Содержание
Организация работы Верховного Суда РФ……..3
Список использованных источников и литературы….13
Выдержка из текста работы
- ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ…………………….4
- СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ………………………………..9
- Пленум Верховного Суда РФ………………………………….…….9
- Президиум Верховного Суда РФ……………………………………11
- Кассационная коллегия……………………………………………..12
- Судебные коллегии…………………………………………….……13
- Военная коллегия…………………………………………………….15
- СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ……………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…23
- ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Суда выполняют правоохранительные функции, рассматривают споры юридических и физических лиц, а также обращения по поводу действий исполнительной власти. Каждый должен быть уверен, что суд разрешит спор самым справедливым образом.
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.
От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть — один из видов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает Верховный суд Российской Федерации.
1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 г. и введенным в действие 1 января 1923 г.
На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции.
Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 г., и лишь после принятия в 1958 г. Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" было указано, что пленум Верховного Суда республики " рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики… и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР".
Впервые такое право закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126, за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими.
Итак, деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Конституционные положения более обширно конкретизированы в ФКЗ «О судебной системе». Специальным нормативным правовым актом, в котором урегулированы организация и состав Верховного Суда РФ, является ныне действующий Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время штатная численность судей Верховного Суда составляет 105 человек, из числа которых 64 судьи состоят в Судебной коллегии по гражданским делам, 33 — в Судебной коллегии по уголовным делам и 8 — в Военной коллегии. Численность аппарата сотрудников Верховного Суда составляет около 600 человек.
Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.
Судопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на русском языке —
государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.
Говоря о правовом статусе Верховного суда, нужно отметить, что придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой его компетенции — дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам — верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения. Верховный Суд Российской Федерации является третьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.
Конституция РФ 1993 г. предоставляет Верховному Суду полномочия:
1. он обладает правомзаконодательной инициативы по вопросам, относящимся к еговедениюстатья 104, часть 1);
2. правом обращения вКонституционный Суд с запросом о соответствии Конституции нормативно-правовых актов (статья 125, часть 2);
3. дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления в случае выдвижения против негоГосударственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (статья 93, часть 1).
Для понимания роли Верховного Суда РФ и возглавляемой им системы судов весьма значимы и такие полномочия, как признание недействительными подзаконных актов государственных органов, решение избирательных споров.
В целом система судов, возглавляемая Верховным Судом РФ, и соответственно он сам призваны сыграть ведущую роль в реализации конституционной гарантии — судебной защитыправ и свобод граждан. В состав Верховного Суда входят председатель, его заместители и члены. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. (раздел 2, пункт 5)судьи Верховного Суда, избранные до ее вступления в силу, сохраняют свои должности до истечения срока, на который они были избраны.
Это правило в равной мере относится к председателю суда и его заместителям. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном Конституцией, а именно: судьи назначаютсяСоветом Федерации по представлению Президента РФ. Требования, предъявляемые к кандидату на должность члена Верховного Суда, более высоки, чем предъявляемые к кандидатам на нижестоящие судейские должности (возраст 35 лет и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет). На практике членами Верховного Суда становятся опытные судьи, прошедшие основные ступени судейской карьеры. Статус судьи Верховного Суда РФ не имеет сколько-нибудь существенных отличий от общего статуса судей, установленного Конституцией РФ и Законом о статусе судей в Российской Федерации 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями
Полномочия Верховного Суда РФ, как высшего судебного органа в отношении гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляют Президиум Верховного Суда РФ и судебные коллегии Верховного Суда РФ. По результатам рассмотрения в порядке надзора гражданского дела Верховный Суд РФ вправе отменить решение, определение или постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции, отменить решение, определение или постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения, оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений, а также отменить либо заменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанций и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам.
Каждая судебная инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Рассмотрение дел в Верховном Суде РФ осуществляется в соответствии с федеральным процессуальным законодательством коллегиально или единолично. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции поддерживает прямые связи с судебными органами других стран и международными юридическими организациями, заключает соглашения о сотрудничестве, обмене опытом в деле осуществления правосудия, участвует в разработке международных договоров РФ.
