Содержание
Введение3
1. Зарождение теории управления как самостоятельного направления экономической науки5
2. Эволюция науки управления7
3. Современные школы менеджмента10
Заключение14
Список литературы15
Выдержка из текста работы
Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей страны представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы естествознания, достойное место в которой должна занимать политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток марксистско-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной дисциплины.
Прежде всего необходимо определить, какое содержание вкладывается в само понятие «политология». У нас до сих пор не определены конкретные границы, круг проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности составляющих объект политологии как самостоятельной научной дисциплины.
Следует отметить, что политология открыта влиянию со стороны почти всех общественных, а зачастую и естественных наук. Мир политического не может существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.
ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Для определения объекта и предмета политологии, круга охватываемых ею тем, самой политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины в первую очередь необходимо выяснить содержание ключевых понятий «политика», «политическая сфера».
Политика представляет собой сложное и многообразное явление. Прежде всего это деятельность по управлению процессами общественного развития на разных уровнях и использованием механизмов власти, а также действия различных общественно-политических сил по установлению контроля над этими механизмами с целью усиления влияния на характер и содержание их деятельности. Главным в политике является вопрос о политической власти, о том, кому она принадлежит, кто на неё претендует, от кого и к кому она переходит.
Политика– это участие в делах государства, определение форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности, способы, методы, технология, механизмы её осуществления.
Политика неразрывно и многообразно связана и взаимно обусловлена со всеми сферами общественной жизни.
Политическая сфера – область общественной жизни, охватывающая политические отношения данного общества. Её образуют взаимоотношения больших социальных групп, слоёв, наций и государств, общественно-политических организаций, движений и сил по решению различных политических проблем как внутри страны, так и за её рубежами. Это одна из основных сфер функционирования общества.
К структуре политической сферы общественной жизни, в самом общем виде, могут быть отнесены институты гражданского общества и властные органы. Функционально она охватывает политические процессы, связанные с политической социализацией и самоидентификацией личности, формированием и деятельностью политических партий и движений, формированием и деятельностью политических партий и движений, политических элит и политических лидеров, органов власти, включая разработку ими политических программ и их реализацию.
Важно учитывать относительность и подвижность рамок политической сферы жизни общества, её взаимосвязи с процессами, развёртывающимися в экономике, в области права, в духовном развитии общества, в сфере взаимодействия социума с природой и другим. Специфика политической сферы общественной жизни в том и состоит, что она, отражая особенности всех иных сфер, каждая из которых имеет собственную логику развития, свои потребности, обеспечивает на политическом уровне достижение того компромисса между ними, без которого общество не сможет не только развиваться, но и существовать.
Сложность самого явления политики обуславливает целесообразность и необходимость исследования её под разными углами зрения и с различных сторон общественного знания. Поэтому проблемы власти, формы государственной власти наряду с множеством других вопросов составляют предмет исследования не только политологии, но и истории, правоведения, философии, социологии, других социально-гуманитарных дисциплин. Вот почему политология тесно связана с этими науками.
Трудность вычисления политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни в России учёные не пришли к единому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д.
С учётом этого можно дать такое определение политологии.
Политология– наука о политике и политической власти, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах и принципах политической жизни общества.
Совокупность проблем, которые входят в предмет политологии, можно разделить на 3 крупных раздела. Это, во-первых, раскрытие сущности политики как целостного общественного явления. Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки; политические режимы, условия их изменения и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.
Все эти политические феномены представляют интерес, прежде всего в их современном проявлении и состоянии. И политическая наука выясняет их структуру, составные элементы, функции, соотношение и взаимодействие между этими составляющими. Однако анализ был бы односторонним и стало быть, не раскрывающим адекватно их сущности без исторического, идейно-теоретического и социально-философского подхода. Это значит, что политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.
Объектомсовременной политологии является политическая сфера общества, все происходящие в ней процессы и явления.
Предметом политологии являются закономерности формирования и развития, формы и методы функционирования политической власти
Предмет политологии, как и любой науки, фиксируется в его законах, принципах, категориях. В системе категорий политологии исходным является понятие «власть», как содержательный стержень политики. С ним связаны все другие: политические отношения, политические интересы, политическая деятельность, политическая культура и т.д. Главным субъектов политической власти выступает государство.
Система законов (закономерностей) политологии включает:
а) закономерности возникновения и развития политических интересов, их взаимодействия и взаимообусловленности с экономическими и другими сферами жизнедеятельности общества;
б) закономерности становления, функционирования и развития политической власти;
в) закономерности возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, событий;
г) закономерности взаимоотношений между личностью и властью.
Политология выступает в двух качествах: как наука и как учебная дисциплина.
