Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общее представление о стрессе, психотравме……………………………….4
2. Индивидуальная травма при стрессе………………………………………..9
3. Коллективная травма при стрессе………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………………….28
Выдержка из текста работы
В современном мире стресс стал неотъемлемой частью человеческого бытия. Невероятное количество катастроф, проявлений психического и физического насилия, потеря родных в результате террористических актов, несчастных случаев, убийств, самоубийств безжалостно вошли как в жизнь взрослых людей, так и в хрупкий мир детства. Только за последние десять лет на нашу страну обрушилась лавина страшных событий, выдержать которые часто бывает не под силу даже самым психологически выносливым людям.
Стресс — это тяжелое испытание. Но психологическая травма (психотравма), как последствие стресса, бывает еще тяжелее. И одна из актуальных первоочередных задач психологов в наши дни помочь людям преодолеть стресс и избавиться от психологической травмы.
Травма при стрессе может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для того, чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если человек переживает психологическую травму, как последствия стресса. Для того, чтобы работать с травмами при стрессе важно знать их особенности Цель работы: изучить особенности проявления индивидуальной и коллективной травмы при стрессе.
Задачи работы:
1. Рассмотреть общие положение по вопросам стресса и психологической травмы.
2. Изучить специфику индивидуальной и коллективной травмы при стрессе.
1.Общее представление о стрессе, психотравме
Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году. Полок утверждает, что употреблять термин, каким мы его знаем, начали относительно недавно. Ранее этот термин связывали с плохим здоровьем, в официальный же он превратился только в последние десятилетия.
Предполагается, что английское stress происходит от латинского stringer – затягивать. В переводе с английского стресс означает «напряжение, действие, усилие, внешнее воздействие» [23].
Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет два значения:
1. Физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;
2. Физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.
Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором – результат воздействия такого фактора. В данной работе мы будем использовать слово «стресс» только во втором значении, а для первого возьмем слово «стрессор».
Термин «психическая травма» — термин, используемый при описании критического состояния на психологическом, точнее, на патопсихологическом уровне его существования; применяется при интерпретации психогенных заболеваний [21].
Психическая травма – это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящие к глубоким психологическим переживаниям. Точнее психическая травма – это эмоционально значимое событие, связанное с негативными переживаниями [4].
Существует множество теорий, по-разному объясняющих возникновение психологической травмы. Есть специальная литература, в которой подробно освещены различные теоретические модели возникновения травматических стрессовых нарушений.
Один из важнейших моментов — это прояснение отношений между понятиями «стресс» и «травма». С точки зрения Г. Селье, автора теории стресса, любая жизненная ситуация, которая вызывает малейшее напряжение, — это стресс. Он возникает как адаптация организма на новую ситуацию. Так как по большому счету вся человеческая жизнь проходит в изменении, соответственно, мы все время испытываем стресс.
Ключевым моментом в теории стресса является описание его динамики.
Его протекание состоит из трех фаз [16]:
-фазы тревоги. Это экстренная краткая реакция на любое изменение. Чем больше изменение, тем больше стресс. Для человека эта фаза (несмотря на название) чаще всего достаточно комфортна. Состояние здесь скорее похоже на возбуждение. Так, человек, на которого напали грабители в подворотне, может проявить чудеса скорости или неожиданную даже для него самого физическую силу;
-фазы устойчивости. Если с воздействием стрессора невозможно справиться путем краткой ответной реакции, то активируется «глубокая» адаптационная энергия. Тем самым человек входит в состояние повышенной сопротивляемости. Это активное и относительно уравновешенное, но, главное, работоспособное состояние. Так, студент в ночь перед экзаменом часто способен выучить гораздо больше материала, чем за неделю в обычном состоянии;
-фазы истощения. Если состояние повышенной сопротивляемости сохраняется долгое время, энергия истощается. Это происходит, если закачиваются приспособительные ресурсы организма. Тогда возникают различные нарушения как на уровне эмоций, так и поведения. Главное — работоспособность человека резко падает.
Динамика стресса (по Г. Селье)
• фаза тревоги
• фаза устойчивости
• фаза истощения [17-19-.
Если стресс заканчивается истощением и связан с негативными эмоциями, его называют дистрессом. Именно такое состояние истощения возникает при травматических событиях, когда есть угроза жизни для себя или своих близких. Тогда воздействия настолько сильные, что сил приспособиться к ним не хватает. В этом случае мы назовем ситуацию травматическим стрессом. Однако мы знаем, что в жизни далеко не всегда острое, напряженное состояние заканчивается истощением. Скорее наоборот. Истощение (или срыв адаптации) не возникает тогда, когда напряжение сменяется релаксацией. Если повышение напряжения (первые две фазы) регулярно сменяется расслаблением, организм получает возможность:
а) восстанавливать ресурсы;
б) тренировать приспособление к стрессу.
Успешное проживание стресса
• напряжение (тревога, затем устойчивое приспособление)
• расслабление (восстановление ресурсов, подготовка к напряжению)
Более того, желание расслабления заложено в нашем организме. Все помнят, как после выполнения чего-то важного, трудного, тяжелого (экзамен, сложное задание) наступало ощущение, что «как будто гора с плеч свалилась». Да, бывало, наши силы оказывались на исходе. Но после отдыха (т.е. релаксации) мы часто были готовы выполнить еще большую работу (т.е. перенести напряжение) [10].
Такой ход вещей в корне отличается от происходящего при травме. Рассмотрим механизм действия травмы. В результате действия различных, до конца еще не исследованных механизмов травматическое событие запечатлевается в психике. Даже забывая на уровне сознания, мы не забываем о случившемся на уровне тела. Человек, даже выйдя из внешней травматической ситуации (, несет ее внутри. Причем это может быть не сильно заметно посторонним — часто люди внешне выглядят достаточно обычно. Естественно, нельзя быть одновременно «готовым ко всему» (фаза устойчивости по Г.Селье) и находиться в состоянии расслабления. Таким образом, человек попадает в состояние постоянного внутреннего напряжения — травматический стресс [16].
Механизм возникновения травматического стресса
1. В травматической ситуации:
• нарастание напряжения,
• запечатление ситуации в психике.
2. После травматической ситуации:
• невозможность завершить ситуацию,
• симптомы «повторения» ситуации (на всех уровнях
психики),
• невозможность расслабления
В любых, даже самых экстремальных, ситуациях травма возникает только тогда, когда:
• всех наших сил не хватает, чтобы справиться с происходящим так, как мы этого желаем;
• происходит то, чего мы не в силах и допустить (например, гибели своей или близких).
Получается, что травма возникает в разрыве между возможностью изменить ситуацию и смириться с ней, когда ни того, ни другого мы не можем.
Животное в таких случаях умирает. Человек выживает, но ценой того, что ситуация оказывается «отсроченной». Мы как бы откладываем реакцию до того момента, когда сможем или изменить, или, что чаще, смириться с происходящим [3].
Обязательные условия возникновения травмы:
• нехватка сил справиться с ситуацией;
•отсутствие сил допустить такую ситуацию.
Этот механизм можно назвать «отсроченное реагирование». Травматическая ситуация в результате оказывается для нас незавершенной. Ее не то чтобы не было вовсе — она была, но еще не закончена. А если так, то диллема «не могу изменить — не могу допустить» не стоит так остро. Ведь все еще как будто может измениться. Это иллюзия, но именно она позволяет нам выживать…
**************************************************************