Выдержка из текста работы
Отец Горио — это повесть, написанная 1835 году выдающимся французским романистом и драматургом Оноре де Бальзаком (1799-1850). Действия повести происходят в Париже в 1819 г., в которых отражены характеры трех персонажей: пожилого человека Отца Горио; таинственного преступника имени Вотрена; и наивного студента юридического факультета по имени Эжен де Растиньяк.
Цель работы: исследовать художественные средства, используемые О. де Бальзаком в повести «Отец Горио» для отражения нравов того времени.
Задачи исследования:
— охарактеризовать социальные и политические явления, отражающие исторический период, в котором был написан роман;
— определить художественные средства, используя которые О. де Бальзаку удалось отразить особенности эпохи и ее нравов;
— описать персонажи повести, в которых отражаются нравы того времени.
Предмет исследования: отражение нравов эпохи в повести О. де Бальзака «Отец Горио».
Объект исследования: повесть «Отец Горио».
Методы исследования: при работе с научной литературе были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Также был использован сравнительно исторический метод, который состоит в сопоставлении исследуемого произведения и эпохи французской Реставрации. Использовался социологический метод в анализе повести «Отец Горио» как социально обусловленного явления, ее связи с жизнью общества того периода.
Применение структурно-семиотического метода проявляется в исследовании уровней художественного произведения. При анализе повести особенное внимание обращалось на образный, жанрово-стилевой, идейно-тематический уровни произведения.
Был также использован историко-функциональный метод — выявление особенностей функционирования художественной системы и её подсистем на протяжении времени, в частности, была показана связь между различными произведениями О. де Бальзака через используемые им персонажи.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕР ОПИСЫВАЕМОЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЭПОХИ, ТЕМА И ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 Социальные и политические процессы времени написания повести «Отец Горио»
Действия повести происходят во время реставрации Бурбонов, которая привела к глубоким изменениям во французском обществе; борьба людей за достижение более высокого социального положения — это основная тема в книге. Повесть впечатляет именно своими персонажами, особенно впечатляет молодой Растиньяк, который вырос в провинции на юге Франции. Бальзак, через отца Горио и других персонажей, подвергает анализу природу семьи и брака, бросая пессимистический взгляд на эти институты.
В. Бахмутский, рассматривая роман «Отец Горио», сопоставляет два мира, царящие в Париже — низ и верх, роскошь и нищету — и заключает, что эти два полюса взаимосвязаны, они касаются друг друга, друг от друга зависят, «низом и верхом управляют одни и те же законы» [3, c. 50]
События романа «Отец Горио» начинаются в июне 1819 года, после поражения Наполеона при Ватерлоо, когда власть дома Бурбонов была восстановлена во Франции. Между аристократами нарастает напряжение — между теми, которые вернулись с королем Людовиком XVIII, и буржуазией, пришедшей вместе промышленной революции.[2] В эту эпоху во Франции наблюдается увеличение дифференциации социальных структур, при этом наиболее многочисленным был класс крайней бедности. По одним оценкам, почти три четверти парижан не получали 500-600 франков в год, необходимых для обеспечения минимального уровня жизни.[3] В то же время этот переворот привел к повышению социальной мобильности, немыслимой во время старого режима прошлых веков.
Повесть «Отец Горио» положила начало изображению Парижа, его блеска и нищеты одновременно. Судьбы героев, случайности их биографий, особенности характеров, обычаев, индивидуальностей, при всей их неординарности, не смогут нарушить железной необходимости законов буржуазного мира, которые выдаются героям почти непреодолимым роком, а борьба с ним приводит к их гибели, как отца Горио, или к компромиссу, как Растиньяка, или проникновение в саму структуру, которая творит эти законы, пример этого — Вотрен. Действие повести разворачивается в бедном пригороде Парижа, пансион госпожи Воке. Автор отмечает здесь, что в Париже нет квартала более ужасного, чем эта улица Нев-Сен-Женевьев.
Бальзак — мастер точных деталей, проводит нас по запутанным лабиринтам царства бедности. Пансион Воке — это нарядный Париж, где обитает мелкий городской люд. Б.Реизов отмечает по этому поводу, что «драма романа развивается в парижском «аду», где есть непристойность и просто нищета» [11, c. 92]. Характеристика пансиона Воке подчеркивает устарелость, старомодность вещей, которые переполняют собой пансион. Здесь есть мебель «помещена сюда, как помещают отходы цивилизации в больницы для неизлечимых»; «гнусные гравюры, от которых пропадает аппетит». Здесь носят вышедшие из моды, перекрашенные и снова выцветшие платья», щеголяют в «изношенном белье». Здесь, наконец, непрерывно встречаются потухшие, выцветшие глаза, «сморщенные» лица, тела, сохранившие лишь «остатки красоты». Вспомните описание комнаты пансиона, где живет один из героев романа «Отец Горио»: «Пол сырой и в пыли (…) скверная конторка; кресла с соломенным сидением и два стула завершали нищенскую обстановку» [2, c. 92].
1.2 История написания и общая характеристика повести
Летом 1834 года Бальзак начал работать над трагической историей об отце, от которого отреклись его родные дочери. В его журнале записей содержится несколько строк о сюжете: «Старый Горио — хороший человек — среднего класса, имеющий свой дом и 600 франков дохода остался голым ради своих дочерей, которые обе имеют доход в 50,000 франков, и умирает, как собака».[8]
Повесть «Отец Горио» (1834-1835) была написана за очень короткий срок. После того, как произведение вышло в свет сам Бальзак в письме к Е. Ганской признался: «Сочинение это написано за сорок дней; за эти сорок суток я не спал и восьмидесяти часов. Однако теперь я могу торжествовать». Повесть стала настолько популярной, что Бальзаку стало даже обидно за свои предыдущие произведения, в частности за «Луи Ламбера» и «Лилию в долине», в которые писатель вложил……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальзак Оноре. Отец Горио. — Издательство: Азбука-классика, 2005. — 320 с.
2. Бахмутский В. Я. «Отец Горио» Бальзака [Текст] / В.Я.Бахмутский. — М. : Художественная литература, 1970. — 110 с.
3. Варламова Е. А. Преломление шекспировской традиции в творчестве Бальзака («Отец Горио» и «Король Лир»): Дис… канд. филол. н. Саратов, 2003. 171 с
4. Головина Е.В. Графосемантическое моделирование концепта «Богатство» (на материале романа О. де Бальзака «Отец Горио») / Е.В. Головина// Филология и искусствоведение, 2012. С. 143-148.
5. Дашко Е.Л., Храброва В.Е.Методические рекомендации к написанию курсовой, квалификационной и дипломной работе по дисциплинам «История русской литературы», «История зарубежной литературы» / Елена Любомировна Дашко, Валерия Евгеньевна Храброва. — Севастополь: Рибэст, 2012. — 23 с.
6. Долбина И.А. Зарубежная литература.Учебное пособие / И. А. Долбина. — Кемерово: КузГТУ, 2011. — 111 с.
7. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в. Линии и лики. — К: Научная мысль, 1984. — 282 с.
8. Реизов Б. Г. Бальзак: сборник статей / Б. Г. Реизов; Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. — 330 с.
9. Седельникова О.В. Зарубежная литература. Часть 1.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. — 85 с.
10. Симонова Л.А. Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук/ Лариса Алексеевна Симонова, — М.: 2016.
11. Федотова М.В. Театрализация художественной действительности романа О. Бальзака «Отец Горио» // Язык. Текст. Слово. — Самара, 2004. — С. 119-125.