Содержание
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС
Понятие и виды государственного кредита в Российской Федерации.
ЗАДАЧА
Отец оформляется договор дарения автомашины своему сыну. Какие налоги и сборы они должны заплатить при этом?
Выдержка из текста работы
Понятие «финансы»неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условияхтоварно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег,переход их от одного владельца к другому.
Понятие «финансы»часто отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, новзаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как посодержанию, так и по выполняемым функциям.
Если деньги можносчитать всеобщим эквивалентом, то финансы – это экономический инструментраспределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)[1] и национальногодохода[2],орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное назначениефинансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондовобеспечить не только потребности государства и предприятий в денежныхсредствах, но и контроль над расходованием финансовых ресурсов.
Финансы – это несами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования,распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственносвязаны с функционированием общественных экономических отношений в процессеперераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондовденежных средств.
Таким образом,финансы – это система экономических отношений, связанных с формированием ииспользованием фондов денежных средств на основе распределения иперераспределения национального дохода.
Функции финансов
Сущность иконкретное содержание финансов раскрываются в их функциях.
Под функциямифинансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которуюони выполняют в системе экономических отношений.
Для финансов какэкономической категории характерны две функции:
распределительнаяфункция;
контрольнаяфункция.
Первой функциейфинансов является распределение и перераспределение национального доходагосударства. Материальной основой создания национального дохода государстваслужит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта).На всех стадиях воспроизводства ВВП и его распределения (собственнопроизводство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственноиспользуются финансы.
Вторая функцияфинансов – контрольная. Она тесно связана с распределительной функцией ипроявляется, прежде всего, в контроле над распределением совокупногообщественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевымрасходованием. Контрольная функция используется в масштабе не только отдельных предприятий,организаций, но и всего государства. Финансы показывают, как складываютсяколичественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции илидиспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.
Распределительнаяи контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм.
Финансовыймеханизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Онвключает:
формы финансовыхотношений в государстве;
порядок (правила)формирования и использования централизованных и децентрализованных фондовденежных средств;
методы финансовогопланирования;
формы управленияфинансами;
финансовоезаконодательство.
2. Государственный кредит
Зачем нужен государственный кредит?
Для обеспечениябесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формируетдополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежныхсредств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которыхявляется государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают враспоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительныефинансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по нимвыступают в основном средства бюджета.
Государственныйкредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице егоорганов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицамис другой, при которых государство выступает преимущественно в качествезаемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей являетсядеятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качествекредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственностьза погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими июридическими лицами, оно является гарантом.
Функции государственного кредита
Как финансоваякатегория государственный кредит исполняет три функции финансов:
распределительнуюфункцию;
регулирующуюфункцию;
контрольнуюфункцию.
Черезраспределительную функцию государственного кредита осуществляется формированиецентрализованных денежных фондов государства и их использование на принципахсрочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государствообеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов – этоодна сторона государственных кредитных отношений. Другая их сторона –финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительномобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается засчет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругомдержателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налоговкаждым владельцем ценных бумаг – с величиной получаемых им доходов отгосударственно-кредитных операций. Это означает, что, и вторая сторонагосударственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер. Всовременных условиях поступления от государственных займов стали вторым посленалогов методом финансирования расходов бюджета.
Основная часть
1. Классификация государственногокредита
Государственныйкредит подразделяется на внутренний и внешний (международный) государственныйдолг. Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется внациональной валюте, преимущественное развитие получает внутреннийгосударственный кредит. В то же время международное разделение труда, обментехнологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обуславливают развитиемеждународного государственного кредита, то есть осуществлениегосударственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
2. Внутренний государственный кредит
Внутреннийгосударственный кредит может выступать в следующих формах:
государственныезаймы;
обращение частивкладов населения в государственные займы;
заимствованиесредств общегосударственного ссудного фонда;
казначейскиессуды;
гарантированныезаймы.
2.1. Государственные займы
Государственныезаймы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временносвободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаютсяна финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализацииоблигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценныхбумаг.
