Содержание
1. Понятие и принципы бюджетного процесса…………………………….
2. Понятие и система неналоговых доходов государства…………………
3. Правовые основы денежной системы Российской Федерации………..
Список литературы………………………………….………..………………
Выдержка из текста работы
Для России тема, связанная с межбюджетными трансфертами, является актуальной всегда, так как особенности федеративного устройства страны, наличие большого количества регионов с разным уровнем развития заставляют всегда находиться в поиске оптимального и в вопросе разграничения доходов между бюджетами, и в вопросах предоставления межбюджетных трансфертов.
Принцип сбалансированности — это один из принципов, на которых основывается вся бюджетная система Российской Федерации (принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, науки, учения, мировоззрения). Понимая принципы бюджетной системы страны, мы можем понимать логику устройства всей бюджетной системы. Поэтому крайне важно понимать, как организация управления общественными финансами в нашей стране (а именно, система межбюджетных трансфертов) учитывает принцип сбалансированности.
Для более детального понимания значения межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы необходимо сузить рамки данной темы. Поэтому в моей работе главным образом будет анализироваться значение системы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных, местных и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Анализ роли межбюджетных трансфертов на примере данных видов бюджетов позволит сделать выводы о их значении в обеспечении сбалансированности бюджетной системы в целом.
Система межбюджетных трансфертов Российской Федерации имеет свои экономические и социально-политические функции. В данной работе будет проанализировано значение системы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности бюджетной системы. Это является целью моего исследования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
определить, что такое сбалансированность бюджетной системы;
рассмотреть основные элементы системы межбюджетных трансфертов;
проанализировать роль межбюджетных трансфертов для региональных и местных бюджетов;
определить значение каждой формы трансфертов на сбалансированность бюджетов.
1. Межбюджетные трансферты: понятие, структура, особенности
.1 Система межбюджетных трансфертов Российской Федерации
Федеративная структура, которая складывалась в России в последние десять лет, характеризуется большим количеством дотационных регионов и небольшим количеством регионов-доноров. Такая диспропорция порождает большое количество экономических и социальных проблем.
Главной отличительной чертой межбюджетных отношений в России является то, что число дотационных регионов очень велико — 70 из 83 регионов (84% всех регионов России находятся в неприбыльной зоне). В этих дотационных регионах проживает 74,2% населения России, и занимают данные регионы 87% территории государства. Такая ситуация продолжается на протяжении 10 лет. Причем существует очень большой разрыв в доходах (примерно в 6 раз) между 10 наиболее и наименее богатыми регионами России.
Поэтому межбюджетные трансферты играют огромную роль в экономике страны. Когда речь идет о системе межбюджетных трансфертов, то это, прежде всего, формы межбюджетных трансфертов, их отличия друг от друга, взаимосвязанность, роль межбюджетных трансфертов, а также цели их предоставления.
Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Формами межбюджетных трансфертов являются:
дотации;
субсидии;
субвенции;
иные межбюджетные трансферты.
Далее будут рассмотрены все формы межбюджетных трансфертов по отдельности. Определения всем формам межбюджетных трансфертов будут даны на примере тех, которые распределяются из федерального бюджета Российской Федерации.
1.2 Дотации
Существует несколько видов дотаций регионам РФ, основными из которых являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на обеспечение сбалансированности.
) Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
Данный вид «предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой <#»justify»>Наименование 2012 2013 г.В % к прошлому году 2014 г.в % к прошлому году2015 г.в % к прошлому году ВСЕГО 471,7377,780,07%271,871,96%227,183,55%Общегосударственные вопросы 11100,00%1100,00%1100,00%Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 0,41,1275,00%0,981,82% 0,00%Национальная экономика 212,4157,774,25%13686,24%145,2106,76%Жилищно-коммунальное хозяйство 49,925,450,90%16,564,96%8,652,12%Охрана окружающей среды 0,10,0440,00%00,00%0,6 Образование 47,985,4178,29%6171,43%20,233,11%Культура, кинематография 7,73,444,16%1,647,06%0,637,50%Здравоохранение 64,867,4104,01%26,839,76%24,792,16%Социальная политика 25,116,766,53%15,492,22%15,298,70%Физическая культура и спорт 22,410,848,21%6,560,19%6,6101,54%Средства массовой информации 0,1 0,00% межбюджетные трансферты общего характера39,88,721,86%6,170,11%4,472,13%
Данные цифры, которые взяты из утвержденной Министерством финансов программы «Основные направления бюджетной политики», свидетельствуют о сокращении предоставляемых субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета практически по всем разделам бюджетной классификации. Главными причинами сокращения субсидий являются:
Реформирование общей методики предоставления субсидий, которая должна иметь конкретные показатели результативности и эффективности;
Компенсация сокращению субсидий дополнительными налоговыми доходами;
«В рамках реформы МВД финансирование правоохранительных органов с 1 января 2012 года переведено с регионального на федеральный уровень; при этом осуществляться этот переход будет за счет сокращения субсидий регионам» — заявил бывший вице-премьер А.Кудрин. Это значит, что у субъектов РФ высвободятся расходы в размере 200 млрд. рублей.