Как наука она исследует политическую сферу общества, историю возникновения и развития политической мысли, политические системы, политические отношения и процессы, политическое сознание и политическую культуру, мировой политический процесс.
Как учебная дисциплина сообщает обучаемым систему конкретных знаний по упомянутым и другим политическим проблемам, раскрывает сущность и перспективы развития конкретных политических реалий, даёт представление об основных политических институтах, организациях, движениях и процессах, о правовом положении личности в системе политических отношений и формах её участия в политической жизни.
Учебная дисциплина преследует цель – дать систематическое изложение всех основных проблем политической науки, причём в той последовательности, так, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные принципы анализа. Учебная дисциплина отличается от науки, научных монографий и тем, что она фиксирует нечто гораздо более «безусловное» в науке, содержит в себе определённый свод того, что изучено, доказано, достаточно устоялось. Объём и содержание учебной дисциплины определяются программой и временем, отведёнными на изучение политологии самими вузами. Поэтому учебная дисциплина охватывает лишь основную проблематику политической науки.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Политическая наука – сравнительно молодая дисциплина. На первый взгляд такое утверждение может показаться невероятным. Ведь известно, что к миру политики глубокий интерес проявляли выдающиеся мыслители прошлого. В первоначальной, философско-этической форме фрагменты знаний о политике встречаются в трудах мыслителей древности: Заратустры, Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона и их современников.
В средние века, эпоху Возрождения и Новое время политические знания развиваются главным образом в рамках философских знаний. Политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума. А это произошло лишь в Новое время в процессе формирования капиталистического общества.
Французский учёный М. Дюверже выделяет три крупных периода в истории формирования, эволюции и институционализации политической науки. Первый – это предыстория от античности до XV111 века, представленная Аристотелем, Н. Макиавелли, Ж. Боденом, Ш-Л. Монтескье и другими мыслителями древности, средневековья и начального периода Нового времени. Второй – X1X век, «отмеченный» заслугами А. Токвиля, О. Канта и К. Маркса. Третий – современный период, на который приходится собственно история политической науки.
Таким образом, политические учения прошлого нельзя отождествлять с современной политической наукой, хотя и нельзя отрицать факт преемственности, генетической связи между ними. Главное значение всего предшествующего периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания.
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец X1X – начало XX века. Наибольшее развитие различные политические теории и доктрины получили в США, Франции, Великобритании, Германии.
Основателем систематического исследования политики в США считается Ф. Либер. В 1857 году он начал читать лекции по политической философии, в которых центральными были вопросы теории государства и политической этики. В колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) в 1880 г. была основана школа политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, послужившая появлению множества подобных ассоциаций в других странах. В том же году начал издаваться политологический журнал.
Большинство учёных рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ей проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию (геополитику) и все другие политические дисциплины.
В центре внимания политической социологии – социологическое измерение политических феноменов. Она занимается прежде всего социальной основой власти общества. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях. Предметов политической социологии являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой.
Основополагающую роль в утверждении социологического подхода к политике сыграли работы К. Маркса и М. Вебера.
Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. Политическая философия концентрирует своё внимание на сущности природы политического мира: добро или зло, справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, одобрение или осуждение и т.д.- в политике.
Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, учреждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Особенно важны исследования такого рода при изучении общественного мнения, политических конфликтов и сотрудничества электорального поведения, политической социализации и т.д. Основателем политической психологии считается Г.Лассуэлл, который в 1930г. опубликовал книгу «Психология и политика».
Предметом политической антропологииявляютсяинституты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся странах. В поле её интереса – связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.
Геополитика – направление политической мысли, отражающее сложную зависимость и связи внешней политики государства с его географическими факторами – климатом, природными ресурсами, территорией и т.д. Геополитика изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлений. Понятие «геополитика» ввёл в науку шведский учёный Р. Челлен (1864-1922).
Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией. В отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической геополитики, которая чаще ограничивается описанием статистического состояния государства.
Следует отметить, что относительно науки о политике в отечественной и зарубежной литературе употребляются различные термины: «политология», «политическая наука», «политическая социология». Они отражают традиции особенности национальных и региональных школ политической науки. В США, например, термин «политическая социология» употребляется мало. Там предпочитают говорить о политической науке, о политологии. В Западной Европе приоритет отдают термину «политическая социология», а термин «политология» используют редко. В России, наоборот, чаще употребляется термин «политология».
МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Под методом политологии понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет.
Всё многообразие методов политологии можно представить в виде двух групп методов: общенаучные и частнонаучные.
К общенаучным относятся методы исследования, используемые при изучении всех социально-гуманитарных наук, – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие универсальные принципы мышления, а также исторический, социологический и другие. Так, с позиции материалистической диалектики всякое явление (в том числе политическое) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с явлениями.