Облигация
Облигация – этонаиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собойгосударственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истеченииопределенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательнаястоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражаетденежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временноепользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, ина нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для ихдержателей может быть выше или ниже установленного номинального процента,поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательнойстоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов:
величиныноминального процента по облигации;
насыщенностирынка ценными бумагами;
довериянаселения правительству
и т.д.
Казначейские обязательства
Казначейскиеобязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только срединаселения. Средства от их реализации государство направляет исключительно напополнение бюджета.
2.4. Обращение части вкладов населения вгосударственные займы
Эта форма внутреннегогосударственного долга находится в тесной связи государственными займами. Еефункционирование осуществляется системой сберегательных учреждений. Такоеобращение происходит через покупку особых ценных бумаг ( в частности,казначейских сберегательных билетов) или рыночных ценных бумаг(облигаций,казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов(подписание соглашений /договоров/ или выдача особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственногоссудного фонда
Эта формагосударственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитныеучреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытиерасходов Правительства. Эти заимствования были распространены в советскийпериод и определенной мере (до1995 года) в реформируемый период.
Казначейские ссуды
Казначейские ссудывыражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организацияморганами государственной власти и управления. Это осуществляется за счетбюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейскиессуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях посрокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затрудненийхозяйственных организаций ввиду особого положения на рынке или ухудшенияэкономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являютсясредством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономическихструктур.
Гарантированные займы
В тех случаях,когда Правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенногоместными органами власти и управления или отдельными хозяйственнымиорганизациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условномгосударственном кредите – гарантированных займах. По ним Правительство реальнонесет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособностиплательщика.
3. Внешний государственный кредит
Внешний(международный) государственный кредит представляет собой совокупностьотношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке вкачестве заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму внешнихгосударственных займов, которые предоставляются на условиях возвратности,срочности и платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займовс начисленными процентами включается в государственный долг страны.
3.1. История внешнего государственногодолга России
Кредитная история России началась в 1769 году, когда Екатерина II сделала первый заем вГолландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла нарынке примерно 15 млрд. рублей Большая часть этих средств накануне революциибыла погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русскогогосударственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 годов. Ихнарицательный капитал составлял 93 млн. рублей, а непогашенная часть к 1 января1913года равнялась 38 млн. рублей. На графике отражена динамикагосударственного долга Российской империи в начале XX века: сумма задолженностивозросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
/>
На протяжениивсего XIX и в начале XX века расходы государства превышали его доходы. Вовторой половине XIX века правительство активно финансировало строительствожелезных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладитьвлияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджетна:
обыкновенныйбюджет и
чрезвычайныйбюджет.
Первый пополнялсяиз традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.). Доходную частьвторого на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов.Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог,ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положениичасть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплатегосударственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялисьза счет обыкновенного бюджета.
Всегосударственные займы, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3категории:
краткосрочныеобязательства;
долгосрочныеобязательства;
бессрочныеобязательства.
Срок обращениякраткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 рублей. Право эмиссии пократкосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов сусловием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн.рублей. В 1905 году права министра были расширены до 200 млн. рублей с правомвыпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках.Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать этиобязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Основугосударственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочныезаймы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет.Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалосьвыплачивать только договорный процент, то есть для держателя заем становилсярентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данногоинструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами.Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также существовалоформальное определение внешних и внутренних займов. Первые ориентировались наиностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны нароссийский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, таккак никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российскихподданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. вОсновном законе имелась статья 114: «При обсуждении государственной росписи неподлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственнымдолгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам».Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка —платить вовремя и полностью.
Российскоеправительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создатьрепутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, незлоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствованиефинансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда цельюдля реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовойстабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенноезначение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняяее курса.
Отказавшисьплатить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской Россиизаложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемыекак часть заработной платы, оказались просто бумажками.
Лет пятнадцатьтому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьманеприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки понепосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгомстанет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов.
После распада СССРв конце 1991г. России в срочном порядке пришлось взять на себя долговыеобязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с29 млрд. долларов (50% экспорта) в 1985 году, до 119 млрд. долларов (260%) — в1994 году и 130 млрд. долларов(265%) —в 1995 году.
