Содержание
Введение………………………………………………………………………
1. Общие понятия основного вопроса философии, его стороны………….
2. Онтологическая сторона основного вопроса философии……………….
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии…………….
4. Современное состояние основного вопроса философии и его перспективы…………………………………………………………………..
5. Философское исследование системы «человек – мир» и состояний, в которых эта система находится……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………….………..………………
Выдержка из текста работы
В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции данного объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа — натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д. От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Последнюю образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), о человеке (антропология), об обществе (социология, историософия), о познании (гносеология и эпистемология), о ценностях (аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмотрения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем.
Франкфуртская школа берет свое начало в 20-х гг. с Института социальных исследований, директором которого был на раннем этапе М. Хоркхаймер.
Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социально-экономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма. Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война», индустриальное общество, психоанализ и проблема человека — типичные темы франкфуртской школы. Позже к ним присоединятся Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм и др.
В период фашизма группа франкфуртских философов эмигрировала в Женеву, Париж, затем Нью-Йорк. Последней коллективной работой стали «Очерки о власти и семье», где обсуждаются проблемы двойственной природы власти, семьи как средства воспроизводства общества, критики технологической рациональности и проч. Некоторые вернулись во Франкфурт, некоторые остались в США.
В «Негативной диалектике» (1966) Адорно(1901—1969) делает выбор в пользу Гегеля как диалектика, но не систематика. Отрицает тождество реальности и мышления. «Разум становится неспособным уловить реальность не в силу собственной неспособности, а поскольку реальность не есть разум», — пишет Адорно в «Трех очерках о Гегеле» (1963). Задача негативной диалектики — перевернуть ложную уверенность философских систем и привлечь внимание к индивидуальному. «Традиционная философия пытается познать непохожее, сделав его похожим». Но реальное не есть разум.
Негативная диалектика материалистична. Она пытается разбить философскую и политическую тотальность в пользу различий индивидуального и качественного плана. «Порочной и ничтожной культуре» необходимо противостоять. Вся культура, включая крайне необходимую ее критику, есть хлам, а позитивизм сводится к некритическому принятию фактов и существующего.
Анализу современного технологического общества посвящена работа «Диалектика Просвещения», написанная Адорно и Хоркхаймером.
«Просвещение в широком смысле слова преследовало цель освободить человека от страха, чтобы сделать его властелином. Но освещенная земля сияет светом триумфального поражения». Саморазрушение неминуемо, ибо просвещение парализовано «страхом перед истиной». Это привело к тому, что знание скорее стало техничным, чем критичным. Другими словами, разум стал чисто инструментальным. Единственно, что он умеет — конструировать и усовершенствовать инструменты для установленных и необсуждаемых более целей, контролируемых к тому же системой. Общество господствует над природой как никогда.
Система. Масс-медиа. Просвещение превращается в свою противоположность. Пытаясь покончить с мифами, на деле оно умножило их сверх всякой меры.
Хоркхаймер(1895—1973) говорит о том, что капитализм предполагает фашизм. 1947 – «Затмение разума». Прогресс технических возможностей сопровождает процесс дегуманизации, так прогресс угрожает разрушить цель — идею человечности. Разум уже не ищет объективных и универсальных истин, чтобы сориентироваться на них, он имеет дело с инструментами для уже данных целей… все решает «система», иначе говоря, — власть.
Фромм:Что смиренное подчинение есть добродетель, а неподчинение — порок, веками внушали жрецы, феодалы, промышленные магнаты и родители, читаем мы в работе Фромма «Неподчинение как психологическая и моральная проблема» (1963). «Адам и Ева были внутри природы, как зародыш в утробе матери. Однако неподчинение разорвало эту природную связь, и они стали индивидами.
Как следует из пророчеств, дальнейшая эволюция человека была бы невозможна без серии актов неповиновения. Свобода – это отчасти всегда протест. Как совместить социальную природу с призванием человека любить?
Экзистенциализм
Экзистенциализм — одно из самых значительных и, популярных направлений мысли 20 в. — получил выражение не только в философских произведениях, но и в литературе. Крупнейшими Представителями философского экзистенциализма стали немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер {1889 — 1976) и французский философ и писатель Жан-Поль Сартр (1905 — 1980). Хайдеггер оказал сильное влияние на развитие современной европейской теологии, прежде всего благодаря тому, что некоторые его идеи были взяты на вооружение Р. Бультманом.
Согласно Хайдеггеру, человеческое существование характеризуется как «забота». Человек постоянно занят проектированием своего будущего. Одновременно его существование можно охарактеризовать и как «заброшенность», поскольку он испытывает гнет ограничений, связанных с собственной конечностью. Человек пытается бежать от своей тревоги, вызванной этими ограничениями, и потому его существование утрачивает аутентичность.
Согласно Хайдеггеру, аутентичное (адекватное) человеческое сознание должно включать в себя своего рода стоицизм, позитивное отношение к жизни и ее страданиям, принятие смерти как постоянной возможности столкновения с «ничто». Структура человеческого cуществования, утверждает Хайдеггер, раскрывается через внутренний опыт — заботу, тревогу и другие экзистенциальные отношения и чувства.
Экзистенциализм Сартра не оказал прямого влияния на изучение религии, поскольку его понимание человеческого существования открыто противостоит традиционным религиозным представлениям. Согласно концепции Сартра, понятие Бога содержит в себе внутреннее противоречие; в поисках Бога человек сталкивается лицом к лицу со своей свободой.