Выдержка из текста работы
Ноя́брьская револю́ция 1918 г., (нем. Novemberrevolution) — революция в ноябре 1918 в Германской империи, одной из причин которой стало нарастание социальной напряжённости и расстройства экономической жизни, являвшихся симптомами приближения Германии к поражению в Первой мировой войне. Революция привела к установлению в Германии парламентского демократического режима, известного как Веймарская республика.
Началась революция с матросского восстанияв Вильгельмсхафене и Киле, и через несколько дней охватила всю Германию. 9 ноября 1918 года кайзер Вильгельм II под давлением начальника генштаба Грёнера, считавшего продолжение военных действий бессмысленным, был вынужден принять решение бежать из страны (официально он отрёкся от престола 28 ноября в Нидерландах). У власти встали представители социал-демократической партии (СДПГ).
Коммунисты под руководством Карла Либкнехта и Розы Люксембург, которые призывали к дальнейшему развитию революции и провозглашению Советской власти в Германии, подняли в январе 1919 г мятеж против социал-демократов. Возникла реальная опасность гражданской войны. Мятеж подавили отряды фрайкора под руководством Г. Носке, Либкнехт и Люксембург были убиты без суда.
В Баварии революция привела к возникновению независимой Баварской (глава Курт Эйснер), а затем Баварской Советской республики (глава Эрнст Толлер), которая так же была разгромлена армией и отрядами фрайкора.
Формально революция завершилась 11 августа 1919 г провозглашением Веймарской республики.
Кильское восстание 1918 года— восстание матросов германского флота в Киле в ноябре 1918 года, разросшееся от бунта на отдельных судах императорского флота Германии, находившегося на якорной стоянке возле Вильгельмсхафена, до Ноябрьской революции, приведшей к падению монархии в Германии.
Уже к 1917 г. на германском флоте, на больших военных кораблях была замечена анти-милитаристская агитация. Непосредственно восстанию предшествовала инструкция адмирала Шеера от 24 октября 1918 г., по которой германскому морскому флоту открытого моря предписывалось вести «последнюю решающую битву» против британского флота. И это при том, что новое правительство во главе с принцем Максом фон Баденом за месяц перемирия уже испытало почву для заключения мира со странами Антанты.
Линкор «Тюрингия»
Перед планируемым боем германский флот встал на якорную стоянку возле г. Вильгельмсхафена. Здесь в ночь с 29 на 30 октября часть экипажей линкоров «Тюрингия» и «Гельголанд» по бессмысленному приказу отказалась встретить смерть. Экипажи корабля, которые остались верными присяге, нацелили оружие на повстанцев и вынудили их вернуться в свой порт приписки Киль 1 ноября. Более тысячи матросов было арестовано.
1 ноября суда с арестованными мятежниками на борту пришли в Киль. Однако, поскольку большинство моряков сочувствовали повстанцам, большинство из них воспользовались отпуском на берег, чтобы обсудить способы освобождения повстанцев в профсоюзном здании Киля. начато взаимодействие с представителями городских профсоюзов, членами СДПГ и Независимой СДПГ. Полиция разогнала толпу, но на демонстрации 2 ноября было решено на следующий день провести большую демонстрацию в поддержку заключенных моряков.
Демонстрация матросов в Киле
3 ноября мирная демонстрация матросов, требовавших освобождения своих товарищей, и примкнувших к ним рабочих Киля, требовавших «хлеба и мира», была расстреляна военным патрулем. Было убито 9 и ранено 29 человек. В ответ один из матросов застрелил лейтенанта, командовавшего патрулем. Солдат разоружили.
Губернатор балтийских портов адмирал Сушон приказал срочно призвать лояльные кайзеру кильские войска, чтобы с их помощью подавить восстание. Но пехотные части, посланные в Киль, выступили на стороне восставших. Вечером 4 ноября повстанцы нанесли поражение правительственным войскам, и весь Киль оказался в их руках. Матросы избрали первый в ходе революции 1918—1919 гг. Совет рабочих и солдатских депутатов под руководством Карла Артельта, старшего пожарного 3-го дивизиона эсминцев. Красные флаги были подняты на всех судах, кроме одного, вышедшего за борт. Арестованные матросы были освобождены. Единственной жертвой в тот день стал капитан линкора «Кениг» Венигер, который пытался не допустить поднятия красного флага на мачте, за что был застрелен. Представители судовых команд и матросов составили в казармах на берегу «14 кильских пунктов», которые гласили:
Карл Артельт
освобождение всех арестованных и политических заключённых;
полная свобода слова и печати;
отмена почтовой цензуры;
надлежащее обращение начальства с командой;
возвращение всех товарищей на корабли и в казармы без наказания;
запрет на выход флота в море при любых обстоятельствах;
запрет на действия по защите, связанные с кровопролитием;
вывод всех войск, не входящих в состав гарнизона;
все меры защиты частной собственности устанавливаются непосредственно советом солдатских депутатов;
вне вахты нет начальников;
неограниченная личная свобода для каждого после окончания вахты и заступления на следующую;
мы приветствуем в наших рядах всех офицеров, заявивших о согласии с действиями совета солдатских депутатов;
каждый член совета солдатских депутатов освобождается от несения вахты;
в дальнейшем все меры принимаются только с согласия совета солдатских депутатов.
«14 пунктов» были приняты 5 ноября.
Мемориальная доска на здании Кильского профсоюза
Подавление восстания было поручено правительству Макса Бадена одному из правых лидеров социал-демократов Густаву Носке. Ещё 4 ноября он прибыл в Киль для умиротворения восставших. Носке возглавляет движение по формированию Совета матросов. В последующие недели своими действиями ему удалось уменьшить влияние Совета в Киле, но ему не удалось предотвратить распространение революции на другие города и страны. Своим напором и энтузиазмом моряки послали сигнал к революционным действиям по всей Германской империи. Вместе с рабочими они взяли власть в Киле и по всему побережью. Немецкая революция перенимает лозунг русской революции: «Формируйте Советы!». В последующие дни почти во всех городах Германии были учреждены революционные советы, которые пригласили императора Вильгельма II отречься от престола. После начала революции 9 ноября в Берлине Карл Либкнехт и его сотрудники немедленно начали добиваться создания там Красной гвардии, но правое крыло СДПГ отвергло этот план. Многие матросы прибыли в Берлин. Они объединились под руководством Генриха Дорренбаха, Пауля Вичорека и Фрица Радке, чтобы защитить завоевания революции. Так возникла Народная морская дивизия. Однако она не могла заменить собой Красную гвардию, но в этой ситуации пошла дальше к планам Карла Либкнехта. В те времена моряки захватили Военное министерство и Императорскую канцелярию, Управление военно-морского флота, канцелярию главкома города, здание Главного штаба ВМФ, а также замок и конюшни.
- Веймарская конституция (нем. Weimarer Verfassung; официальное название Конституция Германской империи (нем. Verfassung des Deutschen Reichs) или Веймарская имперская конституция (нем. Weimarer Reichsverfassung), сокр. WRV) — первая действовавшая в Германии демократическая конституция. Была принята 31 июля 1919 года в Веймаре. Веймарская конституция учредила в Германии республику, действующую на принципах парламентской демократии и федерализма. Многие положения Веймарской конституции были позаимствованы из Конституции Паульскирхе 1848 года, а затем в 1949 году были восприняты Основным законом ФРГ. По месту принятия конституции Германская империя в демократический период с 1919 по 1933 год получила название Веймарской республики.
