Содержание
План
Введение
1. Профессионально – психологическая подготовка
сотрудников ОВД
2. Условия и стратегии реализации подхода
подготовки юриста-сотрудника
правоохранительных органов
3. Реформа ОВД: наука и практика об их модернизации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выдержка из текста работы
Каждая сфера жизни общества нуждается в подготовленных высококвалифицированных кадрах. В МВД эту задачу решает педагогическая система непрерывного профессионального образования. Её научное значение определяется педагогической сущностью функционирования образовательных учреждений, системой педагогических условий и воздействий, педагогическими причинно-следственными зависимостями достижения конечных целей, характером деятельности и подготовки лиц, организующих и реализующих процесс подготовки специалистов. Опираясь на данные общей педагогики, педагогическая система непрерывного профессионального образования учитывает специфику подготавливаемых в образовательных учреждениях МВД России специалистов.
Из жизни хорошо известно, что заинтересованность сотрудников в выполнении своих служебных обязанностях бывает различной. Они могут склоняться к пассивному и формальному выполнению обязанностей, быть готовы по мере сил выполнять порученное дело или же стремиться достичь в работе ощутимых успехов и проявить себя. Поэтому если не обеспечивать заинтересованность сотрудников в труде, то самые лучшие планы и решения руководителей останутся невыполненными.
Целью контрольной работы является изучение вопроса организации тактической, огневой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
педагогический тактический воспитательный офицер
Управление служебным коллективом и социально-психологическими процессами, протекающими в нем, — важнейшая задача руководителя ОВД. Для этого руководитель применяет различные средства. Так, чтобы сформировать у подчиненных стремление к эффективному труду, руководителями используется мотивирование их профессиональной деятельности. Применение его позволяет обеспечить наиболее полный вклад сотрудников в решение задач, поставленных перед ОВД. В общем плане мотивирование труда сотрудников есть побуждение их со стороны руководителя к успешному выполнению своих служебных обязанностей Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Егоров К.А. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2006..
Государственно-служебные отношения по поддержанию безопасности обеспечиваются за счет основанной на императивных нормах, жесткой организационной и психологической взаимосвязи между руководителем и подчиненным, а также высокой огневой и тактической выучки, физической подготовки персонала Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
Для юриста наряду со знанием психологических аспектов профессиональной деятельности необходимо иметь представление и об основах педагогики. Каждый, кто готовит себя к самостоятельной работе в ОВД, должен объективно представлять, что основным звеном в его деятельности будет работа с людьми.
Каждый сотрудник ОВД, а тем более оперативные уполномоченные и следователи, должны знать и понимать людей, уметь управлять их поведением, выполнить это может только тот, кто глубоко изучил психологию и педагогику. Начальник ОВД должен также уметь грамотно работать со своими подчиненными в лице оперативных уполномоченных, следователей и др., применяя при этом методы воспитания из педагогики и некоторые психологические приемы из психологии.
В процессе тактической подготовки эффективно решаются задачи формирования эмоционально-волевой устойчивости сотрудников МВД. С повышением их подготовленности улучшаются в первую очередь те функции психики, которые регулируют специфическую двигательную деятельность.
Воспитание психологической устойчивости осуществляется поэтапно, путем систематической постановки постоянно усложняющихся задач на выполнение приемов, связанных с элементами новизны, риска, опасности, дефицита, времени, длительного физического и психического напряжения, в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями, завершаемых обязательным контролем за ходом их выполнения.
Анализ процесса тактической, физической и огневой подготовки сотрудников МВД позволил установить ее зависимость от уровня развития вооружения, способов ведения боевых действий, уровня подготовленности сотрудников МВД, военной доктрины, военной науки и военного дела в целом. Вместе с совершенствованием оружия и военной техники, изменением структуры, размаха и напряженности борьбы с терроризмом повышаются и требования к специальной тактической и физической подготовленности сотрудников МВД, которая претерпела, в связи с этим больше эволюционные изменения. ТСП из компонента боевых и специальных приемов и действий выделилась в тематический раздел служебно-боевой подготовки, имеющий свои основные понятия, предмет и закономерности формирования подготовленности сотрудников МВД к профессиональной деятельности на различных этапах обучения.
