Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
Организация финансового контроля в органах федерального казначейства ………………………………………………………….. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 15
Список литературы …………………………………………………. 18
Тест …………………………………………………………………… 19
Выдержка из текста работы
Федеральное казначейство возникло не на пустом месте. Впервые слово «казначей» можно встретить в 15 веке в «штатном расписании Казенного приказа, учреждения, которое в период от Иоанна 3-го до царствования Петра Великого, заведовало Царским Казначейством.
С учреждением в 1821 году Департамента государственного казначейства все казначеи с их функциями были переданы в ведение этого Департамента. В 1822 году
в Санкт-Петербурге было учреждено Главное казначейство. В 1864 году в порядке эксперимента было введено единство кассы сначала в 12 губерниях, а в 1866 году повсеместно. В 1872 году была издана единая для всех казначейств Империи инструкция, содержащая правила: о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылки сумм казначействами, о выплате пенсий и пособий и т.д. В губернских казначействах сосредотачивались получаемые из уездных казначейств доходы для передачи их государственный банк на текущий счет Департамента государственного казначейства.
В 1890 году произошло значительное возрастание штатов и изменение структуры казначейства. В 1899 году казначейства начали распределять между казной и земством в известном процентном отношении суммы, поступающие в уплату поземельных сборов.
В дополнение ко всему, на казначейства с 1897 года были возложены некоторые банковские операции.
К 1900 году насчитывалось 728 казначейств. Казначейство России исполняло бюджет до 28 октября 1917 года, пока не был упразднен Департамент Государственного Казначейства.
Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556, определивший переход бюджетной системы на казначейское исполнение федерального бюджета. Данный указ четко определяет направления государственной бюджетной политики:
— эффективность управления доходами и расходами в процессе исполнения Республиканского бюджета Российской Федерации;
— повышение оперативности в финансировании государственных программ;
— жесткий контроль денежных средств поступающих в бюджет;
— усиление контроля за целевым и экономным использованием государственных средств.
Следующим большим шагом, определяющим направления концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, явилось принятие 31 июля 1998 года Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Который призван служить целям финансового регулирования, устанавливать общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определять основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Формирование эффективной системы бюджетного федерализма должно начинаться с четкого разграничения компетенции властей разных уровней. До 1998 года эта важнейшая сфера оставалась неурегулированной. Вступивший в силу Бюджетный кодекс в определенной степени прояснил закрепление полномочий и ответственности исполнительных властей разных уровней. Во 2 главе Бюджетного кодекса Российской Федерации четко изложены пределы компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке,Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень — местные бюджеты.
Деятельность Федерального казначейства основывается на исполнении принципов Бюджетной системы Российской Федерации (Гл.5, ст. 29 БК РФ)
— единства бюджетной системы Российской Федерации;
— разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
— самостоятельности бюджетов;
— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
— сбалансированности бюджета;
— эффективности и экономности использования бюджетных средств;
— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
— гласности;
— достоверности бюджета;
— адресности и целевого характера бюджетных средств.
Виды операций, отражаемых в учете органами Федерального казначейства при распределении доходов между бюджетами.
Орган Федерального казначейства осуществляет учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации (далее — коды бюджетной классификации), выполняя последовательно следующие действия:
— получает из банка выписку по счету органа Федерального казначейства с приложением расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;
— группирует поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации;
— распределяет сгруппированные по кодам бюджетной классификации поступления между бюджетами;
— осуществляет перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в главе II настоящего Порядка, за исключением документов на перечисление (взыскание) из бюджетов;
— осуществляет расчет поступлений, подлежащих перечислению (взысканию) из бюджетов на основании документов на перечисление (взыскание) из бюджетов, представленных администраторами поступлений в бюджет и (или) финансовыми органами;
— оформляет Справки органа Федерального казначейства (код по КФД 0531453);
— осуществляет перерасчет распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, с учетом рассчитанных сумм на перечисление (взыскание) из бюджетов;
— оформляет Заявки на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена, а также поступлений, предназначенных к уплате на счет органа Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации;
— оформляет для отправки в банк расчетные документы на перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов (далее — расчетные документы на перечисление средств, необходимых для возврата (зачета) на соответствующий счет органа Федерального казначейства);
— оформляет Заявку на перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию (далее — Заявку на перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) акцизов), по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (код по КФД 0531454);
— оформляет расчетные документы на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;
— оформляет расчетные документы на перечисление доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию на счет уполномоченного органа Федерального казначейства;
— оформляет расчетные документы на возврат средств плательщикам на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, а также на основании оформленных им Заявок на возврат;
— оформляет расчетные документы на перечисление средств по зачету излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемому налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации (далее — межрегиональный зачет), на основании Уведомлений о межрегиональном зачете, представленных налоговыми органами;
— формирует для администраторов поступлений в бюджет и финансовых органов информацию о поступлениях;
— формирует для администраторов поступлений в бюджет Запросы на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808);
— формирует для главных администраторов доходов бюджета (администратора доходов бюджета с полномочиями главного администратора доходов бюджета) сводную информацию по данным лицевых счетов подведомственных им администраторов доходов бюджета на основании полученных от них письменных запросов.
