Содержание
1.Разберите положение институции Гая, касающиеся правового положения населения в Риме. Какими тремя статусами характеризуется правовое положение лица в Древнем Риме? Как соотносятся между собой эти три статуса?Утрата какого из статусов влекла наибольшую потерю правоспособности?3
2.Сравните права человека, гражданина и трудящегося по «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г., «Декларации Парижской Коммуны» 1871 г и Преамбулы Конституции Франции 1946 г.6
3.Проанализируйте положения Конституции США 1787 г, касающиеся порядка выборов президента Соединенных Штатов. Чем процедура выборов президента, закрепленная во второй статье Конституции, отличается от процедуры выборов главы американского государства, установленного 12-ой поправкой Конституции? Какие требования предъявляет Конституция к лицу, баллотирующемуся на пост президента? Каков максимальный срок президенства в США?10
Список литературы15
Выдержка из текста работы
Актуальность темы курсовой работы. Говоря о становлении правовой системы США стоит в первую очередь сказать о двух нормативно-правовых актах: это первая конституция США называемая “статьи Конфедерации и вечного союза” ; и второй это конституционное законодательство 1787 года, которым США пользуется и по сей день.
Соединенные Штаты стали той страной, которая дала миру первый писаный образец Конституции, вобравшей в себя лучшие по тем временам достижения как европейской, так и собственно американской общественной мысли. К этому следует добавить конкретный политический опыт сначала колонистов, а затем жителей независимых штатов. Становление конституционных доктрин, их практическая реализация проходила в США быстро и в отличии от Европы, без особых препятствий, ибо на территории бывших английских колоний буржуазные отношения развивались на почве, практически не засоренной феодальными пережитками. В оценки роли и значения Конституции США 1787 г. необходимо четко следовать принципу историзма, Бесспорно, это был прогрессивный документ. Он стал своеобразным итогом буржуазной революции, которая в свою очередь дала толчок целой серии европейских и латиноамериканских революций. Долгое время Конституция США оставалась образцом для буржуазии. Вместе с тем нельзя не видеть классовой ограниченности, не учитывать того факта, что она была символом или выражением политического компромисса между торгово-финансовой буржуазией Севера и плантаторами Юга. Стремление консолидировать позиции имущих классов на основе компромисса определило всю действительность конвента, а следовательно и характер Конституции.
Конституция США – довольно краткий документ по сравнению с конституциями многих других государств или штатов. Она не является развернутым документом, конкретизирующим структуру власти, а определяет лишь общие рамки. Иногда ее называют ?живой Конституцией?, поскольку она дает возможность государственной власти приспосабливаться в организационном и структурном плане к меняющимся характеристикам, потребностям и нуждам американского народа за последние два столетия.
Такая структура в значительной степени обеспечивает стабильность конституционной системы. Конституция США на сегодняшний день – самый старый демократический документ национального государства, и стала одним из образцов при создании и принятии Конституции Российской Федерации в 1993 г., оказав большое влияние на общие принципы строительства нового государственного устройства России.
Объектом исследования в курсовой работе является исторический процесс создания и принятия Конституции США 1787 г. и содержание указанного документа.
Предметом исследования в курсовой работе является Конституция США 1787 г. и конституционное законодательство Соединенных Штатов Америки.
Целью курсовой работы является изучение исторического процесса создания и принятия Конституции США в 1787 г. и историко-правовой анализ содержания данного документа с точки зрения значения Конституции США для современного конституционного процесса в России и в мире.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
— изучить историческую обстановку и причины принятия Конституции США в 1787 г. с точки зрения их влияния на характер и содержание указанного документа;
— рассмотреть исторический процесс создания и принятия Конституции США в 1787 г., изучить предложения ее авторов по содержанию разрабатываемого и принимаемого документа;
— дать общую правовую характеристику содержания Конституции США образца 1787 г.;
— выявить и охарактеризовать демократические принципы государственного устройства, заложенные в Конституцию США;
— на основании анализа положений статей Конституции США изучить структуру государственных органов США, проанализировать их полномочия и общей демократической системе разделения властей и реализации принципа сдержек и противовесов;
— рассмотреть дальнейший исторический процесс эволюции и развития Конституции США, принятия поправок к ней.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы и ставятся цели и задачи курсовой работы; основная часть состоит из трех глав, включающих восемь параграфов, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах исследования, проведенного в курсовой работе.
