Содержание
Введение3
1. Человекознание как наука4
2. Тенденции развития современного человекознания6
Заключение10
Список использованной литературы11
Выдержка из текста работы
ХХ в. вошел в историю культуры как век мировых войн и экономиических катастроф, обусловившие изменение парадигмы мышления и системы ценностей. Это изменение может быть определено понятием кризиса гуманизма как системы взглядов, что более всего ценит человека как личность, ее право на свободу и счастье, а нормой отношений между людьми считает принципы равенства, справедливости и человечности.
В рамках ХХ в. выделяют несколько периодов:
Первый период пришелся на рубеж XIX — н. XX вв. (1917 г.) — в это время шло формирование индустриальной цивилизации. Состоялась вторая научно-техническая революция (НТР), давшая миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль и другие достижения науки. Новые открытия в области различных областей научных знаний нашли применение в техническом производстве. Прогресс в индустрии сопровождался изменениями в финансово-кредитной сфере, социальной структуре общества, политической и культурной жизни.
Второй период это 20 — 30 годы связан с образованием новой политической формы устройства — социалистической, ставшей антагонистом для капиталистической системы.
Третий период это послевоенные 40-е годы и вся вторая половина ХХ в., когда происходил подъем национального самосознания. Получили распространение гуманистические принципы и идеалы. Ставшая мировой наука, создала условия для интенсивного развития техники. Началось активное исследование космического пространства.
Четвертый период — с конца ХХ в. связан с переходом развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. Этот переход был связан с увеличением роли информации, базирующейся на новой интеллектуальной технологии. Появилась возможность осуществлять обмен информацией с помощью компьютерных терминалов и добиться широкой социальной однородности. В результате сложилось понятие «информационное общество», для которого характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров длительного пользования (телевизоров, автомобилей и т.п.).
Появление телевидения осуществило небывалый по масштабам переворот в сознании, сравнимый разве что с изменением картины мира после полета человека в космос. Однако телевидение не только раскрыло новые горизонты познания мира (человек получает через него огромное количество различной информации), но и сформировало новое мышление, которому присущи фрагментарность, эпатажность, произвольность.
Сейчас в развитых странах мира продолжается процесс создания постиндустриального общества, для которого характерны: создание инфраструктуры сервиса, доминирование в обществе научно-технических специалистов, создание новой «интеллектуальной» техники.
Компьютеризация и развитие разветвленных информационных сетей позволяет говорить «глобальной электронной цивилизации» на базе телевидения, компьютерной службы и энергетики.
Благодаря техническому прогрессу возникли новые формы и виды искусства (электронная музыка, компьютерная графика), приобрели популярность массовые художественные зрелища, спорт стал сближаться с искусством.
Однако, наравне с достижениями современная культура противоречива и конфликтна. Можно выделить ряд антиномий: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гумманизация. Ученые бьют тревогу по поводу экологического состояния планеты. Философы, публицисты предупреждают о бедах, связанных с потерей духовности людей.
2. Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество
культура украинский национальный постмодернистский
Экспансия «массовой культуры» и ее влияние на современное украинское общество.
Широкое распространение в ХХ в. получила массовая культура.
Ее возникновение обусловило расширение воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации. Своим развитием она обязана процессам «массовизации сознания», когда человек ощущает себя только частью массы, а не отдельной индивидуальностью и процессам коммерциализации, когда произведение искусства становится источником прибыли.
Одним из первых этот феномен исследовал испанский философ X. Ортега-и-Гассет в знаменитой работе «Восстание масс». Носителям «массового сознания» он противопоставил элиту — «творческое меньшинство». Если первые - только потребители культуры, не отличающиеся высокими вкусами, то другие - творцы культурных ценностей, добровольно берущие на себя ответственность за развитие культуры и состояние общества в целом.
Сегодня массовая культура выполняет важнейшие функции: компенсаторную и развлекательную. Поскольку современный человек живет в очень быстром ритме, затрачивает много физической, психической, интеллектуальной энергии, то при таком ритме человек нуждается в компенсации потраченной энергии, что с успехом и делает массовая культура. Мир массовой культуры очень привлекательный, не вызывает чувства «надлома» и этим сполна помогает «восстановиться» современному человеку.
Кроме этого, позитивным моментом массовой культуры является то, что она первая обратилась к тем темам и проблемам, которые ранее были запретными (проблемы интимной жизни, пьянства, наркомании, проституции, СПИДа и др.) и обозначила необходимость их решения. В этом состоит одна из специфических черт нашей отечественной массовой культуры.
Но в то же время, массовая культура направлена на удовлетворение духовных вкусов и потребностей массового человека и это делает ее уровень усредненным. Поскольку она не глубоко отражает те темы и проблемы, к которым она обращается, то культурная политика в каждом государстве (в т. ч. и Украине) должна поддерживать развитие высокой культуры.
В целом, массовая культура - явление, которое нельзя однозначно интерпретировать как позитивное или негативное. При этом, сегодня, в ХХI в. все более осложняется проблема поиска альтернативы рассчитан-ному на так называемый «массовый вкус»: вплоть до формирования скептического взгляда не только на возможность, но и на необходимость подобного «противовеса», потому что постмодернистская доктрина достаточно охотно отрицает плодотворность мышления «альтернативами».
3. Постмодернистская модель мира в мировой и украинской интерпретациях
Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиально меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида).
Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловленности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культуре.
Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игрового начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.
Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.
Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) — вот объективные предпосылки постмодернизма.