Федеральное казначейство осуществляет учет нефтегазовых доходов и нефтегазовых трансфертов, а также поступлений в иностранной валюте, выполняя последовательно следующие действия:
— получает из банка выписку по счету Федерального казначейства с приложением расчетных документов;
— формирует для органов Федерального казначейства информацию о поступлениях в иностранной валюте;
— формирует для администратора нефтегазовых доходов и нефтегазовых трансфертов и соответствующего органа Федерального казначейства, осуществляющего ведение его лицевого счета, предназначенного для отражения операций по администрированию доходов бюджета, информацию о поступлениях нефтегазовых доходов и нефтегазовых трансфертов в соответствии с настоящим Порядком;
— оформляет расчетные документы на перечисление нефтегазовых доходов и нефтегазовых трансфертов на основании платежных документов, представленных администратором нефтегазовых доходов и нефтегазовых трансфертов;
— формирует для главных администраторов доходов бюджета сводную информацию по данным лицевых счетов подведомственных им администраторов доходов бюджета на основании полученных от них письменных запросов.
Учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в поле 104 расчетных документов, если иное не установлено настоящим Порядком, с учетом соответствия кода главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов (далее — главный администратор поступлений в бюджет) и кода бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемого главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Российской Федерации или правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
При поступлении в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) субвенции (межбюджетной субсидии) из федерального бюджета орган Федерального казначейства присваивает аналитический код, идентифицирующий операцию, связанную с субвенцией (межбюджетной субсидией), полученной из федерального бюджета, в соответствии с установленными кодами (далее — код цели), на основании информации, указанной в поле "Назначение платежа" расчетного документа.
Суммы поступлений, в том числе суммы поступлений с единых счетов соответствующих бюджетов, суммы перечислений в бюджеты, суммы перечислений (поступлений) по межрегиональным зачетам и суммы возвратов плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм и подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее — суммы возвратов), регистрируются в Сводном реестре поступлений и выбытий по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (код по КФД 0531455).
Сводный реестр поступлений и выбытий формируется за текущий операционный день на основании данных расчетных документов, полученных из банка в электронном виде, а также расчетных документов, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке банка на бумажных носителях.
Данные Сводного реестра поступлений и выбытий группируются по кодам бюджетной классификации с указанием промежуточных итогов по каждому коду бюджетной классификации ("Итого по коду БК") и общего итога по всем кодам бюджетной классификации ("Всего"). Общая сумма поступлений за операционный день итогового показателя "Всего" с учетом показателя "Остаток на начало дня" отражается в показателе Сводного реестра поступлений и выбытий "Остаток на конец дня".
Показатель Сводного реестра поступлений и выбытий "Остаток на конец дня" переносится в качестве остатка на начало дня Сводного реестра поступлений и выбытий за следующий операционный день.
Поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации зачислению на счет органа Федерального казначейства, относятся органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.
Платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В Заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле "Назначение платежа" указывается: "Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)".
Суммы невыясненных поступлений учитываются:
а) по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет":
б) по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации":
в) по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты".
Ведомость учета невыясненных поступлений ведется с начала финансового года и формируется за отчетный период.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут представлять в органы Федерального казначейства по месту их обслуживания Сведения о нормативах распределения поступлений между бюджетами (далее — Сведения о нормативах) по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку (код по КФД 0531457) в электронном виде, а при отсутствии у финансового органа технической возможности — на бумажном носителе.
