Содержание
1.Место психологии в системе научного знания2
2.Отрасли психологии. Задачи психологической практики.3
3.Общая психология как отрасль психологической науки, ее предмет, задачи и методологические основы4
4.Предмет исследований античной и средневековой психологии6
5.Основной метод классической психологии сознания7
6.Новая психологическая категория, введенная З.Фрейдом8
7.Классический бихевиоризм Дж.Уотсона и Э.Торндайка9
8.Когнитивный бихевиоризм Э.Толмена и оперантный бихевиоризм Б.Скиннера10
9.Психология деятельности11
10.Основные свойства сознания13
11.Возникновение психики у животных. Основной критерий возникновения психики.14
12.Понятие о деятельности15
13.Характеристика деятельности16
14.Определение видов деятельности18
15.Структура деятельности19
16.Теоретические концепции деятельности21
17.Проблема соотношения внутренней и внешней деятельности23
18.Место метода наблюдения в психологии25
19.Классификация методов исследования в психологии26
20.Отличительные признаки научной и житейской психологии27
21.Описательная характеристика психических явлений28
22.Бессознательное как предмет изучения психологии29
23.Отличия поведения животных от человека30
24.Принцип единства сознания и деятельности в работах Л.С.Рубинштейна31
25.Общее представление об ощущении и восприятии. Виды рецепции и критерии их классификации32
26.Психофизика и психология ощущений34
27.Косвенное и прямое измерение ощущений35
28.Свойства восприятия36
29.Внимание как психический процесс. Виды внимания и критерии их классификации. Основные теоретические подходы37
30.Память. Процессы памяти. Особые случаи памяти39
31.Мышление и сознание40
32.Виды мышления и критерии их классификации41
33.Разработка проблемы творческого (продуктивного) мышления42
34.Классические закономерности памяти. Кривая забывания43
35.Восприятие третьего измерения. Признаки удаленности и глубины44
36.Восприятие реального движения. Теории восприятия движения45
37.Основные подходы к исследованию эмоций в общей психологии47
38.Функции эмоций49
39.Подходы к проблеме вол. Характеристика воли и волевых качеств человека50
40.Структура и виды волевых процессов51
41.Ключевые проблемы психологии мотивации. Соотношение биологического и социального уровня мотивации52
42.Понятие личности54
43.Соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»55
44.Факторы, определяющие развитие и становление личности56
45.Структура личности57
46.Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей психофизиологического уровня индивидуальности. Основные концепции темперамента58
Выдержка из текста работы
Предисловие |
3 |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ |
|
Глава 1. Понятие «умственно отсталый ребенок» |
5 |
Глава 2. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью |
12 |
Глава 3. Исследования в области олигофренопсихологии. Обмен научной информацией и опытом |
17 |
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ |
|
Глава 4. Общая характеристика деятельности и ее мотивация |
30 |
Глава 5. Внимание |
|
5.1. Характеристика внимания |
42 |
5.2. Специфика основных свойств внимания |
43 |
Глава 6. Трудовая деятельность |
47 |
РАЗДЕЛ III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ |
|
Глава 7. Восприятие |
|
7.1. Характеристика восприятия |
54 |
7.2. Зрительное восприятие |
54 |
7.3. Осязательное восприятие |
64 |
Глава 8. Память |
|
8.1. Общая характеристика мнемической деятельности |
67 |
8.2. Факторы, влияющие на процесс запоминания |
71 |
8.3. Воспроизведение |
77 |
8.4. Особенности памяти школьников-олигофренов с различной структурой дефекта |
79 |
8.5. Представления |
81 |
Глава 9. Речь |
|
9.1. Общие сведения и этапы развития речи |
87 |
9.2. Фонетическая и интонационно-выразительная стороны речи |
92 |
9.3. Особенности словаря |
95 |
9.4. Синтаксическая структура речи |
99 |
9.5. Диалогическая и монологическая речь |
100 |
9.6. Речевая регуляция деятельности |
106 |
9.7. Письменная речь |
109 |
Глава 10. Мышление |
|
10.1. Общие сведения о мышлении |
116 |
10.2. Основные мыслительные операции |
118 |
10.3. Виды мышления |
125 |
10.4. Особенности мышления учеников с недостатками умственного развития при решении учебных задач |
134 |
РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ |
|
Глава 11. Особенности эмоционального развития |
137 |
Глава 12. Особенности волевого поведения |
142 |
Глава 13. Самооценка и уровень притязаний |
146 |
Глава 14. Отношение умственно отсталых школьников к учебной деятельности |
150 |
Литература |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психология умственно отсталых детей (олигофренопсихология) — одно из направлений специальной психологии. Предметом ее изучения является познавательная деятельность и личность умственно отсталого ребенка. Исследования направлены на определение присущих детям отклонений в психическом развитии, выявление имеющихся у них положительных возможностей и условий, способствующих их реализации.
