Содержание
Введение3
1. Особенности формирования цен на товары, работы услуги для налогообложения4
2. Определение налогооблагаемой базы и расчет налога на добавленную стоимость9
Заключение12
Список литературы13
Выдержка из текста работы
В современном мире ни одно государство не может нормально функционировать и динамично развиваться, находясь в изоляции от других стран. С усилением роли научно-технического прогресса и международного разделения труда возникли новые и укрепились уже существующие отношения во внешнеторговой деятельности, которые выражаются в виде экспортно-импортных операций. По мере интеграции России в мировое хозяйство, все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни становятся экспортно-импортные операции. В сферу международной торговли вовлекается все больше предприятий, подчиняющиеся в своей деятельности законам мировой экономики и самостоятельного освоения внешнего рынка.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это разновидность косвенного налога на товары и услуги. Устанавливается в процентах от облагаемого оборота. НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю. Это один из самых распространенных косвенных налогов на товары и услуги.
В настоящее время НДС играет важную роль в налоговых системах в более чем 40 государствах мира. Особенно широкое распространение этот налог получил в европейских странах. Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов. Этот налог стал одним из главных источников бюджетных доходов.
НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января 2001г. Он является федеральным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и обязателен к уплате на всей территории РФ. Налогом облагается добавленная стоимость продукции, которую налогоплательщик добавил к стоимости ресурсов, приобретённых им для производственной деятельности.
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт товаров) является одним из объектов налогообложения НДС (4п.1ст.146 НК РФ).
Отличие этого объекта от других заключается в том, что НДС, который взимается при ввозе, является не только налоговым, но и таможенным платежом (3п.1ст.138 ТК РФ). Поэтому порядок его исчисления и уплаты регулируется одновременно и НК РФ и ТК РФ.
Налогообложение экспортных операций существенно отличается от налогообложения операций по реализации продукции, товаров, работ и услуг российским покупателем.
Цель реферата — осветить особенности порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров (работ, услуг).
Задачи:
-изучение особенностей исчисления НДС при экспорте товаров;
-выявление особенностей применения налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций;
-изучение особенностей исчисления НДС при экспорте работ и услуг;
-освещение особенностей исчисления НДС при импорте товаров.
Реферат «Особенности расчёта налога на добавленную стоимость экспортных и импортных операций» состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.
Первая глава посвящена особенностям исчисления НДС при экспорте, в том числе применения налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. Во второй главе написано об особенностях исчисления НДС при импорте.
1.ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ
Под экспортом товара (работ, услуг) согласно статье 97 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) и статье 2 Закона РФ от 13.10.1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу (в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и его передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу) [6].
Порядок исчисления НДС – в том числе при экспорте товаров-регламентируется главой 21 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.164 НК РФ при реализации товаров, работ и услуг на экспорт налогообложение производится по ставке 0%. Правда, для применения данной ставки необходимо предоставить в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающий осуществление экспорта.
Необходимо обратить внимание, что речь идёт не об освобождении от уплаты НДС при осуществлении экспортных операций, а о применении ставки, равной 0%. На первый взгляд может показаться, что это одно и тоже — ведь ставка 0% подразумевает, что НДС с экспортных операций не уплачивается (ведь любая сумма, умноженная на ноль, равна нулю). Однако на самом деле наличие налоговой ставки как таковой независимо от её размера – даёт организации право на получение налоговых вычетов. Иными словами, организация – экспортёр не взимает с иностранного покупателя ни копейки НДС, но имеет право предъявить суммы «входящего» НДС по сырью, материалам, товарам, работам и услугам, связанным с осуществлением экспорта (например, транспортным расходам), к вычету [1].
В соответствии с п.3 ст.153 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В остальных случаях при определении налоговой базы выручку пересчитывают в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации товаров, установленному ст.167 НК РФ [8].
Как уже отмечалось, для обоснования права на применение ставки 0% по экспортным операциям организация обязана представлять в налоговые органы определённые документы. Какие именно – регламентирует ст.165 НК РФ. Кроме того, согласно п.6 ст.164 НК РФ по экспортным операциям в налоговые органы должна предоставляться отдельная налоговая декларация.
Согласно п.1 ст.165 НК РФ при реализации готовой продукции или товаров на экспорт необходимо предоставить в налоговую инспекцию следующие документы:
— контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
— выписка банка (копия выписки) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа (российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ);
-копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории РФ [2].
В отдельных ситуациях вышеуказанный пакет документов может модифицироваться. Особенности представления документов в некоторых конкретных случаях также прописаны в ст.165 НК РФ. Так, при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций вместо выписки банка налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товара (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование. При вывозе товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи можно не предоставлять копии транспортных или товаросопроводительных документов. А в случае осуществления экспорта через посредника предоставляется пакет документов, прописанный в п.2 ст.165 НК РФ.
В любом случае данный пакет документов должен быть представлен в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товара под таможенный режим экспорта. Этот срок установлен в п.9 ст.165 НК РФ. При этом согласно п.9 ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении экспортных операций считается последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.
Указанный пакет документов согласно п.10 ст.165 НК РФ должен представляться в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией — причём речь идёт об отдельной налоговой декларации по НДС по ставке 0%. Иными словами, в случае, если организация реализует продукцию или товары и в России, и на экспорт, она подаёт две раздельные декларации.
Срок подачи декларации по НДС по ставке 0% – ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.
1.1. Применение налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций
Как уже отмечено выше, применение ставки 0% по экспортным операциям означает, что «входящий» НДС, связанный с данными операциями, может быть предъявлен к вычету.
Согласно п.3 ст.172 НК РФ такие вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации по ставке 0%, причём при представлении пакета документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.
Иными словами, предъявлять НДС по материалам, товарам, работам и услугам, связанным с осуществлением экспортных операций, можно только после фактического осуществления экспорта и сбора всех документов, о которых уже говорилось выше. На практике это приводит к некоторым сложностям.
Во- первых, в случае, если организация предъявила НДС, уплаченный поставщикам товаров, к вычету сразу после оплаты этих товаров – например, если она не предполагала реализовывать их на экспорт – а в последствии всё же отгружает данные товары на экспорт, ей необходимо восстановить соответствующие суммы НДС, приходящиеся на товары, отгружаемые на экспорт. Эти суммы показываются по строке 170 раздела 2.1. «обычной» налоговой декларации по НДС за тот месяц, в котором произошла реализация товаров на экспорт. И хотя напрямую в главе 21 НК РФ момент восстановления НДС в подобной ситуации не прописан, в письме Минфина России от 11 ноября 2004 г. №03-04-08-117 разъяснялось, что сделать это нужно не позднее того налогового периода, в котором была оформлена на экспорт грузовая таможенная декларация. А уже после подтверждения права на применение ставки 0% данные суммы НДС будут снова предъявлены к вычету, но отражаться они будут уже в декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, причём за тот месяц, в котором собран полный пакет документов, прописанный в статье 165 НК РФ.
Во-вторых, в случае, если организация осуществляет одновременно реализацию продукции – (товаров) как на территории России, так и на экспорт, ей придётся вести раздельный учёт «входящего» НДС. При этом порядок его осуществления применительно к экспортным операциям в НК не прописан (в п.4 ст. 149 и п.4 ст.170 НК РФ речь идёт о раздельном учёте операций, облагаемых и не облагаемых НДС, что не имеет места в нашем случае – ведь при экспорте речь идёт об осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0%). Однако в п.10 ст.165 НК РФ указано, что порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретённым для производств и (или) реализации товаров (работ, услуг) операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, должен быть установлен принятой налогоплательщиком учётной политикой для целей налогообложения [5].
Следовательно, для обеспечения правильности заполнения налоговых деклараций и осуществления расчётов по НДС в связи с осуществлением экспортных операций организации следует самостоятельно разработать и закрепить в своей учётной политике порядок раздельного учёта сумм НДС по приобретаемому сырью, товарам, работам и услугам. При этом можно производить распределение «входного» НДС не только пропорционально выручке, но и пропорционально себестоимости реализованной продукции, стоимости закупленных товаров или иной базе.
В соответствии с п.9 ст.154 НК РФ суммы оплаты (полной или частичной), полученные в счёт предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, в налоговую базу не включаются вплоть до момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренным п.9 ст.167 НК РФ. Напомним, что согласно п.9 ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении экспортных операций считается последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.
Таким образом, в настоящее время, с сумм, полученных от иностранных покупателей, авансов начислять НДС не нужно.
1.2. Особенности исчисления НДС при экспорте работ и услуг
При экспорте работ и услуг действуют те же правила, что и при экспорте товаров. В частности, согласно п.1 ст.164 НК РФ при реализации услуг, связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, в том числе с сопровождением, транспортировкой, погрузкой, перегрузкой экспортируемых и импортируемых товаров, а также при оказании услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа, при выполнении работ в космическом пространстве, при реализации товаров и услуг дипломатическим представительствам и их персоналу и выполнении некоторых других работ и услуг на экспорт применяется налоговая ставка 0% [4].
Для подтверждения права на применение ставки 0% при выполнении работ или оказании услуг, указанных в п.1 ст.164 НК РФ, необходимо представлять документы, перечень которых для каждого вида услуг и работ установлен в ст.165 НК РФ. Как уже отмечалось, если пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, операции по реализации данных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0% за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. При реализации работ (услуг) – в частности, предусмотренных ст.164 НК РФ – в подобной ситуации нужно учитывать, что днём отгрузки будет считаться день выполнения работ (оказания услуг).
