Содержание
Задача №1. Определить длину волны монохроматического света, падающего нормально на дифракционную решетку с периодом d=2,2 мкм, если угол между направлениями на фраунгоферовы максимумы первого и второго порядков Δθ = 15°.
Задача №2. Показать, что при нормальном падении света на дифракционную решетку максимальная величина ее разрешающей способности не может превышать значения l / λ, где l — ширина решетки, λ — длина волны света.
Задача №3. При нормальном падении света на дифракционную решетку ширины 10 мм обнаружено, что компоненты желтой линии натрия (589,0 и 589,6 нм) оказываются разрешенными, начиная с пятого порядка спектра. Оценить: а) период этой решетки; б) при какой ширине решетки с таким же периодом можно разрешить в третьем порядке дуплет спектральной линии с λ=460,0 нм, компоненты которого отличаются 0,13 нм.
Задача №4. Узкий пучок рентгеновских лучей падает под углом скольжения а = 60,0° на естественную грань монокристалла NaCl, плотность которого /7=2,16 г/см3.. При зеркальном отражении от этой грани образуется максимум второго порядка. Определить длину волны излучения.
Задача №5. При падении естественного света на некоторый поляризатор происходит η1 = 30% светового потока, а через два таких поляризатора η2 = 13,5%. Найти угол φ между плоскостями пропускания этих поляризаторов.
Задача №6. На пути частично поляризованного света поместили поляризатор. При повороте поляризатора на угол φ = 60°, из положения, соответствующего максимуму пропускания, интенсивность прошедшего света уменьшилась в η = 3,0 раза. Найти степень поляризации падающего света.
Задача №7. Естественный свет падает под углом Брюстера на поверхность стекла. Определить с помощью формул Френеля: а) коэффициент отражения; б) степень поляризации преломленного света.
Задача №8. Некоторое вещество поместили в продольное магнитное поле соленоида, расположенного между двумя поляризаторами. Длина трубки с веществом l = 30 см. Найти постоянную Верде, если при напряжённости поля H = 56,5 кА/м угол поворота плоскости поляризации φ =+5°10′ для одного направления поля и φ1 = -3°20′ для противоположного направления поля.
Задача №9. Естественный монохроматический свет падает на систему из двух скрещенных поляризаторов, между которыми находится кварцевая пластинка, вырезанная перпендикулярно к оптической оси. Найти минимальную толщину пластинки, при которой эта система будет пропускать η = 0,30 светового потока, если постоянная вращения кварца α = 17 угл.град/мм.
Задача №10. Имеется прямоугольный треугольник, у которого катет а = 5,00 м и угол между этим катетом и гипотенузой α = 30°. Найти в системе отсчета К’, движущейся относительно этого треугольника со скоростью v = 0,866 с вдоль катета а: а) соответствующее значение угла α’; б) длину l’ гипотенузы и ее отношение к собственной длине.
Выдержка из текста работы
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться. Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возросла. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником». Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно к универсальному способу действий можно отнести фонетическую работу в начальной школе.
Сензитивным периодом для становления фонетически грамотной речи и ее написания является период обучения грамоте.
Воспитание интереса к изучению родной речи, русского языка, желания говорить правильно, начинается в дошкольном учреждении и продолжается в начальной и средней школе, где приобретает все более сознательный характер.
Преподавание в 1 классе невозможно без знаний основ педагогики и психологии, которой занимались известные деятели науки, такие как: Н.В. Бордовская, А.Б. Воронцов, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, А.А. Леонтьев и т.д.
Теоретической основой уроков чтения и письма, его фонетикой занимались О.В. Антонова, Ж.В. Ганиев, С.В. Князев, Е.Г. Малышева, Е.В. Михалева и т.д.
Методическую часть уроков чтения и письма разрабатывали М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, Н.В. Дембицкая, О.Н. Киселева, М.Р. Львов, М.С.Соловейчик и т.д.
Овладение фонетикой является предпосылкой к осмысленному и глубокому усвоению русского языка имеет отражение в изучении и овладении других предметов начального школьного курса, для социализации первоклассника, поэтому нуждается в детальном исследовании на уровне методики.