Для постмодернизма свойственно:
1. Поиски универсального художественного языка.
2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.
3. Идеи пессимизма и абсурдности.
4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.
5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).
6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: политику, религию, мораль, философию.
7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;
8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).
9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.
Говоря об особенностях украинского постмодернизма, следует отметить то, что он является вторичным явлением по отношению к западному, так как не вырастает на почве глобальной информатизации общества. Его пространством преобразований становится прежде возрождение содержания национальной традиции, в частности барочной, классической, романтической, авангардной.
Для деятельности отечественных литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Лу-Го-Сад», «Новая дегенерация», «Пропала грамота» и др. характерно карнавальное шутовство, в котором иронической трансформации подвергаются устоявшиеся ценности. Герои романов Ю. Андруховича («Рекреации», «Московиада», «Перверзия»), книг О. Забужко профанируют мир скорее от неспособности найти общий язык друг с другом, их плетение «словес» - скорее способ скрыть пустоту их обыденности их бытия. Однако та же ирония порождает жизнеутверждающую стихию народного карнавала, как в спектакле «Энеида» в театре им. И. Франко в Киеве.
4. Новое национальное возрождение в эпоху становления независимости Украины
Распад Советского Союза и крах коммунистической системы ознаменовали начало новой исторической эпохи в геополитических, общественных, экономических и культурных процессах всего мира.
Провозглашение независимости Украины (24 августа 1991 г.) и развитие самостоятельного государства «Украина» создали принципиально новые, формально вполне благоприятные условия для развития культуры. 19 февраля 1992 Верховная Рада приняла «Основы законодательства о культуре», которыми предусмотрены меры дальнейшего развития украинской национальной культуры.
Бескровное появление почти в центре Европы суверенной Украины, ее политическое возрождение существенно повлияли на общественные и геополитические реалии не только в этом регионе, но и во всем мире: усилился интерес стран мирового содружества к ее экономике, истории, национально-политическому и национально-культурному возрождению, международным связям. Это стало возможным потому, что в среде украинского народа за много веков сконцентрировался огромный потенциал целостной духовной культуры в противовес постоянным посягательствам на колонизацию украинских этнических земель со стороны чужеземных государств.
Независимое Украинское государство стало залогом свободного развития литературы. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в Украину начали возвращаться произведения запрещенных тоталитарным режимом писателей и поэтов с мировым именем: И. Багряного, У. Самчука, Е. Плужника, Е. Маланюка, О. Ольжича, А. Олеся, Е. Телиги, З. Красовского, Б. Антонича и проч.
Появились непредвзятые произведения молодых украинских литераторов, среди которых выделяются П. Селецкий, А. Орос, О. Виженко, П. Кралюк, С. Украинский, В. Мастерова, И. Римерук, О. Забужко, В. Герасимюк и др. Продолжают плодотворно работать в украинской литературе давно признанные мастера слова И. Драч, В. Крищенко, И. Калинец, М. Луков, Р. Иваничук, П. Перебейнос, Р. Федорив, Е. Сверстюк, В. Захарченко и многие другие.
Таким образом, национальная культура призвана открыть новую перспективу духовной консолидации украинской нации, возродить в массовом сознании государственные духовно-нравственные принципы. Подъем украинской культуры в условиях независимости, продвижения ее к европейскому просветительскому уровню неизбежен потому, что украинский народ в течение веков создал самобытные ценности, которые щедро вкладывает в мировую сокровищницу цивилизации.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Гетало Т.Є. Українська і зарубіжна культура: конспект лекцій / Т.Є.\ Гетало, Н.Д. Пальм, І.В. Жеребятнікова. — Х.: Вид. ХДЕУ, 2002. — 92 с.
2. Глосарій з навчальної дисципліни «Культурологія» / укл. І.В. Малець, Т.Є. Гетало, Н.Д. Пальм. — Х.: Вид. ХНЕУ, 2009. — 144 с.
3. Михайличенко Д.Ю. Практикум з навчальної дисципліни «Культурологія»: навчально-практичний посібник / Д.Ю. Михайличенко, Ю.В. Бєлікова, Ю.І. Потоцька. — Х.: Вид. ХНЕУ, 2009. — 191 с.
4. Пальм Н.Д. Культурологія: навчальний посібник / Н.Д. Пальм, Т.Є. Гетало, Д. Ю Михайличенко, Ю.І. Потоцька. — Х.: Вид. ХНЕУ, 2008. — 284 с.
Дополнительная
5. Багацький В.В. Культурологія: історія і теорія світової культури XX ст. / В.В. Багацький, Л. І. Кормич. — К.: Кондор, 2004. — 302 с.
6. Горовий А.В. Перший іконописець Київської Русі — Аліпій / А.В. Горовий. — К.: Наш час, 2008. — 140 с.
7. Європейська та українська культура в нарисах: навчальний посібник; за ред. І.З. Цехмістро, В.І. Штанько, В.С. Старовойт, В.М. Леонтьєвої. — К.: Центр навчальної літератури, 2003. — 320 с.
8. Ільїн В.В. Людина і світ / В.В. Ільїн, Ю. І. Кулагін. — К.: КНТЕУ, 2003. — 302 с.
9. Історія світової та української культури: підручник / В. Греченко, І. Чорний, В. Кушнерук, В. Режко. — К.: Літера, 2005. — 463 с.
10. Історія української культури; за заг. ред. І. Крип’якевича. — 2-ге вид. — К.: Либідь, 1999. — 651 с.
Размещено на