Глава 1. История создания и принятия Конституции США 1787 г.
1.1. Историческая обстановка в США накануне 1787 года
Весь период государственного и конституционного развития Соединенных Штатов Америки можно условно разделить на два этапа. Первый начинается с провозглашения независимости, достигнутой в результате победы над английскими колонизаторами, и образования конфедеративного союза штатов, то есть с создания союза государств. Основными конституционными документами этого периода были Декларация независимости от 4 июля 1776 года и так называемые «Статьи конфедерации» 1781 года. Второй этап государственного и конституционного развития США начинается после замены конфедерации штатов союзным государством, то есть федерацией штатов, и продолжается до настоящего времени. Главным государственно-правовым актом второго периода стала конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года…………………..
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Соединенные Штаты Америки возникли в результате борьбы американского народа за независимость. Весь исторический период государственного и конституционного развития США можно условно разделить на два этапа. Первый этап начинается с провозглашения независимости, достигнутой в результате победы над английскими колонизаторами, и образования конфедеративного союза штатов, т.е. с создания союза государств. Основными конституционными документами этого периода были Декларация независимости от 4 июля 1776 г. и Статьи конфедерации 1781 г. Второй этап государственного и конституционного развития США начинается после замены конфедерации штатов союзным государством, т. е. федерацией штатов, и продолжается до настоящего времени. Основным государственно-правовым актом второго периода исторического развития стала конституция США 1787 г.
Эта конституция была разработана и принята конвентом, заседавшим в Филадельфии. Конвент, получивший впоследствии название Конституционного, состоял из 55 представителей 11 штатов — членов конфедерации. Особенностью этой конституции является ее незначительная формальная изменяемость. Юридический текст конституции лишь дополняется путем внесения поправок (дополнений) к конституции.
В настоящее время конституция США включает следующие три компонента: 1) преамбулу, которая при толковании судами не признается за ее составную часть, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и с точки зрения целей, ради которых она выработана; 2) семь статей и 3) двадцать шесть поправок. Первоначальный текст конституции в основном регламентировал структуру центральных органов власти, взаимоотношения федерации с ее субъектами и содержал необходимые сведения о порядке изменения основного закона. Только с постепенным прибавлением поправок основной закон США стал регулировать тот комплекс вопросов, который относится к конституционному регулированию.
Основной закон США, провозгласив республиканскую форму правления, установил взаимоотношения между центральными органами власти, характерные для ее президентской разновидности. Принцип разделения властей, взятый в качестве изначального для отношений между этими органами, в американских условиях был трансформирован в так называемую «систему сдержек и противовесов». Установленное организационное разграничение и предоставление возможности каждому из государственных органов — Конгрессу, Президенту и Верховному суду — действовать самостоятельно имело целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Принцип разделения властей проведен через все важные положения конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса всех трех «ветвей власти».
Законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, обе палаты которого избираются путем прямых выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В соответствии с XXVI поправкой к конституции активное избирательное право предоставляется по достижении 18-летнего возраста. Нижняя палата — Палата представителей, члены которой представляют интересы всего населения страны, избирается на два года в количестве 435 человек пропорционально численности населения штатов, т.е. один депутат примерно на полмиллиона населения. Число депутатов перераспределяется через каждые десять лет после переписи населения.
Верхняя палата — Сенат, представляющая интересы субъектов федерации, состоит из 100 членов, избираемых на 6 лет, по два сенатора от штата, независимо от его размера и численности проживающего там населения. Каждые два года обновляется треть Сената. Основные полномочия Конгресса — законодательные, финансовые, контрольные, судебные и внешнеполитические.
Согласно конституции исполнительная власть принадлежит Президенту. Он — центральная фигура на политической арене и не несет прямой ответственности перед другими органами. Назначаемые им министры ответственны перед ним, и решающее слово всегда остается за Президентом. Избираемый путем косвенных выборов, Президент имеет четырехлетний срок полномочий. Однако действующая в США двухпартийная система существенным образом изменила характер Президентских выборов. Формально косвенные, они фактически превратились в прямые, так как результаты избирательной борьбы определяются не по числу полученных голосов, а по количеству завоеванных выборщиков. Президент может быть переизбран лишь один раз.
Президент — руководитель огромного бюрократического аппарата исполнительной власти — создает и упраздняет различные агентства и ведомства, входящие в состав этого аппарата. Глава государства и правительства одновременно, Президент наделен количественно небольшими, но чрезвычайно важными полномочиями по отношению к Конгрессу, позволяющему ему активно вторгаться в сферу законодательной власти. Право обращения с посланиями и право вето — основные орудия воздействия Президента на парламент. Если первые служат для Конгресса обычно законодательной программой, а издание некоторых законопроектов с формулировками, трудно применимыми на практике, — лишь уступка Президенту, то второе полномочие контролирует выход законов из стен законодательного органа.
Судебная власть принадлежит Верховному суду и нижестоящим судам (11 апелляционным и 89 окружным — в штатах, по одному — в округе Колумбия и в Пуэрто-Рико). Одновременно с этими судами существуют судебные системы штатов и специальные суды. Верховный суд США включает 9 судей, находящихся в «должности до тех пор, пока их поведение является безупречным» (ст. 3). Судьи назначаются Президентом с согласия Сената. Важно отметить, что в США помимо указанных в конституции функций Верховный суд стал исполнять функции органа конституционного надзора.
Конституционная система, благодаря основополагающему принципу ограничения государственной власти и сложной системе разделенных институтов, сдержек и противовесов и разделения ответственности, стремится обеспечить сохранение двух главных ценностей демократии. Одна из них – обеспечение власти большинства, например, через всеобщие выборы должностных лиц, отвечающих за разработку государственной политики; другая – это защита прав личности и гражданских свобод путем введения конкретных конституционных гарантий и косвенных ограничений и состязательности между тремя ветвями власти.
Американская Конституция, на мой взгляд, является одним из наиболее революционных документов в мировой истории. В 18 веке, когда демократические силы в Европе только зарождались, американский народ проявил огромную волю к свободе и настоящей, подлинной демократии, сумев одержать победу в войне за независимость и принять революционную Конституцию, которая отразила важнейшие демократические завоевания и нововведения американской нации.
Хотя американская Конституция и имела ряд чрезвычайно важных недостатков, для своего времени она была идеалом всех демократических сил планеты. Ее важнейшие и главнейшие достижения — принцип разделения властей и вытекающая из него система сдержек и противовесов — являются актуальными до сих пор. Как показала история, за 200 с лишним лет никто не смог придумать ничего лучше этих краеугольных основ демократии.
Американская Конституция 1787 года является в каком-то смысле первопроходцем для всех остальных демократических конституций. Она заложила основные демократические принципы, на которых держится вся современная демократия, и в этом ее главная заслуга.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Декларация независимости // Бэррес Р.Т. Документы Американской Революции. Декларация независимости. Конституция Соединенных Штатов. Билль о правах: Перевод с английского / Пер.: Бжилянская И.А., Рыбин П.В. — М., Тверь: Альба, Рос. экон. журн., 1994. С. 6-35.
2. Статьи Конфедерации 1781-1788 годов // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв.: Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов / Сост. Н. Н. Блохин; Под ред. П. Н. Галанзы. — М.: Госюриздат, 1957. С. 171-178.
3. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Сост.: Лафитский В.И., Под ред. и со вступ. ст.: Жидков О.А. – М.: Прогресс-Универс, 1993. С. 12-25.
