Выдержка из текста работы
Трогание поезда, остановившегося на подъеме, требует от машиниста большого опыта и понимания всех явлений, происходящих в голове и хвосте поезда. Поезд сначала необходимо сжать под током, для чего дается небольшая ступень торможения снижением давления на 0,6-0,7 атм в уравнительном резервуаре. После того как поезд будет сжат на 8-10 метров, ручку крана машиниста поставить в отпускное положение, а реверсивную рукоятку на передний ход и, выждав 15-20 сек., пока хвостовые вагоны находятся в процессе отпуска, включить контроллер, задерживая его перемещение на дальнейшие позиции, если движение локомотива чрезмерно ускоряется, и увеличивать силу тяги, если движение локомотива склонно к замедлению.
При трогании с места поезда, остановившегося на спуске, необходимо отпусить тормоза и при выключенном контроллере ожидать движения локомотива. Как только локомотив тронется с места, притормозить его вспомогательным тормозом, чтобы головная часть поезда (тормоза которой отпускают быстрее) не сделала рывок вперед и не произвела разрыва состава. Если же локомотив сам не приходит в движение, необходимо включить контроллер и выключить его после трогания локомотива с места. Притормозить локомотив, не давая ему развивать скорость свыше 2-3 км/час, пока не придет в движение последний вагон поезда.
Переход от сжатого состояния поезда к растянутому и наоборот необходимо производить плавно, выбирая для этой цели участки пути с однородным профилем (площадка или спуск).
При следовании поезда с площадки на подъем, что обычно бывает при отправлении со станции, необходимо сразу же, с момента включения контроллера, развивать максимальную скорость, предотвращая боксовку локомотива подачей песка, с таким расчетом, чтобы к моменту подхода к подъему поезд уже имел некоторый запас кинетической энергии.
Убавлять силу тяги нельзя до тех пор, пока большая часть поезда не перейдет через вершину перевала. Выключение контроллера раньше указанного времени вызовет замедление движения поезда, живой силы которого не хватит для проследования вершины, и находящийся еще на подъеме хвост поезда даст оттяжку, которая и может явиться причиной разрыва поезда.
После выключения (на площадке и спуске) контроллера начинается сжатие поезда и набегание хвоста на голову. Если во время этого набегания хвост будет находиться еще за перевалом или на перевальной площадке, то упряжные пружины после сжатия будут иметь возможность несколько расправиться в сторону хвоста, еще не увлекаемого вниз силой тяжести. Одновременно голова и середина поезда, особенно наливного, на спуске увеличат скорость за счет силы тяжести, в результате чего может произойти оттяжка и разрыв поезда.
Для предупреждения такой оттяжки после выключения контроллера необходимо притормаживать состав прямодействующим тормозом, затем, когда последний вагон выйдет на спуск, медленно отпустить его.
Указанное торможение должно быть сделано не одновременно с выключением контроллера, а несколько секунд спустя, чтобы распространить по составу две последовательные слабые волны сжатия, а не одну сильную.
Перед вступлением с площадки на спуск поезд вести в растянутом состоянии. Контроллер выключать только тогда, когда большая часть (две трети) поезда выйдет на спуск. В противном случае хвост замедлит движение, а по мере перехода на спуск локомотива и передних вагонов скорость головы поезда возрастет. В результате разных скоростей движения головы и хвоста поезда может произойти сильный рывок и даже разрыв поезда.
При следовании поезда по спуску через короткую площадку на подъем необходимо еще на спуске заблаговременно отпустить тормоза с таким расчетом, чтобы поезд был подготовлен к включению контроллера перед площадкой. Нерасчетливость машиниста в скорости следования, времени применения тормозов, их отпуска, а также в своевременности включения контроллера перед площадкой могут привести:
а) к разрыву поезда перед площадкой по причине включения тяги поезда с не успевшими отпустить тормозами к моменту вступления на площадку (поздняя постановка ручки крана машиниста в отпускное положение);
б) к разрыву поезда при входе локомотива на подъем ввиду большой скорости следования перед площадкой и сильной оттяжки поезда вследствие набегания хвоста на головную часть (ранний отпуск тормозов на спуске или раннее включение контроллера);