Кроме того, первоклассник при изучении фонетики на уроках литературного чтения и письма в период обучения грамоте может испытывать определенные трудности при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков, написании слов русского языка, связанные как с логопедическими проблемами, так и с отсутствием опыта слого-звукового анализа. Это может быть обусловлено и тем, что находясь в определенной социальной среде, дети могут перенимать неправильное произношение от взрослых, родителей, сверстников, не имея достаточно личного опыта. Возникновение этих затруднений и способы их преодоления в области фонетики изучает методика литературного чтения и письма. Задача учителя вовремя заметить и преодолеть возникающие сложности для формирования правильной устной и письменной речи учащегося, иметь представления о специфике фонетической работы в 1 классе, что и обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования. Каковы особенности взаимосвязи фонетической работы на уроках чтения и на уроках письма в период обучения грамоте.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально определить взаимосвязь фонетической работы на уроках чтения и на уроках письма в период обучения грамоте.
Объект исследования — фонетическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — специфика развития УУД в процессе фонетической работе на уроках чтения и на уроках письма в период обучения грамоте первоклассников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что фонетическая работа первоклассников на уроках чтения и на уроках письма в период обучения грамоте будет проходить эффективней, если:
—проводимая фонетическая работа будет отвечать возрастным возможностям учащихся и дидактическим целям;
—чередование видов деятельности форм работ, в том числе использование педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности будет повышать результативность овладения учебного материала;
—будет использован личностно-ориентированный подход с акцентом на развитие самостоятельности ребенка, мотивации, опирающейся на личный интерес.
Задачи исследования:
—определить методические аспекты предметов «Письмо» и «Литературное чтение» в 1 классе;
—охарактеризовать значение фонетического анализа в период обучения грамоте;
—организовать и провести опытно-практическое исследование фонетической работы на уроках чтения и на уроках письма в период обучения грамоте;
—представить практику использования фонетической работы на уроках чтения и на уроках письма в период обучения грамоте.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:
—теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
—эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
—статистические методы: методы количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых, в которых рассматриваются:
—основы психолого-педагогической теории познания и деятельности, П.Я. Гальперин, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.);
—психолого-педагогические аспекты процесса решения задач, вопросы применения учебных задач в обучении (Г.А. Балл, П.Я. Гальперин, Л.Л. Гурова, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.).
Научная новизна результатов выполненного исследования состоит в следующем: системность и полнота содержания школьного образования, положенных в основу ФГОС НОО, обуславливает необходимость реализации потенциала современного курса чтения и письма.
Теоретическая значимость результатов выполненного исследования заключается в том, что: требования ФГОС НОО к образовательным результатам, конкретизированы для курса чтения и письма в 1 классе в планируемых результатах обучения в форме предметных умений, которые определяют сформированность основных понятий и способов деятельности, а также в перечне универсальных учебных действий, составляющих основу образовательных результатов, которые могут быть достигнуты в обучении литературного чтения и письма при выполнении фонетической работы.
Обосновано, что выполнение всех выделенных и объединенных в группы видов предметной деятельности в процессе изучения литературного чтения создает условия для формирования соответствующих универсальных учебных действий учащихся.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предложенный подход к формированию фонетической работы на уроках чтения и письма в 1 классе реализован в конкретном наборе уроков, который сопровождается методическими рекомендациями по их использованию.
Структура работы отражает логику педагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Лингвометодические основы организации фонетической работы на уроках чтения и на уроках письма в период обучения грамоте
1.1 Фонетическое развитие детей младшего школьного возраста
Младший школьник осознает, что мир наполнен звуками: звуками речи, шумом окружающей действительности, природы, техники, звуками предметов, музыкой. Понимает ли он, теряет человек в восприятии мира, при отсутствии возможности слышать или произносить звуки, уменьшается возможность коммуникации и взаимодействия. Слух и речь помогают человеку, делают его жизнь не только информативно наполненной, но и безопасной. С самого рождения человек учится слышать, отличать, различать, дифференцировать звуки и впоследствии различать отдельные слова, словосочетания, предложения. Учится сам произносить звуки, обозначать предметы звуками или набором звуков, правильно повторять слово и словосочетание целиком.