4. Билль о правах // Бэррес Р.Т. Документы Американской Революции. Декларация независимости. Конституция Соединенных Штатов. Билль о правах: Перевод с английского / Пер.: Бжилянская И.А., Рыбин П.В. — М., Тверь: Альба, Рос. экон. журн., 1994. С. 81-85.
Научная и специальная литература
5. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Учебное пособие. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — 167 c.
6. Власихин В.А., Жидков О.А., Никифоров Б.С., Николайчик В.М. Конституция США. Текст и постатейный комментарий (в двух частях). Ч. 1. / Редкол.: Власихин В.А. (Отв. ред.), Геевский И.А., Кокошин А.А. — М.: РИО Ин-та Соединенных Штатов Америки и Канады, 1984. — 162 c.
7. Власихин В.А., Мишин А.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. — М.: Международные отношения, 1985. — 336 c.
8. Деев Н.Н. Буржуазная концепция «господства права» в США в период принятия Конституции 1787 года. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1971. – 16 с.
9. Мулукаева О.Р. Билль о правах в американской конституции (историко-правовое исследование). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1984. — 202 c.
10. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 томах. Том 2. — 4 изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2006. – 576 с.
11. Фомичев А.В. Основы конституционного права США. Учебное пособие. — С.-Пб.: Изд-во ИВЭСЭП, 2005. — 48 c.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
12. Аллахвердиев Р.М. Проблемы естественных прав человека в «Декларации независимости США» // Проблемы защиты прав: история и современность. Материалы международно-практической конференции 19 мая 2006 г. — Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. С. 50-52.
13. Брежнев О.В. «Американская» модель судебного конституционного контроля (генезис и основные черты) // Конституционное и муниципальное право. № 6. 2005. С. 30-32.
14. Власенко Л.В. Судебная система США // Российское правосудие. Научно-практический журнал. № 3 (23). 2008. С. 105-108.
15. Давыдов А.А. О выборах Президента США // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. № 1. 2001. С. 138-145.
16. Лафитский В.И. Вопросы международного права в Конституции США // Советский ежегодник международного права, 1980. 1981. С. 213-228.
17. Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. № 12. 2000. С. 117-123.
18. Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Журнал российского права. № 3. 2007. С. 116-127.
19. Мишина Е.А. Исполнительная власть в США на современном этапе // Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности. Труды кафедры конституционного и административного права. Вып. 1. – М.: ТЕИС, 2006. С. 172-182.
20. Мишина Е. Уильям Мэрбюри против Джеймса Мэдисона (американская история, которая началась с заурядного спора о патенте, а закончилась историческим решением о судебном конституционном контроле) // Российская юстиция. № 3. 1997. С. 46-48.
21. Никифорова М.А. Непринятые поправки к конституции США // Советское государство и право. № 3. 1979. С. 109-113.
22. Отрокова О.Ю. Особенности избирательной системы США // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 43. – Тольятти: ВУиТ, 2004. С. 171-178.
23. Пантюхова О.О. Принцип разделения властей в государственной системе США (по Конституции США 1787 года) // Правовая система России: история и современность (опыт правового регулирования). Материалы 47 научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 192-196.
24. Петрова Е.А. Основные исторические этапы развития американского права // История государства и права, 2006, N 5. С. 12-24.
25. Скоков А.М. Провозглашение независимости США и ее Конституция 1787 года // Ученые записки ДЮИ. Т. 30. — Ростов-на-Дону: Изд-во ДЮИ, 2006. С. 28-34.
26. Согрин В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониального периода // Новая и новейшая история, 2001, № 1. С. 4-16.
27. Хайретдинов Р.Д. К вопросу о пределах военных полномочий Президента США // Конституционное и муниципальное право. № 24. 2007. С. 28-32.
28. Цаликова М.Б. Законодательная активность Президента и обеспечение конституционного баланса власти в США // Конституционное и муниципальное право. № 1. 2002. С. 39-44.