Еще одним доказательством продолжения политики сокращения межбюджетных субсидий являются слова министра финансов РФ Антона Силуанова: «На 2014 год были рассмотрены предложения по сокращению количества субсидий. Мы считаем, что их количество завышено. На наш взгляд, их нужно сократить до 20 субсидий, сейчас 90 субсидий, их количество должно быть сокращено». В условиях существования огромного их количества, их общее сокращение объясняется сложностью контроля за ними. По словам экспертов, в настоящее время Минфин хочет перейти на следующий принцип предоставления субсидий: если в регионе исполняется одна программа, то на нее должно идти не более одной-двух субсидий. При этом необходимо законодательное определение обязательств при получении субсидий. Такой подход к распределению субсидий способен увеличить самостоятельность регионов при управлении субсидиями с целью повышения эффективности расходов.
1.2.2 Субвенции
Это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации «в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций».
В соответствии с законом о бюджете на 2013-2015 будет происходить сокращение общего объема субвенций. Сокращение субвенций коснется раздела бюджетной классификации «общегосударственные вопросы», что обусловлено сокращением предельной численности государственных служащих центральных аппаратов и территориальных органов власти. Сокращение субвенций по разделу «национальная экономика» обусловлено привлечением частных инвесторов для реализации многих экономических проектов. Сокращение по разделу «социальная политика» обусловлено высвобождением средств в результате передачи обеспечения полиции на федеральный уровень, которые направлены на самостоятельную выплату регионами единовременных пособий при устройстве ребенка в семью и на содействия занятости населения.
Размер субвенции рассчитывается, исходя из нормативных, а не фактических расходов на исполнение переданного расходного обязательства. В случае, если фактические расходы получателя субвенции больше расходов, установленных по нормативу, то он не получает компенсации. Это влияет на общую сбалансированность бюджетов. Более подробно влияние субвенций на сбалансированность будет проанализировано в следующей главе.
1.2.3 Иные межбюджетные трансферты
Не существует специального определения данного вида трансфертов. В Бюджетном кодексе РФ в статье 132 указано, что «в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты».
Главная причина существования данного вида трансфертов заключается в том, что невозможно выстроить идеальную структуру разделения всех трансфертов по трем «полкам»: дотации субсидии и субвенции.
Например, в 2012 году иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам регионов выделялись для финансирования следующих мероприятий:
«комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга;
развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов РФ;
развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований;
переселение граждан из ЗАТО;
реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».
1.2.4 Трансферты, предоставляемые из бюджетов субъектов РФ
Из бюджета субъекта РФ могут выделяться следующие виды межбюджетных трансфертов:
«Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности мунициальных районов (городских округов);
Субсидии местным бюджетам;
Субвенции местным бюджетам и субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством;
Субсидии федеральному бюджету;
Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
В Российской Федерации существует понятная структура системы межбюджетных трансфертов. Каждая из форм межбюджетных трансфертов распределяется на решение определенных задач. У системы межбюджетных трансфертов есть свои функции, реализация которых направлена на достижение стабильности финансовой системы, развития экономики страны и т.д. Одной из таких функций является обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ. Поэтому в следующей главе работы необходимо проанализировать взаимосвязь между сбалансированностью бюджетной системы и системой межбюджетных трансфертов. А также необходимо проанализировать значение каждой из названных форм трансфертов для обеспечения сбалансированности бюджетной системы. Данный анализ будет проведен с помощью конкретных практических примеров.