Все политические структуры кайзеровского периода, предусмотренные конституцией Бисмарка, как, например Федеральный совет Германской империи, были ликвидированы либо потеряли своё значение, поэтому между монархическими и республиканскими партиями развернулась серьёзная борьба. 31 июля 1919 года Национальное собрание приняло конституцию в её окончательной форме (262 — за, 75 — против, отсутствовало 84 депутата). 11 августа 1919 года в Шварцбурге свою подпись под конституцией поставил рейхспрезидент Фридрих Эберт. Конституция вступила в силу с момента опубликования 14 августа 1919 года. 11 августа стал национальным праздником Веймарской республики, напоминая «о дне рождения демократии в Германии».
Формально Веймарская конституция оставалась в силе даже после прихода к власти Адольфа Гитлера 30 января 1933 года. Однако фактически она большей частью бездействовала. Сначала после пожара Рейхстага 27 февраля 1933 года был издан указ рейхспрезидента «О защите народа и государства», аннулировавший мандаты 81 депутатов рейхстага от Коммунистической партии Германии и тем самым создавший необходимое большинство в 2/3 для принятия изменений в конституцию, позволивших принять Закон «О преодолении бедственного положения народа и рейха». Этот закон, принятый 23 марта 1933 года, первоначально был ограничен четырьмя годами, но впоследствии продлевался несколько раз. Только с передачей власти Контрольному совету 5 июня 1945 года Веймарская конституция полностью утратила силу.
Статьи 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции в 1949 году были инкорпорированы в Основной закон ФРГ. Другие положения Веймарской конституции, не противоречащие Основному закону, действовали как обычное право Федеративной Республики Германии до 1960-х годов.
Структура Веймарской конституции
В соответствии с традициями немецкого конституционного права Веймарская конституция состояла из трех частей. В первую очередь она разграничивала во внешних отношениях полномочия империи и входящих в её состав земель (бывших союзных государств кайзеровской империи). Кроме того, конституция установила органы имперской государственной власти и их полномочия по отношению друг к другу. Третья часть конституционных норм регулирует отношения между государством и гражданами. В отличие от имперской конституции Бисмарка 1871 года, Веймарская конституция установила во второй части обширный список основных конституционных прав и свобод.
Преамбула
Первая часть: Структура и задачи империи
Первый раздел: Империя и земли
Второй раздел: Рейхстаг
Третий раздел: Рейхспрезидент и имперское правительство
Четвёртый раздел: Рейхсрат
Пятый раздел: Законодательство империи
Шестой раздел: Управление империей
Седьмой раздел: Правосудие
Вторая часть: Основные права и обязанности немцев
Первый раздел: Личность
Второй раздел: Общество
Третий раздел: Религия и религиозные общества
Четвёртый раздел: Образование и школа
Пятый раздел: Экономика
Переходные и заключительные положения
2.законодательство периода фашистской диктатуры
Законодательство Германии в период 1933-1945 г.
Ядро фашистской идеологии составляют идеи расового неравенства, военной экспансии, классовой гармонии, лидерства и всемогущества государственной машины. В соответствии с этими требованиями созданы нормативные акты страны.
Основной закон страны — Веймарская конституция 1919 г. действовал весь период существования фашистской диктатуры. Руководство рейха вполне устраивали заложенные в ней принципы, такие, как строгая регламентация сферы общественных отношений, личной жизни граждан, ограничение прав земель, возможность применения к ним т.н. «экзекуции», предоставление Президенту Германской империи сильных исполнительно-распорядительных полномочий, таких, как право роспуска Рейхстага, права издания чрезвычайных декретов, право на использование вооруженной силы. Рейхсканцлер также обладал весьма широкими полномочиями и правами. Рейхсканцлер, согласно конституции председательствовал в имперском правительстве и руководил его деятельностью (Рейхсканцлер председательствует в имперском правительстве и руководит его делами по наказу, принятому правительством и одобренному президентом империи — статья 55), устанавливает руководящие линии политики и несет за это ответственность перед Рейхстагом (статья 56), имел решающий голос при решении вопросов в правительстве. Сочетание этих должностей в одном человеке могло дать ему почти диктаторские полномочия.
Несмотря на предоставленные гражданам широкий круг свобод, в том числе в свободе совести, слова, неприкосновенности жилища в тексты многих статей были включены оговорки, согласно которым граждане могли лишаться определенных прав на основе имперских законов. Например, статья 114 гласила- «Свобода личности неприкосновенна. Ограничение или лишение личной свободы органами государственной власти разрешено только на основании закона». Статья 117 о тайне переписки гласит: «Тайна переписки, а также почтовых, телеграфных и телефонных сообщений неприкосновенна. Исключения могут быть допущены только на основании имперских законов». Статья 123 содержала в себе норму, описывающую право германских подданных на собрания: « Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, не спрашивая особого разрешения. Для собраний под открытым небом имперский закон может устанавливать обязательность предварительного заявления, и, в случае непосредственной опасности для общественного спокойствия, запрещать их». Первым случаем применения этой оговорки стало ограничение нацистским правительством немецких коммунистов в сборах под открытым небом (залов им давно никто не давал). А 2 предыдущие вышеупомянутые статьи позволили используя принимаемые нацистским большинством в правительстве законы беспрепятственно вмешиваться в личную жизнь граждан. После создания А.Гитлером в марте 1933 года однопартийного правительства НСДАП получила возможность проводить в жизнь любые нормативные акты. И одним из первых, и важнейшим для законодательного оформления нацистского режима явился Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 24 марта 1933 года. Закон утверждал абсолютное превосходство исполнительной власти над законодательной. Например, статья 2 Закона гласила: «Законы, принятые имперским правительством, могут уклоняться от имперской конституции, если они не имеют предметом устройство рейхстага и рейхсрата. Права президента империи остаются неприкосновенными», т. е. правительство наделялось неограниченными законодательными полномочиями Правительство также наделялось неограниченными правами в области государственного бюджета- в области, которая всегда являлась прерогативой парламента. Согласно этому закону, заключение и исполнение договоров с иностранными государствами даже не нуждалось в согласии парламента.
Чрезвычайный декрет Парламента от 4 февраля 1933 года предоставил полиции право на запрет любых собраний и демонстраций Этим же декретом санкционировался неограниченный террор в отношении всех неугодных государству организаций и отдельных лиц. Президентский декрет Гинденбурга «В защиту народа и государства» от 28 февраля 1933 года полностью отменял свободу личности, слова, печати, митингов и демонстраций, тайну переписки, неприкосновенность жилища, допускал производство обысков и конфискаций, ограничение права собственности. Основная цель декрета- введение в стране постоянно действующего чрезвычайного положения, недопущение инакомыслия. Большое применение имел Указ президента от 21 марта 1933 года «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств»: «П.1. Кто умышленно будет высказывать или распространять не отвечающие или грубо искажающие действительность суждения, могущие причинить тяжелый ущерб империи или отдельным германским землям, или авторитету правительства империи, или отдельных Земель, или правящей партии, наказываются, если деяние не подлежит более строгому наказанию по другим законам, тюрьмой до 2-х лет. Если же суждения высказывались или распространялись публично, то тюрьмою не менее 3 месяцев. П.2. Если деяния причинило тяжелый ущерб для империи, может быть назначена каторга». Он фактически отменял все демократические права и свободы, санкционировал нацистский террор и репрессивные методы фашистского правительства. Около 10 тысяч человек было арестовано, в стране была создана сеть концлагерей.
