Содержание
Содержание
Введение
1. Открытие законов механики в XVII-XVIII веках – вторая научная
революция в естествознании
2. Гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы – третья научная революция
3. Закон 8 — аксиома научного знания
4. Закон 38 — закон анатомической структурной корреляции
Библиографический список
Выдержка из текста работы
Историческое значение реформ Петра I и состояло в том, что он в интересах дворянского государства ускорил осуществление исторически назревшего поворота с той железной настойчивостью и последовательностью, с той беспощадной жестокостью, которая, кстати сказать, всегда проявлялась, когда дело исторического прогресса осуществлялось эксплуататорскими классами через усиление абсолютной власти монарха или его всесильного министра.
Реформы Петра I, в результате которых окончательно оформилось русское феодально-абсолютистское государство, упрочили крепостное право, господство дворянства и одновременно подняли значение купечества, умножавшего свои капиталы благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности. В то же время во второй половине XVIIначале XVIIIв. в результате внешнеполитических успехов России выросло ее международное значение. Она заняла одно из значительных мест в международной жизни; расширились и укрепились не только экономические, но также и культурные связи России с многими зарубежными странами.
Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
2. Влияние западноевропейских веяний на русскую моду и культурно-бытовой уклад.
Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Из всех прочих преобразований, связанных с культурой, эти преобразования оказались наиболее радикальными, так как проводились в ограниченные сроки под угрозой штрафа или публичного поругания. «Реформа не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, а ограничивалась стремлением вооружить Российское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоёванным им положением в Европе». Однако именно эти меры вызвали наибольший протест со стороны патриархального общества и создали самые разноречивые отклики историков.
Князь Щербатов, автор сочинения «О повреждении нравов в России», считал, что нововведения в области быта привели к распущенности нравов русского общества. Щербатов писал, что «приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их и оказующими их хороший стан», что вело к разврату или к разорению. Действительно, среди преобразований в области быта существовали такие, которые непосредственно затрагивали положение женщин.
По русским традициям, браки прежде заключались без согласия вступающих в брак, которые даже не знали друг друга до свадьбы. От этого, как писал патриарх Адриан, «житие их бывает бедно и детьми бесприжитно», но он не видел выхода из этого положения. Выход нашёл Пётр, разрешив свободу брака. Важным шагом на пути к свободе брака стало уничтожение затворничества женщин. Отныне они, наравне с мужчинами, приглашались на обеды и вечера. Отчасти этой же цели служило и учреждение в 1718 году ассамблей – вольных собраний, на которых, безо всяких церемоний, разговаривали о делах, о новостях, играли, пели, плясали. Проводились ассамблеи в частных домах, владельцы которых должны были заранее уведомить о мероприятии общественность. Петр назначал, в чьём доме должна проходить первая ассамблея, а дальнейшее назначение зависело в Петербурге – от оберполицмейстера, в Москве – от коменданта. Хозяин не должен был ни встречать, ни провожать гостей; каждый мог приходить, когда ему вздумается, «лишь бы не ранее и не позже отпущенного времени» — с пяти до десяти часов вечера. На ассамблеях царило полное равенство, каждый мог пригласить на танец не только самую знатную даму, но и государыню с дочерьми.
Оценивая преобразования, связанные с введением указов о перемене платья и брадобритии, Ключевский пишет: «Новый покрой платья, парики, бритьё бороды…входили составными частями в один общий и широкий план – образить, облицевать русских людей внутри и снаружи по подобию просвещённых народов, дать их наружности, управлению, мышлению и самому общежитию склад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала русский народ».
25 августа 1698 г., вернувшись из заграничного путешествия, Пётр даже не заехал в Кремль. Когда 26 августа бояре прибыли поздравлять царя с прибытием, он схватил ножницы и начал собственноручно брить им бороды. Позже, в 1705 г., был издан указ, вводивший налог за право носить бороды.
После брадобрития особенно сильное неудовольствие народа вызвали указы о перемене платья. 4 января 1700 г. был издан указ, запрещающий носить длиннополые платья. В частности, в нём говорилось: «Боярам и окольничим, и думным и ближним людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людем, и людем боярским, на Москве и в городех, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобием».
Давая в целом положительную оценку всем этим нововведениям, Ключевский, тем не менее, находит их слишком мелкими в масштабах всеобщих реформ по сравнению с усилиями, которые приходились прилагать Петру для их осуществления. У городских ворот расставлялись специальные наблюдатели за бородами и костюмами, которые брали штраф с владельцев бород и носителей «неуставных» платьев, при этом платья нещадно изрезали. Если дворянин являлся на царский смотр с усами и бородой, его били батогами. Даже жён владельцев бород наказывали: их обязывали носить длинные опашни и шапки с рогами. По мнению Ключевского, «всё это было бы смешно, если бы не было безобразно». Он считает слишком низменным сам предмет, на который Пётр вынужден был, по его мнению, отвлекаться в ущерб более важным делам. «Впервые русское законодательство, изменяя своему серьёзному тону, низошло до столь низменных предметов, вмешалось в ведомство парикмахера и портного. Сколько раздражения потрачено было на эти прихоти и сколько вражды, значит, помехи делу реформы, породили в обществе эти законодательные ненужности».