В случае если организация получает аванс в счёт выполнения работ или оказания услуг на экспорт, она обязана уплатить НДС так же, как и при экспорте товаров. Исключение составляют случаи получения авансов в счёт предстоящего выполнения на экспорт работ или услуг, включённых в Перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ (услуг), выполняемых при осуществлении технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых составляет свыше шести месяцев, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.07.03 №432 [9].
Осуществляя выполнение работ или оказания услуг по договору с иностранными заказчиками необходимо обращать особое внимание на то, что является местом реализации данных работ или услуг. Ведь если местом выполнения работ или оказания услуг будет признана территория РФ, они должны облагаться НДС в общеустановленном порядке- т.е. по ставке 18% (или по ставке 10% в зависимости от вида услуг).
Для того чтобы определиться с местом реализации работ или услуг, необходимо изучить ст.148 НК РФ. Согласно п.1 данной статьи территория РФ признаётся местом реализации работ или услуг в следующих случаях:
1) если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ – например, если речь идёт о строительных, монтажных, строительно — монтажных, ремонтных, реставрационных работах или работах по озеленению объектов, принадлежащих иностранцам, но расположенных на территории РФ;
2) если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;
3) если услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ;
5) если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполненных работ или оказания услуг, не предусмотренных вышеуказанными принципами).
В соответствии с п.4 ст.148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказание услуг), являются:
1) контракт, заключённый с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) например, акт сдачи – приёмки работ или услуг.
2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ИМПОРТЕ
Под импортом понимается ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности (см. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности») [3].
Порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ, особенности и исключения в налогообложении при перемещении товаров через таможенную границу РФ регулируются соответствующими статьями НК РФ, Инструкцией ГТК России от 07.02.2001г. №131 «О порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ», а также Методическими рекомендациями «О порядке применения налога НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ», утверждёнными Письмом ГТК России от 19.02.2000г. №01-06/36951.
Как и при исчислении акцизов, особенности налогообложения ввозимых товаров налогом на добавленную стоимость зависят от избранного таможенного режима, согласно п.1 ст.151 НК РФ:
1) при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объёме;
2) при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещение припасов НДС не уплачивается;
3) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определённый срок;
4) при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренным таможенным законодательством РФ;
5) при ввозе продуктов переработки товаров, помещённых под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренным таможенным законодательством РФ;
6) при помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объёме.
Налоговая база по НДС определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ. При этом в случае, если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Аналогичным образом определяется налоговая база в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют продукты переработки товаров, раннее вывезенных с таможенной территории, РФ для переработки вне таможенной территории РФ [1].
В случае, если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию РФ товаров, налоговая база определяется как сумма стоимости приобретённых товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ, и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
В соответствии с п.1 ст.174 и ст.177 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством, а именно – согласно п.1 ст.329 ТК РФ – не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия [6].
Согласно п.5 ст.164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 18% и 10% в соответствии с общеустановленными требованиями, указанными в п.2 и ст.164 НК РФ.
Порядок формирования налоговой базы по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ прописан в ст.160 НК РФ. В общем случае налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости ввозимых товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащей уплате акцизов (по подакцизным товарам).
При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления НДС, условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.
В случае освобождения от уплаты НДС для целей учёта в налоговую базу для исчисления налога включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.
При ввозе на таможенную территорию РФ товаров, раннее вывезенных с неё для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:
Сндс = (Ст + Пс +Ас)* Н, (1)
Где Сндс — сумма НДС;
Ст — таможенная стоимость ввозимого товара;
Пс — сумма акциза;
Н- ставка НДС в процентах.
НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс (Ст + Пс)* Н (2)
НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс = Ст * Н (3)
НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:
Сндс (Ст + Ас) * Н (4)
Общая сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость регулируется главой 21 НК РФ, которая вступила в силу 1января 2001г.
Под экспортом товаров, (работ, услуг) понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе.
При реализации товаров, работ и услуг на экспорт налогообложение производится по ставке 0%.
Под импортом понимается ввоз товара, работ, услуг на экспорт – из-за границы без обязательства об обратном вывозе.
При ввозе товаров применяются налоговые ставки 18% и 10% в соответствии с общеустановленными требованиями, указанными в п.2 и п.3 ст.164 НК РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
1. Все налоги России. Комментарий / С.А. Уваров. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 432с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2005. — 528с. — (Серия «Закон и комментарии»).
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
3. Налоговый учёт и отчётность: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. — 208с.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
4. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие для студентов вузов / [Д.Г. Черник и др.]; под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2008. — 311с.
5. Налоговое право. – СПб.: Питер, 2006. — 192с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
6. Таможенное право: учебник / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов, В.В. Балакин. – М.: Магистр, 2008. — 367с.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. 1000 актуальных вопросов практики применения Налогового кодекса Российской Федерации: Настольный справочник добросовестного налогоплательщика. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 373с.