Приняв на себя всевнешние долги, Россия по условиям “нулевого варианта” стала одновременноправопреемником и по всем зарубежным финансовым активам СССР. Подтвердилисьопасения ненадежной платежеспособности наших должников их развивающихся стран истран СЭВа.
Общаязадолженность третьих стран по государственным кредитам бывшего СССРоценивается ориентировочно в 170 млрд. долларов. При этом следует учитывать,что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютных рублях, и ихпересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями.Поэтому иногда предлагается считать, что должны нам по этим кредитам примерно100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долларов. По некоторым оценкам, болееполовины долгов можно отнести к безнадежным. По различным оценкам, Россия можетполучить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долларов, да и то в течение20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомейпротивостоящих им финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницуна уровне 50 млрд. долларов, то при реальной доле России в кредитныхобязательствах СССР около 60% убыток от «нулевого варианта» определяется в 20млрд. долларов (40% от 50 млрд. долларов). Реальная цифра может оказаться ещеболее весомой.
3.2. Международные кредитно-финансовыеорганизации
Между кредитором изаемщиком возникают экономические отношения, которые называютсякредитно-финансовыми отношениями. Они возникают при использовании кредита(ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно свыплатой процента.
Вкредитно-финансовые отношения вступают почти все участники внешней торговли. Уодних (импортеров) ощущается недостаток валюты, чтобы рассчитаться сэкспортером, и они прибегают к организации, которая может дать им кредит. Удругих организаций (экспортеров) для того, чтобы осуществить инвестиционныйпроект за рубежом, недостает средств. Международные кредитные отношения неограничиваются отношениями организаций-экспортеров и организаций-импортеров,они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями.
Кредитование виностранной валюте имеет следующие основные разновидности:
кредитованиеэкспортно-импортных операций внешней (международной торговли);
кредитованиегосударственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностраннымгосударствам и банкам;
кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;
кредитование банков по расчетным операциям;
иные формыкредитования.
В выполнениикредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международныхрасчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовыминститутам (организациям).
Международныекредитно-финансовые институты – это международные организации, созданные наоснове межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовыхотношений между станами, содействия развитию экономических отношений, оказаниякредитной политики.
Крупнейшимиспециализированными международными кредитно-финансовыми институтами являютсяследующие:
Международныйвалютный фонд (МВФ);
Международныйбанк реконструкции и развития (МБРР);
Европейский банкреконструкции и развития (ЕБРР/Евробанк);
Европейскийинвестиционный банк (ЕИБ);
Международнаяфинансовая корпорация (МФК);
Европейский фондвалютного сотрудничества (ЕФВС);
Банкмеждународных расчетов (БМР)
и другиерегиональные кредитно-финансовые организации.
3.2.1. Международный валютный фонд (МВФ)
Международныйвалютный фонд создан на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений в 1944 году. Онначал функционировать с 1947 года и является международной валютно-финансовойорганизацией. МВФ значится в виде специализированного органа ОрганизацииОбъединенных Наций (ООН). Цели создания МВФ:
содействие развитиюмеждународной торговли и валютного сотрудничества путем установления нормрегулирования валютных курсов. А также контроля над их соблюдением,многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;
предоставлениекредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных снеуравновешенностью платежных балансов;
предоставлениекредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.
Кредитные операцииосуществляются только с официальными органами стран: центральными банками,казначействами, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются виностранной валюте или в форме обмена иностранной валюты на национальнуювалюту.
Предоставляемыекредиты делятся на виды в зависимости от причины, вызвавшей несбалансированностьвнешних платежей. Решение о выдачи кредита принимается голосованием членов МВФ.
Вступая в МВФ,каждая страна вносит определенную сумму взноса, называемую квотой[3]. Квоты образуютобъединенные денежные запасы, которыми МВФ пользуется для предоставлениязаймов. Квоты определяют вес каждого члена МВФ.