Первым шагом к ликвидации многопартийной системы являлся запрет КПГ. Поводом для запрещения служил факт поджога рейхстага. 27 февраля 1933 г. 23 июня 1933 года была объявлена вне закона СДПГ. А 14 июля 1934 года вышел закон, запрещающий создание новых партий: «1. В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая независимая рабочая партия. 2. Если кто-либо будет принимать меры к поддержанию организационной структуры какой-либо другой политической партии или созданию новой политической партии, тот наказывается — смирительным домом до 3 лет или тюрьмой от 6 месяцев до 3 лет.» В результате в стране осталась единственная партия- НСДАП. В апреле 1933 г. по инициативе Геринга создана тайная имперская полиция ГЕСТАПО, сыгравшая значительную роль в становлении и укреплении фашистской диктатуры.
1 декабря 1933 года был издан закон «Об обеспечении единства партии и народа». Он официально вводил однопартийную систему в стране: «После победы национал-социалистической революции Национал-социалистическая независимая рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством» (статья 1). В результате канцелярия партии принимала непосредственное участие в разработке всех имперских законов, рассматриваемых в Рейхстаге. Государственные органы оказались под контролем НСДАП. Срастание партийного и государственного аппарата стало полным и всеобъемлющим.
1 августа 1934 года на своей железной походной кровати скончался президент Гинденбург. И только 15 августа было опубликовано «завещание Гинденбурга». В нем говорилось, что армия должна быть символом и главной опорой государства, полностью одобрялась политика Гитлера и указывалось, что он должен стать приемником президента. Сразу же распространились слухи, что завещание было фальшивкой. Но, тем не менее, Гитлер сосредоточил в своих руках абсолютно всю власть. По его требованию принимается Закон «О верховном главе государства в германской империи» Статья 1 закона от 1 августа 1934 года гласила: «Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю и рейсхканцелру Адольфу Гитлеру. Он же назначает своего преемника» Оба поста- президента и канцлера были присвоены Гитлеру пожизненно с официальным титулом «фюрер и рейхсканцлер». Фюрер получил право назначения всех должностных лиц и чиновников имперского правительства.
Состав Рейхстага также формировался на основе отбора кандидатов лично Фюрером. В результате проведенных реформ Рейхстаг терял свое влияние на основные вопросы общественно-политической жизни.
Были внесены значительные изменения в структуру органов местного самоуправления и земель. 31 марта 1933 года был принят закон «О включении земель в империю». Представительные органы земель (ландтаги) подлежали роспуску. Позже законом от 30 января 1934 года «О переустройстве империи» они были ликвидированы окончательно. Например, статья 1 Закона говорила, что «Народные представительства Земель отменяются». Земли стали управляться назначаемыми из центра наместниками: «Права верховенства области переходят к империи. Правительства земель подчиняются имперскому правительству» (статья 2). «Имперские наместники в землях подлежат должностному надзору министра внутренних дел империи». (статья 3).
Этот же Закон содержал еще одну важную норму, содержащуюся в статье 4 и практически наделявшее имперское правительство правом произвольного изменения Конституции: «Имперское правительство может создавать новое конституционное право». С ликвидацией Рейсхрата законом от 14 февраля 1934 года Германская империя стала строго унитарным государством, построенным на принципе централизованного бюрократического управления. Последние следы местного самоуправления были ликвидированы с принятием в 1935 году «Положения о германских общинах» — Бургомистры общин и городов стали назначаться распоряжением министра внутренних дел, согласованными с местным отделением НСДАП. Жесткое государственное планирование позволило стране выйти из жестокого экономического кризиса, охватившего весь мир и приступить к развитию народного хозяйства и тяжелой промышленности. После долгих лет Веймарского позора для жителей Германии создалась иллюзия всеобщего благоденствия. Вот Фюрер уменьшает безработицу. Строит автодороги и даже сам делает первые взмахи лопатой. Налаживает производство дешевых автомобилей «Volkswagen». Следит за экологией в стране. Дает цель народу, в.т.ч. молодежи, сплачивает ее в такие организации, как «Гитлерюгенд». Законом от 1 декабря 1936 года «Гитлерюгенд» объявлялась единственной молодежной организацией в Германии и рассматривалась как составная часть НСДАП. Каждому вновь вступающему члену организации вручается нож с надписью «Blut und Ehre» (Кровь и честь). Создается «национал-социалистическая» живопись и архитектура. Выполняются планы, изложенные в «Mein kampf» по перестройке менталитата немцев- населению прививается мысль о «народном сообществе». Переводит экономику страны на выполнение 4-х летних планов. 27 февраля 1934 года выходит Закон «Об органическом построении германской экономики», согласно которому были созданы имперские хозяйственный группы по отдельным отраслям экономики. Одновременно с этим страна была поделена на территориальные хозяйственные округа во главе с окружными экономическими палатами. Производство и народное хозяйство страны было переведено на военные рельсы. Контроль за обеспечением страны стратегическим материалами был возложен на Германа Геринга. Он же возглавлял государственный промышленный мега-картель «Герман Геринг Верке».
Вместо профсоюзов 6 мая 1933 года создался так называемый «немецкий трудовой фронт» (DAF). Членство в DAF было обязательным для рабочих и служащих по распоряжению Гитлера от 24 октября 1934 года При этом DAF была отведена роль единственного выразителя интересов трудящихся, проводника идей классового мира и национал-социализма. Стачки и забастовки считались уголовными преступлениями. Честный труд — важнейшей обязанностью работника. Гитлер осуществил давнюю мечту трудового класса- сделал 1 мая праздником, «днем национального труда», который должен был продемонстрировать единство народа и государства. Идеологической основой фашистского государства занималось созданное в 1933 году имперское министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое талантливым организатором и оратором Й. Геббельсом.
Министерство труда следило за выполнением трудового законодательства. В процессе втягивания промышленности в гонку вооружений возникла потребность в интенсификации труда, более эффективного использования рабочей силы. В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и распределения ее по военным заводам. В 1938 году местные органы власти получили право привлекать население к принудительным работам даже в свободное от основной работы время. К 1939 году была введена всеобщая обязательная трудовая повинность. В условиях тотальной мобилизации в 1943 году принудительный труд был распространен на мужчин в возрасте от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет. Католическая церковь полностью поддержала нацистов. «Гитлер знает, как нужно управлять кораблем государства»- заявил прелат Каас, вернувшийся после аудиенции с папой Пием XI.