Суммы перерасчета поступлений между бюджетами (перечислений (взысканий) из бюджетов) подлежат отражению в Ведомости учета перерасчета поступлений между бюджетами по форме согласно приложению N 10 к настоящему Порядку (код по КФД 0531460).
Суммы перерасчетов поступлений между бюджетами, исполненные за текущий операционный день, перечислений (взысканий) из бюджетов, зачетов излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов и иных платежей и подлежащих возмещению налогов (за исключением операций по межрегиональным зачетам), а также результаты уточнения (выяснения) администраторами поступлений в бюджет вида и принадлежности платежа отражаются в Ведомости учета внебанковских операций по форме согласно приложению N 11 к настоящему Порядку (код по КФД 0531461).
Ведомость учета внебанковских операций формируется в разрезе кодов бюджетной классификации с учетом сумм исполненных перерасчетов поступлений между бюджетами, сумм по операциям зачетов (за исключением операций по межрегиональным зачетам), перечислений (взысканий) из бюджетов, уточнения вида и принадлежности поступлений в пределах сумм по каждому бюджету по данным Ведомости распределения поступлений. По каждому коду бюджетной классификации в разрезе кодов ОКАТО подводятся подитоги распределения поступлений в бюджеты.
Суммы поступлений с учетом внебанковских операций, суммы возвратов и перечислений в бюджеты отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации в разделе I "Поступило в бюджет" Справки о перечислении поступлений в бюджеты по форме согласно приложению N 18 к настоящему Порядку (код по КФД 0531468).
Суммы платежей, поступившие в бюджеты, минуя счет органа Федерального казначейства, отражаются в разделе III Справки о перечислении поступлений в бюджеты по соответствующим кодам бюджетной классификации.
По итоговым данным всех проведенных органом Федерального казначейства за текущий операционный день операций, в том числе по платежам, поступившим в бюджеты, минуя счет органа Федерального казначейства, формируется Сводная ведомость учета поступлений по форме согласно приложению N 19 к настоящему Порядку (код по КФД 0531469).
Сводная ведомость учета поступлений формируется по кодам бюджетной классификации. Показатели графы "Остаток на конец дня" в разрезе кодов бюджетной классификации и кодов цели переносятся в качестве остатков на начало дня Сводной ведомости учета поступлений за следующий операционный день.
Показатели граф "Поступило", "Перечислено в бюджеты и иным получателям", "Возвращено платежей из бюджетов" формируются на основании данных Сводного реестра поступлений и выбытий.
Данные графы "Внебанковские операции" формируются на основании данных Ведомости учета внебанковских операций.
Данные учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами, сформированные согласно приложениям к настоящему Порядку, хранятся в электронных базах данных информационной системы Федерального казначейства и органов Федерального казначейства. Формирование форм на бумажных носителях осуществляется по мере необходимости.
Внесение изменений в электронную базу данных информационной системы Федерального казначейства и органов Федерального казначейства без оформления документального подтверждения операции не допускается.
Ошибка, допущенная сотрудником органа Федерального казначейства при учете поступлений и обнаруженная им самостоятельно, исправляется сотрудником датой обнаружения ошибки на основании Справки органа Федерального казначейства.
Заключение
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют
социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогооблажения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Российской Федерации целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью.
Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:
— в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;
— в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных
трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной. · основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.
Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики России. При увеличении доходов богатых повышались цены на сырье и другие товары народного потребления. Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.
Главными целями при перераспределении доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности, поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики и др.
Список использованной литературы
Основная литература
1. Бюджетная система России: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Авт.: Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А.Коноплева, С.П.Головач. – М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И.Вахрин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К*, 2003.
4. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М.Вышегородцев. – М.: Дело и Сервис, 2007.
Нормативная литература
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998., № 145-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями.
6. Приказ Минфина РФ от 16.12.2004., № 116н "Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации").
7. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006., № 25н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету".
8. Письмо Минфина РФ № 02-14-10/3155, Казначейства РФ № 42-7.1-01/2.4-342 от 22.11.2005. "О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы российской федерации".
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004., № 703 (с изм. от 14.03.2005.) "О федеральном казначействе".
10. Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-фз (ред. от 22.12.2005.) "О бюджетной классификации российской федерации".