С.М. Соловьёв, оценивая эти же преобразования, напротив, придавал им самый высокий смысл. Он писал: «в платье выражается историческое движение народов…Таким образом, и русский народ, вступая на поприще европейской деятельности, естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо…вопрос состоял в том, к семье каких народов принадлежать, европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде и знамение этой семьи». То есть, он считал крайне важным, как будет выглядеть человек, желающий войти в просвещённую Европу. По его мнению, «нельзя легко смотреть на это явление, ибо… что делает обыкновенно человек в длинном платье, когда ему нужно работать? Он подбирает полы своего платья. То же самое делает европейское человечество, стремясь к своей новой, усиленной деятельности». Следовательно, считал Соловьёв, такое усиленное внимание Петра к преобразованию наружности русского человека в человека европейского было большим положительным моментом реформы.
3. Искусство XVIII в. в России: архитектура, живопись, театр, литература. Основные художественные стили эпохи.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык.
В это время популярными были стихотворные произведения — сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744). Горячо сочувствуя делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира («Куму своему», «Филарет», «Евге-ний» и др.). Кантемир активно занимался переводами. Его перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» сыграл значительную роль в разработке русской научной терминологии. Он ввел такие термины, как «начало», «принцип», «наблюдение», «плотность», «вихри» и др.
Поэт 3.К. Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.
Основоположником русской драматургии стал А. П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.
В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма, который получил развитие в дальнейшем.
Основоположником русского сентиментализма стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь». (Сентиментализм (от Франц. чувство) — напраапение в литературе и искусстве в конце XVIII — начале XIX вв., провозглашающее культ чувств и природы.)
Карамзину принадлежат также «Письма русского путешественника», где запечатлена жизнь Западной Европы накануне и во время Французской революции. «Письма» пронизаны исканиями истины и желанием служить народу. Основное сочинение Н.М. Карамзина — «История государства Российского» (12 томов). Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.
В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки.
С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребовало нового типа построек. Строительство в Москве отличалось разнообразием городских зданий.
Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор. Суконный двор. Большой каменный мост. Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.
Достопримечательностью Москвы стал «Странноприимный дом» Н. П. Шереметева (ныне здание Института им. Склифософского), украшенный двойной колоннадой в центре, выгнутой навстречу зрителю.
В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить Церковь архангела Гавриила — Меншикова башня в Москве, построенную в 1705- 1707 гг. талантливым русским архитектором И.П. Зарудным (7-1727).
Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII в. был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными. Они имели композицию в виде триумфальной арки с тремя пролетами, были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декоративными вазами.
Наиболее интересным и значительным произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры.
В 1.749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старев и др. Петровская эпоха характеризуется прежде всего строительством новой столицы — Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный (спланированный) город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей, каменными домами равномерной высоты, выходящими на «красную линию» (дома расположены вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб, как было прежде).
Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра 1, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.
Сохранившиеся здания XVIII в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.
В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство — живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традиции. Наиболее известные художники петровского времени — Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) — основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». И. Никитин добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов. В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» художник намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения. Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И. Э. Грабаря, «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи».
К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII в. — А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, Д. Т. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульпторы Ф. И. Шубин и М. И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.
В конце XVIII в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира — Эрмитаж. В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.) Екатерины II. Открыт для публики в 1852г.
Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления. Эрмитаж (от Франц. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественно- исторических музеев.
В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание — «Камедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. X. Кунста. Потом на обучение к нему были направлены «русские ребята». В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели. В 1706 г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий.
В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра1.
Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. возник школьный театр при Шляхетском кадетском корпусе. Актерами в нем выступали кадеты. Душой этого театра был А. П. Сумароков который ставил там и русские пьесы, в том числе свою первую трагедию «Хорев».
В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы — французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театр связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во глав театра стоял первый известный русский актер Федор Григорьевич Волков (1729-1763).
Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы. Для подготовки танцоров придворной балетной труппы в 1738 г. был утвержден проект «Собственной Ее Величества танцевальной школы».
Существовал также крепостной театр — это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Они возникли в конце XVII в., но получили свое развитие в XVIII в. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой. Был вначале крепостным и известный русский драматический актер Михаил Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.
Театр в России в XVIII в. приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
В XVIII в. начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние и публичные концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется композиторская школа, появляются первые русские композиторы — авторы оперной, хоровой инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е. И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщики на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. Ведущим музыкальным жанром становится опера. В это время создавал оперы Д.С. Бортнянский (1751-1825) — «Сокол», «Сын-соперник» к др. Бортнянский — автор около 200 музыкальных произведений. Как директор придворной певческой капеллы он представлял и церковную музыку.
Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления — реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсуной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства — придворного и школьного театра.
4. Наука и образование.
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу — корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук — Навигацкая школа — первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже — школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ — Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, на Уральских заводах — горнозаводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. Науки там изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс без экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.
В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы — государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, пока они вовсе не прекратили свое существование. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. был издан Устав народных училищ, — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно урочная система.
Дворянские дети зачастую обучались в семьях, где учителями в основном были иностранцы и специалисты-практики, выпускники школ. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в конце 50-х гг. Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 г. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек; в 1731 г. — Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математики, физики и гуманитарный. Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.
В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты. В организованной при нем типографии издавалась газета «Московские ведомости» (до 1917г.)
Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге — Танцевальная школа (ныне Училище им. А. Я. Вагановой), в Москве — Балетное училище и Академия художеств. В конце XVIII в. в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.
Заключение
Библиографический список
1. Соловьев С.М. Об истории новой России. – М.: Просвещение, 1993
2. Валишевский К. Петр Великий. – М., 2004.
3. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. – М., 2006.
4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Буганов В..И. "Петр Великий и его время" — М.: Наука, 1989.
6. Брикнер А. Г. История Петра Великого. – М., 2005