2. Межбюджетные трансферты и их роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы
.1 Регулирование доходов бюджетов регионов и муниципалитетов
Одним из главных инструментов воздействия системы межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджетной системы является увеличение доходов как региональных, так и местных бюджетов. Важность такого инструмента объясняется следующими причинами:
Выпадение доходных источников вследствие неопределенностей в экономике;
Увеличение социальных расходов;
Неравномерное распределение доходной базы и т.д.
В последние годы наблюдался постоянный рост межбюджетных трансфертов в денежном выражении, передаваемых из центра в регионы (без поправки на уровень инфляции):
В Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года отмечается, что «в условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам». Поэтому значительный рост межбюджетных трансфертов в 2009 году произошел из-за сокращения налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ. В частности, очень сократился объем поступлений от налога на прибыль организаций. Доля поступлений от налога на прибыль организаций в общих доходах консолидированных бюджетов регионов в 2009 составила 18%, хотя в докризисные годы эта доля была стабильной и составляла 30% всех доходов региональных бюджетов.
Доля межбюджетных трансфертов в общих доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ существенна (Рис. 3). В последние 10 лет доля колебалась в интервале от 8 до 21 процентов. Максимальное значение достигалось в кризисный и посткризисные периоды.
Кризисные явления в экономике наглядно продемонстрировали огромную важность системы межбюджетных трансфертов и их влияние на сбалансированность бюджетной системы. В кризисный и посткризисный периоды наблюдалось значительное снижение темпов роста налоговых и неналоговых доходов бюджета при сохранении высокого уровня социальных обязательств. Поэтому межбюджетные трансферты играют важную роль в обеспечении расходных обязательств бюджета.
Огромную значимость межбюджетных трансфертов для повышения доходов муниципальных образований можно проследить на примере местных бюджетов города Москвы. Если посмотреть на динамику трансфертов, которые выделяются из бюджета г. Москвы бюджетам внутригородских территорий, то видно, что их доля в общих доходах велика, и она постоянно увеличивается.
межбюджетный трансферт дотация расход
Рисунок 1 — Доля трансфертов в доходах внутригородских муниципальных образований г. Москвы в 2009-2015 гг.
Как видим, бюджеты муниципалитетов очень зависимы от бюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета города. Это характерно не только для Москвы, это характерно для большинства муниципалитетов РФ. Т.е. в настоящее время наблюдается очень сильная зависимость муниципалитетов от бюджетных вливаний из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета.
2.1.1 Контроль расходов бюджетов с помощью системы межбюджетных трансфертов
Ранее было сказано, что одним из способов устранения дефицита бюджета является лимитирование расходов бюджета. У системы межбюджетных трансфертов также есть и такая функция. Поэтому система межбюджетных трансфертов может влиять на сбалансированность бюджетов не только через механизм предоставления трансфертов на увеличение доходов с целью финансирования расходов. Система межбюджетных трансфертов может влиять и на снижение расходов того бюджета, для которого трансферты выступают доходом. Рассмотрим данный тезис на примере положений Бюджетного кодекса РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №467-р от 03.04.2006 была одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах. Данной концепцией предлагались меры по осуществлению бюджетного процесса в регионах и муниципалитетах в зависимости от уровня бюджетной дотационности. Затем меры, которые будут названы ниже, были закреплены в Бюджетном кодексе РФ.
«Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать… соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».
«1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации».
А в случае, если доля трансфертов превышает 60%, то на бюджеты регионов распространяются ограничения названные в предыдущем абзаце, а также осуществляются следующие меры:
«1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;
) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);
) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
) иные меры, установленные федеральными законами».
Состав и структура межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов РФ в 2012-2015 гг.
Показатель2012201320142015в млрд. руб.в % к итогув млрд. руб.в % к итогув млрд. руб.в % к итогув млрд. руб.в % к итогуОбщий объем межбюджетных трансфертов, переданных с федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований1 624,301001 5151001 670,801001 616,70100В том числе:525,732,7609,140,2774,746,4650,940,3ДотацииСубсидии573,835,3517,634,2413,824,8402,824,9Субвенции286,417,6276,718,3312,218,7336,620,8Иные межбюджетные трансферты225,913,999,76,6169,910,2226,314
За период 2012-2015 гг. произошло незначительное снижение объема трансфертов. Увеличение объема МБТ в 2014 году на 155,79 млрд. руб. по сравнению с 2013 годом, связано с кризисом ,вызванным санкциями в адрес России.
Для бюджетов муниципальных образований также существуют свои ограничения и предусмотрены меры, похожие на меры, которые были названы выше.
