Содержание
Понятие квалификации преступления и ее основные этапы. Значение квалификации3
Задача № 19
Задача № 210
Список литературы и источников11
Выдержка из текста работы
В жизни много вопросов, ответить на которые представляется возможным только с помощью научного исследования, в частности, исследования социологического. Социологические исследования способствуют обеспечению бесперебойной работы механизма обратной связи, конкретизируя и дополняя статистическую информацию теми или иными конкретными данными о запросах и интересах, настроениях и мнениях людей, об их жизненных планах, степени удовлетворенности организацией быта, досуга и труда, о состоянии морально-психологического климата и т.д.
Каждое дело, в том числе и социологическое исследование, требует достаточно серьезной подготовки. Можно говорить о том, что надежность, а, соответственно, и ценность информации, получаемой в результате социологического исследования, прямо пропорциональны усилиям, которые затрачиваются на его всестороннюю подготовку. По этой причине освоению организационных и методических приемов социологического анализа общественных процессов и явлений предшествует достаточно глубокое овладение научными правилами, которые способны обеспечить высокий уровень научного анализа.
Организация исследования — процесс, который насыщен различными видами работ, научными операциями и процедурами. Каждый этап играет важную роль, обеспечивая качество получаемых данных. Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной темы на сегодняшний день. Целью контрольной работы является изучение основных этапов организации социологического исследования.
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ
Социологическое исследование представляет собой очень тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальных социальных проблем. Целью любого социологического исследования является анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен характеризоваться ярко выраженной актуальностью, то есть быть востребованным жизнью. Социология призвана помогать решению самых важных задач и, кроме того, созданию базы для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Одной из главных причин обращения к социологическим исследованиям является потребность в содержательной, обширной и актуальной информации, которая отражает самые важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия людей, групп, коллективов, а также социальных слоев общества, которые, как правило, скрыты Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юнити-Дана, 2002. — 407с..
Наряду с этим необходимо отметить, что проведение социологического исследования — это не самоцель. Насколько бы значимой ни была его роль и широки возможности, исследования выступают только в качестве одного из средств получения социальной информации. Признание статуса «одного из…» не дает возможности абсолютизирования его роли.
Согласно мнению большинства социологов, социологическое исследование — система логически последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые подчинены одной цели. Эта цель — получение объективных данных об определенном социальном явлении.
В каждом социологическом исследовании первенство отдается его методологии. Понятие «методология» имеет достаточно много определений. Согласно одному из них, методология социологического исследования — составная часть и особая область социологического познания, которая имеет своим содержанием совокупность способов и принципов организации, оценки и развития теоретического и эмпирического социологического знания, а также систему норм и регулятивов проведения социологического исследования.
Можно говорить о том, что социологическое исследование — процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем представлено сочетание дедуктивного и индуктивного метода анализа Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юнити-Дана, 2002. — 407с..
Говоря о сущности социологического исследования, необходимо отметить, что различают три основных вида: пилотажное (разведывательное) исследование, описательное и аналитическое социологическое исследование. Пилотажное исследование — это пробное исследование, которое предваряет основное и предназначается для проверки его качества. Описательное исследование направлено на получение целостного представления об изучаемом явлении. Аналитическое исследование — это самый углубленный вид исследования, целью которого является выявление причин, находящихся в основании процесса и обуславливающие его специфику Горбунова М.Ю. Общая социология. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160с..
Таким образом, социологическое исследование — способ получения знаний о социальном мире, который основывается на строгом сборе фактов, а также на их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, которые направлены на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует поэтапной процедуре Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — М.: Гардарики, 2003. — 512с.. Остановимся более подробно на этапах организации социологического исследования.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
социологический информация исследование
В каждом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, включающих в себя достаточно важные процедуры: 1) подготовительный этап (разработка программы исследования); 2) основной этап (проведение исследования); 3) завершающий этап (обработка и анализ данных, а также формирование выводов и непосредственных рекомендаций) Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. — М.: Центр, 2011. — 160с..