Надо ли говорить об актуальности обучения детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста правильной произносительной стороне речи? Поэтому педагог начального образования должен понимать, сколько проблем может избежать человек, умеющий грамотно говорить, способный к слого-звуковому анализу собственной звучащей речи. Современная конкурентоспособная личность должна уметь это делать правильно, в соответствии с нормами, принятыми в том или ином языке, в том или ином обществе.
Рассмотрим основные понятия, связанные с фонетикой и формированием фонетических компетенций младших школьников, о которых необходимо знать современному учителю начальной школы.
Русский язык основной язык нашей страны, Российской Федерации. Русский язык средство общения, орудие познания и отражения действительности, важнейшее средство воспитания [39, с.3].
Исторически упоминание о русском языке нашло отражение в русском народном устном творчестве в виде былин, басен, песен, пословиц, и других формах народной мудрости. Развитие письменности на Руси связано с именами Кирилла и Мефодия, которые занимались переводом книг святого Писания Нового и Ветхого завета. По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси и развитием книгопечатания, постепенно стали появляться и литературные сочинения,
Первые из которых относятся к концу XI века. Уже в то время можно говорить о развитии фонетической и графической составляющей русского языка.
На рубеже XVIII — XIX веков произошло формирование современного русского языка. В 1917 году были исключены некоторые буквы из алфавита, в 1956 г. введены новые правила орфографии и пунктуации, регулируемые специальным документом Декрет о введении нового правописания и справочными пособиями.
Анализ основных педагогических, психологических и других источников показывает, что исследованием вопросов фонетики занимались многие ученые и деятели нашей страны.
Мир наполнен звуками. Человек слышит фонетические звуки, речевые звуки, фонемы, музыкальные звуки. Звуки делятся на согласные и гласные. Для обозначения звуков существует языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и фонем и называющаяся фонемой.
Существуют специальные науки, изучающие звуки. Фонетика — отдел науки о языке, раздел языкознания, изучающий звуковой строй и структуру языка [34, с.11].
Фонология (иначе — функциональная фонетика) раздел языкознания изучающий фонетику с функциональной точки зрения для построения и различения морфем слов и фраз.
Орфоэпия — раздел науки о языке, занимающийся правилами произношения звуков, установлением норм правильного произношения, научной базой этих явлений [2, с.32].
Фонема существует в нашем языковом сознании как комплекс разных звуков, единица языка, переданная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различия и отождествления слов и морфем.
В теории изучения фонем существует подход Московской и Ленинградской фонологической школ.
Сильные и слабые позиции фонемы. Позиционные изменения фонем. Фонема выполняет свою функцию в зависимости от ее позиции.
В слабой позиции может происходить их нейтрализация, неразличение. Например: плот и плод; волы и валы. В сильной позиции фонемы наилучшим образом выполняют функции различения и отождествления значимых единиц [34, с.5].
Сильная позиция для гласной фонемы — ударная, для согласной — по звонкости глухости и по твёрдости мягкости.
Существуют определенные изменения гласных и согласных звуков в зависимости от позиции, такие как качественная редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и процессы, часто встречающиеся в детской речи и простонародье диереза, эпентеза, метатеза. Учитель начальных классов должен знать об этих процессах для правильной подачи материала и предотвращения ошибок в речи младших школьников.
На письме звуки речи обозначаются графическими знаками, буквами, образующими алфавит. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Выбор буквы определяет качество звука, обладающего характеристиками твердости, мягкости, звонкости, глухости. Звуки есть в любом языке людей, независимо от наличия письменности в нем. Современное русское письмо, по обозначаемым им единицам звучащей речи
—письмо звуковое, а по обозначающим — буквенное.
Графика раздел науки о языке, соотносит знаки звуков (фонемы) и знаки букв (графемы), изучает совокупность используемых в данной системе письма знаков и правила соответствия.
Основные принципы графики:
—Фонематический (буква обозначает фонему),
—Фонетический (буква обозначает звук),
—Традиционный (буква не обозначает ни звука, ни фонемы).
Фонематический принцип является основой русской графики и состоит в том, что передачу на письме фонем русского языка обеспечивает система букв и орфографических правил.