В протоколах Госсбахского совещания от 5 ноября 1937 г. излагается цель внешней политики нацистов: «Целью германской политики должны быть безопасность, сохранение народной массы и ее умножение. Поэтому речь идет о проблеме пространства. Германская народная масса насчитывает более 85 млн. человек, которые по количеству людей и целостности пространства для расселения в Европе представляют собой крепкое расовое ядро, равного которому нельзя встретить ни в какой другой стране, вследствие чего, с другой стороны, оно имеет право на большее жизненное пространство, чем другие народы. Германское будущее может быть определено исключительно путем решения вопроса о пространстве. Решение германского вопроса будет достигнуто лишь на пути силы, который никогда не был рискованным»
Директива о реорганизации высшего руководства вооруженных сил появилась 4 февраля 1938 г. А на следующий день газеты «третьего рейха» вышли с заголовком «Фюрер принимает верховное командование над всем вермахтом. Полная концентрация всей власти в руках фюрера»
Существовавшие еще с 30-х годов 20 века «охранные» и «штурмовые» отряды нацистской партии (СС и СА) были в 1939 году объединены вместе с Гестапо и криминальной полицией в Имперское главное управление безопасности (РХСА).
Несмотря на запрет в статьей 105 Конституции создания Чрезвычайных судов, Законом от 24 апреля 1934 года был учрежден «Народный трибунал по вопросам государственной измены». В своих решениях трибунал не был связан законом и принимал решения, руководствуясь принципами «национального правосознания» и «идеологии национал-социализма». Вынесенные трибуналом приговоры обжалованию не подлежали. Еще с 1933 года действовали специальные суды, рассматривающие дела политического характера. В журнале «Немецкая юстиция» от 1 февраля 1938 года говорилось: «Судья сам творит законы. Он больше не подчинен букве закона. Он подчинен лишь одному- отдаваемым фюрером приказам. Независимость судов — в прошлом. Закон — орудие в руках фюрера. Он пользуется им во имя торжества национал-социализма.» 20 апреля 1942 года рейхстаг утвердил Гитлера в качестве верховного властителя судов. Действующие в первой половине войны военно-полевые суды были заменены военными трибуналами. В конце войны трибуналами ежедневно выносилось до 10 тысяч приговоров. На основе директивы Гитлера от 7 декабря 1941 года Фельдмаршалом Кейтелем был издан знаменитый приказ «Мрак и туман», касающийся политических преступлений, и который заключался в бесследном исчезновении обвиняемого, отсутствии сведений о его судьбе и местонахождении. В 1944 году вышел еще более суровая директива Гитлера относительно «Террора и саботажа» в Западной Европе.
К началу войны Германия подошла с сильной армией, флотом, передовой промышленностью. К моменту нападения на СССР благодаря предпринятому нацистским правительством увеличенному диапазону возраста всеобщей воинской повинности численность вооруженных сил Германии составила 7,2 миллиона человек. Германия контролировала большую часть Европы. Благодаря ресурсам союзников и оккупированных земель в период с 1939 по 1941 год производство, например, цветных металлов возросла на 35%, топлива- на 50%, а количество металлообрабатывающих станков превысило число имеющихся у Англии в 2, а у СССР в 3 раза.
3.Образование ФРГ и принятие конституции 1949г
В преддверии скорого принятия конституции возникла необходимость и в определении новых принципов взаимоотношений между оккупационными властями и местными органами управления. Будущая конституция фактически снимала с повестки дня вопрос о заключении послевоенного мирного договора с Германией, способствовала правовому закреплению ее раскола на две части: ФРГ и ГДР.
Германия в 20 веке — Стр 2
В связи с этим в апреле 1949г. был принят так называемый Оккупационный статус, разработанный западногерманскими оккупационными властями. Статус сохранял экономический и политический контроль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им право осуществлять надзор за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им.
8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики Германии был принят парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции и Англии. Термин «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты из употребления по настоянию самих немцев как «подразумевающие явный сепаратизм». Основной закон должен был обозначить «временный характер» установленных им конституционных порядков. Фактически после одобрения его всеми землями Западной Германии (кроме Баварии, подтвердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в конце мая 1949 г. он вступил в действие в качестве постоянной Конституции ФРГ.
23 мая 1949 г. считается днем образования государства ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован в институт «военных комиссаров» западных держав в Германии. 14 августа1949 г. были проведены первые выборы в бундестаг, 12 сентября того же года был создан бундесрат, через три дня избраны президент и федеральный канцлер. Но и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суверенитета, так как сфера внешних отношений, внешней торговли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров.
В 1951 г. Оккупационный статус был пересмотрен в сторону большего расширения полномочий государственных органов ФРГ, в частности, был снят контроль над федеральным и земельным законодательством, правительственным органам ФРГ были переданы некоторые полномочия в сфере внешней торговли и валютного регулирования, в том числе и в вопросах денежной эмиссии.
В 1952 г. был подписан договор о создании в рамках Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) «европейской армии», а также Общий договор между ФРГ и оккупационными державами, согласно которому «оккупация заканчивалась» и за ФРГ признавалась «полная власть суверенного государства во внутренних и внешних делах». В ответ на это была создана Организация Варшавского договора (ОВД), в которую с первых дней включалась ГДР. Завершился раздел мира на два блока противостоящих стран: социалистических и капиталистических.
Конституция
Германия как единое государство существует немногим более 100 лет. За это время были приняты три общегерманские конституции. Принятие каждой из них совпадало с переломными этапами в жизни страны. Первая конституция Германии была дарована императором Вильгельмом I в 1871 г. и юридически закрепляла объединение страны, достигнутое, по словам Бисмарка, «железом и кровью». 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избранное на основе всеобщих выборов и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как Веймарская (по имени города, где заседало Национальное собрание). Это была одна из наиболее демократичных конституций своего времени. В ней содержался обширный каталог прав и свобод; впервые в конституционной истории нового времени собственность рассматривалась не только как право, но и как обязанность, предусматривалась возможность ее национализации за справедливое вознаграждение.
Вместе с тем конструкцию государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно считать удачной. Огромные полномочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального противовеса в лице парламента (рейхстага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете сыграли роковую роль в судьбе Веймарской республики. Они создали легальные возможности для прихода к власти фашистов, что привело к ее гибели.
1. Условия принятия Конституции ФРГ 1949 г.
После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 г.), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого.
Начало «холодной войны», растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. В этих условиях западные державы приняли решение способствовать образованию германского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. На Совещании западных оккупационных держав в Лондоне в феврале 1948 года был выработан план создания германского государства и определены принципы, которые должны быть положены в его основу. Этот документ, получивший название «лондонской рекомендации», был предложен на рассмотрение земельных правительств. Для обсуждения этих рекомендаций и выработки германской позиции земельные правительства провели ряд совещаний, наиболее известное из которых, состоявшееся в августе 1948 года на острове Херрехимзее, получило наименование «конституционного конвента». В нем приняли участие министры юстиции всех западногерманских земель, многочисленные эксперты в области конституционного права. Было принято решение создать специальный орган для выработки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландтагов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных парламентах политических партий. В состав Совета вошли 65 делегатов (кроме того, в работе участвовали 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом): по 27 мандатов имели ХДС—ХСС (Христианско-демократический союз — Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), 5 мест — СвДП (Свободная демократическая партия), по 2 места — партия Центра, Немецкая партия, а также КПГ (Коммунистическая партия Германии). Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр, лидер западногерманской партии ХДС и будущий канцлер ФРГ. К работе Парламентского совета, проходившей исключительно в комитетах, привлекались крупнейшие германские специалисты в области конституционного права. Подготовленные разделы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели, с 16 по 22 мая 1949 г., ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не менее для принятия конституции было достаточно одобрения большинства земель. 23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была открыта для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская Демократическая Республика. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился 2 октября 1990 г. присоединением ГДР к ФРГ на основе ст. 23 Основного закона (после чего эта статья утратила силу и затем была принята в новой редакции). С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.
