Выдержка из текста работы
Тестирование (англ. test — испытание, проверка) — экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Тесты достижений не относятся к ряду психологических. Тем не менее, разработка психологических тестов во многом влияла на разработку инструментов оценки знаний и умений. К их созданию приложили руку многие видные психологи. Поэтому, психодиагностика не обходит вниманием тесты достижений, основным потребителем которых была и остается сфера образования.
О измерений в образовании в США был признан Э. Трондайк, издавший в 1903 году книгу «Образовательная психология». Публикация этой книги ознаменовала появление новой области — образовательной психологии. Э. Трондайк обсуждает принципы построения тестов и применения статистических методов в книге «Введение в теорию теорию умственных и социальных измерений». Затем один за другим появляются шкалы оценки почерка и письменных сочинений, Стандартные тесты Стоуна и Серии арифметических тестов С.А. Куртиса. Стремительному развитию тестов способствует приток в США иммигрантов, приведших к увеличению набора учащихся. Также возросла потребность в квалифицированных рабочих, что потребовало разработки методики оценки качества их обучения. В 1947 году создается Служба тестирования в образовании(ETS), со временем принявшая на себя ответственность за все программы тестирования для университетов, профессиональных училищ, правительственных учреждений и других организаций.
В дореволюционной России с начала XX века использовались и разрабатывались психологические тесты для нужд образования. В 1936г. в советской психологии под вилянием идеологических установок на применение тестов налагается запрет. Возрождение исследований происходит лишь в 1960году.
Тесты достижений используются не только в сфере образования, но и при отборе поступающих на работу в промышленность и государственные учреждения. В Китайской империи систематические экзамены при приеме на гражданскую службу были введены примерно за 150 лет до н.э. в европейских странах отбор правительственных служащих на основе экзаменов был введен в конце XVIII- начале XIX в. Комиссия гражданской службы США утвердила обязательные конкурсные экзамены в 1883г. Методы составления тестов, разработанные до и во время Первой мировой войны, были внедрены в экзаменационную программу государственной гражданской службы США в 1922г.
В настоящее время тесты достижения по численности занимают первое место среди диагностических методик.
Таким образом, мы видим, что актуальность диагностики достижений со временем только возрастает. Что явилось главной причиной выбора мной темой своей контрольной работы «Тесты достижений, область их применения».
Целью работы является выявление основных функций тестов достижения и определение областей их применения.
I. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.
Выделяют 2 группы тестов достижений:
1. Тесты успешности бучения (используются в системе образования)
2. Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).
Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.
Цель применения тестов способностей и тестов достижений:
· тесты способностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности
· тесты достижений – делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.
Ни тесты способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился.
Классификация тестов достижений
Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.
Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.
I. 1 Диагностика учебных достижений
психодиагностика тест достижение способность
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.
В литературе встречается следующее определение тестов достижений.
Тесты — это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень икачество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).
Одним из важных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является их объективность и непредвзятость. Поскольку, зачастую оценка учителя выступает также методом воздействия, отражая в себе отношение учителя к личности ученика.
Удобство тестов достижения состоит в том, что они очень компактны и пригодны для оценки достижений больших групп.
Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).
Такие тесты выполняют несколько функций:
· выступают как средство оценки знаний,
· определяют готовность ребенка к обучению в школе,
· выявляют недостатки обучения,
· подсказывают направление последующего обучения,
· обеспечивают мотивацию учащегося,
· помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
· дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа.
Отдельные тесты достижений можно объединять в батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным школьным предметам. Как правило, тестовые батареи предназначены для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду с ними созданы батареи, которые позволяют получать такие данные. Это, например, тесты основных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений и тесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.
В США тесты достижений получили очень широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения).
I. 2 Тесты профессиональных достижений
Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.
Выделяют 3 формы тестов профессиональных достижений:
1. Тесты исполнения. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.
2. Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.
3. Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.
Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:
1. эксперты высокой квалификации
2. новички
3. представители смежных профессий.
Задание включается в тест, если:
· задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)
· задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)
· и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.
Тесты профессиональных достижений способны помочь в решении целого ряда проблем:
1.Оценка эффективности профессионального обучения.
2.Сравнение разных методов и учебных программ путем сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами.
3.Выявление пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их своевременного доучивания с помощью индивидуализированных методов и приемов.
4.Аттестации работников на разряд, для оценки квалификации.
Однако работа по созданию таких тестов не проста, она требует специальных знаний и квалификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тесты достижений делятся на две основные группы:
1. Тесты успешности обучения.
2. Тесты профессиональных достижений.
Первая группа тестов используется в сфере образования для диагностики успешности обучения. Одним из важных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является их объективность.
Удобство тестов достижения состоит в том, что они очень компактны и пригодны для оценки достижений больших групп.
Тесты достижений выполняют несколько функций:
· выступают как средство оценки знаний,
· определяют готовность ребенка к обучению в школе,
· выявляют недостатки обучения,
· подсказывают направление последующего обучения,
· обеспечивают мотивацию учащегося,
· помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
· дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Они используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.
Выделяют 3 формы тестов профессиональных достижений:
1. Тест исполнения действия.
2. Письменный.
3. Устный.
Тесты достижений в настоящее время широко распространены за рубежом, например в США они разработаны более чем для 250 различных профессий В нашей стране таких тестов практически нет, что обусловлено сложностью создания и валидизации данных методик.
Оценивая тесты учебных и профессиональных достижений в целом, следует отметить их хорошие возможности в осуществлении контроля за процессами обучения и формирования профпригодности.
Список литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2007.-688 с.: ил.- (Серия «Мастера писихологии»)
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика:Учебник для вузов. 2-е изд.- Спб.: Питер, 2010
3. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев : Наук. думка, 1989. С.
4. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
5. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
6. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
7. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО,
8. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982.