Выдержка из текста работы
3. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, какие — абстрактными: ответственность, студент, равенство, законность, ответственное лицо, неприкосновенность депутата, преступник.
4. Какие из приведенных понятий являются положительными, которые — отрицательными: граждане, несправедливость, обвиняемый, невиновность, коррумпированный чиновник, неподкупный судья, несвобода в экономической деятельности предприятия, корыстолюбие, чистая совесть, необходимая оборона.
5. Какие из приведенных понятий является собирательными, а какие — несобирательными: Солнечная система, Земля, человечество, юрист, акция шахтеров, очередь.
6. Какие из следующих понятий являются соотносительными и безотносительными: стол, причина, свидетель, копия, наставник, племянник, кумир, начало, конец.
7. Какие из приведенных понятий являются общими, а какие — единичными: человек, человечество, ООН, гражданин, акт, нормативный акт, депутат, незаконное предпринимательство.
8. Определите, какие из приведенных ниже пар сравнимые, какие — не сравнимые: металл — золото, космос — ключ, правовой нигилизм — соната, валюта — культурные ценности, стол — стул.
9. Укажите типы отношений между совместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:
• музыка, классическая музыка;
• европейское государство, федеративное государство;
• юрист, преподаватель;
• республика, форма правления;
• студент, отличник;
• сельское поселение, село;
• воздушный флот, авиация.
10. Укажите типы отношений между несовместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:
• зависимость, независимость;
• прошлое, будущее;
• право, гражданское право, экологическое право;
• пресса, телевидение, средства массовой информации;
• известный, неизвестный;
• прямая линия, кривая линия;
• правда, ложь;
11. Нарисуйте отношения между данными понятиями при помощи круговых схем:
• юрист, прокурор, следователь, адвокат;
• норма, этическая норма, правовая норма, правовед;
• писатель, политик, депутат;
• женщина, бабушка, мама, дочка;
• человек, преподаватель, студент;
• офицер, спортсмен, орденоносец.
12. Обобщите понятия, если это возможно: студент, следователь, валютный счет, человек изучающий логику, теория государства и права, денежная система, криминология.
13. Ограничьте понятия, если это возможно: государство, преступление, планета, наука, огнестрельное оружие, лекарство, культура.
14. Установите вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления:
• Науки делятся на общественные, естественные, формальные;
• Книги разделяют на интересные и неинтересные;
• По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов;
15. Проверьте правильность деления понятий. В неправильных, определите, какие правила нарушены:
• К ценным бумагам относятся акции и чеки;
• Преступления делятся на умышленные, по неосторожности и против личности;
• Приговоры является обвинительными, оправдательными и несправедливыми;
• Управление делится на эффективное и неэффективное;
16. Установите правильность следующих определений. В неправильных, укажите, какие правила нарушены:
• Логика — это наука о мышлении.
• Планета — это космический объект, на котором существует жизнь.
• Физика не является гуманитарной наукой.
• Истина — дочь разума, мать мудрости.
• Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
17. Найдите предложения, выражающие суждения:
а) “Где муза? Что молчат ее уста?” (В.Шекспир).
б) “Мой постоянный недоброжелатель пленяет вас небесной красотой” (Ф.Петрарка).
в) “О, критик-острослов, не порицай сонет! (Шарль Сент-Бев).
г) “ Будь чист огонь, будь милосерден дух”. (Микеланджело Буонарроти).
д) “И рыцарь у преддверья в зал на медном скакуне не появился” (Д.Чосер).
е) “Ужели дух твой до того жесток? Ужель не слышал ты сонета?” (Данте Алигьери).
ж) “Сон горестный! Ужасное виденье! Безвременно ль родимый свет угас?” (Ф.Петрарка).
з) “Когда в созвездье Рыб Меркурий тонет, встает Венера в ясном небосклоне“ (Дж. Чосер).
18. Определите вид суждения (суждения отношения, суждения существования, атрибутивные суждения):
а) "Комната без книг подобна телу без души" (Цицерон).
б) "Благодарность — признак благородной души" (Эзоп).
в) Победа над собой — самая большая из побед.
г) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
д) Закон обратной силы не имеет.
е) Доброе имя лучше богатства.
19. Дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность терминов:
а) Некоторые выпускники ДонНУ работают в адвокатуре.
б) Не все работники суда имеют высшее образование.
в) У каждого человека есть свои недостатки.
г) Большинство студентов нашей группы хорошо усваивает логику.
20. Какие из суждений является исключающими, а какие — выделяющими:
а) Никто из сотрудников склада, кроме обвиняемого, не умел печатать на машинке.
б) Мошенничество может быть осуществлено только преднамеренно.
в) Только обоснованный приговор является законным.
г) Все студенты группы, кроме трех человек, сдали экзамен.
д) "Только образованные свободны" (Эпиктет).
21. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся с данными в отношении контрадикторности:
а) Некоторые государства не имеют конституции.
б) Любое преступление подлежит наказанию.
в) Часть государств Африки – члены НАТО.
г) Ни в одном городе Донецкой области нет метрополитена.
22. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся с данными в отношении подчинения:
а) Все собаки — млекопитающие.
б) Некоторые террористические акты – неумышленные преступления.
в) Все без исключения государства мира имеют дипломатические отношения с Украиной.
г) Любое решение районного суда можно обжаловать в Международном суде в Гааге.
23. Выпишите простые суждения из следующих сложных суждений:
а) "Весь мир — театр, и люди в нем актеры" (Шекспир).
б) "Человек, который соглашается со всем, что Вы говорите, либо дурак, либо готов содрать с Вас три шкуры" (К.Хаббард).
в) Пожар возник либо в результате поджога, либо по причине неисправности электропроводки, либо как следствие удара молнии.
г) "Мужество приносит пользу людям во время войны, а справедливость и в мирное время" (Аристотель).
24. Определите вид сложного суждения по характеру логического союза:
а) Или со щитом, или на щите.
б) Кризисы и конфликты — благодатная почва для международного терроризма.
в) Если люди сделали для тебя добро, запомни это.
г) Ответственность за правонарушения может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
д) Следователь может провести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу.
25. К основным законам Логики относятся:
а) Закон инверсии;
б) Закон двойного отрицания;
в) Закон тождества;
г) Закон достаточного основания.