Устав МВФпересматривался три раза: в 1969, 1976 и 1992 годах. Согласно Уставу высшийорган МВФ – Совет управляющих, в который входит каждая страна-член МВФ (обычноэто министры стран) сроком на 5 лет. Управляющие собираются на сессии один разв год. Наибольшее количество голосов имеют:
США…………………………….18,2%
Германия…………………………5,6%
Япония……………………………5,6%
Англия……………………………5,1%
Франция…………………………..5,1%
Италия…………………………….3,1%
Канада…………………………….3,0%
Россия……………………………..2,9%
На сессии МВФизбирается Исполнительный совет в составе 22 исполнительных директоров дляконтроля над деятельностью стран, которым были выданы кредиты.
Персонал МВФнасчитывает 2000 человек и возглавляется исполнительнымдиректором-распорядителем, который является также главой Исполнительногосовета. Основной персонал находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне.
В МВФ вступили 178стран, полагая, что МВФ будет помогать росту международной торговли и созданиюрабочих мест в экономике государств. Сейчас МВФ дает кредиты странам,испытывающим острую нужду в выполнении финансовых обязательств по отношению кдругим странам. Кредиты выдаются при условии, что страна, которой даетсякредит, обязуется проводить экономические реформы по программе МВФ. При этомМВФ диктует стране, на какие цели и как расходовать предоставленный кредит.Затем через своих экспертов собирает информацию в стране о проводимойгосударством экономической политике. В настоящее время страна-заемщик вносит вМВФ плату за услуги и компенсационные за подтверждение обязательства выдатькредит – 0,5% от занятой суммы, а также выплачиваются проценты: как правило, 9%годовых.
Страны-члены ММВФобязаны представлять ему информацию о золотых запасах и валютных резервах, осостоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничныхинвестициях. Эти данные МВФ использует для определения платежеспособностистран.
3.2.2. Международный банк реконструкции иразвития (МБРР)
Международный банкреконструкции и развития создан в 1945 году на основе Бреттон-Вудскихсоглашений ряда стран. Он создавался как специализированное учреждение ООН.Операции начал в 1946 году. Сейчас это межправительственная финансоваяорганизация, которую ныне называют Всемирным банком. Руководящие органы – Советуправляющих и Директорат (исполнительный орган). В составе Совета управляющих –министры финансов стран-участниц и руководители центральных банков. Советсозывается один раз в год. Основные задачи МБРР:
стимулированиеэкономического развития стран-членов МБРР;
содействиеразвитию международной торговли;
поддержаниеплатежных балансов путем предоставления долгосрочных займов под достаточновысокий процент.
Займыпредоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличиигарантий их правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные)банки развития, которые перераспределяют полученные средства от МБРР.
Членами МБРР могутбыть только страны-члены МВФ. Вес страны при голосовании зависит от долиакционерного участия в капитале МБРР. В настоящее время семерка государств(США, Япония, Германия, Англия, Франция, Италия и Канада) обладает50% всехголосов в Банке. Уставный капитал Банка 175 млрд. долларов.
По информацииБанка, Российская программа приватизации оказалась наиболее крупной из всехкогда-либо реализованных в мире. Банк поддержал усилия Правительства, дав своиполитические рекомендации и выделив заем на проект по осуществлениюприватизации в 90 млн. долларов США и заем на развитие банковской системы в 200млн. долларов США.
Персонал Банкасоставляет около 6000 человек. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
3.2.3. Европейский банк реконструкции иразвития (Евробанк)
Евробанк учрежденв 1990 году. Согласно учредительным документам цель Банка – оказание содействиястранам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике,ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательскойинициативы. Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развитиябыло принято представителями стран в Париже. Это первый в Европе международныйфинансовый институт, в котором не играют лидирующую роль США. Активное участиев создании Евробанка принял СССР.
В учредительныхдокументах Банка записано, что ЕБРР обеспечивает финансирование конкретныхпроектов, инвестиционных программ, а также технического содействия вреконструкции и развитии инфраструктуры.
Членами Банкапервоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 года Россия. В 1995году у Евробанка было 60 акционеров из 58 стран. Банк имеет капитал в 10миллиардов ЭКЮ[4].
Ныне Евробанкимеет трехступенчатую структуру управления: Совет управляющих, Совет директорови Президент банка.
