Выдержка из текста работы
Не зависимо от фокуса внимания наук и ученых, следует, прежде всего, отметить важнейшую особенность власти как социального феномена — её всеобщность. Она охватывает все сферы и уровни деятельности индивидов, социальных общностей, общественных институтов и др. Важным моментом является то, что проявления власти далеко не тождественны в семье, коллективе, государстве, политике, экономике, идеологии, религии и других сферах. Вследствие этого, категория «власть» используется в различных значениях в философии, социологии, политологии, праве, психологии и естествознании. Термин «власть» весьма многозначен и содержание его отличается не только в разных науках, но и даже в рамках одной науки, но у различных исследователей, акцентировавших внимание на различных аспектах власти.
В данном исследовании внимание акцентируется на социально-политическом аспекте власти, применительно к анализу её проявления в общественной жизни, власти в её публичном смысле.
Существует достаточно большое количество определений власти. Толковый словарь русского языка определяет власть как право и возможность распоряжаться кем или чем-либо, подчинять своей воле. В отечественной философии общепринятым является определение власти как силы, оказывающей воздействие на тело, душу и ум, пронизывающей их, подчиняющая другого закону своей воли. Достаточно часто в литературе употребляется определение известного немецкого социолога и политика Макса Вебера. Оно весьма лаконично и просто в понимании. Власть — это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли Вебер М. Политика как призвание или профессия. / Избранные произведения — М.: Прогресс. — С. 656.. Достаточно много определений этого феномена власти в исследованиях современных политологов. Особого внимания среди них заслуживает труд В.Ф. Халипова «Энциклопедия власти». В нем он, акцентируя внимание на функционально ролевом аспекте, определяет власть как важнейший социокультурный феномен человеческой цивилизации, имеющий решающее значение в жизни человеческого рода, организованном существовании разумных обитателей планеты Земля, наряду с экономикой, культурой и самим обществом Халипов В.Ф. Энциклопедия власти — М. Академический Проект; Культура, 2005. — С. 441..
Власть может определяться, как способность осуществлять политическое, государственное, экономическое, или духовное господство и т.д. Порой, она сводится исследователями к системе государственных или иных управленческих органов. Перечень определений власти может быть продолжен практически до бесконечности, но в этом нет необходимости, поскольку из всех из них следует, что по своей сущности власть всегда предполагает с одной стороны подчинение, с другой влияние, принудительный контроль, господство, которые проявляются в той или иной форме. Власть в любых её проявлениях предполагает согласие сторон, готовность к подчинению добровольное либо вынужденное, которое служит основой организации общественной деятельности.
Всякая попытка рассмотрения специфики советской и современной российской государственности в контексте проблемы разделения властей, очевидно, должна начинаться с анализа некоторых основных идей, сформулированных в этой связи основоположниками марксизма, поскольку эти формулы действительно имели во многом определяющее значение для последующей практики.
Следует отметить, что Маркс и Энгельс, критикуя практику разделения властей в современном им буржуазном обществе (еще в период французской революции 1848-1849 гг.), основывались не ее реальных недостатках. Они особенно подчеркивали то обстоятельство, что жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную на практике приводит прежде всего к резкому снижению роли парламента (законодателей) к фактическому господству исполнительной власти в государстве и обществе в виде многочисленной и привилегированной армии чиновников.
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий.
Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
Разделение властей — политика — правовая теория, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных участков и функций (законодательной, исполнительно, судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
В триаде властей (законодательная, исполнительная и судебная) парламент — носитель законодательной власти и высший представительный орган — занял первое место.
Вполне естественно, что орган законодательной власти осуществляет полномочия, связанные с разработкой и принятием законов.
Правительство управляет государственными делами и обеспечивает исполнение законов. Суд осуществляет правоприменительную деятельность. На него возложена защита прав и интересов каждого человека от любых преступных посягательств. Его главное назначение — быть стражем личной свободы.
На практике реальная схема разделения властей, механизм реализации этого принципа выглядит намного сложнее. Связанно это с тем, что в данной группе стран, в отличии от президентских республик, разделение властей проводится не столь жестко. Взаимопереплетение функций и компетенций законодательной и исполнительной власти иногда столь значительно, что позволяет порой усомниться в реальности осуществления этого принципа. Все это дает право на точку зрения, что в действительности разделение властей в парламентских странах отсутствует.