2.Краткая характеристика Основного закона. Его главные черты
Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван «Конституция». В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Он обеспечил создание и функционирование жизнеспособной демократии на немецкой земле. Поэтому после объединения страны положение о временном характере Основного закона было удалено из Преамбулы. Тем не менее вопрос о разработке новой конституции окончательно не снят с повестки дня, он лишь отложен на неопределенное время.
Основной закон — это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. В ст. 140 Основного закона сказано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона. Эти статьи регулируют взаимоотношения государства и церкви.
Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, Villa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.
Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.
Раздел первый Основного закона носит наименование «Основные права». Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской внешней политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III—VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разд. VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет разд. X, который в ФРГ именуется «финансовой конституцией». Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел «Переходные и заключительные положения» устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.
Основной закон базируется на традициях германского конституционализма. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Вместе с тем в конституции ощущается влияние конституционного законодательства западных стран, особенно США. Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.
По форме правления ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства».
В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства. Следует вкратце раскрыть содержание этих понятий.
Характеризуя ФРГ как демократическое государство, конституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и ее единственным обладателем. «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия», — гласит конституция (ч. 2 ст. 20). Таким образом Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии. Однозначное предпочтение при этом конституционный законодатель отдает представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения. В качестве примера можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 2006 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против. В результате все осталось без изменений.
Основной закон характеризует ФРГ как правовое государство. Германская правовая доктрина считает государство правовым, если оно обеспечивает приоритет права в своей организации и деятельности, а также во взаимоотношениях с обществом. Черты правовой государственности нашли свое закрепление в следующих конституционных принципах:
• обязательность закрепленных в конституции основных прав для законодательной власти, исполнительной власти и правосудия. Основные права являются непосредственно действующим правом (ч. 3 ст. 1);
• верховенство конституции и верховенство закона (ч. 3 ст. 20);
• учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ч. 1 ст. 101);
• запрет придания закону обратной силы (ч. 3 ст. 103);
• приоритет общепризнанных норм международного права, которые являются составной частью федерального права и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц (ст. 25). Г Основной закон именует ФРГ социальным государством (ч. 1 ст. 20). Суть этого понятия в конституции не раскрывается. Его нормативное содержание может быть понято только на практике. Констатация социального характера германского государства является одновременно задачей, целью и правовой нормой. Правовая доктрина считает социальным то государство, которое помогает слабому, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. При этом германский конституционный законодатель исходит из приоритета личной ответственности каждого за его собственное благополучие. Требование личной ответственности, предъявляемое каждому человеку в обычных условиях, может быть ограничено, если удовлетворение определенных потребностей превышает силы индивида и его семьи. Именно поэтому ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, жилье, помощь в случае болезни, образование и т. п.
Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государстве (ч. 1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель. Это, однако, не означает, что не могут меняться формы федеративной организации государства. Неизменным должен быть принцип деления Федерации на земли, но не само современное деление; непременным должно быть участие земель в федеральном законодательном процессе, но объем их прав в этой области может меняться.
Основной закон регулирует очень важные аспекты во внешнеполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст. 26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: «Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства».
Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой и социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федеральное правительство должно незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.
Заключение
После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947г.), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого.
Федерация — традиционная для Германии форма государственного устройства. Германия как единое государство существует сравнительно недолгий исторический срок. Еще в середине XIX в. на территории страны располагались десятки независимых государств. После объединения в 1871 г. и создания единого государства прежде независимые государства стали его членами, и им были сохранены некоторые атрибуты государственности. Веймарская республика сохранила федеративную организацию государства. 12 лет гитлеровской унификации и централизации серьезно подорвали, но не смогли полностью уничтожить традиции регионализма, тем более что их поддержание препятствовало антидемократическим тенденциям в строительстве новой германской государственности.
4. процессы государственно-правового развития Германии 50-90 гг
Вторая мировая война, развязанная государствами агрессивного блока, принесла огромные бедствия и немецкому народу. Германия перестала существовать как независимое государство. Она потеряла 1/4 своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны. Вопросы, касающиеся всей Германии, решал Контрольный совет, состоящий из четырех главнокомандующих.
Производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Жизненный уровень населения резко упал. От голода немцев спасали поставки продовольствия стран-победительниц. Германия понесла значительные людские потери. Население было деморализовано войной и разрухой. В стране находилось 12 млн. беженцев. Изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, подорванная финансовая система, карточная система еще больше усложняли экономическое и социальное положение в Германии.
Союзники по антигитлеровской коалиции, выполняя решения Крымской и Потсдамской конференций, проводили политику трех «де»: демилитаризацию, денацификацию, демократизацию. Создавались условия для превращения Германии в миролюбивое, демократическое государство. Восстанавливались запрещенные нацистами политические партии и общественные организации. Первыми вышли из подполья коммунисты и социал-демократы. В апреле 1946 г. в советской зоне в результате объединения коммунистической (КПГ) и социал-демократической (СДПГ) партий была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ).
В сентябре 1948 г. был созван Парламентский совет. Он разработал конституцию Федеративной Республики Германии, которая вступила в силу 23 мая 1949 г. Конституция провозгласила Западную Германию как демократическое, федеративное государство, закрепила основные гражданские и политические свободы.
В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/ ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию. Правительство возглавил видный политический деятель — христианский демократ Конрад Аденауэр, который был федеральным канцлером на протяжении 14 лет. 21 сентября 1949 г. было официально провозглашено создание ФРГ. Столицей страны стал небольшой курортный город Бонн.
В восточной зоне оккупации 7 октября 1 949 г. была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Ее столица — Восточный Берлин. Совершился раскол Германии, который продолжался 40 лет.
В 50 — 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика. Незначительные военные расходы, щедрые американские кредиты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудования, высокая доля накопления в национальном доходе способствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. С 1950 по 1964 г. валовой национальный продукт вырос в 2 раза. Наиболее высокими темпами развивались разнообразные отрасли машиностроения, производство электроэнергии, химическая и металлургическая промышленности. Глубокие качественные изменения в экономике происходили и под влиянием развертывающейся научно-технической революции.
Успехи в экономическом развитии позволили быстро наращивать экспортный потенциал. Около половины всей производимой продукции шло на европейский и мировой рынки. ФРГ расплатилась с долгами, создала значительные золотовалютные резервы. Западногерманская марка стала одной из самых надежных валют мира.