Одним из важнейших общенаучных методов является социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры.
Суть системного метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы. Задача системного анализа включает изучение совокупности взаимосвязанных переменных и исследование того, каким образом эта совокупность сохраняется, несмотря на дестабилизирующее воздействие среды. Системный подход к политике впервые был разработан в 50-60-х годах XX столетия и за это время показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем.
Структурно-функциональный подход предполагает рассмотрение политики как определенной целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет конкретное назначение и выполняет специфическую функцию (роль). Функциональный анализ ориентирует на исследование и учет множества сложных, взаимодействующих и в разной степени независимых переменных, с точки зрения выполняемых ими функций. В концептуальном плане структурно-функциональный анализ продолжает и дополняет системный подход.
Политическая наука использует нормативный или нормативно-целостный подход. Он основан на выяснении значения политических явлений для общества и личности, их оценки с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважении человеческого достоинства и т.п. Это подход требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение.
Исторический подходшироко используется в политологии и других общественных науках. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого и будущего. Этот период позволяет с научно-исторических позиций рассмотреть процесс становления и развития политического знания.
К частно-научным методамполитологии относятся: сравнительный, бихевиористский, психологический, теория групп, методы элепирических исследований.
Сравнительный метод издавна применяется в политологии. Суть его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, например политических систем, партий, избирательных систем, политических культур и т.д., с целью выявления их общих черт и специфик. Применение сравнительного метода способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Широкое использование в политической науке сравнительного метода служит основанием для выделения в ней специальной отрасли знаний – сравнительной политологии.
Одним из основных методов анализа политических процессов является бихевиористский. Бихевиоризм (с английского – поведение) – в буквальном смысле наука о поведении. Он возник в американской психологии в конце Х1Х века, достиг расцвета в 20-е годы ХХ века, в 50-60-е годы подвергся критике, а в последние десятилетия обновился, что выразилось в термине «необихевиоризм».
Суть бихевиоризма заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп. Исходным положением бихевиоризма является утверждение о том, что поведение человека есть реакция на воздействие внешней среды. Эту реакцию можно наблюдать и описать. В конечном итоге все общественные явления и процессы представляют собою, по мнению бихевиористов, взаимодействие между стимулами, воздействующими на индивида, и его реакция на них.
Политика, утверждают бихевиористы, имеет личностное измерение. Коллективные, групповые действия людей, так или иначе, восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования. Бихевиоризм отвергает политические институты в качестве объекта исследования и признаёт таковым поведение индивидов в политических ситуациях. Бихеовиористские выводы являются результатом тщательных обобщений на основе наблюдений, осуществлённых посредством чётких эмпирических и преимущественно индуктивных методов, а также математических и статистических индуктивных методов, применяемых в интервьюировании и выборочных опросах.
Вызов традиционной политической науке, брошенный бихеовиористским методом, заслуживает того, чтобы отнести его к исключительно важному явлению политологии в ХХ веке. Широкое использование этого метода произвело настоящую революцию в политологии.
Бихевиористский метод во многом базируется на психологическом подходе и тесно с ним связан. Психологический подход ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
Одним из наиболее употребляемых подходов к политическому анализу является теория групп. Его основные идеи состоят в следующем: исходным материалом для политолога должен быть не индивид, а их совокупность, отношения между ними, то есть воздействие друг на друга. Объединения или группы людей взаимодействуют посредством передачи друг другу идей и эмоций. В теории утверждается, что принятие решений является результатом деятельности организованных групп. В политологии концепцию теории групп использую в силу следующих причин: большие описательные возможности концепции и возможность сравнительного подхода, позволяющего выделить в различных системах определение группы и сравнить их взаимоотношения с политическими органами системы.
К эмпирическим методам относятся: теория игр, особенно плодотворная при принятии решений; контент – анализ, наблюдение поведения людей; использование статистики, особенно электоральной и др. Каковы функции политологии как учебной дисциплины? К числу важнейших функций политологии следует отнести, по меньшей мере, следующие: теоретико-познавательную, аксеологическую, политической социализации, регулятивную, прогностическую.
Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяет политологии выполнить функцию познания политических явлений, или теоретическую функцию.
Политология имеет своей целью не только разработку основных концептуальных парадигм, но и оценку политическим явлениям, институтам, поведению и событиям. В этом выражается её аксеологическая, оценочная функция. Политология выполняет такую важную функцию, как политическая социализация, формирование гражданственности, демократической политической культуры населения. Политическое образование помогает гражданину правильно осознать существующий общественный и политический строй, своё место и роль в государстве, права и обязанности. Его главная цель – научить человека адекватно ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, коллективно решать общие проблемы.
