Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и формы налоговой проверки…………………………………. 4
2. Организация камеральных налоговых проверок………………………. 10
3. Организация выездных налоговых проверок…………………………… 13
Заключение…………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………….. 18
Выдержка из текста работы
Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство, действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных функций.
За счёт налогов в развитых странах финансируется до 90% расходов государственного бюджета, при этом в Российской Федерации за счёт налогов формируется около 70% федерального бюджета. Вместе с тем, по данным налоговых органов, лишь 17-18% всех экономических субъектов, функционирующих в России, полностью и в срок рассчитываются по своим налоговым обязательствам, 50% — производят платежи время от времени, а 33% — вообще не платят налоги. Учитывая, что в результате налоговой реформы количество налогов сократилось в несколько раз, а расходы государства с каждым годом увеличиваются — цена неуплаты каждого вида налога становится для бюджета довольно обременительной.
Кодификация налогового законодательства оставила немало определяющих вопросов налогового контроля без должного правового регулирования, а последующие его изменения являются фрагментарными. Так, глава 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) представляет собой внутренне не выстроенный набор статей, регулирующих одновременно и материальные, и процедурные отношения, — всё это подтверждает отсутствие системного подхода к правовому регулированию налогового контроля.
Поэтому выездные налоговые проверки занимают всё более важное место в системе налогового контроля, о чём наглядно свидетельствует отечественный опыт налогового администрирования.
Таким образом, целью дипломной работы является всестороннее и полное изучение выездных налоговых проверок как основной формы налогового контроля, оценка её эффективности, а также определение путей совершенствования организации и проведения выездных налоговых проверок.
Исходя из цели выделим объект исследования, которым являются общественные отношения в сфере налогового контроля. При этом в качестве предмета исследования выступают нормативно-правовые акты, практика применения законодательства о выездных налоговых проверках, а также методы повышения эффективности выездных налоговых проверок.
Для достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты выездной налоговой проверки как одной из форм налогового контроля;
2) рассмотреть правовые основы проведения выездных налоговых проверок;
3) на практическом примере ИФНС России по г. Сургуту выявить основные проблемы низкой эффективности выездных налоговых проверок;
4) показать направления совершенствования организации и проведения выездных налоговых проверок.
В научных исследованиях, учебно-методической литературе, статьях периодической печати российские ученые и экономисты уделяют достаточно большое внимание вопросам совершенствования действующего механизма проведения выездной налоговой проверки. Этой тематике посвящены работы Черника Д.Г, Юткиной Т.Ф, Майбурова И.А, Лермонтова Ю.А, Гусевой А.П., Гусева А.П., Караханян С.Г., Мясникова О.А. В последние годы ведутся активные поиски решения проблем совершенствования результативности выездных налоговых проверок. Среди современных авторов, уделяющих особое внимание вопросам по данному направлению, следует выделить таких авторов, как: Гусев А.П., Караханян С.Г., Мясникова О.А. и др.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и задачами. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, а также приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты организации и проведения выездных налоговых проверок в РФ
1.1. Выездная налоговая проверка как основная форма налогового контроля
Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), первыми названы налоговые проверки.
Конституционный Суд Российской Федерации (далее — КС РФ) в своем Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П определил основное содержание выездной налоговой проверки следующим образом: проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить такую инвентаризацию, а также осмотр (обследование).
Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль». Объём правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки.
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от объёма проверяемой документации и места проведения налоговой проверки, налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.
Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа. В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Впервые термин «выездная налоговая проверка» введён в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями «выездная» и «документальная» проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространённое мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учётные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведения такой проверки.
Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.
Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения — не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлён до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа.
По объёму проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.
Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определённый период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще. После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ); порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.
Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа. Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.
Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных, однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.
По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внеплановые.
Внеплановая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).
Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.
Цель внеплановой проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внеплановые проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККТ, в большинстве случаев проводятся как внеплановые.
