Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Лидерство и руководство как феномены спортивного менеджмента8
1.1. Руководитель понятие и сущность8
1.2. Теория лидерства11
1.3. Особенности лидерства и руководства в спортивном менеджменте15
Глава 2. Анализ взаимодействия руководителя и лидера на примере ООО «Спортивный центр»36
2.1. Общая характеристика ООО «Спортивный центр»36
2.2. Анализ проблем и перспектив практики управленческой деятельности руководителя и лидера на примере ООО «Спортивный центр»44
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию практики управленческой деятельности руководителя на примере ООО «Спортивный центр»54
3.1. Стратегическое направление совершенствования практики управленческой деятельности руководителя на примере ООО «Спортивный центр»54
3.2. Проект мероприятий по совершенствованию практики управленческой деятельности руководителя на примере ООО «Спортивный центр»63
Заключение70
Список литературы и источников74
Выдержка из текста работы
Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства”, экономика материально – технической базы и трудовых ресурсов сферы физической культуры и спорта, экономический анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций; основы и специфические особенности маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта.
За последние годы экономические отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. …………………………………….
Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать выпускникам физкультурных вузов. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут только высококачественные и отлично подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовит таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знаний экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания физкультуры и спорта в целом. …
В современных российских условиях содержание работы имеет практическую значимость, и является актуальной.……
1. Основные понятие и сущность спортивного менеджмента
Спортивный менеджер — ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях. Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников физической культуры и спорта: тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т.д. В этом можно убедиться, проанализировав должностные обязанности различных категорий физкультурно-спортивных работников, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками. Так, например:
— тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом; обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы;
— инструктор по физической культуре учреждений образования организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения; организует и проводит с участием педагогических работников и родителей физкультурно -спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера; организует работу кружков и спортивных секций; осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта; организует деятельность физкультурного актива и т.д.
По данным исследования Д.Е. Несытова (2000), тренеры на организационную работу затрачивают до 10-12% рабочего времени, а старшие тренеры — до половины своего рабочего времени.
Управленческая деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возникает на определенной стадии разделения и кооперации их труда. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих.
Анализ нормативных правовых документов по физической культуре и спорту показывает, что к основным должностям, которые занимают спортивные менеджеры, правомерно отнести следующие должности:
o Директор спортивной школы
o Заместитель директора спортивной школы
o Председатель (президент) спортивного клуба
o Заместители председателя спортивного клуба
o Начальник отдела спортивного клуба
o Директор (заведующий) спортивного сооружения (ФОКа)
o Президент спортивной федерации (союза, ассоциации)
o Вице-президент спортивной федерации
o Председатель ФСО
o Заместители председателя ФСО
o Менеджер (начальник) команды по футболу (и другим игровым видам спорта)
o Руководитель (начальник) структурного подразделения физкультурно-спортивной организации
o Персональный менеджер спортсмена -профессионала (в теннисе, футболе, хоккее, легкой атлетике и др.)
o Председатель комитета по физической культуре и спорту
o Заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту.
o Руководители структурных подразделений комитетов по физической культуре и спорту
По данным государственной статистики, в настоящее время в России в физкультурно-спортивных организациях всех уровней занято 5,6 тыс. управленческих работников, из которых 2,8 тыс. — руководящие работники, т.е. спортивные менеджеры.
Каждая спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру. В ней есть управления, отделы, группы, команды и т. д. То есть в физкультурно-спортивных организациях существуют различные виды управленческой деятельности и определенная иерархия взаимоотношений и подчиненности. Поэтому в физкультурно-спортивных организациях бывают менеджеры разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:
— высший уровень (top manager) — это директора спортивных школ, генеральные директора спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.п.;
— среднее звено (middle manager) — руководители управлений, самостоятельных отделов и т.п.;
— низшее звено (entry manager) — руководители отделов, секторов, рабочих групп, отделений и т.д.
Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности, выделяя, например, следующие их виды: менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер по финансам, менеджер-представитель спортсмена и т.д. В фитнес-клубах выделяют менеджеров по направлениям деятельности и по соответствующим программам. Например, финансовый менеджер, менеджер по продажам, менеджер по аквааэробике, менеджер персональных программ, менеджер по тренажерам и др.
Как видно, на современном этапе развития российского физкультурно-спортивного движения в физкультурно-спортивных организациях существует масса разнообразных должностей, занимаемых менеджерами.
Таким образом, сферой деятельности спортивного менеджера является отрасль физической культуры и спорта как совокупность организаций физкультурно -спортивной направленности, функционирующих в рыночных условиях.
