Выдержка из текста работы
Задание 1. Мышечная система осуществляет движение организма, поддержание равновесия тела, а также дыхательные движения, транспортировку пищи, крови внутри организма. В тканях мышечной системы химическая энергия превращается в механическую и тепловую. Мышечная система представляет собой совокупность способных к сокращению мышечных волокон, объединённых в пучки, которые формируют особые органы — мышцы или же самостоятельно входят в состав внутренних органов.
У человека выделяют три типа мышц: 1. Скелетные мышцы (они же поперечнополосатые, или произвольные). Прикрепляются к костям. Состоят из очень длинных волокн, длина от 1 до 10 см, форма — цилиндрическая. Их поперечная исчерченность обусловлена наличием чередующихся двоякопреломляющих проходящий свет дисков — анизотропных, более темных, и однопреломляющих свет — изотропных, более светлых.
2. Гладкие мышцы (непроизвольные). Они находятся в стенках внутренних органов и сосудов. Для них характерны длина: 0,02 -0,2 мм, форма: веретеновидная, одно ядро овальное в центре, нет исчерчености. Эти мышцы участвуют в транспортировке содержимого полых органов, например, пищи по кишечнику, в регуляции кровяного давления, сужении и расширении зрачка и других непроизвольных движений внутри организма. Гладкие мышцы сокращаются под действием вегетативной нервной системы.
3. Сердечная мышца. Она имеется только в сердце. Эта мышца неутомимо сокращается в течение всей жизни, обеспечивая движение крови по сосудам и доставку жизненно важных веществ к тканям. Сердечная мышца сокращается самопроизвольно, а вегетативная нервная система только регулирует её работу.
В теле человека около 500 скелетных мышц.
Функции мышечной системы (мышц)
— двигательная (мышечная ткань участвует в сердцебиении; перистальтика внутренних органов; скелетная мышечная ткань приводит в движение суставы);
— удержание тела в пространстве (скелетные мышцы обладают мышечным тонусом, что обеспечивает вертикальное положение тела);
— — энергетическая (превращение химической энергии в механическую и тепловую. Благодаря наличию/отсутствию тепла мышцы способны расслабляться/напрягаться и непроизвольно быстро сокращаться в холодную погоду — дрожь);
— защитная (например, защита брюшной полости брюшным прессом);
— формировочная (развитие мышц в некоторой степени определяет форму тела);
— является своеобразным органом чувств за счет наличия специальных рецепторов
— участвует в образовании стенок полостей тела (ротовая, брюшная)
— способствует к улучшению крово- и лимфообращения
— является депо солей, воды и кислорода
Значение
Мышечная система состоит из различных органов и мышечной ткани. Каждый из этих органов и тканей мышц имеет определенную задачу в функционировании организма.
Гиподинамия недостаточная мышечная активность. Распространённость гиподинамии возрастает в связи сурбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Из-за отсутствия необходимых физических нагрузок человек все больше и больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваютсявегетососудистая дистония,депрессия, миофасциальные синдромы), нарушается обмен веществ. С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессирующе уменьшается костная масса (развиваетсяостеопороз), страдает функция периферических суставов (остеоартроз) и позвоночника (остеохондроз)[5]. Длительная гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца,артериальная гипертония), расстройствам дыхания (хроническая обструктивная болезнь лёгких) и пищеварения (нарушение функции кишечника).
Цепь эндокринных нарушений вследствие гиподинамии проявляется метаболическим синдромом (ожирение, инсулинорезистентность и увеличение риска атеросклероза).
Все эти изменения в конечном итоге приводят к уменьшению продолжительности жизни.
Задание 2.
Установите соответствие между особенностями форменных элементов крови.