Совет управляющихимеет право высшего органа управления Банком. Совет директоров состоит из 23человек из стран-членов ЕБРР. Президент Евробанка избирается на Советеуправляющих сроком на 5 лет.
Штаб-квартираБанка размещается в Лондоне.
3.2.4. Европейский инвестиционный банк(ЕИБ)
Европейскийинвестиционный банк создан в 1958 году по Римскому договору рядом государствЕвропы. Цели создания Банка:
поддержкапроектов, имеющих значение для нескольких стран-членов Европейского сообщества;
финансированиеразвития остальных регионов Европы.
Банк предоставляетдолгосрочные кредиты (сроком до 20 лет) и гарантии частным и государственнымпредприятиям в целях развития отдельных регионов. Банк выдает кредиты нареконструкцию и строительство предприятий, создание совместных предприятий,строительство железных и автомобильных дорог, конверсию[5] предприятий.
ЕИБ – учреждение савтономным финансовым статусом. Руководящий орган – Совет управляющих (всоставе министров финансов стран-участниц). Он определяет кредитную политику,утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов игарантий, о выпуске займов и размере процентных ставок.
Уставный капиталБанка 14,4 млрд. ЭКЮ, резервы – 1,6 млрд. ЭКЮ. Учредителями Банка являются 10государств. Сейчас Банк работает с 60 странами Европы и Африки.
3.2.5. Международная финансовая корпорация(МФК)
Международнаяфинансовая корпорация образована в 1956 году по инициативе США. Она являетсяфилиалом Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).
Цели создания МФК:
развитиечастного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;
участие вформировании капитала частных предприятий;
предоставлениекредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям.Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере 20% стоимости проекта.
МФК имеетсобственный капитал, органы управления и отдельный штат сотрудников.
3.2.6. Европейский фонд валютногосотрудничества (ЕФВС)
Европейский фондвалютного сотрудничества создан в 1973 году в рамках Европейкой валютнойсистемы. Цели создания ЕФВС:
предоставлениекредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕФВС;
укреплениеЕвропейкой валютной системы.
Кредитыпредоставляются странам при условии выполнении ими программ стабилизацииэкономики.
ЕФВС выполняет врамках Европейской валютной системы функции с кредитно-расчетным обслуживаниемстран-членов ЕФВС.
3.2.7. Банк международных расчетов (БМР)
Банк международныхрасчетов – межгосударственный валютно-кредитный банк. БМР организован в 1930году центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группойамериканских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о созданиибанка подписано в Базеле (Швейцария).
В 1931 – 1933годах к БМР присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950 – 1970годах в Банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982 году членами БМР сталивосточно-европейские страны (кроме СССР, ГДР и других социалистических стран,которые создали Международный банк экономического сотрудничества).
Задачи Банка:
облегчитьрасчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам;
содействоватьсотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.
Свою главнуюфункцию содействия расчетам между центральными банками стран БМР сохраняет досих пор. Он объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств.С 1979 года БМР проводит расчеты между банками стран-участниц Европейскойвалютной системы, выполняет функции депозитария[6] Европейскогообъединения угля и стали, совершает операции по поручениям отдельных стран.
БМР выполняетдепозитные, кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота,выступает агентом центральных банков.
Будучизападноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственноерегулирование валютно-кредитных отношений.
3.2.8. Парижский клуб
Парижский клуб –это группа главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник,испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводитьпрограмму оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свойвклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно сданной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты еевнешней задолженности. В результате появляется возможность преодолетьпассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импортаи выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами на 2001год странам-кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долларов.
В начале апреля1993 года Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которомустрана получила право не выплачивать по долгам СССР в 1993 году 15 млрд.долларов, ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долларов процентных платежей.
В конце апреля1996 года в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочнойреструктуризации (отсрочке) российского долга кредиторам Парижского клуба. Всоответствии с подписанным документом погашение долга Россией началось в 2002году и должно завершиться в 2020 году. Таким образом, Россия получила льготныйпериод, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это даетвозможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клубапосле выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальныйподъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой статьчленом этого клуба. Это облегчит стране получение долгов состран-неплательщиков, поскольку члены клуба проводят солидарную политику поотношению к должникам.
