Содержание
Введение3
1. Сущность и особенности политической власти4
2. Функции политической власти9
3. Легитимность политической власти и ее типы12
Заключение19
Список литературы20
Выдержка из текста работы
- Теоретическая функция – имеет своей целью разработку основных концептуальных положений, объясняющих характер развития общества на разных этапах.
- Методологическая функция – состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности;
Методы изучения политологии:
- дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни
- структурно-функциональный анализ политических институтов;
- системный анализ больших и малых политических структур;
- комплексный анализ политического руководства и управления в обществах;
- коммуникационный анализ взаимодействия элементов;
- метод политического планирования и прогнозирования;
- Практическая функция политологии: 1) аспект, касается усиления прикладного значения политологии, 2) взаимоотношения с властью;
- Прогностическая – моделирование политических процессов и отношений.
- Политология в системе гуманитарного знания. Структура и содержание политического знания. Методы политического познания.
Единством и целостностью материального и духовного мира обусловлено единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками, изучающими общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое, общественное сознание и поведение. Проблемы общества, общественных отношений, достоинства, прав и свобод человека не могут быть монополией какой-либо одной отрасли научных знаний. Все гуманитарные науки в той или иной мере изучают различные аспекты политической жизни общества. Отсюда взаимодействие политологии с философией, социологией, экономическими, юридическими и другими науками. Здесь можно остановится на связи политологии с социологией и юридическими науками.
Политология и социология. Они так тесно взаимодействуют, что иногда образуют своеобразную науку дуалистического характера – политическую социологию. По своему социология не намного старше политологии.
Политология и юридические науки. Глубокая связь политологии с юриспруденцией не вызывает сомнений. Политическая наука взяла свое начало именно в юриспруденции. Юридические же науки подразделяются на три группы:
- историко-теоретические науки – теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений;
- отраслевые науки – конституционное, гражданское, административное право и др;
- прикладные юридические науки (например, криминалистика) с политологией почти не соприкасаются.
- Основные этапы развития политической мысли. Становление политологии как науки.
Первые политические категории и понятия, появившись в философско-этической форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства и политики. В произведениях Конфуция (Суждения и беседы), Платона (Государство, Политик), Аристотеля (Политика, Этика) политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.
Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.
По мнению Платона, идеальное государство должно состоять их трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся одновременно правителями; стражей-воинов, призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов; народа, т.е. ремесленников, крестьян, земледельцев, которые подчинялись двум другим сословиям.
Сущность политики раскрывается через ее цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо.
Тит Лукреций Кар воспринял и развил общефилософские воззрения Демокрита и Эпикуда: представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни государства и законов и мысль Эпикуда о договорном характере государства и права.
Марк Туллий Цицерон известен своими положениями о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве.
Важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина – обоснование и оправдание неравенства в обществе, предопределенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы «двух градов», двух государств – «града Божьего» и светского государства.
Официальной церковной идеологией средних веков стало учение Фомы Аквинского, которое в 1879 г. Было объявлено Папой римским «единственно истинной философией католицизма».
Итальянский политический мыслитель Николо Макиавелли выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях.
Француз Жан Боден в работе «Шесть книг о государстве» писал о сильной государственной власти, способной вывести страну из хаоса религиозных войн.
Томас Гоббс признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти – монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор.
Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституциолизм – основной его вклад в политическую мысль.
Политические идеи на Руси получают развитие в XVI в. Так, положения о независимости, централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти нашли свое обоснование в теории псковского монаха Филофея «Москва-третий Рим». Пересветов в своих сочинениях рассматривал вопросы формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой. В области управления внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли. Удивительна дальновидность его политического мышления: в своей теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности ведущих звеньев государственного аппарата, наметив основную линию дальнейшего государственного строительства.
Противоположная тенденция прослеживается в политической идеологии Ивана Грозного, в которой утверждается правомерность неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего «самовластия» ее носителем. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилию.
Князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие полномочия могли реализовываться только на основании надлежащим образом принятых законов.
Со второй половины XVII в. В России начинается преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную, и ведущее место в политических трактатах стала занимать проблема верховенства церковной власти. Идеологами просвещенной абсолютной монархии выступали Прокопович и Татищев.
- История российской политической мысли. Актуальные проблемы современной российской политологии.
Многовековая история политической мысли, включая ее развитие за последнее столетие в рамках самостоятельной отрасли научного знания – политологии, это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и политической действительности, трудного поиска наилучшей модели.
Политического устройства и развития. На этом пути всегда складывались различные мнения, которые нередко сталкивались друг с другом, обеспечивая прогресс в теории и на практике.
Русская и российская политическая мысль отличается прежде всего своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в постановке некоторых вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада. 10 – 11 вв. — начало развития политической мысли России. Православие, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией,Европой, всем христианским миром. Середина ХVII века — это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления.
В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины была ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с пережитками раздробленности составляет основу политической истории того времени. Говоря о политике Ивана IV грозного можно сказать, что монархия ХVI-ХVII вв. в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей.
То есть монархия как форма государственного устройства тяготеет к наибольшей полновластности, самостоятельности единоличного правителя. В 17 в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах окончательно устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на первый план заслуги перед отечеством. В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.