Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность и основные направления перестройки…………………………… 4
2. Экономическая реформа……………………………………………………….8
3. Внешнеполитическая деятельность правительства…………………………12
4. Распад СССР…………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы…………………………..26
Выдержка из текста работы
В середине 80-х гг. в СССР произошли радикальные изменения в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации, начались изменения в отношениях собственности и социальной структуре. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Середина 1980-х гг. стала переломным этапом истории нашей страны, и этот период вошел в историю под названием «перестройки».
Необходимость проведения преобразований была вызвана глубочайшим кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х – начале 80-х годов, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности, и, прежде всего, в странах Восточной Европы, в так называемом “социалистическом лагере”. Сложившееся демократическое общественное мнение этих странах, как, впрочем, и в Советском Союзе формирует диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма.
К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла живой отклик во всех слоях советского общества. Говоря кратко, «перестройка» означала организацию эффективного механизма ускорения социально-экономического развития общества; всестороннее развитие демократии, укрепление дисциплины и порядка, уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое.
Руководство страны во главе с Горбачевым поставило перед собой цель вывести общество из прежнего, застойного состояния и повести страну к своеобразно понимаемой демократии.
Развитые страны Запада уже вступили в постиндустриальную эпоху, характеризующуюся революционными изменениями в технологиях, высоким уровнем и качеством жизни большинства населения, развитыми демократическими институтами и широкими социальными гарантиями.
Советский Союз и страны, следовавшие его курсом, развивались в значительной мере как общества восточного типа. Для мировой системы социализма было характерным отсутствие эффективных механизмов саморазвития; широкое использование внеэкономических методов при организации жизни; военно-политическое противостояние с Западом и связанные с этим издержки. Все это обусловило начало отставания так называемого «реального социализма» от Запада, а затем и крах социализма в СССР и странах восточной Европы.
В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Данный курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%. А это было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и продолжающейся гонки вооружений.
В это же время стал актуальным призыв активизировать «человеческий фактор», как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнились ударники и стахановцы, вновь стали раздаваться голоса не сводить все к рублю, не дожидаться новой техники, а мобилизовывать «скрытые резервы» и энергию молодежи, добиваться максимальной загрузки имеющегося оборудования в три-четыре смены. Таким образом, Горбачев и его сподвижники опять обращались к субъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическому выбору».
Однако такая ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификацией рабочих, привела не к «ускорению», а к росту количества аварий на производстве, в том числе на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, которая, как мы знаем, стала крупнейшей аварией в мире.
Антиалкогольная программа привела к тому, что в стране увеличилось подпольное самогоноварение, что, в свою очередь, сократило доходы государственного бюджета. И уже через несколько лет стало ясно, что эта кампания была нелепой и ошибочной.
Другим примером нелепостей может служить попытка, с одной стороны, активизации предпринимательства через кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность, а с другой, усиления борьбы с нетрудовыми доходами.
В экономике не предусматривалось появления реального собственника на микроуровне, а также формирования механизма установления равновесия между спросом и предложением.
Тема перестройки и распада СССР особенно интересна тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Перестройка повлияла на жизнь людей всех поколений: людей, родившихся в этот сложный период и пожинающих его плоды сейчас; поколения наших родителей, которым пришлось растить детей в это «смутное время»; более старшего поколения, привыкшего к совершенно иному укладу жизни.
Тема работы актуальна потому, что перестройка стала переломным моментом в истории Советского Союза. Она коренным образом изменила положение СССР в мире, а также экономическую и политическую ситуацию внутри страны. В ходе перестройки был заложен фундамент либеральных реформ, проводившихся в России в начале 90-х годов.
Данная тема достаточно подробно изучена в научных трудах следующих авторов: Боффа Дж., Бутенко А., Гайдара Е., Геллера М., Мунчаева Ш.М., Рябикина С., Тимофеева Т.Т., Устинова В.М.
Так, например, в своей работе «От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994» итальянский историк Дж. Боффа попытался восстановить путем исторического исследования ход тех событий, которые привели к распаду Советского Союза; стремлением проследить целиком развитие кризиса с самого начала и до неудач перестройки Горбачева и последующего распада СССР, не оставляя при этом без внимания воздействие кризиса на день сегодняшний. Данная книга очень помогла разобраться в проблемах выбранной мной темы.
Так же при исследовании проблем перестройки была использована книга Уколовой И.Е. «СССР в годы перестройки». В своем труде историк описывает свой взгляд на ход событий времени перестройки.
Целью контрольной работы является изучение такого явления как перестройка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить предпосылки начала перестройки;
— проследить изменения, произошедшие в экономической сфере;
— выделить реформы в политической системе СССР;
— изучить завершающий этап перестройки;
— определить итоги перестройки 80-х гг.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
………….
Список использованной литературы
1. Денежные реформы России: Учебн. пособие / В.Д. Белоусов. – Самара: Самарский гос. тех. ун-т, 1995. – 75 с.
2. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994: Пер. с ит. Хаустовой Л.Я. — М.: Междунар. отношения, 1996. — 320 с.
3. Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. «Наше Отечество. Опыт политической истории» — М., 1991 г.
4. Лившиц А.Я. Экономические реформы России. — М.: Дрофа, 2002. — 564 с.
5. Уколова И. Е. СССР в годы перестройки. — М., 1999.
Электронные ресурсы:
6. Электронная библиотека: Article.asp?AID=661013