3.2.9. Лондонский клуб
Лондонский клубобъединяет 600 частных банков. В него входят кредиторы, которые предоставилиссуды для СССР без гарантий своих правительств.
С ними быладостигнуты договоренности о долгосрочной реструктуризации российского внешнегодолга на общую сумму 32 млрд. долларов (в том числе 25 млрд. долларов основнойсуммы долга и 7 млрд. долларов неоплаченных процентов по нему). Этот долг былпереоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготногопериода.
4. Управление государственным кредитом
Управлениегосударственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.
Под управлениемгосударственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного изнаправлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью вкачестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитомнаходится в руках органов власти и управления государством. Именно ониопределяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов,необходимых для его финансирования.
Под управлениемгосударственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий,связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлениемссуд и гарантий.
Спецификакатегории государственного кредита определяет и особенности оперативногоуправления им. Обычно оно возлагается на Министерство финансов и ЦентральныйБанк Российской Федерации.
По внешнемугосударственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Онпредставляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениямот экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах.
Безопасным уровнемобслуживания государственного долга принято считать 25%. В нашей странекоэффициент обслуживания внешней задолженности превышает допустимые пределы.
На достижениеэффективности государственного кредита направлены такие меры, как конверсия,консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашенияи аннулирование займов.
Под конверсиейобычно понимается изменение доходности займов. Чаще всего государство снижаетразмер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов поуправлению государственным долгом.
Под консолидациейгосударственного долга понимается увеличение срока действия уже выпущенныхзаймов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна иобратная операция – уменьшение срока действия государственных займов. Так, в1990 году срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 1 до 8лет. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.
Обычно вместе сконсолидацией проводится унификация государственных займов. Унификациягосударственных займов – это объединение нескольких займов в один, когдаоблигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
В исключительныхслучаях государство может провести обмен облигаций по регрессивномусоотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваютсяк одной новой облигации. Такой обмен был проведен, например, в послевоенныйпериод в целях изъятия облигаций займов военного времени.
Отсрочка погашениязайма происходит в периоды, когда правительство выпустило слишком много займов,и условия их эмиссии были недостаточно эффективны для государства. Отсрочка погашениязаймов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаютсясроки погашения, но и прекращается выплата доходов.
В условияхзначительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетныхтрудностей, Правительство может прибегнуть к рефинансированию государственногодолга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственнойзадолженности путем выпуска новых займов. Активно рефинансирование применяетсяпри выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. Приэтом непременным условием предоставления новых займов является высокаярепутация страны-должника на международном финансовом рынке, ее экономическая иполитическая стабильность.
Конверсия,консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций обычноосуществляются только в отношении внутренних займов. Отсрочки погашенияобязательств применяются по отношению как к внутренней, так и внешнейзадолженности. Отсрочка погашения внешних займов проводится, как правило, посогласованию с кредиторами.
Важной сферойуправления государственным долгом является определение условий выпуска новыхзаймов. При этом важными обстоятельствами выступают:
уровеньдоходности ценных бумаг для кредиторов;
срок действиязаймов;
способ выплатыдоходов.
Учитывается такжепри эмиссии займов не только достижение максимальной финансовой эффективностизаймов, но и реальная конъюнктура на финансовом рынке. Успех новых займовзависит от правильного учета состояния экономики, денежного обращения, уровнядоходности и сроков действующих займов, представляемых льгот и многих другихфакторов.
Изготовление,хранение и рассылка облигаций государственных займов производятсясоответствующими подразделениями Министерства финансов, а реализация ценныхбумаг – банковской системой. Внешние облигационные займы на иностранныхденежных рынках размещаются от имени государства-заемщика, как правило,банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионноевознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными, ивсе условия их (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа идр.) фиксируются в специальных соглашениях.
Заключение
Практикапоказывает необходимость выработки и реализации стратегии с умереннымувеличением государственного долга. Она основанной на снижении реальнойстоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпамиэкономического роста.
Для экономикиРоссии имеет смысл выработать прогноз выхода (выползания) из “долговой ямы”,глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировкиразвития экономики России в ближайшей перспективе.