Функции и роли спортивного менеджера. Спортивные менеджеры, являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, выполняют в организации ряд разнообразных функций. Среди них специалисты выделяют три ключевые функции.
1. Функция принятия решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия принятых решений.
2. Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде физкультурно-спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации.
3. Менеджер выступает в качестве руководителя физкультурно-спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов физкультурно-спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.
Требования, предъявляемые к спортивному менеджеру. Свойственные рынку неопределенность ситуации и риск требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных управленческих и научно-методических решений по поводу предоставления физкультурно-спортивных услуг населению и подготовки высококвалифицированных спортсменов. Профессионализм менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Проблемы и перспективы. Обобщение опыта показывает, что существуют реальные резервы улучшения подготовки качества молодых спортивных менеджеров. Это: освоение управленческих компьютерных технологий и информационного обеспечения в отрасли, углубленное изучение иностранного языка, расширение перечня изучаемых прикладных управленческих дисциплин, как то: организация работы офиса физкультурно-спортивной организации; аудит и бухгалтерский учет в физкультурно -спортивных организациях с выдачей соответствующего сертификата; культура речи и др.
Одна из основных и все более обостряющихся проблем обеспечения учебного процесса по специализации — это дефицит преподавательских кадров социально-экономического профиля. Низкий уровень зарплаты преподавателей в РГАФК не позволяет укомплектовать штат кафедры специалистами с современной социально-экономической и правовой подготовкой.
Обсуждая эту проблему, необходимо иметь в виду, что выпускники специализации — это специалисты по физической культуре и спорту, имеющие юридически закрепленное право вести непосредственную тренерско -преподавательскую деятельность.
2. Цели и задачи спортивного менеджмента
……………
Заключение
К сожалению, не смотря на усиливающееся с каждым годом внимание к профессиональному спорту, на теоретическом и практическом уровне спорт не рассматривается как самостоятельная сфера экономической деятельности.
Положение физической культуры точно, адекватно отражает социально-экономическую ситуацию в стране. И это является всеобщей закономерностью ее функционирования в любом государстве и обществе.
Вместе с этим объективно функционирует и другая закономерность — социально-целесообразного развития физической культуры и спорта в соответствии с потребностями государства, общества и отдельной личности.
С учетом действия этих взаимосвязанных и взаимодополняющих закономерностей функционирования физической культуры и спорта и проводится анализ современного состояния отрасли.
Важно отметить, что современный спорт невозможно представить обособленным, изолированным и функционирующим вне экономических отношений. В реальных условиях спорт базируется на кооперации, связывающей его и сопряженные с ним сферы деятельности. На основе такого взаимодействия различных отраслей и сфер деятельности возникает особая подсистема национального хозяйства, которую условно можно именовать «индустрия спорта».
Спорт высших достижений давно признан показателем социально-экономического развития государства и общества. И в этом направлении проблем в России больше чем достижений. Причины: не отвечающая современным требованиям материально-техническая база, низкий уровень социальной защищенности ведущих спортсменов и тренеров, отсутствие соответствующего научно-методического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности, отсутствие преемственности между спортом высших достижений и системой дополнительного физкультурно-спортивного образования.
Список литературы:
1. Андреев С.Н. Основы маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. № 5. С. 27—30.
2. Бауэр В.Г., Никитушкин В.Г., Филин В.П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. № 2. С. 28—32.
3. Бауэр В.Г. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР). — М, 1997.
4. Галкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2–е изд.– Воронеж: Изд–во Моск. Акад. экономики и права, 2000.– с.5–19.
5. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта: Учебное пособие. — Тюмень, 1998.
6. Жолдак В.И., Сейранов С.Г. Менеджмент. — М.: Советский спорт, 1999.
7. Золотое М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е. Менеджмент и маркетинг в спорте: Краткий словарь-справочник. — М.: Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1991.
8. Золотое М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие. — М.: ФОН, 1997.
9. Зубарев Ю.А., Сучилин А.А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Волгоград, 1998.
10. Зубарев Ю.А., Шамардин А.И., Москвичев Ю.Н., Ростокин Ю.А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. — Волгоград, 1999.
11. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Мониторинг развития спонсорства российского спорта.// Теория и практика физической культуры и спорта, 1997.– № 2.– с. 50.
12. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Переверзин И.И. Научные основы спортивного менеджмента// Теория и практика физической культуры и спорта, 1998.– № 5.– с. 6.
13. Перевезин И.И. Менеджмент спортивной организации. М.: «СпортАкадемПресс», 2002
14. Сейранов С.Г. Менеджмент: наука или искусство? // Теория и практика физической культуры и спорта, 1993.– № 4 . с. 17.
15. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2003