Помимо записи слов, звучащую речь можно записывать специальными знаками. Фонетическая транскрипция устанавливает соответствия между произнесенным звуком и его графическим символом. В фонематической транскрипции транскрибируемый звук заключают в квадратные скобки, чтобы различать написание слова от написания транскрипции. Прописные буквы и знаки препинания не используются. В основном используются буквы русского и латинского (английского) алфавита, надстрочные и подстрочные знаки, расставляются паузы [4, с.55]. Эти знания ученик младшей школы получает уже в первом классе.
Русское письмо является буквенно-звуковым. Теоретическое осмысление его системы непосредственно связано с теоретическим осмыслением звучащей речи. Буква обозначает звук, чтобы прочитать слово, необходимо знать соответствие звука и буквы.
Правильное написание слов, грамотность младшего школьника с первых дней обучения основаны на понимании законов соответствия между звуком и буквой.
Невозможно учиться и учить любому языку, в том числе и русскому, без его научной компоненты. В основе методики обучения грамоте и правописанию лежат теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии. Наука, изучающая теоретические основы языка, называется лингвистика [26, с.376].
При обучении правильнее идти от звука к букве. Так, в методику из лингвистики пришел звуковой аналитико-синтетический метод, который актуален по сегодняшний день.
Лингвистический компонент содержания в обучении фонетике предполагает:
1.знание фонетического минимума (звуки (фонемы) и звукосочетания, интонационные модели, фонетические явления)
2.знания особенности гласных и согласных изучаемого языка
3.правила фонетики.
В соответствии с общедидактическими принципами изучение языка должно соответствовать принципу систематичности, все его разделы должны быть изучены во взаимодействии [35, с.128].
Речь — это звуковой поток выражения мыслей человека, имеющий выделенные фонетические единицы: фраза, предложение, интонация, паузы, фонетические слова, слоги, звуки. Учащиеся начальной школы с первых дней в школе учатся правильно оформлять свою речь, выражать свои мысли. С помощью букв, слов и словосочетаний звучащая речь получает графическое выражение. Предложения имеют определенную цель высказывания: повествовательную, вопросительную, побудительную, могут быть окрашены эмоционально невосклицательные и восклицательные. Не овладев восприятием написанной (напечатанной) речи, учащийся не сможет получать информацию из письменных (печатных) источников. Графическое обозначение звучащей речи имеет колоссальное значение для начальной и средней школы, обучения и развития общества в целом.
Правильное усвоение норм и правил лингвистики в части фонетики русского языка обеспечивает успешность усвоения языка в целом, формирование правильного произношения, анализа и синтеза устной и исьменной речи. Подобные компетенции используются для закрепления межпредметных связях, при изучении других предметов начальной школы.
Психологический компонент.
Изучение учебного материала опирается на основы психологии, процессов умственной деятельности, восприятия, запоминания, воспроизведения и другие психологические процессы [49, с.212].
Психологическая проблематика является основой для формирования всех компетенций, деятельности и развития познавательных интересов младших школьников.
Мыслительные операции являются категориальным аппаратом психологии. Многие психологи-исследователи занимаются изучением процессов усвоения школьниками родного языка. Психологический компонент в содержании обучения фонетической стороне речи включает в себя:
—создание мотивации учащихся для изучения фонетики;
—развитие фонематического и интонационного слуха, способность мозга анализировать и синтезировать речевые звуки;
—фонетические навыки;
-характер взаимодействия фонетических с лексическими, грамматическими и другими навыками [30, с.5].
Чтение и письмо являются взаимообратными функции перекодирования печатных (письменных) знаков в слова и перекодирования смысловых единиц нашей речи в печатные или письменные условные знаки. В этом процессе заняты психологические характеристики личности.
Чтобы научиться читать и писать, нужно выучить систему правил соотношения звуков и букв. В обучении прямая перекодировка и обратная должны перемежаться и идти параллельно. Этот принцип должен соблюдать учитель при построении материала урока в начальной школе.
Теория поэтапного формирования учебных действий, разработанная психологами, имеет свое отражение и в преподавании русского языка, и литературного чтения, и фонетики. Сначала идет мотивация к действию, ознакомление с тем, как нужно выполнять действие, показ образца. Далее необходимо выполнить действие с опорой на условные знаки, таблицы, схемы, модели. Выполнение действия с проговариванием вслух и про себя. Выполнение действие самостоятельно без помощи речи, схем [8, с.252].
