле, наоборот, можно сказать, что всякое право охраняет общие интересы» Каркунов М.М. Лекции по общей теории и права. СПб. 1898. С 165 — 183. Ю.А. Тихомиров. Публичное
Между этими попытками прежде всего на обращает на себя внимание классификация Савиньи. Его систему можно назвать теологической. Оно представляет модификацию римской классификацию» У Ульпиана основой классификации являлось различие интересов, смотря по тому, разграничивается ли в данном отношении частные или общие интересно Савиньи и Шталь различают юридические отношения по их цели, «В публичном праве — говорит Савиньи, — целое является целью, а отдельный человек занимает второстепенное положение; напротив, в частном праве отдельный человек является целью, а целое (государство) — средством» То же почти говорил и Шталь: одни юридические отношения имеют целью, задачей удовлетворение потребностей отдельного человека, другие -соединение людей в одно высшее целое и регулирование их жизни в этом единстве.
Мы воспринимаем право не как правовое убеждение, а как принудительное право. При этом разграничение частного и публичного права заключается на том, что положено во главу угла в правовом регулировании общественных отношений : защита публичных интересов или защита интересов частных лиц.
1.2. Падения и взлеты частного и публичного права в России в ХХ веке
Наметилась новая тенденция- частное право рассматривается как главный фактор и носитель правового процесса, поскольку его основная часть — цивильное право — воплощает и переводит на юридический язык основные ценности цивилизованного мира — свободу личности, частную собственность, рынок. Оно выступает как рыночное право, охватывающие возведенные в систему отношения свободы автономной личности и товарно-денежные отношения.
Разновидностью модификации правопонимания в современный период является «формула нового права», предложенная В.С. Еесесяпцем. Развивая свои прежние представления о различии права и закона и критически оценивая советский период правового развития с его отрицанием гражданина как субъекта права, методами тоталитаризма и уравниловки, он предлагает «материализовать» правоспособность каждого гражданина» Это достижимо путем преобразования социалистической собственности в гражданскую собственность, когда реальным становится каждый, а не отдельные лица.
Главная проблема — это проблема соотношения частного и публичного права.
Признание в общества приоритета интересов, прав и свобод человека и гражданина приводит к восстановлению престижа частного права. Его иногда отождествляют только с гражданским правом, нередко включает в его орбиту семейное, жилищное и другие отросли права. Главными считается правовое выражение и защита частных и групповых интересов, обеспечение юридического приоритета воли частных лиц граждан и их объединений, равенство сторон, децентрализованный, диспозитивный характер регулирования, возрастание удельного веса «дозволений» в праве, признание государством юридической силы договоров, актов сторон и защита их судом.
2.1. Частное право. Предмет и структура частного права
Так, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов на них иногда начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного (гражданско-правового) обязательства ст. 395 ГК. Между тем никаких гражданско-правовых,, в том числе обязательственных отношений между налогоплательщиком и налоговым органом не возникает, а потому нет и оснований для применения частноправовых правил. (Иное дело, что эту ситуацию можно рассматривать как деликт, т.е. причинение налогоплательщику имущественного вреда государственным налоговым органом, в силу которого последний обязан возместить потерпевшему все причиненные убытки). В действительности же изложенная ситуация свидетельствует о необходимости учета в нормах публичного (налогового) права содержания соответствующих частноправовых отношений а не только фискальных (публичных) интересов.
— о особенностями мер принудительного воздействия на правонарушителей.
2.2 Соотношение гражданского и трудового права в частном.
2.3. Семейное право.
3.1. Публичное право.
Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях.
Публичное право есть своего рода функционально — структурная подсистема права, выражающая государственные, и общественные отношения Ю.А. Тихомиров. Публичное право. Издательство БЕК. М, 1995. с 29 -30
К предмету регулирования публичным правом относятся следующие объекты:
— устройство и функционирование государства и его институтов;
— институты гражданского общества;
— механизм и уровни самоуправления:
— основы правовой системы правотворчества и правоприменения;
— принципы нормы и институты межгосударственных отношений и международных организаций.
Часть предметов регулирования публичным правом относится к его исключительной сфере, поскольку оно охватывает преимущественно властеотношения как ядро правоотношений. Другая часть предметов является как бы смежной, пронизывая все отрасли частного нрава. Степень проникновения является конечно, неодинаковой в различных отраслях.
В настоящий период произошло перемещение ряда объектов публично-правового регулирования в сферу частно-правового регулирования. Это касается:
— сфер деятельности предприятий и иных хозяйствующих субъектов, где резко сужена зона административного управления и регулирования;
— расширение областей проявления человеческой свободы и укрепления гарантий прав гражданина;
— открытого простора институтам гражданского общества — партиям общественным организациям и движениям.
— увеличения в общественной нормативной системе удельного веса саморегуляции, в том числе договорного регулироывания.
Публичное право заимствует и преобразует ряд институтов частного права в частности договора. Эта тенденция характерна для многих зарубежных государств Свядосц. Ю.И. Тенденция развития договорного права капиталистических стран, Советское государство и право.1991 № 3
3.2. Структура публичного права
Выделяются следующие группы понятий публичного права:
1.2. Федеративное и унитарное государство.
1.3. субъекты федерации.
2.2 Основы конституционного строя.
2.4 Виды государственных органов.
2.6. Организации, учреждения, предприятия.
4. Публичный интерес.
4.1. Государственный интерес.
4.2. Общественный интерес.
4.3. Территориальный интерес.
5. Общественные объединения.
5.3 Средства массовой информации
6.1. Виды собственников.
6.3. Налоги.
8. Законность, правопорядок, общественная обязанность.
8.1. Правомерная поведение.
8.2. Правонарушения.
8.4. Процедуры рассмотрения юридических коллизий.
Для источников публичного права характерны прежде всего общенормативные нормы — конституции, законы, указы, постановления. Источниками публичного права также можно считать нормативные публично-правовые договоры.
3.3. Проявление «публичного права» в отраслях права.
3.3.1. Конституционное право.
Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционных правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права.
Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина.
7. Конституционное регулирование федерального устройства.
Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территорий, территориальное деление.
Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.
Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.
12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни. Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства труда социальных отношений ,бороны ,международных отношений.
3.3.2. Административное право.
Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.
Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания применения мер ответственности, процедуры применения мер ответственности.
Предметы ведения, и полномочия РФ экономики их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов, законодательства в сфере управления экономикой.
11. Государственное управление в социально — культурной сфере.
Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.
Институтами финансового права являются
Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита., субвенции и бюджетныекредиты.
3.3.5. .Налоговое законодательство
К финансовому праву можно отнести те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.
3.3.6. Уголовное право.
Строгая и неумолимая реакция государства на совершение преступления означает защиту публичных интересов.
3.3.7. Судоустройство.
Другая группа законов посвящена статуту судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.
3.3.8. Процессуальное право.
Как известно, на ряду с материальными, содержательными нормами право есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли — процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношений, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.
В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности и гражданское- Преимущественно отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов» Не все названные отрасли развития равномерно, особенно это касается административно» процессуального законодательства» Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов
3.3.9. Международное публичное право.
Международное публичное право состоит из трех основных нормативных блоков, которые его составляют.
3.3.10. Информационное право
Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.
Производится в чрезвычайных ситуациях реквизиция имущества в интересах общества по решению государственных органов с выплатой ему (собственнику) стоимости.
Формируют общие принципы правотворчество и право применения;
— обеспечивает «правовые эталоны», «правовые уровни», которые жизненно необходимы гражданину;
4.1. Частное право в практике.
4.2. Влияние публично — правового регулирования на гражданско — правовые отношения
4. Судебное разбирательства в суде кассационной инстанции.
Это еще раз доказывает о отсутствие чистого частного и публичного права без проникновения друг в друга.
Ведомости РФ — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР
СП РСФСР — Собрание постановлений Правительства РСФСР
САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства РФ
ВВАС РФ — Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