Большую роль в восстановлении и развитии экономики сыграло финансовое и кредитное регулирование. В первые послевоенные годы правительство оказало помощь в восстановлении крупных монополий, обеспечении концернов рабочей силой. Это, в свою очередь, вызвало расширение жилищного строительства, быстрый рост прямых государственных капиталовложений, связанный с восстановлением разрушенного вой-
ной жилищного фонда. С начала 50-х годов в структуре капиталовложений возрастала доля косвенных государственных инвестиций. Основной акцент был сделан на поддержку базовых отраслей промышленности через государственные кредиты и субсидии. В 60-е годы увеличились государственные капиталовложения в форме прямых инвестиций в науку и образование.
Значительные ассигнования на инфраструктуру способствовали ускорению темпов экономического роста, качественному развитию социальной сферы.
Успехи социально-экономического развития базировались на основе либеральной рыночной политики, у истоков которой стоял министр экономики Л.Эрхард, впоследствии ставший канцлером ФРГ. Экономическая реформа, им разработанная, осуществлялась под лозунгом «благосостояние для всех». Она способствовала снятию социального напряжения в стране. Важную роль в этом играло и привлечение трудящихся к управлению производством.
Еще в 1951 г. в ФРГ в специфических послевоенных условиях был издан закон о «соучастии в принятии решений». Он распространялся только на предприятия с числом занятых свыше 1 тыс. в угольной и металлургической промышленности. Эти отрасли были особенно важны для первоначальной стадии восстановления экономики. В 1976 г. в ФРГ был принят новый закон о соучастии, распространяющийся на все отрасли (кроме угольной и черной металлургии) и все компании с числом занятых свыше 2 тыс. человек.
К более низкому уровню участия в ФРГ относится деятельность производственных советов, которые избирались на всех предприятиях с числом занятых не менее 5 человек. Совет обладал консультативными полномочиями.
В условиях экономического прогресса и относительного классового мира политический радикализм перестал быть заметным явлением. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влиятельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую правую националистическую партию также не имели успеха. В политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП, которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые позиции по основным вопросам внутренней политики и поддерживали идею развития государства благоденствия. Это способствовало укреплению политического консенсуса, ярким
проявлением которого стало существование в 1966-1969 г. «большой» правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.
Во внешней политике ФРГ ориентировалась на ведущие страны Запада. В годы «холодной войны» она стала членом Европейского Совета. В 1954 г. ей было разрешено иметь армию (бундесвер). В 1955 г. ФРГ стала членом НАТО, затем вошла в ЕЭС, где стала играть ведущую роль. Последовательный атлан- тизм во внешней политике давал ФРГ определенные преимущества, но был доведен до абсурда. Непризнание стран Восточной Европы, с которыми она находилась в непосредственной близости, делало дипломатию ФРГ негибкой.
В 1969 г., через 20 лет после образования ФРГ, Федеральным Канцлером впервые стал социал-демократ Вилли Брандт (1913-1992) — выдающийся политический деятель, с юношеских лет участвовавший в социал-демократическом движении. Произошли изменения во внутреннем развитии. Увеличились социальные льготы для значительной части населения. Возникли новые явления в политической жизни. Появились новые массовые движения. Самым значительным было движение в защиту окружающей среды, движение «зеленых». Получили распространение и левацкие организации — анархисты, маои- сты, неотроцкисты.
Значительные изменения произошли в международной деятельности ФРГ. Правительство В.Брандта разработало и реализовало «новую восточную политику». Были признаны послевоенные границы в Восточной Европе. В 1970 г. был подписан договор с Советским Союзом. ФРГ обязалась рассматривать существующие границы как нерушимые. Аналогичные договоры были подписаны с Польшей и Чехословакией. Были установлены межгосударственные отношения с ГДР. Взаимное признание немецких государств открыло им путь в ООН.
В начале 80-х годов произошла новая перегруппировка политических сил. СвДП поддержала ХДС/ХСС и вышла из коалиции с СДПГ. В 1982 г. Канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль. СДПГ оказалась в оппозиции. 4 мая 1983 г. Канцлер Г.Коль сделал правительственное заявление, в котором изложил 7 тезисов, или программу консерваторов на ближайшую перспективу: 1) личная свобода, творческий труд, благосостояние для всех и социальная уверенность должны быть достигнуты благодаря духу и силе социального рыночного хозяйства; 2) мы хотим общества с человеческим лицом; 3) за формирование современного общества, идущего в ногу с научно-
Германия в 20 веке — Стр 3
техническим прогрессом; 4) возвратить государство к сути своих задач — стоять на страже справедливости и следить за выполнением обязанностей граждан; 5) мы принадлежим к Западу; 6) за политический союз Европы; 7) немецкая нация продолжает существовать, необходимо добиваться немецкого единства. Правительство Г. Коля начало осуществлять мероприятия, сходные с теми, которые уже начали проводить М. Тэтчер в Великобритании и Р.Рейган в США. Были сокращены налоги и упорядочены государственные расходы, приняты меры по уменьшению государственной регламентации бизнеса, по стимулированию конкуренции. Начавшийся экономический подъем способствовал закреплению позиций правящей коалиции на выборах в бундестаг в 1983 и 1987 г.
В декабре 1987 г. правительство приняло специальную программу стимулирования экономики на 1988-1990 г. Она предусматривала значительное сокращение подоходного налога и налога с корпораций, стимулирование инвестиционной деятельности. Планировалось выделение льготных кредитов на сумму 21 млрд. марок. Эти средства предназначались для реконструкции городов и защиты окружающей среды. На цели субсидирования ставок по кредитам из государственного бюджета выделялось ежегодно 200 млн. марок. Правительство рассчитывало, что новая программа позволит стимулировать капиталовложения на общую сумму приблизительно в 40 млрд. марок.
В 1989 г. в ГДР началась революция. Была восстановлена демократия. 9 ноября после вынужденной отставки Э.Хоннекера и его правительства была разрушена берлинская стена. Переговоры об объединении обеих частей Германии успешно завершились. 3 октября 1990 г. было провозглашено образование единого германского государства. На внеочередных выборах в бундестаг в декабре 1990 г. правящая коалиция вновь одержала победу.
1990 г. стал особым годом для Германии. Объединение двух Германий остро поставило проблему преодоления отсталости бывшей ГДР.
Рыночные преобразования в Восточной части Германии финансировались в основном за счет Западной. В 1990 — 1992 г. перевод средств из Западной в Восточную Германию превысил 200 млрд. марок. В 1994 г. в Германии проходили выборы на всех уровнях. Коалиция христианских демократов и либералов по- прежнему осталась у власти. Начиная с 1982 г., осуществляется либерально-консервативный политический курс. СДПГ осталась ведущей оппозиционной партией. «Союз 90/зеленые» улучшил
свои позиции. Правые экстремисты вновь оказались за бортом политической жизни. Результаты выборов 1994 г. еще раз доказали стабильность партийно-политической системы Германии и опровергли некоторые политологические прогнозы о кризисе «партийной демократии».