Изучение всех разделов русского языка и литературного чтения, в том числе и фонетики, учитывает возрастные особенности младших школьников. Знание и применение возрастной психологии, помогает учителю правильно осуществлять процесс обучения.
Педагогический компонент.
Педагогика изучает взаимодействие двух субъектов деятельности в процессе получения и передачи компетенций [44, с.10].
Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования, педагогическая теория обучения, описывающая научное обоснование, содержание образования, методов и организационных форм преподавания.
В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики [10, с.316]. Например, принцип научности, связи обучения с жизнью, наглядности, систематичности и т.д.
В методике письма и литературного чтения используются различные классификации методов в зависимости от поставленных целей. Большинство дидактических понятий имеют практическое применение и в преподавании письма, и литературного чтения и его разделов [5, с.115]. Знание и применения на практике обеспечивает учителю начальной школы результативность усвоения материала и повышение эффективности преподавания.
Современная система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если:
1.Мотивацией обучения должны быть познавательные интересы и профессиональные склонности.
2.Вовлекать учащихся в постановку и решение проблемных ситуаций, в поиск и решение научных и практических проблем;
3.Использовать разнообразные методы обучения;
4.Обеспечивать взаимодействие учеников в учении.
Прослеживается связь методики преподавания письма и литературного чтения с другими науками, с лингвистикой, педагогикой, психологией. Знание теоретических основ позволяет учителю добиться максимальной эффективности педагогического процесса при обучении фонетики на уроках письма и литературного чтения в 1 классе.
1.2 Фонетическая работа в системе формирования предметных УУД первоклассников
Фонетика — это наука о звуковой системе языка. Фонетика изучает образование звуков речи, их акустические и артикуляционные свойства, фонетические чередования, звуковые отрезки речи (слоги, такты, фразы), ударение в словах и во фразах, интонацию и некоторые другие вопросы, относящиеся к звуковой стороне языка.
Цель обучения в начальной школе есть формирование учебной деятельности, которая должна быть представлена в содержании программы.
Представим характеристику результатов формирования УУД в 1 классе начальной школы.
Личностные УУД
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья».
2.Проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, проявлять любовь к родителям.
3.Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4.Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм [40, с.14].
Регулятивные УУД
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3.Слушать и понимать речь других.
4.Участвовать в работе пары.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход.
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности [7]. Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем, не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.
Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1.Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2.Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3.Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4.Контроль.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.
Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД), в том числе и умение фонетической работы необходимо:
1.сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2.основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3.сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4.организовать контроль уровня сформированности данного УУД [1].
В процессе фонетической работы на уроках письма и литературного чтения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении, потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Первоклассники получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Представим планируемые результаты освоения фонетической работой в период обучения грамоте:
на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
—составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
—правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их [41, с.44].
Предметные результаты освоения фонетической работой: Обучающиеся научатся:
—Различать звуки и буквы;
—Различать буквы и их основные звуковые значения;
—Различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие и глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
—Делить слова на слоги; определять ударный слог;
—Пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ѐ, и) и мягкого знака;
—Пользоваться способом обозначения звука Й, в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
—Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке
1.3 Методические аспекты организации обучения чтению и письму в 1 классе
Цель курса «Письмо» в период обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Основные задачи курса «Письмо» в период:
—научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;
—расширить кругозор детей;
—активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную)
—развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;
— развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму [35, с.113].
Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом, который слагается из двух взаимосвязанный процессов — анализа и синтеза.
Курс «Письмо» в период обучения грамоте состоит из нескольких периодов:
Добуквенный период.
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы [20, с.56].
В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Буквенный период.
В буквенный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Обучение грамоте — это составная часть непрерывного курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне.
—овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
—расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
—овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
—овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
—приобретение и систематизация знаний о русском языке;
—раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
—формирование у детей чувства языка.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
В результате необходимо отметить, что подготовка детей к обучению чтению проводится последовательно и системно, что позволяет добиваться поставленных целей и задач обучения на данном этапе [14, с.83].
Основное назначение подготовительного периода — введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д.