Свойства |
Форменные элементы |
||
А |
Участвую в переносе кислорода 1. |
1. Эритроциты |
|
Б |
Участвуют в переносе углекислого газа 1. |
2. Лейкоциты |
|
В |
Не имеют ядра 1. |
||
Г |
Имеют ядро 2. |
||
Д |
Могут изменять свою форму 2. |
||
Е |
Способны к диапедезу 2. |
||
Ж |
Вырабатываются в красном костном мозге 1. |
||
З |
Дифференцируются в тимусе 2. |
||
И |
Способны к фагоцитозу 2. |
||
К |
Количество в одном литре 4-5 х1012 1. |
||
Л |
Количество в одном литре 4-9 х10 9 2. |
||
М |
Живут 80-120 дней 1. |
||
Н |
Вырабатывают иммунные белки 2. |
Выберите анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека.
Анатомические структуры |
Отношение к анализатору |
||
А |
Веки с ресницами 1. |
1. Являются начальным звеном |
|
Б |
Палочки и колбочки сетчатки 2. |
2. Не являются начальным звеном |
|
В |
Ушная раковина 1. |
||
Г |
Вкусовые сосочки языка 1. |
||
Д |
Хрусталик глаза 2. |
||
Е |
Зрительный нерв 2. |
||
Ж |
Верхняя височная извилина 1. |
||
З |
Клетки обонятельной зоны слизистой полости носа 2. |
||
И |
Зрительный перекрест 2. |
||
К |
Барабанная перепонка 2. |
Установите соответствия между характеристикой мышечной ткани и ее видом.
Характеристика |
Вид ткани |
|
А |
Образует средний слой стенок кровеносных сосудов 1. |
1. Гладкая |
Б |
Состоит из многоядерных клеток – волокон 2. |
2. Поперечнополосатая |
В |
Обеспечивает изменение размеров зрачка 1. |
|
Г |
Образует скелетные мышцы 2. |
|
Д |
Образует поперечную исчерченность 2. |
|
Е |
Сокращается медленно 1. |
|
Ж |
Образует стенки полых органов 1. |
|
З |
Не осуществляет моторную функцию 1. |
|
И |
Подчиняется ЦНС 2. |
|
К |
Участвует в теплообмене 2. |
Установите соответствия между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.
Процесс пищеварения |
Отделы пищеварительного канала |
||
А |
Состоит из отделов: 12-перстная кишка, тощая и подвздошная 1. |
1. Тонкая кишка |
|
Б |
Слизистая имеет круговые складки 1. |
2. Толстая кишка |
|
В |
Слизистая имеет полулунные складки 2. |
|
|
Г |
Начинают перевариваться питательные вещества 1. |
|
|
Д |
Имеются ворсинки 1. |
|
|
Е |
Не имеет микроворсинок 2. |
|
|
Ж |
Вырабатывается желчь 1. |
|
|
З |
Всасывается вода 2. |
|
|
И |
Имеются гаустры и сальниковые отростки 2. |
|
|
К |
Подвешена на брыжейке 1. |
|
Установите соответствия между функцией нейрона и его видом.
Функции |
Вид нейрона |
||
А |
Преобразует раздражения в нервные импульсы 1. |
1.Чувствительный |
|
Б |
Передает в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов 1. |
2.Вставочный |
|
В |
Осуществляет передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головном мозге 2. |
3.Двигательный |
|
Г |
Является эфферентным нейроном 3. |
||
Д |
Является афферентным нейроном 1. |
||
Е |
Осуществляет трофическую и разграничительную функцию 2. |
||
Ж |
Располагается в передних рогах спинного мозга 3. |
||
З |
Передает нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам 3. |
||
И |
Располагается в задних рогах спинного мозга 2. |
||
К |
Передает нервные импульсы только в одном направлении. 1. |
Установите разницу между нервной и гуморальной регуляцией.
