Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА3
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ6
3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ8
4. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО12
5. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ24
Выдержка из текста работы
Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей. Признание лица субъектом права происходит в результате распространения на данное лицо действия правовых норм. «Юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права».
В теории государства и права понятие «субъект права» разработано достаточно детально. Многие российские правоведы-теоретики определяли указанное понятие в своих трудах. В частности, профессор В.С. Нерсесянц определяет субъекты права как «лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями». Следовательно, ключевым аспектом в обозначении субъектного состава конкретной отрасли права является понятие правосубъектности, которое, в свою очередь, включает в себя понятия правоспособности и дееспособности.
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью, административного права, по мнению Звоненко Д.П., является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.
Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения — это основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает.
Понятие «субъект административного права» следует отличать от понятия «субъект (участник) административного правоотношения». Субъект правоотношения — это лицо, участвующее в конкретном правоотношении и, таким образом, реализующее уже принадлежащие ему субъективные права и обязанности. Субъект права — это не участник конкретного правоотношения, а лицо потенциально способное выступать в правоотношениях, приобретать и осуществлять в них субъективные права и обязанности в силу принадлежащего ему качества правосубъектности. Субъект правоотношения — субъект права, непосредственно реализующий свою правосубъектность в конкретном правоотношении.
Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов административного права: «1. Органы государства и их агенты. 2. Общественные организации и их органы. 3. Граждане СССР». Попов Л.Л. выделяет четыре основные группы субъектов административного права: 1. Граждане, 2. Органы исполнительной власти, 3. Государственные корпорации, предприятия и учреждения, 4. Некоммерческие организации.
Более развернутый перечень дает Г.И. Петров. «Субъектами административного права, — пишет он, — являются: 1) граждане СССР, лица без гражданства и иностранцы; 2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата; 3) государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; 4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части; 5) организации общественного содействия государственному управлению; 6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав».
Таким образом, административно-правовая наука выделяет три группы субъектов административного права: а) индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); б) коллективные субъекты (организации, органы государственной власти и местного самоуправления); в) общественно-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования).
По Н.М. Конину, система индивидуальных субъектов административного права состоит из следующих субъектов:
) граждане:
обладающие общим административно-правовым статусом,
обладающие особенным административно-правовым статусом: предприниматель, фермер, менеджер, клиент, пассажир, абитуриент, студент, пациент, допризывник, военнослужащий, военнообязанный и т.д.;
находящиеся под административной опекой: сироты, инвалиды, вынужденные переселенцы и др.,
привлекаемые к административной ответственности,
относящиеся к категории льготников;
) иностранные граждане;
) лица без гражданства.
Однако вряд ли можно считать оправданным акцент Н.М. Конина на процессуальных статусах граждан, принимаемых ими в существующем многообразии публично-правовых (административно-правовых) отношений. В течение одного дня гражданин может быть предпринимателем, студентом, пациентом, пассажиром или водителем, быть лицом, находящимся под опекой (инвалидом). В конечном счете, субъект права один — гражданин. Вызывает сожаление факт неуделения автором должного внимания такому субъекту права, как должностное лицо.
Еще в 1972 г. В.Д. Сорокин отмечал: "В теории права не вызывает споров вопрос о делении субъектов права на две категории: граждане и организации, выступающие как носители предусмотренных государством прав и обязанностей…". Д.Н. Бахрах, можно сказать, конкретизировал эту классификацию применительно к административному праву и предложил разделять субъектов на индивидуальных и коллективных.
Не вызывает сомнения, что все субъекты административного права могут быть отнесены к двум группам: индивидуальным и коллективным субъектам, что с некоторыми оговорками можно отождествить с классификацией субъектов на физических и юридических лиц.
Под индивидуальными субъектами понимаются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством и лиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев. К данной группе также относят государственных и иных служащих.
Индивидуальные субъекты или индивиды в общем понимании — это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду — homo sapiens, то есть физическое лицо — это человек, индивид. Физическое лицо как участник правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение — его правовой статус. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.
Понятие «физическое лицо» шире понятия «гражданин», так как последнее означает, что физическое лицо имеет определенную связь с государством, то есть гражданство. Фактор гражданства является лишь элементом характеристики физического лица. В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним из государств.
2. Система административных взысканий
Административные наказания являются установленной государством мерой ответственности за уже совершенные административные правонарушения и применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 <garantF1://12025267.31> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях далее — КоАП РФ). В статье 3.2 <garantF1://12025267.32> КоАП РФ дается исчерпывающий перечень конкретных видов административных наказаний, которые могут применяться к совершившим те или иные административные правонарушения физическим и юридическим лицам:
) предупреждение;
) административный штраф;
) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
) административный арест;
) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
) дисквалификация;
Все восемь названных взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.
Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.
Кара — это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция). Административные взыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.
Взыскания отличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
Административные взыскания классифицируются в зависимости от тяжести правовых последствий, наступающих в результате реализации санкции. Этой цели служит юридически закрепленный в Кодексе <garantF1://12025267.0> РФ об административных правонарушениях перечень административных наказаний, в котором они расположены в зависимости от возрастания степени тяжести таких последствий, что позволяет рассматривать административные наказания как систему.
Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний, а остальные — в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Данная система административных наказаний включает в себя весьма различные по своему характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на правонарушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как совершенный проступок, личность правонарушителя, так и любые другие юридически значимые условия и обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Согласно правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 г N 244-О <garantF1://12021654.0>, от 07.02.2002 г N 16-О <garantF1://12026720.0>, от 05.07.2001 г N 130-О <garantF1://12023712.0>, от 07.06.2001 г N 139-О <garantF1://12023719.0>; постановлениях от 21.11.2002 г N 15-П <garantF1://12028837.0>, от 30.07.2001 г. N 13-П <garantF1://12023694.0>, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В зависимости от субъекта-адресата административные наказания разделяются на меры, применяемые в отношении юридических или физических лиц. К юридическим лицам могут применяться почти все административные наказания. Исключение составляют лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и дисквалификация.
Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений регламентировано ст. 4.4. КоАП РФ. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 3.1 КоАП РФ, все взыскания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно, то есть только актами Российской Федерации может быть установлено любое из 8 взысканий, а децентрализованно — актами субъектов Федерации — только предупреждение и штраф.
В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению.
Список использованных источников
административное право наказание взыскание
Конституция Российской Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256
Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. N 2.
Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). М.: "Проспект", 2009.
Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ. — М.: "Проспект", 2010.
Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2011.
Домашняя правовая энциклопедия. Материал подготовлен экспертами компании "Гарант" и приводится по состоянию на декабрь 2011 г.
Демьян Николаевич Бахрах. Административное право России. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2002.
Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. — "Юстицинформ", 2007 г.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: "Проспект", 2010.
А.Г. Козлов "Жилищное право", 2011, N 7 «Порядок проведения проверок организаций строительного комплекса и обжалования постановлений о привлечении к ответственности за административные правонарушения»
Кизилов В.В. Административная ответственность гражданских служащих России: взгляд в будущее. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2011.
Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: учебник для юрид. вузов и факультетов / В.С. Нерсесянц. М., 2004. С. 518.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). — М.: "Проспект", 2010.
Смоленский М.Б., Дригола Э.В. Административное право: учебник. М.: КНОРУС. 2010. 320 с.
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С. 195.
Толстопятова О.В. Субъектный состав административно-деликтных отношений: вопросы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 20.
Ямпольская Ц.А. О месте административного права в системе советского социалистического права. // Сов. Государство и право. 1956. N 8.