Судьи Верховного Суда РФ совместно с представителями судов всех уровней принимают участие в работе различных международных семинаров, симпозиумов, конференций, проводимых в рамках Совета Европы, ОБСЕ, других международных организаций, на которых выступают с докладами и сообщениями о принятии и применении законодательства, разработанного на основе принципов, заложенных в Конституции РФ.
Таким образом, Верховный Суд РФ действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти. Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел, может выступать в качестве суда кассационной или надзорной инстанции.
2. СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:
- Пленума Верховного суда Российской Федерации
- Президиума Верховного суда Российской Федерации
- Кассационной коллегии
- судебной коллегии по гражданским делам
- судебной коллегии по уголовным делам
- Военной коллегии
- Аппарата Верховного Суда Российской Федерации
- Научно-консультативный совет
2.1 Пленум Верховного Суда РФ
Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, другие приглашенные лица его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. В заседаниях Пленума принимают обязательное участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ.
Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум заслушивает сообщения председателей Верховных Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной Практике по применению законодательства. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщение о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором. Министром юстиции или уполномоченными ими лицами. На Пленум могут приглашаться и другие лица, например, судьи нижестоящих судов, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, работники прокуратуры. Они вправе принимать участие в обсуждении вопросов, включенных в повестку заседания Пленума. Решения принимаются Пленумом открытым голосованием простым большинством голосов. Перед голосованием по всем вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ либо министром юстиции, Генеральный прокурор дает заключение. Постановления Пленума подписывает Председатель Верховного Суда РФ и секретарь Пленума — судья Верховного Суда РФ. Секретарь Пленума, наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда, проводит организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и принимает меры для исполнения принятых Пленумом постановлений.
Постановления Пленума Верховного Суда публикуются в Бюллетене Верховного Суда и доводятся до сведения нижестоящих судов. В настоящее время такие постановления имеют как разъяснительный, так и рекомендательный характер, но жестко не связывают суд при вынесении аналогичных или сходных дел, поскольку каждое из них имеет свою специфику.
Полномочия Пленума Верховного Суда РФ:
- рассмотрение и изучение судебной практики, а также представлений Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ;
- дача разъяснений судебной практики (в форме обязательных для всех судов обшей юрисдикции постановлении Пленума Верховного Суда РФ);
- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда РФ составов судебных коллегий и секретаря Пленума;
- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда РФ состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;
- заслушивание отчетов о работе Президиума, кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ;
- решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой и о направлении запросов в Конституционный Суд РФ;
- иные полномочия, предусмотренные в законе.
2.2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе
Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
- в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
- оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
2.3 Кассационная коллегия
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется судебными составами.
Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в период между её заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда Российской Федерации с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:
- рассматривает в качестве суда второй (кассационной) инстанции гражданские и уголовные дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебной коллегией по гражданским делам, судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;
- рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
2.4 Судебные коллегии
Судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия) Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам по выполняемым задачам и объему судебной работы являются основными подразделениями Верховного Суда РФ. На заседаниях судебных коллегий рассматриваются дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах их компетенции.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей Верховного Суда. Один из судей Верховного Суда, входящих в судебный состав, является председателем состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, а также обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в порядке надзора. В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие из республик, краев, областей и других административно-территориальных образований, закрепленных за данным судебным составом. Такой порядок подготовки и рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебных коллегиях позволяет более эффективно осуществлять надзор за судебной деятельностью нижестоящих судей Судьи Верховного Суда РФ, изучающие дела из определенных нижестоящих судов и участвующие в их рассмотрении, имеют возможность знакомиться с обстановкой в области, крае, республике, условиями работы этих судов, с наиболее распространенными в этих регионах преступлениями и иными правонарушениями, а также с деловыми качествами судей, участвовавших в рассмотрении дел, которые поступили с жалобами и протестами в Верховный Суд. Это позволяет выявлять типичные ошибки, допущенные в решениях и приговорах, устранять их и оказывать более эффективную помощь нижестоящим судам.
Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
2.5 Военная коллегия
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в РФ непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам, действующая в составе Верховного Суда РФ (ст. 10 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Военная коллегия Верховного Суда РФ образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и др. судей Верховного Суда РФ (судьи Военной коллегии). В Военной коллегии Верховного Суда
РФ могут быть образованы судебные составы.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции:
- дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Минобороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия Верховного Суда РФ вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:
- по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу,
- по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;
- по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии Верховного Суда РФ, вступивших в силу.
Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:
- в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из 3 судей, а уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из 3 судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;
- дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей;
- дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей.
Военная коллегия Верховного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов и др. материалы.
3. СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Верховный Суд действует в составе Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда — являющихся судьями ВС РФ. Председатель Военной коллегии (согласно ФКЗ "О военных судах Российской Федерации) одновременно должен являться заместителем Председателя Верховного Суда.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (а также действующих на территории РФ разъяснений Пленума Верховного Суда СССР) и и вносит материалы на рассмотрение Пленума;
- созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;
- созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного суда Российской Федерации при рассмотрении любого дела;
- вносит в Пленум Верховного Суда Российской Федерации представления о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации или Пленума Верховного Суда СССР законодательству Российской Федерации или постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
- распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации ;
- руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
- ведёт личный прием и организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместители Председателя Верховного Суда:
- могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
- осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
- ведут личный прием граждан;
- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия Председателя Верховного Суда его права и обязанности осуществляет по его поручению один из заместителей.
Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации:
- председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
- образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
- осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
- представляют Пленуму Верховного Суда Российской Федерации отчёты о деятельности коллегий;
- вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
- организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;
- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, кроме того:
- вносит в Военную коллегию Верховного Суда РФ протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов, флотов и постановления судей этих судов;
- вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;
- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (и действующими на территории РФ разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР);
- в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из окружного (флотского) военного суда в другой окружной (флотский) военный суд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и во всех судебных органах в деятельности Верховного суда демократизм занимает особое место, являясь важным принципом правосудия. Он закрепил такие демократические принципы судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон, осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое разбирательство дел в судах. Судьи, обладая единым конституционно-правовым статусом, независимы, несменяемы и неприкосновенны.
Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда как первой, так и второй инстанций. Верховый суд, наделенный широкими полномочиями, вправе оставить без изменения или отменить приговор любого из федеральных судов общей юрисдикции, выступает в качестве суда кассационной или надзорной инстанций. Исходя из этого, можно сказать, что по своим полномочиям, судебной и правовой деятельности Верховный суд РФ по праву является высшим звеном судов общей юрисдикции.
Центром всей системы судов общей юрисдикции выступает Верховный Суд Российской Федерации, который:
- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции;
- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;
- дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В составе Верховного Суда РФ три судебные коллегии — по гражданским делам, по уголовным делам и военная коллегия, которые рассматривают в качестве первой инстанции дела особой важности, а также являются кассационной и надзорной инстанциями. Их решения могут быть обжалованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ; его высшей инстанцией является Пленум. Верховный Суд РФ возглавляет систему общих судов (по гражданским, уголовным, административным делам), и в этом качестве его важная задача — ориентация всех судов этой системы по проблемам, возникающим в связи с применением действующего законодательства. Для этого Верховный Суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и на этой основе издает постановления по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти постановления имеют общеобязательный характер не только для судов, но и для других государственных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Постановления Верховного Суда — важный компонент правовой системы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
- Конституция Российской Федерации 1993 года.
- Федеральный конституционный закон »О судебной системе РФ».
- Федеральный закон »О судебном департаменте при Верховном суде РФ»
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ
Литература
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Издат. Группа ИНФРА-М — НОРМА, 2004. — 741с.
- Пикулькин А.В. Система государственного управления:Учебник для вузов-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-543с.
- Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник, Под ред. В. А. Швецов. М.: Проспект, 1996.
Электронный ресурсы
- Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru/
- Свободная энциклопедия ВикипедиЯ: http://ru.wikipedia.org