Учитывая сложностьобъекта, правильным было бы говорить о стратегии управления долгом в целом, таккак отдельные его элементы имеют определенную специфику регулированияразличными механизмами с использованием разных инструментов. Высокая степеньнеопределенности развития данной системы (долга) и ее регулированияпредопределяет необходимость тщательного анализа отдельных ее составляющих ивыбора наиболее эффективных инструментов для решения этой задачи.
Стратегиягосударственного долга и адекватная ей стратегия в области финансированиядефицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всюсхему бюджетной стратегии в целом.
Необходима долгосрочнаяпрограмма (до 2005 г. с последующей пролонгацией[7]) предельных объемов государственного долга (отдельно по внешнему и повнутреннему долгу) по отношению к ВВП. Программа должна быть с акцентом наопределение перспектив погашения отдельных структурных компонентов каждого изних, с выделением первичного долга и расходов по его обслуживанию.
Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представляет собой сложныйкомплекс взаимосвязанных мер. Рассмотрим ключевые меры.
1. Высокая степеньопасности нарастающего платежно-расчетного кризиса и его системный характеропределяют необходимость принятия комплекса мер в части целенаправленнойкорректировки преодоления сложившихся деформаций современного курса ценовой,бюджетно-налоговой и финансово-кредитной системы. При этом особого вниманиятребует проблема создания специальной государственной структуры, несущейответственность за стабилизацию платежно-долговых отношений наряду с БанкомРоссии.
2. Для выхода издолгового кризиса и переходу к подъему экономики необходимо поднять долюнакопления в ВВП как минимум до 25-30%. Только при этих условиях представляетсявозможным обеспечить превышение ввода производственных мощностей над ихвыбытием и создать условия функционирования расширенного воспроизводства. Этапроблема для сегодняшней экономики России чрезвычайно сложна, так как повышатьдолю накопления в ВВП можно только за счет сокращения его потребляемой части,что для страны, где 30% населения живет ниже черты бедности, становится задачейчрезвычайно сложной.
3. Стимулированиепотребительского спроса – одна из ключевых мер в области решения долговыхпроблем, связанных с повышением реальной зарплаты и компенсированиемсбережений населения. Расширение потребительского спроса должно происходить засчет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер позащите внутреннего рынка, прежде всего от демпинга[8] низкокачественныхтоваров.
4. Расширениегосударственного спроса требует эффективного выполнения естественных функцийгосударства (оборона, образование, здравоохранение и др.). Целевыегосударственные закупки должны соответствовать приоритетам структурной ипромышленной политики. Также они должны обладать высоким мультипликационнымэффектом, обеспечивающим решение генеральной задачи – выход на траекториюустойчивого развития.
5. Одним из путейпреодоления кризиса является переход от банковского кредитования к системепроизводственного самофинансирования за счет накопления прибыли, получаемойпредприятиями. Это логичный путь, трудности которого связаны с мизерностьюразмеров прибыли, с наличием таких насущных расходов, перед которыми производственныенакопления отодвигаются на второй план.
Важнейшимнаправлением для снижения стоимости обслуживания государственного долгаявляется прекращение практики предоставления государственных гарантий.Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных,неденежных форм оформления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений).
Необходимость разработать программу преодоления платежно-долгового кризиса, имея в видупринятие графика снижения и полной ликвидации задолженности предприятий.
Данная системастратегически ориентированных мер позволяет перевести государственный долг изкатегории «негативов» развития экономики в фактор обеспечения стабильности иповышения эффективности российской экономики.
Список литературы:
Финансы, денежноеобращение и кредит. Учебник./Под редакцией В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.:«Проспект», 2001.
Финансы, денежноеобращение, кредит. Учебник./Под редакцией Л.А.Дробозиной. – М.: «Финансы»,2000.
Международныевалютно-кредитные и финансовые отношения./Под редакцией Л.Н.Красавиной. – М.:«Финансы и статистика», 1999.
П.И.Вахрин,А.С.Нешитой. Финансы. Учебник для внутренних вузов. – М.: «Маркетинг», 2000.
Современныйэкономический словарь. — М.: Инфра-М, 1999.