Пункт 10 ст. 89 HК РФ предусматривает возможность проведения повторных проверок.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При назначении повторной выездной проверки ограничения, указанные в п. 5 ст. 89 НК РФ, не действует.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
По объёму проверяемых документов проверки делятся на:
1) сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
2) выборочные (когда проверяется только часть документации).
Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).
Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
Принимая во внимание, что налоговой проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент, знание соответствующих положений налогового законодательства о порядке проведения налогового контроля, налоговых проверках, порядке их назначения и проведения, о правилах принятия решений по результатам проверок может помочь налогоплательщику дать взвешенную правовую оценку правомерности требований налоговых органов, проводящих налоговую проверку, и правильно выстроить линию защиты. Безусловно, надо признать, что в ряде случаев причинами конфликтов между инспекторами и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговых агентов являются существующие пробелы в законодательстве и, как следствие, складывающаяся противоречивая судебная практика, не позволяющая принять единственно верное решение в той или иной спорной ситуации.
Также хотелось бы пояснить относительно формы правового акта, которым назначается выездная налоговая проверка. Если назначается обычная, т.е. первоначальная проверка, то налоговым органом принимается решение о проведении выездной налоговой проверки. Если речь идет о повторной проверке, назначаемой вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, то выносится постановление. Повторная выездная проверка, проводимая тем же налоговым органом, что и первоначальная, осуществляется на основании решения этого же налогового органа.
Целью любой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Так, например, ещё в Постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 12 января 2006 г. N А65-12104/2005-СА1-32 был сделан вывод, что целью камеральной налоговой проверки является проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учёта.
Таким образом, налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, осуществляемая должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
Для того чтобы проверку можно было определить как налоговую, необходимо соблюдение нескольких условий, в частности:
— Проверка должна проводиться независимо от видов налогов и сборов должностными лицами налоговых органов в пределах компетенции, определяемой НК РФ и Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
— НК РФ не наделяет органы внутренних дел полномочиями по проведению налоговых проверок. Проведение проверок органами внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Полномочия органов внутренних дел, установленные в статье 36 НК РФ, заключаются в том, что, во-первых, они по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках, а во-вторых, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Правовое основание для подобных действий — совместный приказ МНС России N АС-3-06/37 и МВД России N 76 от 22 января 2007 г. «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Целью налоговой проверки является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Это означает, что проверки, осуществляемые налоговыми органами в силу полномочий, предоставленных им не законодательством о налогах и сборах, а иными законодательными актами, в целях контроля за соблюдением норм иного законодательства (в частности, законодательства о контрольно-кассовой технике, о производстве и обороте этилового спирта), не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.
Налоговые проверки могут быть проведены только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 10 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ. В силу пунктов 1 и 17 статьи 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводятся и в отношении налогоплательщиков, и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.
Одно лицо может быть проверено в ходе одной выездной налоговой проверки сразу и в качестве налогоплательщика, и в качестве плательщика сборов, и в качестве налогового агента. Проведение за один и тот же период выездной налоговой проверки организации как налогоплательщика и выездной налоговой проверки этой же организации как налогового агента не противоречит положениям НК РФ. Федеральный Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 27 мая 2008 г. N КА-А40/3239-02 указал, что согласно статье 9 НК РФ, это два самостоятельных вида участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. У налогового органа нет обязанности проводить такие проверки одновременно, это его право. В отношении других лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, проводятся иные мероприятия налогового контроля. По результатам таких контрольных мероприятий могут быть выявлены налоговые правонарушения порядок производства, по которым является специальным.
Ещё одной разновидностью проверки является повторная налоговая проверка. Это выездная налоговая проверка налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Во-первых, повторная выездная налоговая проверка может проводиться в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков — организации и индивидуальных предпринимателей письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя о реорганизации или ликвидации организации — в течение трёх дней со дня принятия такого решения.