Олигофренопсихология занимает определенное место на стыке многих наук. Ее продвижение зависит от их успехов. Остановимся на этом положении.
Психология умственно отсталых детей исходит из тех современных философскихконцепций, которыми руководствуются исследователи, анализируя, обобщая и трактуя полученные ими материалы.
Основные психологические закономерности, подходы к изучению их взаимозависимостей определяются общей психологией.
Направления и этапы развития нормального ребенка представлены в возрастной психологии. Эти сведения дают возможность сопоставить ход развития нормальных и умственно отсталых детей и выявить специфику последних.
Клиника олигофренииосуществляет разносторонние наблюдения и исследования умственно отсталых детей в медицинском аспекте, изучая их в определенных условиях, тем самым дополняя и уточняя их характеристику.
Олигофренопедагогика, разрабатывая систему коррекционно-направленного воспитания и обучения умственно отсталых детей различных возрастов, теснейшим образом связана с изучением психологии этих детей. Она выявляет проблемы, решение которых требует психологических изысканий.
Детская психиатриявключает в сферу своей лечебной деятельности детей с умственной отсталостью, поскольку значительная их часть имеет различные психические заболевания.
Физиология высшей нервной деятельностидает материалы, объясняющие биологические причины отклонений в познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей.
Представленные в книге фактические материалы получены преимущественно в исследованиях, проводившихся в лаборатории специальной психологии НИИ дефектологии (в настоящее время — ИКП РАО). Теоретические основы олигофренопсихологии
разрабатывались главным образом также в этой лаборатории. Немалый вклад в разработку ряда проблем, освещенных в книге, внесли дефектологи, работавшие в других научных учреждениях и на кафедрах учебных институтов как в России, так и в странах, входивших ранее в состав СССР.
Книга включает предисловие; четыре основных раздела, освещающих общие вопросы олигофренопсихологии, особенности формирования и развития познавательных процессов умственно отсталых школьников, их эмоционально-волевой сферы, специфику их деятельности, в частности учебной и трудовой; контрольные вопросы к каждому из разделов; список рекомендуемой литературы.
«Общие вопросы психологии умственно отсталых детей» — это первый раздел книги. В нем представлены основные понятия, отражающие вопросы психологии умственно отсталого ребенка, кратко изложена история отечественных исследований, показан вклад, внесенный учеными в разработку теоретических проблем специальной психологии и в организацию экспериментальной работы.
Второй раздел книги — «Особенности деятельности учащихся с недостатками умственного развития» — включает ряд глав, многосторонне раскрывающих обсуждаемую проблему. Дана общая характеристика понятия «деятельность» и составляющих ее компонентов. Описаны мотивы деятельности и иерархия их соотношений у умственно отсталых детей. Представлены материалы о своеобразии их внимания и трудовой деятельности.
Третий раздел — «Познавательные процессы школьников с интеллектуальной недостаточностью» — посвящен одной из наиболее значимых проблем олигофренопсихологии — специфике развития восприятия, памяти, речи и мышления у учеников с недостатками умственного развития. В нем объединены результаты исследований психических процессов, оказывающих определяющее влияние на обучение и воспитание и, следовательно, на развитие умственно отсталых учащихся.
Познавательная деятельность учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида наиболее изучена. Результаты многолетних экспериментальных исследований, как имеющие огромное практическое значение, должны быть известны психологам и дефектологам и использоваться ими в практической работе.
Четвертый раздел — «Личность умственно отсталых школьников» — знакомит с особенностями личности умственно отсталых учащихся, со своеобразием ее проявлений. Речь идет также о том, что следует противостоять отрицательным, негативным формам поведения, которые иногда можно наблюдать в обществе по отношению к лицам со сниженным интеллектом, а также способствовать проявлению к ним человеческого интереса и доброжелательности.