Усвоение политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять регулятивную функцию, то есть оказывать непосредственное влияние на их политическое поведение. Степень научной мотивации политических действий является одним из показателей уровня развития политической культуры.
Важную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает моделирование политических процессов и отношений. Для этого необходимо заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. В целом прогностическая функция направлена на определение ближайших и отдалённых перспектив политического развития конкретной страны.
МЕСТО ПОЛИТОЛОГИИ В СРЕДИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможность политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:
-исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и другое), политических отношений, политических процессов;
-создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;
-анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
-аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
-выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.
Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук.
В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок.
Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут (управляют) развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей – очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы.
Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития.
Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития.
Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство. Хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.
Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но (подчеркнем еще раз) главную, центральную, осевую роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система – это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки.
Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках.
Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования.
Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти и другое. Поэтому с точки зрения объекта исследования политическая социология и политическая наука близки между собой. Но у них существуют серьезные различия в предмете познания.
Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: “История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история“. О правомерности такого утверждения говорит тот факт, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной связи с историей. (Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах).
О крайней трудности вычленения мира политического вообще и конкретных политических феноменов в историческом контексте, равно как и их политологического анализа, свидетельствует сравнение задач историка и политолога.
Вот что пишет по этому поводу испанский исследователь А.Гарсиа Тревихано: “Историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, то есть превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью”.
Соотношение политической науки и политической истории определяется тем, что теоретические выводы политической науки проверяются историей и современной политической практикой, которые служат основой новых обобщений и выводов. Игнорирование правдивого изложения истории и соответствующего опыта из нее, как показала наша практика, чреваты губительными последствиями. Положения и выводы политологии составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин – теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и так далее.
Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели. В чем же главное отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения и так далее. Как отмечают Р.Бендикс и С.М.Липсет, “в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социалогия исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти”. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развития и пути искоренения).
Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии. Существует давнишняя связь политологии с философией, чьей составной частью она, наряду с другими областями знаний, была в условиях Античного мира. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях — либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее – в политике.
Суть политической философии можно разъяснить на следующем примере. В ставшем знаменитым Гетисбергском обращении президент США во время гражданской войны А.Линкольн говорил о “правлении народа, для народа и осуществляемым народом”. Многие ученые и политики признают данное высказывание в качестве определения демократии. Но философ смотрит на это несколько иначе, он должен вникнуть в суть высказывания и дать ответы на следующие вопросы: для чего нужно правление, осуществляемое народом? Чем оно должно править? Каким образом люди могут править сами собой?
Политология тесно взаимодействует с социальной психологией, так как при анализе политической ситуации учитывает психологический настрой масс, принимает во внимание мотивы поступков как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Основателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 году опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 году в соавторстве с А.Капланом – “Власть и общество”. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен. «Прошедшее нужно знать не потому, — отмечал В.О.Ключевский, — что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».
Политология пользуется также данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие.
Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле ее интереса – связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология на Западе занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.
Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее).
Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее.
Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий. Но, конечно, предмет изучения существенно различен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая работу о предмете политологии и ее связи с другими общественными науками, хочется подчеркнуть, что разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и так далее. Неопределенность и размытость границ политологии дополняются разнообразием социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. И тем не менее, нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей стране, обостренный интерес к ее проблемам со стороны ученых самых разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут преодолены.
Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества и которые можно свести к трем основным:
-во-первых, познавательной, связанной с процессом исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, а также описания, объяснения и оценки тех или иных ее событий и явлений. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как теоретические изыскания, вырабатывающие принципы познания политических явлений, так и непосредственно исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни;
-во-вторых, с познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и так далее. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.
-в-третьих, практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1)долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2)представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3)рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных лидеров, партий и так далее.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.П.Борисов,- “Политология”, Учебное пособие – М., “Белые альвы”, 1996г.- стр. 5-8;
2. К.С.Гаджиев, Г.В.Каменская, А.Н.Родионов и др.,- “Введение в политологию”, Кн. для учащихся ст. классов – М., “Просвещение”, ”Владос”, 1994г.- стр. 24-30;
3. “Политология”, Учебное пособие для высших учебных заведений,- Под редакцией д.э.н., проф. Г.В.Полуниной – М., “Акалис”, 1996г.- стр. 18-22;
4. “Политология”, Курс лекций,- Под редакцией А.А.Радугина – М., “Центр”, 1997г.- стр. 11-20;
5. К.С.Гаджиев,- “Политическая наука”, Учебное пособие – М., “Международные отношения”, 1995г. – стр. 5-12;
6. “Политология”, Курс лекций,- Под редакцией д.ю.н. проф. М.Н.Марченко – М., “Зерцало”, 1997г.- стр. 26-30, 36-39.