В кратчайшие сроки после поступления такого уведомления налоговый орган должен принять решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки, если деятельность организации (индивидуального предпринимателя) давно не проверялась, или о проведении повторной выездной налоговой проверки, если в отношении организации (индивидуального предпринимателя) была недавно проведена выездная налоговая проверка. Сроки такой проверки не установлены.
Во-вторых, повторная выездная налоговая проверка может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Особенностью таких проверок является то обстоятельство, что в ходе их проведения перед вышестоящими налоговыми органами ставятся две самостоятельные цели:
— контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах;
— контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (или за соблюдением налоговым органом законодательства о налогах и сборах).
Судебная практика в данном случае исходит из того, что достаточной мотивацией вынесения постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки является указание на то, что она проводится в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа.
Так, например, в соответствии с Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 августа 2007 г. N Ф08-3831/2005-1526А, мотивом к назначению вышестоящим налоговым органом повторной выездной налоговой проверки признаётся контроль за деятельностью налоговой инспекции, проводившей первоначальную выездную налоговую проверку. К тому же, в другом правовом акте — Постановлении Федерального Арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2008 г. N КА-А40/500-06-П, суд выделяет, что отсутствие в постановлении о назначении повторной выездной налоговой проверки ссылок на иные обстоятельства помимо того, что проверка проводится в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, не свидетельствует о незаконности проведения самой проверки, а также о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.
В результате изменений, внесённых в главу 14 НК РФ Федеральным законом N 137-ФЗ, начиная с 1 января 2007 года данная проблема утратила свою актуальность, т.к. из НК РФ было вообще исключено положение о том, что повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится на основании именно мотивированного постановления вышестоящего налогового органа, хотя, безусловно, без серьёзных на то оснований проводить повторные выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов налоговые органы не должны.
В результате проведения налоговой проверки зачастую возникает проблема сохранения налоговой тайны. Не секрет, что, проверяя крупные предприятия и холдинги, инспекция получает доступ к документам, напрямую влияющим на хозяйственную деятельность налогоплательщика и рентабельность его бизнеса. Сведения о налогоплательщике становятся налоговой тайной с момента постановки его на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 НК РФ). Режим налоговой тайны в отношении организации действует до снятия её с учета в связи с ликвидацией, а в отношении физического лица — до его смерти (точнее, до признания умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ).
В соответствии со статьёй 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
3) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
4) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 21 во взаимосвязи с пунктами 2 и 3 статьи 21, пунктом 2 статьи 24 НК РФ к налоговой тайне относится информация, касающаяся не только налогоплательщиков, но и плательщиков сборов и налоговых агентов.
По нашему мнению, вопрос о том, какие сведения не являются налоговой тайной, не решён на сегодняшний день налоговым законодательством в полной мере. Так, например, в НК РФ не определён статус сведений, которые подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ, в частности об акционерных обществах, ценных бумагах, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Многие специалисты считают, что такие сведения не относятся к налоговой тайне даже в случае их получения государственным органом, так как фактически разглашаются налогоплательщиком самостоятельно. Однако, поскольку налоговая тайна является разновидностью конфиденциальной информации, то понятие налоговой тайны и информацию, к ней не относящуюся, необходимо определять не только на основании положений статьи 102 НК РФ, но учитывать ещё Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Таким образом, не может быть налоговой тайной общедоступная информация, т.е. сведения, которые по своей природе не могут быть конфиденциальными (например, наименование налогоплательщика-организации, имя индивидуального предпринимателя, под которыми они выступают в гражданском обороте).
Сведения, составляющие налоговую тайну, могут быть получены от следующих субъектов:
— от иностранных государственных органов в порядке, предусмотренном международными договорами РФ (ст. 7 НК РФ);
— от налогоплательщиков и налоговых агентов — организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23, пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ);
— от нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК РФ);
— от банков (п. 3.1 ст. 60, п. 5 ст. 76 НК РФ);
— от учреждений и организаций, чья деятельность связана с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ);
— от органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК РФ).
Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.
Важным условием функционирования налогового контроля является детальная правовая регламентация порядка его осуществ……..