Несмотря на то, что темпы развития экономики в 19921995 г. не столь высоки, как ранее, ФРГ является одной из ведущих экономических держав мира. В стране осуществляется сильная государственная социальная политика. Граждане ФРГ чувствуют себя достаточно защищенными. Однако их беспокоит высокая устойчивая безработица. В январе 1997 г. число безработных в Германии достигло 4,7 млн. человек, что составило 11,3% трудоспособного населения. Это рекордный показатель безработицы за всю историю ФРГ.
27 сентября 1998 г. в ФРГ состоялись очередные парламентские выборы. Победу одержала СДПГ. Главный лозунг Избирательной кампании — «обновление и справедливость». В союзе с СДПГ выступила партия «Союз 90/зеленые» и было сформировано «красно-зеленое» коалиционное правительство.
Правительство Герхарда Шрёдера осуществляет глубокое реформирование экономики и социальной сферы: создание наиболее благоприятных условий для предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса, что приводит к сокращению безработицы. Идет перестройка финансовой системы, начато реформирование пенсионной системы, перестраивается медицинское и социальное страхование.
На рубеже столетий Германия добилась ощутимых результатов в социально-экономическом и научно-технологическом развитии. Германия обладает самым мощным экономическим потенциалом в Европе и занимает третье место в мире после США и Японии по объему ВВП.
Налицо успехи Германии в социальном и культурном отношении. Все это создает новое качество жизни, отвечающее вызовам XXI века.
Рейхстаг В Германской империи — учредительное собрание, а затем нижняя палата Северо-Германского союза (1867—71); в 1871—1918 — выборный орган, участвовавший в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью. Высшим представительным органом считался бундесрат, в котором были представлены германского государства. 3) В Веймарской республике (1919—33) — нижняя палата парламента, избиравшаяся населением по системе пропорционального представительства. Права Р. существенно ограничивались за счёт широких полномочий правительства и президента, имевшего право роспуска Р.
В период фашистского господства (с 1933) он сохранялся лишь формально. В 1945 окончательно ликвидирован.
Рейхсрат — [в Германии — собрание представителей правительств государств, составлявших германскую республику;
Рейхсрат (имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия.
Германский национализм- это стиль мышления, основным приоритетом которого являются интересы немецкой нации, её процветание и всестороннее развитие. Чаяния других наций, равно как и любых государственных образований, рассматриваются германским национализмом исключительно исходя из нужд немецкой нации и её долгосрочных интересов.
Расизм— совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках
Шовини́зм(фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. Является крайней формой национализма, при которой благородная цель начинает достигаться негодными средствами. В отличие от националистов, которые «поднимают» (возвышают) свою нацию с целью сделать её «первой» (самой лучшей), шовинисты (с той же целью: видеть свою нацию первой) позволяют себе «опускать» (унижают) представителей других национальностей, то есть первыми движет «любовь к своим», а вторыми — «ненависть к чужим». Вот почему идеологи национализма всегда выступают за равноправие наций, тогда как идеологи шовинизма наоборот, всегда наделяют свою нацию особыми правами.
Рейхсканцлер(нем. Reichskanzler, буквально канцлер империи) — должность главы правительства (аналог премьер-министра) Германии с 1871 по 1945 год.
Фю́рер (нем. Führer) — немецкое слово, означающее «вождь», «лидер», «предводитель».
В Третьем рейхе — официальный титул главы государства, а также составная часть званий и должностей в СС (штурмбаннфюрер, группенфюрер и др.).
Как правило, слово используется в качестве обозначения Адольфа Гитлера, официально носившего этот титул. В ГДР до середины 1950-х годов также использовалось в отношении Иосифа Сталина
Нотификация
Нацификация
Гитлерю́генд[-ръю-] (нем. Hitler-Jugend, старая орфография Hitlerjugend, сокращение HJ) — юношеская военизированная нацистская организация, которую возглавлял Рейхсюгендфюрер.
Трудовая повинность— добровольная возможность или законодательно закреплённая обязанность по выполнению общественно полезного труда (обыкновенно низкооплачиваемая или вовсе не оплачиваемая). В Германии трудовая повинность была впервые организована 1920-е годы на добровольных началах, в том числе с целью собирания молодёжи разного происхождения. С приходом национал-социалистов к власти трудовая повинность в Германии стала обязательной. Закон от 26 июня 1935 объявлял трудовую повинность обязательной для всех граждан Германии в возрасте от 19 до 25 лет в рамках созданной Имперской службы труда (Reichsarbeitsdienst). Два раза в год все молодые немцы направлялись работать в трудовые лагеря, в основном на сельскохозяйственные работы. В течение 6 месяцев мужчины трудились на фермах и полях, а женщины помогали по хозяйству.
Рейхсвер(нем. Reichswehr, от Reich — государство, империя и Wehr — оружие, оборона), вооружённые силы Германии в 1919—35, созданные на основе Версальского мирного договора 1919. Законом от 6 марта 1919 был создан временный Р. (24 бригады); 23 марта 1921 принят закон о Р., личный состав которого вербовался по найму со сроком службы для офицеров — 25 лет, унтер-офицеров и рядовых — 12 лет. Состоял из сухопутных войск и ВМФ; Версальским договором Германии запрещалось иметь ВВС, танки, зенитную, тяжёлую и противотанковую артиллерию, подводные лодки, линкоры водоизмещением свыше 10 тыс. т и крейсера — свыше 6 тыс. т, а также Генштаб в любой форме. Численность сухопутных войск ограничивалась 100 тыс. чел., в том числе 4500 офицеров (7 пехотных и 3 кавалерийских дивизии, 288 орудий и 252 миномёта). ВМФ имел 6 старых линкоров, 7 лёгких крейсеров, 12 эсминцев и 12 миноносцев (вместе с береговой обороной 15 тыс. чел., в том числе 1500 офицеров). Однако существовал скрытый резерв — т. н. чёрный Р.: отряды самообороны (хеймвер), солдатские землячества, союзы ветеранов («Стальной шлем», «Викинги», «Шарнхорст», «Молодая Германия» и др.), объединявшие до 4 млн. чел. С 1926 началась тайная подготовка к увеличению Р., а в 1930—32 принят план увеличения Р. до 300 тыс. чел. к 1938. После прихода к власти фашизма и выхода Германии из Лиги Наций (1933) этот план был осуществлен к осени 1934. 16 марта 1935 Германия аннулировала военные статьи Версальского договора и ввела всеобщую воинскую повинность. Началось развёртывание на базе Р. многомиллионного вермахта.
Ве́рмахт (нем. Wehrmacht, от Wehr — «оружие», «оборона, сопротивление» и Macht — «сила, мощь; власть, влияние», «войско») — вооружённые силы нацистской Германии в 1935—1945 гг.Исторически словом «вермахт» в немецкоязычных странах обозначались вооружённые силы любой страны. Своё нынешнее значение понятие «вермахт» получило во времена прихода к власти НСДАП.
А́бвер(нем. Abwehr — оборона, отражение, от Auslandnachrichten- und Abwehramt) — орган военной разведки и контрразведки Германии в 1919—1944 годах, входил в состав Верховного командования вермахта.