Таким образом, система межбюджетных трансфертов может генерировать не только дополнительные источники доходов бюджета, но и контролировать уровень расходы бюджетов для стимулирования дополнительных поступлений в бюджеты субъектов и муниципалитетов. Данный механизм контроля расходов является отличным дополнением к другим бюджетным правилам, позволяющим ограничить уровень расходов бюджетов субъектов и муниципалитетов. Развитие и совершенствование механизмов контроля расходов является очень актуальной задачей, так как субъекты и муниципалитеты Российской Федерации не всегда задумываются о лимитировании бюджетных расходов. Такой механизм позволяет ограничить политические амбиции высших должностных лиц, чтобы увязать расходы с реальным уровнем доходов.
2.1.2 Межбюджетные трансферты в ближайшей перспективе
В соответствии с Программой «Основные направления бюджетной политики в 2014-2017 годах» одной из задач политики межбюджетных отношений является обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов, а также стимулирования по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов. Поэтому, рассказав о настоящей ситуации в области предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, необходимо сказать несколько слов о ближайшем будущем системы межбюджетных трансфертов.
Планируется сокращение общего количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета региональным бюджетам. Рост доходов консолидированных бюджетов будет способствовать сокращению количества предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Несмотря на сокращение, трансферты будут продолжать играть значимую роля в обеспечении сбалансированности бюджетной системы.
.1.3 Влияние форм межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджетной системы
Любая система состоит из составляющих. В соответствии с бюджетным законодательством РФ, система межбюджетных трансфертов в России состоит из четырех форм: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. Если система межбюджетных трансфертов в целом влияет на сбалансированность, то это ещё не значит, что каждый элемент системы влияет на сбалансированность бюджетной системы. Поэтому необходимо рассмотреть роль каждой формы межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы.
Заключение
В самом начале работы были даны определения понятиям «сбалансированность бюджетной системы» и «система межбюджетных трансфертов». Затем была найдена взаимосвязь между этими понятиями.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сбалансированность является одним из принципов бюджетной системы. Это значит, что все нормы бюджетного законодательства и методы управления общественными финансами должны основываться на этом принципе и учитывать его. В работе было доказано, что система межбюджетных трансфертов, как один из основных элементов управления общественными финансами, не является исключением и в полной мере учитывает и базируется на данном принципе.
Основное внимание было уделено исследованию значения каждой формы межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов. Данное исследование показало огромную значимость каждой из форм межбюджетных трансфертов в обеспечении сбалансированности бюджетной системы.
Бюджетная система РФ характеризуется наличием регионов с разными уровнями налогового потенциала, разными климатическими условиями, регионы по-разному обогащены полезными ископаемыми. С помощью механизмов межбюджетных трансфертов, в особенности дотаций, обеспечивается горизонтальная сбалансированность бюджетов. Также финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов позволяет устранить вертикальную несбалансированность, которая возникает из-за превышения фактических расходных обязательств по отношению к бюджетной обеспеченности. В Российской Федерации в настоящее время основными видами межбюджетных трансфертов являются дотации, субвенции и субсидии. Все они являются безвозмездными и безвозвратными.
Законодательное закрепление межбюджетные трансферты получили в Бюджетном кодексе РФ, а также в принимаемых Правительством постановлениях и распоряжениях.
Считается, что сложившаяся в России система межбюджетных отношений, в частности система предоставления межбюджетных трансфертов, соответствует общепринятым в мире базовым требованиям. Несмотря на четкость структуры форм межбюджетных трансфертов, существует множество проблем в области практической реализации финансовой помощи регионам и муниципалитетам в форме межбюджетных трансфертов.
Список использованной литературы
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
.Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. №311-ФЗ «О федеральном бюджете»
.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р
.Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016.
.Богов Х. М. Объективная основа бюджетной политики — функции бюджета. // Актуальные проблемы рыночной экономики: бюджетные, налоговые, отраслевые и социальные аспекты. — М.: ИнДел, 2012.
.Карасева М. В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник // Отв. ред.. М.: Юристъ, 2014
.Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование. — М., КноРус, 2013.
.Министерство финансов Российской Федерации / [Электронный доступ]. — Режим доступа: URL: http://minfin.ru/ru (дата обращения: 17.02.2017г.).
9.Сайт Правительства Москвы / [Электронный доступ]. — Режим доступа: www.mos.ru <http://www.mos.ru>