Любое социологическое исследование начинается с постановки проблемы, которая может быть задана извне заказчиком либо обусловлена познавательным интересом. Проблема всегда представляет собой противоречие между знаниями о потребностях людей в определенных результативных действиях и незнанием путей, а также средств их реализации. Решение проблемы — получение нового знания либо создание теоретической модели, объясняющей то либо иное явление, выявление факторов, которые дают возможность оказывать воздействие на развитие явления в желаемом направлении.
Не менее важным этапом организации исследования является разработка программы исследования выдвинутой проблемы. Программа — обязательный исходный документ любо социологического исследования, вне зависимости от того, является ли это исследование теоретическим или практическим. Программа исследования, как правило, включает ряд разделов: 1) теоретический раздел (цели, задачи, предмет и объект исследования); 2) методический раздел (обоснование выборки и методов сбора и обработки данных); 3) организационный этап (план исследования, его порядок).
Постановка целей исследования регулирует отношения заказчика и социолога на этапе предварительного определения результата, определяет объем времени, затрат, которые необходимы для получения результатов. Задачи исследования — содержательная, методическая и организационная конкретизация цели.
Предмет исследования — центральный вопрос его проблемы. В одной ситуации, в одном эмпирическом объекте можно выделить разные аспекты, являющиеся предметом исследования. Говоря другими словами, когда социолог осуществляет выбор предмета исследования, он формулирует также гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также формы и методы проведения социологического исследования.
Важным этапом организации социологического исследования является логический анализ понятий. В рассматриваемом разделе осуществляется разработка методологических процедур, без которых не представляется возможной закладка в инструментарий концепции социологического исследования. Сущность процедур сводится к логическому упорядочению основных категорий, то есть самых общих понятий, употребляющихся в исследовании. Логический анализ понятий требует точного и глубокого объяснения их структуры и содержания. Потом определяется соотношение необходимых элементов, свойств исследуемого явления. Анализ данных элементов способствует составлению более или менее целостного представления о состоянии явления. К примеру, нужно изучить социальную активность рабочих определенного коллектива. Логический анализ категории «социальная активность» требует выделения более мелких понятий, которые ее составляют. К ним можно отнести трудовую активность, а также активность политическую, культурную и т.д. Детализируя еще больше, можно подойти к определению сущности отдельных элементов предмета исследования. Понятия такого рода все в большей мере приближаются к показателям, которые могут быть «заложены» в анкету в виде конкретных вопросов.
Одна из самых важных частей работы над программой эмпирического социологического исследования — это выдвижение гипотез. Гипотеза является главным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. Гипотеза — это вероятностное предположение о причинах явления, а также взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, а также возможных подходах к решению проблем. Гипотеза указывает направление исследования, оказывает влияние на выбор методов исследования, а также на формулировку вопросов.
Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Процесс установления истинности либо ложности гипотезы — это и есть процесс ее эмпирического обоснования Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. — М.: Центр социального прогнозирования, 2004. — 344с..
В результате подобного исследования гипотезы или подтверждаются и становятся положениями теории, или опровергаются. При этом, научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать нескольким требованиям.
Во-первых, она обязательно должна соответствовать исходным принципам исторического материализма, который является теоретико-методологической основанием научного познания социальных процессов. Это критерий для отбора научных гипотез и отсева гипотез, которые являются несостоятельными, построены на основе ложных философских идей и общесоциологических теорий. Во-вторых, гипотеза, которая объясняет социальные факты, не должна противоречить теориям, истинность которых уже доказана. При этом, новая гипотеза может противоречить старым теориям и быть вполне допустимой. Это представляется возможным в том случае, если новая гипотеза охватывает более широкий круг явлений, чем старая теория.
В-третьих, важно, чтобы гипотеза не противоречила проверенным и известным фактам. Если среди известных фактов есть хоть один, с которым гипотеза не согласуется, то ее нужно отбросить либо переформулировать таким образом, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам является признаком несостоятельности гипотезы. Сами факты также могут быть ошибочными и требовать пересмотра. По этой причине гипотеза должна согласоваться именно с точно установленными фактами. Научная гипотеза не просто объясняет уже известные факты, но и предсказывает новые, еще неизвестные.
