Содержание
1.1 Опишите основные элементы процесса принятия решений3
2.2 Представьте типологию управленческого решения3
3.2 Что такое структура проблем?6
4.3 Опишите рациональную модель принятия решения7
5.5 Перечислите основные правила построения сетевых графов8
6.5 Какие существуют временные параметры сетевых графов?9
7.8 Как происходит отбор решений?9
8.9 Взаимосвязь целей и решений в процессе принятия управленческих решений10
9.10 Какие задачи решаются менеджером в процессе разработки решения?11
10.10 Что такое ситуационные задачи?12
11.10 Что такое функциональные задачи?12
12.10 Организационные аспекты управленческого решения12
13.10 Основные направления организации при выполнении разработанных решений14
14.10 Как осуществляется контроль за выполнением решений?14
15.10 Что такое неопределенность в принятии решений?15
Список использованных источников16
Выдержка из текста работы
Сущность процесса принятия решений. Методология и методы принятия решений. Почти любое управленческое действие включает принятие решений, и большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и рационализацией управленческих решений. Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров.Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие организации. Какие бывают решения? Все мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью принимать решения «Какие счета можно оплатить в следующем месяце?», «Как я должен готовиться к следующей контрольной работе?», «Стоит ли мне идти устраиваться в данную фирму?». Во всех случаях можно наблюдать один подход: мы собираем надежную и адекватную информацию, а затем делаем выбор из альтернатив.
Нечто аналогичное происходит при разрешении проблем в организации. Что такое проблема? Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения.Проблема возникает , если появляется несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.
Проблемы могут быть разными по своей важности для фирмы, по масштабам последствий в случаях непринятия решения, по степени риска и сосредоточенности действий менеджера, по возможности их решения. Проблемы бывают стратегическими и тактическими; долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; они могут возникать на разных уровнях управления.Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем.
Решение проблем – это процесс, который позволяет менеджеру систематически собирать факты для принятия решений. Какими принципиальными соображениями руководствуется менеджер, приступая к выработке принятия решения? Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации. Проанализировать варианты решения проблемы (а иногда и невозможные варианты). Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов.Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей.
Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения. Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении. Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения. Таким образом, решение – это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействия на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние.
При осуществлении функций управления менеджер принимает решение о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении уже существующих подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей, оценке финансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и др. Управленческие решения делятся по раду признаков.
В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает: высшего уровня; среднего уровня; низшего уровня. Основой того, кто в организации какие решения принимает, становится простое соотношение: чем шире масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие. Дифференциация по предмету выделяет: концептуальные решения; исполнительные решения.Концептуальные решения определяют принципиальные аспекты развития предприятия.
Они охватывают практическая все предметные функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований. Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения прежде всего отдельных позиций концептуальных решений.Если концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполнительские решения подготавливаются и осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего менеджмента. По решаемым задачам различают: информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию; организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления; оперативные, это решения на действия: «Как действовать?» По степени охвата проблемы решения бывают; выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы; систематические, когда рассматривается вся проблема.
В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяют на: производственные (технические и технологические); сбытовые и снабженческие (маркетинговые) финансовые; плановые; кадровые и т.д. По формам принятия решения подразделяются на: единоличные: решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами; коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение; коллективные: решения принимаются коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе. По принципам выработки они делятся на: запрограммированные (алгоритмические), их обоснование производится по определенным правилам – алгоритмам.
Они допускают строгую формализацию.
Часто такие решения по сути уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы их реализации; незапрограммированные (эвристические). Они, как правило, возникают в случаях и вырабатываются неформальным, творческим путем.
По характеру исходной информации решения бывают: в условиях определенности (полной информации) в условиях неопределенности (неполной информации). Надо сказать. что большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, ведь среда, в которой фирма функционирует, постоянно меняется.К тому же решение всегда нацелено в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, поэтому нет возможности точно определить результат принятого решения. В связи с этим принятие и реализация решения сопряжены с риском.
Риск – это действие наудачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа. Риск – нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.По методам решения проблем различают решения: основанные на интуиции; основанные на знаниях и здравом смысле; основанные на рационализме; основанные на комбинации подходов.
Считается, что при принятии управленческих решений особенно ярко проявляется особенность менеджмента как науки и искусства управления. Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным.Менеджер уравновешенный, спокойный , критичный к себе принимает, как правило, уравновешенные или осторожные решения.
Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и даже рискованные решения. Управленческое решение должно : 1.Иметь ясную цель; 2.Быть обоснованным; 3.Иметь четкого адресата и сроки исполнения; 4.Быть не противоречивым; 5.Быть правомерным; 6.Быть конкретным, реальным, гибким, признаваемым, проверяемым, совместимым с другими решениями организации.Модели и методы принятия решений.
Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, это направление зародилась в Англии, во время Второй мировой войны, когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблемы — оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии.В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности.
Ее отличительными особенностями являются: 1. Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы. 2. Системная ориентация. 3. Использование различных моделей. Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни.Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.
Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов). Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.
Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п. Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника.В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.
Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах. Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции.Цель этой модели — свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.
Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей.Имитационное моделирование. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна). Экономический анализ является одной из форм моделирования.
Примером может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы. Количественные методы прогнозирования. Их можно использовать для прогнозирования, когда деятельность фирмы в прошлом имела определенные тенденции, которые можно и необходимо продолжить в будущем, а информации для выявления тенденций в рассматриваемом периоде прогнозирования недостаточно.Одним из методов такого прогнозирования является анализ временных рядов.
Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее. Причинно-следственный метод применяется в ситуациях, когда имеется несколько неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Другие качественные методы прогнозирования.Мнение жюри. Его суть состоит в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области.
Метод исследования информации сбытовиков, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке. Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений. Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз.Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. и возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации.
Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению. «Байесовский подход», базирующийся на известной теореме Байеса- используется при решение задачи в условиях неопределенности (когда то или иное действие или оба действия приводят к множеству возможных частных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны).