Выдержка из текста работы
Особое значение сейчас в странах приобретает создание атмосферы, так называемого инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений.
Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе.
Инновационный климат — это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.
Инновационный климат — это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия.
Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы.
. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).
. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).
. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).
4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы <#»justify»>В середине 80-х годов в нашей стране средний срок службы оборудования составлял 28 лет, а с тех пор он мог только увеличиться.
40% основных производственных фондов (ОПФ) в строительстве физически изношено. В машиностроении более половины ОПФ нуждается в немедленной модернизации, а более четверти — в немедленной замене.
Разрешение этих проблем невозможно, в том числе, в силу катастрофической нехватки инвестиционных ресурсов. Разумеется, тенденция замещения машин живым трудом приводит к снижению темпов безработицы. Но массовое внедрение на производствах автоматизированных систем, заменяющих живой труд, приведет к росту безработицы. Таким образом, необходимо найти разумный компромисс между стабилизацией экономики и решением вопросов социальной защиты населения, то есть совместить достижение двух целей.
Поэтому единственный выход из создавшегося положения — по возможности быстрее остановить спад производства и создать предпосылки улучшения инвестиционного климата и условия для последующего подъема экономики.
Наукоемкие производства (приборостроение, биотехнология, тонкая химия и т.д.), которые в период кризиса не имеют практически никаких рыночных стимулов к существованию, нуждаются в государственной поддержке. Поскольку рыночный спрос на продукцию данных отраслей в период кризиса неизбежно падает (и тем быстрее, чем глубже общий спад производства), его должна обеспечить система государственного заказа.
Таким образом, для развития инновационной деятельности необходима государственная поддержка. Об этом свидетельствует и опыт экономически развитых стран. Для создания инновационного климата нужно формировать механизм экономического стимулирования.
Список литературы
. Глазьев С. Ю. Проблемы реализации интеллектуального потенциала общества в условиях перехода на инновационный путь развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>. Теребова С. В. Активизация инновационного процесса в регионе. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2012. — 179 с.
. Конаныхина О. В. Формирование системы управления инновационным климатом региона // Вестник АГТУ. — 2011. — № 2. — С. 184-189.
. Амосенок, Э.П. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России // Регион: экономика и социология. — 2010. — № 2. — С. 134-145.
. Инновационный путь развития для новой России / Под. ред. В.П. Горегляд. — М.: Наука, 2005.- 343 с.
. Голова И. М. Инновационный климат региона: проблемы формирования и оценки. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. — 178 с.
. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой. — М.: Вита-Пресс, 2011. — 272 с.
. Акмаева Р. И. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 347 с.
. Бовин А. А. Управление инновациями в организации. — М.: Омега-Л, 2012. — 350 с.
. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / Под ред. Л.Е. Ильичевой. — М.: ИНЭК, 2011. — 296 с.
. Ильин, В.А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2010. — № 3 (11) — С. 14-25.
. Осипов Г. В. Теория и практика экономики и социологии знания. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>. Теребова С. В. Проблемы инновационного развития Вологодской области // Проблемы инновационного развития и креативная экономическая мысль на рубеже веков: А.К. Шторх, С.Ю. Витте, А.А. Богданов: сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Минск, 25-26 марта 2011 г. — Минск: НАН Беларуси. — 2010. — С. 422 — 429.
. Теребова С. В., Вячеславов А. М. Инновационный климат в регионе: состав и факторы развития // Проблемы развития территорий. — Вологда: ИСЭРТ РАН. — 2012. — № 3. — С. 40-50.