Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
I.Организация медико-социальной помощи в медицинских учреждениях Республики Бурятия……………………………………….4
II. Организация медико- социальной помощи в учреждениях Министерства труда и социального развития Республики Бурятия…..
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………
Выдержка из текста работы
В современной России сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Медицинские учреждения наряду с учебными заведениями, консультационными фирмами, музеями относятся к сфере услуг. А с развитием частной медицинской практики значение медицинской услуги растет в арифметической прогрессии. В отличие от других видов профессиональных услуг (транспортных, туристских, юридических) медицинская услуга является более сложным понятием и требует глубокого анализа. Решение данной проблемы необходимо начать с рассмотрения общих понятий в медицинской сфере.
Медицина — совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
1. Понятие медицинской помощи
В ст. 7 Амстердамской Декларации дается следующее определение медицинской помощи: «…Медицинская помощь — врачебные, сестринские или иные, связанные с ними услуги, оказываемые производителями медицинских услуг и лечебно-профилактическими учреждениями…».
Далее в той же статье содержится следующая дефиниция: «…Производители медицинских услуг — врачи, сестры, дантисты и представители других медицинских профессий…». Исходя из этих определений, можно утверждать, что в соответствии с Декларацией медицинская помощь понимается как комплекс медицинских и связанных с ними услуг, а медицинская услуга, как элемент данного комплекса.
Определение медицинской помощи присутствует в таком российском ведомственном нормативном акте, как «Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги», в соответствии с которым медицинская помощь — это «…комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья…».
С позицией М. А. Ковалевского, о том что «…медицинская помощь, в соответствии с действующим законодательством, может, по общему правилу, надлежащим образом оказываться только медиками» стоит согласиться. Здесь необходимо подчеркнуть термин «может», а не «должна», потому что законодательством ни в одном нормативном акте не запрещено лицам, не являющимися профессионалами в медицинской сфере, оказывать медицинскую помощь.
По определению медицинской помощи, обозначенному в «Отраслевом классификаторе “Простые медицинские услуги”» (содержание определения дано выше), адресованному профессионалам в медицинской сфере в рамках медицинской и фармацевтической деятельности медицинскую помощь могут оказывать только медики и фармацевты.
А, следовательно, в содержание понятия «медицинская помощь» можно включить профессиональную медицинскую помощь и непрофессиональную медицинскую помощь.
Профессиональной медицинской помощи можно дать следующее определение: «Профессиональная медицинская помощь — это входящие в состав медицинской деятельности услуги и работы, которые оказываются конкретному пациенту к конкретной ситуации».
К непрофессиональной медицинской помощи относится следующее:
— деятельность матерей по самостоятельному лечению своих малолетних детей от таких распространенных заболеваний, как простудные, либо от незначительных травм;
— деятельность взрослых детей, самостоятельно осуществляющих уход за хронически больными престарелыми родителями (инъекции, перевязки и другие медицинские манипуляции);
— деятельность лиц по оказанию первичной медицинской помощи пострадавшим в природных или техногенных катастрофах, при эпидемиях, либо в иных случаях, когда медики-профессионалы в силу обстоятельств не могут оказать такую помощь;
— деятельность лиц, которые в силу своих религиозных или иных убеждений самостоятельно осуществляют уход за больными, оказывают психологическую помощь или совершают иные действия, связанные с лечением и реабилитацией больных.
2. Основные принципы охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
3. Виды медико-социальной помощи
Первичная медико-санитарная помощь.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования.
Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливается органами управления муниципальной системы здравоохранения на основании нормативных актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Финансирование первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств муниципального бюджета, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Скорая медицинская помощь.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.
При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортного средства выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта для перевозки пострадавшего они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Специализированная медицинская помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Специализированная медицинская помощь оказывается врачами — специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.
Специализированная медицинская помощь оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Отдельные виды дорогостоящей специализированной медицинской помощи, перечень которых ежегодно определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, финансируются за счет средств государственной системы здравоохранения.
Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.
Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Перечень и виды льгот при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Верховными Советами и правительствами республик в составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации
Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются льготы в предоставлении жилья и иные льготы, определяемые Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Верховными Советами и правительствами республик в составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Заключение
медицинский охрана здоровье лечебный
В связи с коренными социально-экономическими и политическими переменами, созданием рыночной экономики и др. в жизни нашего общества сегодня нужно видеть и новые процессы, новые принципы, которые не отменяют, а дополняют и реформируют прежние.
1. Ответственность общества и государства за охрану и укрепление здоровья населения, создание общественной системы, интегрирующей деятельность учреждений и организаций всех форм собственности, всех форм и структур (государственных, муниципальных, частных, страховых и др.), гарантирующей охрану и укрепление здоровья населения.
2. Обеспечение со стороны государства и общества всех граждан общедоступной, квалифицированной медицинской помощью, бесплатной! по ее основным видам.
3. Сохранение и развитие социально-профилактического направления охраны и укрепления здравоохранения на основе санитарно-гигиенических, противоэпидемических, общественных и индивидуальных мер, формирования здорового образа жизни, охраны и воспроизводства здоровья здоровых — синологии (валеологии).
4. Личная (персональная) ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
5. Интеграция охраны здоровья в комплексе мер (программ) по защите, охране окружающей среды, экологической политике, демографической политике, ресурсосберегательной, ресурсоохранной политике.
6. Сохранение и развитие планирования (программирования) в соответствии с целями (целевое планирование) и задачами развития общества и государства, стратегии здравоохранения как отрасли государства и функции общества на основе междисциплинарного подхода.
7. Интеграция науки и практики здравоохранения. Использование достижений науки в практике здравоохранения.
8. Развитие медицинской самодеятельности — участия населения в охране здоровья.
9. Охрана и улучшение здоровья как интернациональная задача глобальная проблема, сфера международного сотрудничества.
10. Гуманизм медицинской профессии, соблюдение норм и правил врачебной этики и медицинской деонтологии.
Литература
1. Иванов Р., Култыгин В. Социология медицины или социология здоровья? СОЦИС, 2005, № 6.
2. Дмитриева Е.В. Социологическое изучение здоровья: от социологии медицины к социологии здоровья // СОЦИС, 2001, №11.
3. Организация медицинской помощи в Российской Федерации // Поликлиника. — 2001. — №3-4.
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
5. Поляков И. В., Уваров С. А.. Некоторые аспекты развития здравоохранения в условиях рыночных отношений. Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995, № 3.
6. Роль и место охраны здоровья в государственной модернизации России // Врачеб. газ. — 2002.
Размещено на