Геста́по(сокращение от нем. Geheime Staatspolizei, «тайная государственная полиция») — тайная государственная полиция Третьего рейха в 1933—1945 годах. Организационно входила в состав Министерства внутренних дел Германии.
СА (нем. SA, сокр. от Sturmabteilung), см. Штурмовые отряды.
СС(нем. SS, сокр. от Schutzstaffeln — охранные отряды), организация германских фашистов, одна из главных опор фашистского режима. В 1925 обособилась в штурмовых отрядах (СА) как «личная охрана фюрера», с 1934 — самостоятельная организация. С 1929 СС возглавлялась Г. Гиммлером. В составе СС части «Мертвая голова» (для охраны концлагерей и расправы над узниками), войска СС, служба безопасности СД (главный орган разведки и контрразведки). СС была главным проводником массового террора в Германии и на оккупированных территориях. Международный военный трибунал в Нюрнберге осудил СС как преступную организацию.
SDСлужба безопасности (СД) в нацистской Германии (нем. Sicherheitsdienst).
РСХА (нем. RSHA, сокр. от Reihssicherheitshauptamt — Главное имперское управление безопасности), центральная служба разведки, контрразведки и репрессий в фашистской Германии. Создана в 1938 на базе нацистской внутрипартийной службы безопасности — СД. Будучи формально государственным учреждением, вместе с тем входила в состав СС (см. СС) и подчинялась непосредственно Гиммлеру (см. ГИММЛЕР Генрих). С момента образования РСХА возглавляла одна из самых зловещих фигур режима — Р. Гейдрих (см. ГЕЙДРИХ Рейнхард), а после его ликвидации в Чехии английским диверсионным отрядом — Э. Кальтенбруннер (см. КАЛЬТЕНБРУННЕР Эрнст). Состояло из 7 управлений, главными среди которых были III (внутренняя служба надзора — СД), руководитель — группенфюрер СС О. Олендорф, IV( гестапо ), руководитель — обергруппенфюрер СС Г. МюлېՑ(см. МЮЛЛЕР Генрих) и VI ( разведка и внешняя служба надзора), руководитель — группенфюрер СС В. Шелленберг (см. ШЕЛЛЕНБЕРГ Вальтер).
Под эгидой РCХА в Германии и на захваченных ею территориях была создана разветвленная сеть тайной агентуры. Поступавшие от нее материалы обобщались и использовались как для репрессий (в таком случае они передавались в гестапо), так и для составления аналитических обзоров о настроениях населения, которые представлялись высшему руководству. На базе этих материалов собирались также секретные досье на всех известных общественных и политических деятелей страны. РCХА располагало также собственными вооруженными силами — отрядами СД и специальными оперативными командами, проводившими, наряду с отрядами СС, расовые «чистки» и карательные операции на оккупированных территориях. VI управление наряду с разведкой осуществляло широкомасштабные диверсионные операции. Одновременно в его функции входило создание и поддержание особых каналов связи с зарубежными деятелями для высшего руководства страны.
После капитуляции Германии службы, входившие в РCХА, были ликвидированы. Часть ее агентуры была завербована спецслужбами держав-победительниц.
Свободная демократическая партия Германии, СвДП(нем. FDP, Freie Demokratische Partei) — партия в Германии, основана 11 декабря 1948 г. Членом СвДП был первый президент ФРГ Теодор Хойс.
Социал-демократическая партия Германии(СДПГ; нем. Sozialdemokratische Partei Deutschlands, SPD) — одна из двух крупнейших партий Германии, основана 23 мая 1863 Фердинандом Лассалем как Общегерманский рабочий союз. В 1875 году ОГРС объединился с созданной в 1869 году Социал-демократической рабочей партией Вильгельма Либкнехта и Августа Бебеля. В 1878—1890 и 1933—1945 гг. действовала нелегально. Своё современное название получила в 1890 году, после отмены германского Исключительного закона против социалистов.
ХДС/ХСС (CDU/CSU)— Объединение современных политических партий Германии — ХДС и ХСС. Упоминание ХДС/ХСС относится преимущественно к представительству обеих партий в Парламенте Германии — Бундестаге. Обе партии имеют общую молодежную организацию — Юнге-Унион. На выборах ХДС не выставляет своих кандидатов в федеральной земле Бавария, которая является полем деятельности ХСС и, наоборот, ХСС не выставляет своих кандидатов вне Баварии.
Демилитаризация территории(от де… и лат. militaris — военный), в международном праве ликвидация военных укреплений и сооружений на определённой территории, а также запрещение содержать на этой территории вооружённые силы. Д. т. (полная и частичная) осуществляется на основании договора между заинтересованными государствами.
Денацификация, мероприятия по очищению государственной, общественно-политической и экономической жизни Германии от последствий господства фашистского режима с целью проведения демократического преобразования страны. Решениями Потсдамской конференции 1945 и постановлением Контрольного совета в Германии (октябрь 1945) о проведении Д. предусматривалось: уничтожение национал-социалистской (фашистской) партии, её филиалов и подконтрольных ей организаций; роспуск всех нацистских учреждений и обеспечение того, чтобы они не возродились ни в какой форме; предотвращение всякой нацистской деятельности и пропаганды; привлечение к суду лиц, виновных в военных преступлениях против мира и человечности, а также активных нацистов; удаление нацистов со всех постов; отмена фашистского законодательства; устранение нацистских доктрин из системы народного образования и др. Международный военный трибунал в Нюрнберге осудил (приговор оглашён 30 сентября — 1 октября 1946) главных военных преступников; объявил преступными организациями руководящий состав Национал-социалистской партии, гестапо, СД (служба безопасности), СС.
Демократизация- процесс, направленный на устранение иерархии руководства в различных организациях, партиях и общественных учреждениях посредством установления порядка, ориентирующегося на интересы большинства и уравнивающего всех в правах и обязанностях.
Бизо́ния (от лат. bi — два и англ. zone — территория, зона) — часть Германии, после Второй мир
Тризония — часть Германии, после Второй мировой войны оккупированная войсками США, Великобритании и Франции.овой войны оккупированная войсками США и Великобритании.
Социа́льное госуда́рство(нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся
конкурирующее законодательство
Бундестаг (нем. Bundestag), высший представительный орган ФРГ. Избирается сроком на 4 года (половина депутатов избирается в округах персонально, другая половина — по партийным спискам, выставляемым в каждой земле). Социальный состав характеризуется преобладанием магнатов промышленности, представителей партии и государственной бюрократии. В Б., избранном в 1969, представлены 3 партии: Христианско-демократический союз, Социал-демократическая, Свободная демократическая. Б. в условиях чрезвычайного положения может быть заменен так называемым объединённым комитетом из 33 депутатов бундестага и бундесрата. См. Федеративная Республика Германии, раздел Государственный строй.
Бундесрат (нем. Bundesrat), в ФРГ орган представительства земель. Состоит из 41 представителя правительств земель (от 3 до 5 представителей, назначаемых правительствами земель в зависимости от численности их населения) и представителей Западного Берлина, имеющих право совещательного голоса. См. Федеративная Республика Германии, раздел ГосКа́нцлер(нем. Kanzler, от лат. cancellarius — секретарь) — глава правительства в Германииударственный строй.