Рассмотрим методы педагогического взаимодействия Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., ЦветковВ.Л., Основы воспитательной работы в органах внутренних дел, М., 2003:
1. Метод формирования взглядов и обмена информацией. Может быть использован в форме лекции, диалога, повествования, инструктажа, призыва, внушения или доказательства. Направлен на убеждение.
2. Метод организации деятельности. Может быть использован в форме поручения, показа образцов и примеров, создании ситуации успеха, перспективы, состязания, требования. Направлен на выполнение упражнения.
3. Метод стимулирования оценки и самооценки. Может быть использован в форме поощрения или наказания, замечания, ситуации контроля, ситуации критики и самокритики, доверии, общественном мнении.
Физическое воспитание — процесс целенаправленного формирования физических качеств человека (крепкого здоровья, выносливости, необходимых двигательных навыков и т.д.), а также его убеждений, мотивов поведения и привычек, способствующих физическому самосовершенствованию Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
В настоящее время в методике физической подготовки выделяются три последовательных этапа: обучение основам техники приемов; обучение боевым действиям и основам тактики; ситуативное обучение в условиях, приближенных к боевым.
Наиболее профессионально-важные физические качества сотрудников ОВД — это сила, быстрота, выносливость, ловкость. Для успешного выполнения оперативно-служебных задач при этом, от сотрудника может потребоваться комплексное проявление физических качеств, а также различные умения и навыки.
В связи с этим, представляется не менее важной задачей физической подготовки, наряду с развитием физических качеств, формирование необходимых двигательных умений и навыков.
Анализ выполнения служебно-боевых задач сотрудниками МВД показывает, что их профессиональная деятельность проходит в экстремальных условиях, связанных с элементами риска и опасности для жизни и здоровья, угрозе террористических атак на охраняемых ими лиц или объекты. Преступность приобрела организованный характер, имеет новейшие образцы оружия и технического оснащения. Массовый характер приобрели случаи террористических актов с похищениями людей, поджогами и взрывами.
Все это требует коренного пересмотра системы тактико-специальной подготовки сотрудников МВД с целью формирования у них профессионально важных качеств к экстремальным условиям профессиональной деятельности.
Тенденции, присущие физической подготовке сотрудников ОВД Ященко Ю.Г. «Педагогические особенности физической подготовки сотрудников подразделений криминальной милиции МВД России», Автореферат, Москва, 2005.:
— формирование и развитие физической подготовки находится в тесной связи с требованиями государства к уровню подготовленности сотрудников, развитием научно-педагогических знаний в области общей и специальной педагогики, теории и методики физического воспитания, а также особенностями оперативно-служебной деятельности конкретных подразделений МВД России;
— функционирование физической подготовки в системе служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД находится во взаимосвязи с ее другими компонентами: огневой, тактико-специальной и профессионально-психологической подготовкой;
— повышение роли практического обучения, методов динамического моделирования на основе ситуаций наиболее часто встречающихся в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД в процессе физической подготовки.
Наиболее существенным для учебного процесса, а соответственно и по тактико-огневой подготовке, является использование психологии в решении следующих педагогических задач:
– психологическое обоснование процессов приобретения знаний, навыков и умений;
– обоснование особенностей возрастного психологического развития обучаемых, определение путей анализа одаренности, способностей, интересов обучаемых и проявления других психологических свойств в обучении: характера, воли, чувства, внимания, памяти, темперамента и т.п.;
– обоснование педагогического направления в изменении и совершенствовании психологических свойств обучаемых в процессе обучения;
– организация и управление процессами мыслительной служебной деятельности сотрудников ОВД при обучении;
– определение объективных путей оценки душевного и морального состояния обучаемых, уровня мотивации их действий, психологическое обоснование творческой, созидательной деятельности обучаемых, ее направление и развитие.
Системный анализ организации тактико-специальной и физической подготовки показал, что он характеризуется выраженной тренировочной направленностью, обеспечивающей лишь двигательную готовность сотрудников МВД к овладению оружием и боевой техникой по специальности, при недостаточных знаниях в области тактики и физического воспитания при относительно невысоких организаторско-методических навыках и умений проведения различных форм тактической и физической тренировки личного состава подразделений. Именно поэтому очень важно совершенствовать поход к подготовке сотрудников правоохранительных органов.