Особенности |
Вид регуляции |
|
А |
Включается быстро и действует коротко 1. |
1. Нервная |
Б |
Включается медленно и действует долго 2. |
2. Гуморальная |
В |
Сигнал — нервный импульс 1. |
|
Г |
Сигнал – гормон 2. |
|
Д |
Передача сигнала электрическая (по нервным волокнам) и химическая (через синапс) 1. |
|
Е |
Передача сигнала химическая (через жидкие среды организма) 2. |
|
Ж |
Распространение сигнала по нервным структурам рефлекторной дуги 1. |
|
З |
Распространение сигнала по сосудам с током крови 2. |
|
И |
Не оказывают регуляторного влияния на гомеостаз 2. |
|
К |
Ответ четко локализован (отдельный орган) 1. |
|
Л |
Ответ, как правило, генерализован (весь организм) 2. |
|
М |
Норадреналин участвует в нервной регуляции 1. |
|
Н |
Норадреналин участвует в гуморальной регуляции 2. |
Установите разницу в строении и функциях больших пищеварительных желез (печени и поджелудочной железы)
Особенности строения и функций |
Железы |
||
А |
Осуществляет барьерную функцию 1. |
1. Печень |
|
Б |
Образуется желчь 1. |
2. Поджелудочная железа |
|
В |
Имеются островки Лангерганса – Соболева 2. |
|
|
Г |
Принимает участие в пищеварении 1. |
|
|
Д |
Имеет трубчато — альвеолярное строение 2. |
|
|
Е |
Структурно — функциональной единицей является нефрон 1. |
|
|
Ж |
Образуется панкреатический сок 2. |
|
|
З |
Пищеварительный сок поступает в 12-перстную кишку 2. |
|
|
И |
Паренхима органа образована гепатоцитами 1. |
|
|
К |
В состав сока входит холестерин 1. |
|
|
Л |
В состав сока не входят ферменты 1. |
|
|
М |
Клетки железы вырабатывают гормон тироксин 2. |
|
Установите разницу между видами эндокринных и экзокринных желез.
Свойства |
Вид железы |
|
А |
Являются железами внутренней секреции 1. |
1. Эндокринные |
Б |
Являются железами внешней секреции 2. |
2. Экзокринные |
В |
Имеют выводные протоки 2. |
|
Г |
Не имеют выводных протоков 1. |
|
Д |
Выделяют свои секреты в кровь или лимфу 1. |
|
Е |
Секрет железы выделяется в полость или внешнюю среду 2. |
|
Ж |
Железы образуют ферменты 2. |
|
З |
Железы образуют гормоны 1. |
|
И |
Лимфатические узлы относятся к железам 1. |
|
К |
Обеспечивают гомеостаз 1. |
|
Л |
Тропные гормоны вырабатываются 1. |
|
М |
Липаза вырабатывается 2. |
|
Н |
Лизоцим вырабатывается 2. |
Установите соответствие между условными и безусловными рефлексами
Отличительные признаки |
Вид рефлекса |
||
А |
Врожденные, наследственные 2. |
1. Условные |
|
Б |
Приобретенные в процессе жизнедеятельности 1. |
2. Безусловные |
|
В |
Постоянны и сохраняются в течение всей жизни 2. |
||
Г |
Являются индивидуальными 1. |
||
Д |
Они непостоянны и могут угасать 1. |
||
Е |
Рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и ствола головного мозга 2. |
||
Ж |
Рефлекторные центры находятся в коре головного мозга 1. |
||
З |
Сосательный рефлекс новорожденного 2. |
||
И |
Могут образовываться на любой воспринимаемый организмом раздражитель 2. |
||
К |
Не передаются по наследству 1. |
||
Л |
Реакция ребенка на слово нельзя 1. |
||
М |
Реакция ребенка на вид чужого, незнакомого человека 2. |
Установите соответствие между особенностями фаз гомеостаза
Процессы |
Механизм |
||
А |
Сосудистый спазм 1. |
1. Микроциркуляторный |
|
Б |
Активация тромбопластина 2. |
2. Гемокоагуляционный |
|
В |
Образование тромбоцитарной пробки 1. |
||
Г |
Образование тромбина из протромбина 2. |
||
Д |
Уплотнение тромбоцитарной пробки 1. |
||
Е |
Образование фибрина из фибриногена 2. |
||
Ж |
Участвуют ионы кальция 2. |
||
З |
Участвуют ионы натрия и калия 1. |
||
И |
В процессе участвуют тромбоциты 1. |
||
К |
Остановка крови происходит только в мелких сосудах 1. |
||
Л |
В процессе принимает участие витамин К 2. |