Четвертым требованием, которое предъявляется к гипотезе в социологическом эмпирическом исследовании, является доступность ее проверки. Проверяются гипотезы с помощью специально разработанной методики, которая имеется в распоряжении исследователя. Социолог должен быть в состоянии разработать те процедуры, которые позволят ему зафиксировать непосредственно те элементы и связи социального объекта, предположение о которых содержит гипотеза. Гипотезы представляют собой те общие положения, которые отражают изучаемый социальный объект в целом, а также его структуру, механизмы функционирования, то есть то, что недоступно прямому наблюдению и измерению.
В-пятых, гипотеза должна подвергаться логическому анализу, который устанавливает ее непротиворечивость. Зачастую научная гипотеза подтверждается одними фактами и опровергается другими. По этой причине факты должны быть правильно истолкованы, чтобы выступать в качестве средства проверки. Само использование факта, эмпирических данных в качестве средства проверки гипотезы предполагает активную мыслительную деятельность исследователей и не сводится к пассивному созерцанию данных Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. — М.: Центр, 2011. — 160с..
В случае обнаружения истинности почти всех выведенных из гипотезы следствий можно говорить об истинности самой гипотезы, что выступает в качестве основания для ее принятия. Если же устанавливается, что выведенные следствия являются ложными, то гипотеза опровергается. В таком случае она или отвергается, или подвергается переформулировке. Отсутствие подтверждений не означает ложности гипотезы тогда, когда под сомнением находится ее формальная непротиворечивость.
По содержанию предположений можно выделить объяснительные и описательные гипотезы. Описательные гипотезы — предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Объяснительные гипотезы — это положения о причинно-следственных связях в рамках изучаемого объекта, которые требуют экспериментальной проверки.
Гипотеза играет важную роль в каждом эмпирическом социологическом исследовании. Образцом исследования выступает такое исследование, в котором ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы все понятия, а также имеется одна либо несколько общих гипотез, которые, в свою очередь, допускают выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку.
Наряду с теоретическим разделом большое значение в организации социологического исследования имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение занимает обоснование выборки. Не менее важным аспектом является обоснование методов сбора эмпирических данных.
Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, а также получение эмпирически обоснованных обобщений, рекомендаций и выводов.
Таким образом, организация исследования — сложная процедура, состоящая из целого ряда этапов. Каждый этап является важным и вносит существенный вклад в достижение общей цели — получения знаний о социальном мире, который основывается на строгом сборе фактов, а также на их логическом объяснении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологическое исследование представляет собой целую систему теоретических и эмпирических процедур, которые позволяют получить новые знания о социальном объекте (явлении, процессе) для решения прикладных, а также фундаментальных задач.
Любое социологическое исследование состоит из ряда нескольких этапов, каждый из которых играет важную роль в обеспечении качества получаемых данных. Особая роль отводится этапу подготовки социологического исследования. Здесь осуществляется выбор исследуемой проблемы, обзор литературы, предполагающий обзор существующих теорий и исследований по теме.
Особую роль играет выдвижение гипотезы, которая является вероятностным предположением о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми явлениями, структуре изучаемой проблемы, а также возможных подходах к ее решению и т.д. При этом для обеспечения эффективности социологического исследования, гипотеза должна отвечать ряду требований (соответствие требованиям исторического материализма, доступность проверки гипотезы, способность ее логического анализа и т.п.). При условии правильного выдвижения гипотез, можно говорить об их важнейшей роли для любого эмпирического социологического исследования. Важным этапом организации исследования является составление его программы.
Организация социологического исследования является одним из важнейших аспектов обеспечения его качества. Именно по этой причине данному вопросу должно уделяться особое внимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — М.: Гардарики, 2003. — 512с.
2. Горбунова М.Ю. Общая социология. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160с.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. — М.: Центр, 2011. — 160с.
4. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юнити-Дана, 2002. — 407с.
5. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. — М.: Центр социального прогнозирования, 2004. — 344с.
Размещено на