Следует отметить, что тактическая подготовка сотрудников МВД оказывает существенное положительное влияние не только на результаты военно-профессионального обучения, но и на формирование коллективного взаимодействия и взаимоотношений, что способствовало совершенствованию коллективного мастерства и повышению уровня внутриколлективного боевого взаимодействия.
2. Отдел морально-психологического обеспечения
В состав отдела входят три подразделения — отделение организации воспитательной работы, сотрудники которого большое внимание уделяют формированию у личного состава комплекса гражданских, нравственных, духовных и других профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности; достижению высокой степени мотивационной готовности личного состава к качественному выполнению оперативно-служебных задач; формированию и поддержанию здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава; подготовке сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина, повышению имиджа сотрудников полиции перед населением, созданию положительного образа защитника правопорядка; отделение психологического обеспечения и организации работы на полиграфе — приоритетными направлениями которого являются: профилактика деструктивных форм поведения, оптимизация климата в подразделениях края, проведение социально-психологических исследований, медико-психологическая реабилитация сотрудников выполнявших служебно-боевые задачи в СКР, профессионально-психологическая подготовка личного состава, формирование психолого-педагогической компетентности руководителей; группа социальной работы — уделяет большое внимание оказанию социальной поддержки семьям сотрудников, погибших при выполнении служебных обязанностей и сотрудников, потерявших трудоспособность при выполнении служебных обязанностей.
Решаются самые разнообразные вопросы — это и оказание помощи в обеспечении жильем нуждающихся, ремонте квартир, приобретении протезов, трудоустройстве, обучении детей погибших и инвалидов в высших и средних специальных учебных заведениях, организации их оздоровительного отдыха и т.п.
Инспекция по личному составу — это контролирующее подразделение, призванное осуществлять надзор за соблюдением законности и служебной дисциплины сотрудниками полиции. Также на подразделение возлагается и работа по профилактике нарушений законности, дисциплины и чрезвычайных происшествий с участием сотрудников.
Основные задачи УРЛС:
1) Обеспечение реализации требований современной кадровой политики МВД России в деятельности территориальных органов МВД России в Пермском крае.
2) Улучшение качественного состава кадров, совершенствование работы по их отбору, расстановке, закреплению на службе и профессиональному становлению, укрепление руководящего звена.
3) Организация системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава, совершенствование его профессионального мастерства.
4) Формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников, работников (государственных служащих) территориальных органов МВД России в Пермском крае на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения принципов и норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
5) Формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение их авторитета и престижа.
6) Оздоровление морально-психологического климата в коллективах территориальных органов МВД России в Пермском крае, повышение уровня социальной защищенности сотрудников.
7) Обеспечение мероприятий по социальной адаптации сотрудников, уволенных со службы из органов внутренних дел, в ходе проводимых организационно-штатных мероприятий.
8) Организация морально-психологического обеспечения сотрудников, работников (государственных служащих), включающего в себя основные виды деятельности: воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу, а также работу по укреплению служебной дисциплины и законности в служебных коллективах.
Основные функции:
1) Анализ и прогнозирование кадровой ситуации, изучение влияния общественно-политических, социально-психологических, научно-демографических и иных факторов, влияющих на состояние кадрового обеспечения, прохождение службы в территориальных органах МВД России в Пермском крае. Осуществляет разработку предложений по их улучшению
2) Во взаимодействии с руководящим составом структурных подразделений ГУ МВД России по Пермскому краю комплектование территориальных органов МВД России в Пермском крае, контроль за правильностью применения положений о порядке и условиях прохождения службы личным составом.
3) Учет, систематизацию и хранение нормативно-правовых документов по вопросам прохождения службы и работы с кадрами.
4) Контроль состояния воспитательной работы с личным составом в территориальных органах МВД России в Пермском крае в целях успешного выполнения поставленных задач, укрепления служебной дисциплины, воспитания у сотрудников профессионально значимых качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе в экстремальных условиях.
5) Психологическое обеспечение деятельности территориальных органов МВД России в Пермском крае, прохождение реабилитационных сеансов сотрудниками, работниками (государственными служащими), подвергнувшимися морально-психологическим стрессам в период исполнения служебных обязанностей.
6) Подготовка и проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам в жизни государства и органов внутренних дел, пропаганде традиций системы МВД России, спортивно-массовых мероприятий, контролирует качество организации служебно-боевой, профессиональной и морально-психологической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России в Пермском крае.
7) Своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, публикаций в печати, сообщений по радио, телевидению и интернету, принимает меры по устранению выявленных недостатков в работе с личным составом, в части касающейся.
8) Деятельность культурно-просветительных и самодеятельных творческих коллективов, осуществляет привлечение сотрудников к участию в музыкальных, художественных, литературных смотрах и конкурсах.
9) Проведение аттестационных комиссий, комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике, комиссий по трудоустройству сотрудников, уволенных со службы из органов внутренних дел в период проведения организационно-штатных мероприятий, комиссий по решению социальных вопросов сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и др.
10) Морально-психологическое обеспечение в территориальных органах МВД России в Пермском крае, проводит анализ его состояния, разрабатывает и реализовывает меры по повышению уровня его эффективности.
11) Обеспечение проведения занятий по служебно-боевой и морально-психологической подготовке личного состава, а также по вопросам профессиональной этики и духовно-нравственного воспитания личного состава, изучает морально-психологическое состояние сотрудников, работников (государственных служащих) и служебных коллективов, вырабатывает практические рекомендации по организации воспитательной работы с личным составом.
12) Взаимодействует с общественными объединениями, учреждениями культуры, религиозными организациями, трудовыми коллективами в целях пропаганды служебной деятельности, повышения имиджа, авторитета и воспитания сотрудников, работников (государственных служащих) органов внутренних дел в духе добросовестного выполнения возложенных на них обязанностей.
13) Проверка достоверности и полноты предоставления гражданами, государственными служащими, сотрудниками территориальных органов МВД России в Пермском крае, претендующих на назначение и замещающих должности, согласно утвержденному перечню, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
14) Взаимодействие с ОРЧ СБ ГУ МВД России по Пермскому краю по вопросам реализации положений Концепции обеспечения собственной безопасности в области кадровой политики.
15) Учет прохождения службы лицами рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, работников (государственных служащих) территориальных органов МВД России в Пермском крае, исполняет отчетность по направлениям деятельности.
3. Организация процесса оценки эффективности воспитательной деятельности офицеров
Эффективным условием оптимизации организации процесса оценки эффективности воспитательной деятельности является создание целого комплекса методик, тестов, разработку программ по оценке для ЭВМ, обеспечение субъектов оценки необходимыми теоретическими источниками. В отделах воспитательной работы соединений необходимо создать банк таких данных тестов, методик по оптимизации оценки эффективности воспитательной деятельности.
Обобщая сказанное выше, можно назвать основные этапы моделирования системы оценки эффективности воспитательной деятельности офицеров, способствующие ее оптимизации. Моделирование такой системы — это определение комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных мероприятий (инструкций, приказов, программ, методик, положений и т.д.), предназначенных для разработки и осуществления оценочного процесса эффективности воспитательной деятельности офицеров.
Основные принципы моделирования системы процесса оценки эффективности воспитательной деятельности: Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И.А. Алехина. — М.: ВУ, 2009.
а) качественно-количественный характер оценки;
б) комплексность;
в) согласованность с существующей организацией и реальной практикой;
г) непрерывность развития и совершенствования;
д) возможность автоматизации;
ж) гибкость и мобильность в системе оценки, ее нацеленность на те изменения, которые происходят в процессе оценки воспитательной деятельности.
Рассмотрим кратко названные принципы. Количественно-качественный характер процесса оценки эффективности воспитательной деятельности обеспечивается применением формализованных процедур ее построения на основе объективных количественных показателей (научно обоснованных) и количественных экспертных оценок проводимых в соединениях. Комплексность моделируемой системы оценок проявляется в единстве охвата уровней: реального процесса и научно обоснованного, а также конечный результат — конкретный офицер с необходимым содержанием и уровнем развития профессиональных качеств.
Согласованность означает, что систему процесса оценки эффективности следует разрабатывать и осуществлять не как временный процесс, а как один из элементов целостной системы: организации, управления и функционирования профессиональной подготовки офицеров.
Непрерывность развития и совершенствования системы процесса оценки эффективности воспитательной деятельности должна обеспечиваться постоянным совершенствованием теоретического, методического и организационного обеспечения оценки воспитательной деятельности офицеров.
Принцип возможной автоматизации процесса оценки, означает создание специального центра с применением ЭВМ, обработки всех данных оценок, что поможет представить результаты в динамике, своевременно, объективно и реально. Однако данный принцип может иметь математические трудности, они заключаются в определении коэффициента показателей эффективности.
Гибкость и мобильность системы процесса оценки предполагает отражение тех изменений в деятельности профессиональной подготовке субъектов, объектов подготовки, возможность оперативного введения необходимых корректив (в состав критериев оценки, показателей, шкал и др.). Подласный И.П. Педагогика. Новый курс. Изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Основные этапы моделирования системы процесса оценки эффективности воспитательной деятельности: первый этап — подготовительный, второй этап — разработки модели системы оценок, третий этап — использования системы в реальном процессе, четвертый этап — заключительный.
Каково содержание названных этапов?
Подготовительный этап предусматривает: Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Под редакцией А.В Барабанщикова. — М.: Новое издание, 2009.
Исследование различных факторов, отражающих отношение командования, офицерского состава к существующей в воинской части практики оценки воспитательной деятельности:
— организация планирования процесса оценки эффективности воспитательной деятельности (порядок ее утверждения, система контроля, использование приказов и директив и других документов в системе оценок);
— процесс оценки эффективности воспитательной деятельности (критерии и показатели используемые для характеристики результатов воспитательной деятельности);
— материальное стимулирование и оценка воинского труда офицерского состава;
— аттестация субъектов подготовки на различных уровнях.
Второй этап разработки модели системы процесса оценки эффективности воспитательной деятельности предусматривает модели на общеметодических принципах оценки эффективности, конкретных подходах в оценке конкретного офицера.
Структуру системы процесса оценки эффективности воспитательной деятельности можно представить в следующем виде:
1. Общие положения.
2. Цели и задачи системы процесса оценки.
3. Оценка эффективности.
4. Порядок использования результатов оценки.
Чтобы в данной системе процесса оценки была обеспечена ее целостность, методологическое и организационное единство необходима разработка концептуальной модели, в которой были бы отражены принципиальные вопросы оценки эффективности воспитательной деятельности: структура; критерии и показатели, методы измерения и принципы построения шкал, графики формирования обобщающих показателей и т.д.
Заключение
Современный этап развития Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации характеризуется реформированием всех сторон его жизнедеятельности. Одним из ключевых направлений этих преобразований являются профессионализация Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, требующая, в свою очередь, существенного повышения профессионализма офицерского корпуса. От наличия профессиональных знаний и умений офицеров по организации воспитательной деятельности во многом зависят качественные характеристики личного состава Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, а значит — в значительной степени — и боеготовность военнослужащих.
Проведенный анализ сложившейся системы военно-педагогической подготовки офицеров показывает, что она не отвечает современным требованиям, предъявляемым к офицерам, как учителям и воспитателям личного состава. Это значительно снижает эффективность всего педагогического процесса, так как командный состав рассматриваемой категории офицеров является его основным исполнителем и организатором. Исследование позволило определить, что не все организаторы учебно-воспитательного процесса хорошо представляют себе решение этой педагогической задачи.
На данный момент во Внутренних Войсках Министерства Внутренних Дел Российской Федерации отсутствует единая методика оценки эффективности воспитательной работы и каждый заместитель командира по работе с личным составом проводит оценку по своей методике.
Список используемой литературы
1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009
2. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л., Основы воспитательной работы в органах внутренних дел, М., 2003
3. Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Егоров К.А. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2006
1. Сборник нормативных актов, регламентирующих организацию МПО СБЗ и работу по укреплению воинской дисциплины и правопорядка во ВВ МВД России. (1992-2012г.). (Под редакцией Главного командования ВВ МВД России, управление по работе с личным составом).
2. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И.А. Алехина. — М.: ВУ, 2009.
3. Подласный И.П. Педагогика. Новый курс. Изд. центр ВЛАДОС, 2011.
4. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. Под редакцией А.В Барабанщикова. — М.: Новое издание, 2009.
5. Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. — М.: Военно-политическая академия, 2011.
6. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: Учебник. В 2-х частях. — Часть 1. / Ответственный Редактор — Б.П. Бархаев. — М.: Военный университет, 2008.
7. Константинов Н.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. — М.: Просвещение, 2010.
Размещено на